Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Борванова Галина Ивановна

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 001.docx49.1 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского
языка в 6 классе по теме

«Фразеологизмы»

Учитель Борванова Г.И.

2020 - 2021 уч. год

Урок русского языка по теме «Фразеологизмы»

Цель урока - Познакомить учащихся с понятием « фразеологизм»- устойчивое словосочетание.

Задачи урока:

  1. предметные: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
  1. личностные: воспитывать любовь к родному языку и интерес к русскому языку как учебному предмету, стремление к речевому самосовершенствованию.
  1. метапредмепгные: совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков, таблицы).
  1. развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Форма урока: урок - исследование «Работа в НИИ Фразеологии».

Оборудование:

Материалы для проведения урока.

  1. Мультимедийная презентация «Восьмое чудо света».
  1. Рабочие листы для учащихся.
  1. Оценочные листы успешности
  1. Распечатанные рисунки для работы в художественной лаборатории.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

«Здравствуй, солнце, я твой лучик. Здравствуй, (После этих слов поворачиваются , глядя в глаз проговаривают) «Здравствуй, друг, здравствуй, вокруг!». Ребята, давайте протянем правую руку и достанем удачу, протянем левую руку и достанем успех. Они нам пригодится сегодня на уроке.

2 Самоопределение темы и целей урока.

-Начинаем наш урок русского языка. Открываем тетради, записываем число и классная работа.

Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся р случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех! Все вам было понятно в моем пожелании?

- Какие необычные словосочетания вы услышали, запишите их в тетрадь. ( дети записывают)

Значит, как мы будем работать?

Зарубить себе на носу - запоминать

Работать засучив рукава - усёрдно работать

Не падайть духом - не унывать в случае неудачи

Взять себя в руки - работать сосредоточенно

- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на нац)ем уроке?

- Как называются устойчивые сочетания слов, к оторые вы записали? (Фразеологизмы.) Тема урока- Фразеологизмы.

Поставьте цели нашего урока:

Познакомимся...

Научимся...

Повторим...

3. Работа по теме урока

- Как называют людей, которые очень много знают, проводят исследования и делают открытия? Ученые.

- Я приглашаю вас принять участие в работе НИИ Фразеологии, (слайд «НИИ Фразеологии».) И быть в роли учёных.

НИИ (Научно-исследовательский институт) - это та же школа, только в нем находятся не ученики, а ученые, и сидят они не работают в лабораториях. В нашем институте есть несколько лабораторий.

за партами в классах, а

А наши наблюдения и опыты мы будем записывать в рабочие листы (они лежат перед вами на партах). Свою работу в разных лабораториях будете оценивать на «Листе успешности». Обратите взимание, в каких лабораториях нам предстоит поработать? Что Цы будем делать в каждой лаборатории?

- Но, чтобы провести исследование, необходимо хорошо представлять, что мы будем исследовать? Что же такое фразеологизмы?

4. Работа в теоретической лаборатории .

- Чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в лабораторию.

теоретическую

Открываем учебник на стр.49

Маркировочные пометки:

Знаком “плюс” отмечают информацию, которая известна ученику.

Знаком “минус” отмечают новую информацию, новые знания.

Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует
дополнительных сведений.

Что вы отметили «+», «-», «?»

5. Работа в практической лаборатории. Дифференцированная работа.

Любые теоретические знания нужно проверить лаборатории практической.

на практике, и вот мы в

Обратите внимание на карточку желтого цвета, предлагаю выполнить?

Какое задание я вам

Прочитай небольшой рассказ о друге . Найди в нём фразеологизмы. Дай им объяснение. Подсказкой будет словарь фразеологизмов на стр. 157- 158.

У меня есть друг. Все говорят про него: не ударит в грязь лицом. Он никогда
не идет на поводу остальных, всегда имеет своё мнение. Мой друг не хватает
с неба звёзд. Мы с ним дружим с раннего детства

(не ударит в грязь лицом- успешно справится с делом, не идет на поводу остальных- действует самостоятельно, без чьей-либо указки, не хватает с неба звезд-отличаться необыкновенными способностями.)

  1. - Физкульминутка.

Мы славно потрудились, предлагаю минутку отдохнуть.

Игра « Покажи у себя»

-Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.

• - Его вешают в унынии,

Его задирают, зазнаваясь,

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)

• -Не цветы, а вянут,

Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,

Не бельё, а их развешивают.(уши)

• -Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,

Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,
Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)

-Они могут разбегаться в разные стороны,

В них пускают пыль, если хотят обмануть,

Их можно сделать большими от удивления.(глаза)

  1. Работа в художественной лаборатории.
  • Ученые - это люди очень образованные, они хорошо разбираются не только в вопросах фразеологии, но и в искусстве.

Проходим в лабораторию художественную.

  • Перед нами работы, на которых художники зашифровали фразеологизмы, изобразив их в прямом понимании. Ваша задача - озаглавить каждый рисунок с помощью фразеологического оборота. Какой фразеологизм зашифровал художник? Что он обозначает?

«Рисунки» на доске.

  1. Подведение итогов урока.

Наше путешествие в НИИ фразеологизмов подходит к концу. Мы в классе. Мы проделали большую работу по исследованию фразеологизмов.

Давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос «Что такое фразеологизм?»

(Во фразеологизмах — душа и мудрость русского народа.

Фразеологизмы не только полезны в речи, но и необыкновенно интересны!)

  1. Домашнее задание.
  1. Составьте небольшой рассказ, используя фразеологизмы.
  1. Выпишите из словаря 5 фразеологизмов, объясните их значение.
  1. Нарисуйте иллюстрацию к одному из фразеологизмов.
  1. Рефлексия.

Закончи предложения.

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.


-На столах у вас лежат воздушные шарики. Выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе.

Вы сегодня помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в
оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей учёбы ни пуха ни пера, в
добрый час!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....

Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...

Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...