Современные образовательные ресурсы
материал

Цырендоржиева Марина Дабаевна

Хэшээлдээ хэрэглэхэ материал

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии на уроках бурятского языка.

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий. Именно использование в работе педагогических технологий повышает эффективность и результативность учебного процесса. В настоящее время развитие педагогических технологий открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учёбе обучающихся и качества обучения. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем - обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Современный урок бурятского языка невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий. Цель педагогических технологий – повысить зффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т.к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами: это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности. Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что и обеспечивает повышение эффективности учебного процесса.

Наиболее продуктивными технологиями, на мой взгляд, являются информационно-коммуникационные, проектный метод, исследовательская деятельность учащихся, дифференцированное обучение и др.

Я в своей работе использую технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения, активно использую стратегии и приёмы обучения смысловому чтению и работе с текстом. Учитывая именно то, что в классах часто присутствуют ученики с различным уровнем языковой подготовки, на каждом уроке стараюсь использовать поэлементно такие современные образовательные технологии:

-информационно-коммуникационные;

- проектный метод;

- игровую технологию;

- исследовательскую деятельность;

- дифференцированное обучение;

- здоровьесберегающие технологии.

Использование технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.

В связи с тем, что в каждом классе выделяются различия по уровню обучаемости среди учащихся, наиболее приемлемой и актуальной в организации образовательного процесса считаю технологию внутриклассной дифференциаци с добавлением элементов разноуровневого обучения. Учитывая типологические особенности каждого ученика, делю класс на условные группы «А», «В», «С». Использую приёмы коллективной работы, по динамическим парам или группам. Задания группы «С» зафиксированы как базовый стандарт – минимальный или репродуктивный. Здесь выделяю многократность повторения, учу выделять лексические опоры. Задания «В» выстроены на аналитико-синтетическом уровне и обеспечивают умственную деятельность, которая необходима для решения заданий на применение. Задания группы «А» предполагают творческий или продуктивный уровень. Учащиеся осознанно, творчески применяют свои знания, составляя мини-диалоги, монологические высказывания по теме. Элементы организации групповой формы работы позволяют мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, включить в процесс обучения каждого ученика. Внутри групп каждый может высказать своё мнение, активно участвовать в решении учебных программ, в соответствии с уровнем языковой подготовки, изученных лексических единиц. На каждый урок создаю дидактический материал разной сложности. Всё это даёт ощутимый образовательный результат.

Одним из ведущих технологий в организации образовательного процесса на внеурочное время считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на различных этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности использую компьютерные презентации, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и короткометражных художественных фильмов, электронный учебник бурятского языка, электронные приложения в УМК. На этапе закрепления лексики, а так же при обобщении и повторении – интерактивные задания, при контроле – интерактивные тесты, при защите проектов –компьютерные презентации. Использование информационно-коммуникационных технологий мультимедийных средств позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению бурятского языка, создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных норм к самостоятельным, творческим видам работы.

Метод проектов является одним из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Метод проектов считаю одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать бурятский язык, ка инструмент межкультурного общения и взаимодействия.

При использовании проектной технологии чаще применяется групповой метод работы. Работая в группах, ученики включены в активный диалог культур, используют приобретённые знания и умения в новых нестандартных ситуациях. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Учащиеся учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации и, конечно же, учатся оформлять свои работы. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление буклетов, афиш, рекламных проспектов, брошюр, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д. Стараюсь разнообразить тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно ребятам. Учащиеся 5-7 классов обычно предлагают темы «Моя малая Родина», «Мое хобби», «Любимые праздники» и т.п. Ребят постарше волнуют другие проблемы: «Мода»,  «Дружба», «Спорт»  и др. В этом учебном году учащиеся 9 класса представили свои мини-проекты по теме «Мой родной край», «Знаменитые люди села», «Школа». Были подготовлены красочные презентации, буклеты, стенгазеты, плакаты.

        Таким образом, проектная методика не только даёт возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, даёт возможность развития коллективного творчества и индивидуальных способностей учащихся.

Одной из новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, со спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией рабочего времени, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности, особенно в младшем школьном возрасте, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому ребенку и сделать такую коллективную папку. В будущем учащийся научится самостоятельно собирать и организовывать информацию, что является хорошей подготовкой на дальнейших этапах обучения.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ребёнка в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. Применяя игровую технологию, можно решить какую-либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание и творческие способности учащихся.

Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо ига – это всегда эмоции, где эмоции, там и активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Таким образом, игра – это:1) деятельность; 2) мотивированность; 3) индивидуализированная деятельность, личная;4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; 5) развитие психических функций и способностей; 6) « учение с увлечением».

Таким образом, применение современных образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным.



Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений.

Система оценкт достижения планируемых результатов является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации и служит основой при разработке школой собственного «Положения об оценке образовательных достижений обучающихся». Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования: обеспечению прееемственности в системе непрерывного образования. В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.

Сегодня оцениванию подвергаются не только учебные достижения, но и творчество и личная инициатива ребёнка в школьной жизни. Гуманизация образования требует профессионализма, сил, времени, желания педагога работать в режиме комплексной итоговой оценки, она должна быть объективной и дифференцированной. Необходимо детей научить оценивать свои действия, их результаты, своё продвижение вперёд. Способность контролировать и оценивать свои действия создаёт мотивацию для самостоятельного совершенствования своих действий, возрастёт и познавательная активность детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на достижение результатов:

  • в духовно-нравственном развитии и воспитании (личностные результаты)
  • в формировании учебных универсальных действий (метапредметные результаты)
  • в освоении результатов учебных предметов (предметные результаты).

Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Отдельные действия, прежде всего, успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки.

Система оценивания образовательных достижений строится на основе следующих принципов:

1.Оценивание есть постоянный процесс. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

2.Оценивание критериальное. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

4.Оценивать можно только то, чему учат.

5.Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны учителям и учащимся.

6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Результаты мониторинга предметных, метапредметных и личностных достижений по бурятскому языку

Оценивание предметных результатов.

Учебные годы

Классы

 7а

 9б

 9е

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

2016-2019

100%

-

-

100%

-

-

100%

96

4,4

100%

100

4,5

2017-2018

100%

-

-

100%

100

4,5

100%

100

4,4

100%

100

4,5

2020-2021

100%

100

4,4

100%

94

4,4

100%

100

4,4

100%

100

4,6

2021-2022

100%

94

4,2

100%

94

4,4

100%

100

4,5

100%

100

4,6

2022-2023

(1 пол)

100%

94

4,3

100%

92

4,3

100%

96

4,4

100%

96

4,5

На уроках бурятского языка можно использовать различные способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (сочинение - миниатюра, диктанты, многовариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки).

В процессе отслеживания и диагностики результатов ведутся листы оценивания индивидуальных достижений. Обязательным элементом является самооценивание учащихся. При обучении самоконтролю, самооценке, а также взаимооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы обучающийся сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые стороны, а самое главное – мог определить, что ему нужно делать, как поступить, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты. 

В соответствии с ФГОС оценка достижений учащихся связана с тремя составляющими: предметными, личностными и метапредметными результатами. 

Лист самооценки учащихся на уроке бурятского языка (2-4 кл.)

Критерий

Понял

Сомневаюсь

Понял и могу применить свои знания

Знаю все буквы бурятского алфавита

Знаю цвета на бурятском языке

Знаю, как произносить звуки h, Y, ай, эй,ой,уй,Yй,

Могу рассказать о моей семье

Могу сказать, что я делаю каждый день

Могу сосчитать до десяти, до ста

Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление данных об уровне знаний и обученности учащихся, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий, умение корректировать работу с учащимися. Система контроля и оценивания деятельности учащихся предусматривает сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой отметкой, возможность пересдать тему, контрольную работу.

Способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (диктант, самостоятельные работы, вариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (творческие задания, кроссворды, тексты с ошибками, составление тестов дома, проектные работы, нетрадиционные уроки).

        Совершенно новыми для школы являются метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Новая диагностика результатов личностного развития, которая может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.)

Привычная форма контроля в виде тестов, зачетов и контрольных работ дополняется новыми формами контроля результатов такими как:

  • целенаправленное наблюдение (проявляемые учениками действия и качества по заданным параметрам);
  • самооценка ученика по принятым формам;
  • результаты разнообразных учебных, внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;
  • результаты учебных проектов.

Эти формы контроля направлены на поддержание успешности и мотивацию ученика, на обеспечение его психологической безопасности. У каждого должно быть право на индивидуальный образовательный маршрут, на свой темп освоения материала, что порой сложно реализовать на уроке. Наблюдение учащихся (может проводиться по следующим параметрам: отношение к деятельности на уроке, интенсивность усилий по выполнению поставленных задач, активность, умение ставить цели, планировать работу, способы организации работы и т.д. По результатам наблюдений и после определенной фиксации (на каждый урок могут предполагаться разные параметры для наблюдений, которые фиксируются, например при помощи «+» или «-») учитель может давать оценку, т.е. словесную характеристику результатов действий (молодец, оригинально, очень логично, здесь неточно, надо подумать и т.д.)

Уровень личностных и метапредметных  результатов освоения основной образовательной программы  учащимися по бурятскому языку

Предметные умения и личностные качества

Уровни

5б кл

28

 учащихся

6а кл

30

 учащихся

8б кл

27

 учащихся

8е кл

26

учащихся

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Познавательные УУД

Высокий

35

35

25

20

52

55

45

50

Средний

50

55

59

62

38

30

39

45

Низкий

15

10

16

18

10

15

16

5

Регулятивные УУД

Высокий

70

66

62

70

30

30

30

30

Средний

29

30

29

29

67

68

67

68

Низкий  

1

4

9

1

3

2

3

2

Коммуникативные УУД

Высокий

66

70

68

70

40

45

67

68

Средний

22

30

30

30

60

55

30

31

Низкий  

12

0

2

0

0

0

3

1

Личностные УУД

Высокий

50

55

45

50

42

46

40

50

Средний

35

35

50

48

50

50

55

48

Низкий  

15

10

5

2

8

4

5

2

Наблюдения за учащимися на уроке показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать и отстаивать  своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи, учатся планировать пути достижения цели; большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке, собственные возможности выполнения задачи.

Еще один способ контроля – это самооценка. Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для развития самоконтроля и адекватной самооценки существует ряд техник.  На уроках бурятского языка применяю следующие способы для формирования данного умения:

  1. Очень хороший способ – ведение дневников успешности. Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы и делают записи по преодолению проблем.
  2. Индивидуально обсуждаю с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.
  3. Для включения учащихся в действие взаимоконтроля и взаимооценки при индивидуальных ответах все учащиеся делают краткие записи по определённой схеме, включающей критерии оценивания определённого вида деятельности, и дают словесную характеристику ответу. Этот способ помогает научиться адекватно воспринимать конструктивную критику и корректно высказывать замечания.
  4. При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо обменяться текстами и отредактировать чужую работу.
  5. Интересно проходят и групповые статистические опросы. Учащиеся выясняют наличие приоритетов  и проблем, успешность выполнения заданий, а потом, обобщив данные, сообщают статистические данные классу либо оформляют стенгазету, памятку и т.д.

В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся на уроках бурятского языка и литературы размещают себя на «лестнице успеха», оценив свои знания и умения, а затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к. оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания):

1.Какова была цель задания? (Учимся вспоминать цель работы.)

2.Удалось получить результат? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3.Правильно или с ошибкой? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4.Самостоятельно или с чьей-то помощью?(Учимся оценивать процесс.)

  1. Важным условием для развития адекватной самооценки является совместная выработка критериев оценивания определенных умений. Что касается бурятского языка и литературы, то навыки и рецептивные умения (тестирование) оценить достаточно просто, сравнив ответы с ключами. В то время как для корректного оценивания продуктивных умений (устный ответ) должны быть выработаны определенные критерии.

Давайте рассмотрим способы оценивания достижений учеников в разных областях (учеба, творчество, общение, труд) и т. д. Одним из способов фиксации таких достижений является портфолио – сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс, и достижения ученика.

Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проект это и движущая сила развития личности и прекрасный способ контроля образовательных результатов. Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности  в разных видах деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся совместно решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность за продвижение в обучении, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.

Данный подход представляет модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов в обучении и развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность.

Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.

К технологии оценивания знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимную оценку результатов письменных работ учащихся и устных ответов, используя накопительную систему оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности

Использование современных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности...

Современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как средство повышения качества образовательной услуги

Современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как средство повышения качества образовательной услуги...

Решу ОГЭ – современный образовательный ресурс для подготовки к экзаменам

Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике....

Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...

Современные образовательные ресурсы для преподавания астрономии в условиях реализации ФГОС 2019

Астрономия снова в учебном плане школы С 2017-2018 учебного года астрономия возвращается в школу как самостоятельный учебный предмет. Приказом Минобрнауки России от 07-06-2017 № 506 внесены соотв...

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»»  (с использованием современных образовательных технологий...