Рабочая программа учебного предмета "Родной язык (русский)"
рабочая программа (10, 11 класс)

Кузнецова Елена Валерьевна

Рабочая программа составлена в соответствии с положениями ФГОС среднего общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rodnoy_yazyk_10-11_klassy.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Сахалинское государственное казенное

специальное учебно-воспитательное общеобразовательное

учреждение закрытого типа

‌‌‌

Приложение

к основной образовательной

программе среднего общего образования

 (ФГОС 2021  СОО)

СГКСУВОУ закрытого типа с. Костромское,

утвержденной приказом по ОУ

                                                                                                               № 122 – Д от 30.08.2023 г.

Рабочая программа учебного предмета

«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

10-11 классы

Срок реализации 2 года

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 10-11 классов составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения и Программы по русскому языку для 10-11 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник «Русский язык. 10-11 классы» под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2020).

Место учебного предмета «родной язык (русский)» в учебном плане

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» рассчитано на общую учебную нагрузку в объёме 34 часа: 10 класс — 17 часов, 11 класс — 17 часов.

Содержание учебного предмета «родной язык (русский)»

10 класс

   Язык и его функции. Речь. Культура речи. (3)

Язык и его функции. Писатели о языке и речи.        

Речь. Культура речи. Стихотворение С. Острового «Первородство».        

Орфография. Стихотворение В. Шефнера «Это так, а не иначе».        

Лексика и лексическая стилистика (4)

Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.        

Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.        

Словари. «Собиратели слов» (По В. Одинцову).         

Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.        

Состав слова и словообразование (1)

Словообразование и стилистика.        

Этимология. Этимологические словари.

Грамматика и грамматическая стилистика (2)

Назначение грамматики. Тексты Л.К. Граудиной и В. Белова.        

Морфология и стили речи.         

Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К. Дмитриев.        

Части речи и их происхождение.

Морфология         

Имя существительное (5)

Имя существительное и его роль в художественных текстах.        

Собственные имена существительные в литературе.        

«Журавли» Н. Рубцова и Р. Гамзатова.        

Употребление падежных форм имен существительных.

Употребление несклоняемых имен существительных.

Имя прилагательное (2)

Трудности в употреблении имен прилагательных.          

Употребление имен прилагательных в художественной литературе.         

11 класс

Морфология

Имя числительное (1)

Употребление числительных в речи и художественной литературе.        

 Местоимение (1)

Употребление местоимений в речи.        

Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.        

 Глагол (4)

Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.        

Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.        

Причастие (2)

Употребление причастий в речи и в художественной литературе.        

 Деепричастия (3)

Деепричастие как часть речи.         

Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.        

Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П. Ершова «Конек-горбунок»)        

 Наречие (2)

Правила написания наречий.        

Употребление наречий. В. Короленко «Все-таки впереди – огни!»        

 Служебные части речи (2)

Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»        

Употребление частиц и междометий в художественной литературе.        

Язык и культура (2)

Языковая картина мира.  К.Д. Ушинский. «О родном языке».         

Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край», «Добро».

        .        

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

           Личностные результаты 

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

Аудирование и чтение:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

 -соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты 

- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

-  освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Тематический план. 10 класс

Тема

Кол-во

часов

Язык и его функции. Речь. Культура речи

3

Лексика и лексическая стилистика

4

Состав слова и словообразование

1

Грамматика и грамматическая стилистика.

2

Морфология.

Имя существительное

5

Имя прилагательное

2

Итого

17

Тематический план. 11 класс

Морфология.

Имя числительное.

1

Местоимение.

1

Глагол.

4

Причастие.

2

Деепричастие.

3

Наречие.

2

Служебные части речи.

2

Язык и культура.

2

Итого

17

Календарно-тематический план. 11 класс

Тема урока

Кол-во часов

Календарная дата

Употребление числительных в речи и художественной литературе.

1

4.09

Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.

1

11.09

Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.

1

18.09

Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола».

1

25.09

Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.

1

2.10

Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему.

1

9.10

Употребление причастий в речи и в художественной литературе.

1

16.10

Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В. Перов. «Дети, бегущие от грозы».)

1

23.10

Деепричастие как часть речи.

1

13.11

Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.

1

20.11

Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П. Ершова «Конек-горбунок»)

1

27.11

Правила написания наречий.

1

4.12

Употребление наречий. В. Короленко «Все-таки впереди – огни!»

1

11.12

Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»

1

18.12

Употребление частиц и междометий в литературе.

1

25.12

Языковая картина мира.

 К.Д. Ушинский. «О родном языке».

1

15.01

Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край», «Добро».

1

22.01


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 6 класса по програм-ме М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского

Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса по программе

Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса к учебнику В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой и др....

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)

Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...

Рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020-2021 учебный год

В данном материале содержится рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020 - 2021 учебный год. Программа разработана на основе: «Рабочих программ. Русский язык. Предметная линия ...