Рабочая программа по бурятскому языку 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Цынгунова Агафья Чойнзоновна

Рабочая программа по бурятскому языку для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ОOO) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:

  • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования
  • Программы по бурятскому языку как государственному языку РБ авторов: Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Содномовой Б.Д,  рекомендованной Минобрнауки РБ У-Удэ, изд. «Бэлиг»
  • Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Дырестуйская СОШ»
  • Учебного плана МБОУ «Дырестуйская СОШ» на 2023-2024 учебный год
  • Положения о рабочей программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_bur.yaz_5_klass.docx41.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по бурятскому языку для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ОOO) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:

  • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования
  • Программы по бурятскому языку как государственному языку РБ авторов: Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Содномовой Б.Д,  рекомендованной Минобрнауки РБ У-Удэ, изд. «Бэлиг»
  • Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Дырестуйская СОШ»
  • Учебного плана МБОУ «Дырестуйская СОШ» на 2023-2024 учебный год
  • Положения о рабочей программе

Учебная программа __5__ класса рассчитана на _68___ часов, по __2_ часа в неделю.

Основными целями изучения бурятского языка являются:

  • формирование коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, т.е. способности и готовности учащихся общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей и потребностей в устной и письменной формах; формирование умений использовать изучаемый язык как инструмент межкультурного общения в современном поликультурном мире, необходимого для успешной социализации и самореализации;
  • развитие личности школьника, его мыслительных, познавательных, речевых способностей, формирование универсальных учебных действий (УУД); развитие мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком как государственным языком Республики Бурятия; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
  • приобщение учащихся к культуре и национальным традициям бурятского народа, создание необходимых условий для формирования таких личностных качеств, как доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другим народам, компетентность в межкультурном диалоге.

Планируемые результаты изучения курса "Бурятский язык"

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при

изучении содержания курса по бурятскому языку, являются:

- уважительное отношение к бурятскому языку как средству  межличностного и межкультурного общения и желание изучить его на должном уровне;

- оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;

- доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.

К метапредметным результатам обучения бурятскому языку относятся:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

- владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

- умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;

- умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;

- умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;

- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты обучения бурятскому языку по каждой изучаемой теме приводятся в тематическом планировании в графе характеристика основных видов деятельности учащихся.  

По видам речевой деятельности предусматриваются следующие результаты:

в говорении

  1. диалогическая речь:

     умение вести диалоги этикетного характера,  диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию,     диалог-обмен мнениями, комбинированные диалоги.

 Объём диалога: каждый участник диалога должен произнести 6-8 реплик (5–7 классы),  8-10 реплик (8–9 классы). Продолжительность диалога: 1–2 мин. (9 класс).

  1. Монологическая речь: умение пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию.

      Объем монологического высказывания: 8-10 фраз (5–7 классы); 10-15 фраз (8–9 классы). Продолжительность монолога: 2 мин (9 класс).

  в аудировании

дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

       Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования – до 1 мин.

      Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования: до 1,5 мин.

в чтении

умение:

-  читать и понимать несложные тексты в языковом плане с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение);

-  формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;

-  прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения, по внешним признакам (основной странице и т.д.).

в письме

умение:

- писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 18-20 слов, включая адрес);

- заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);

- писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо). Объём личного письма: 80 слов, включая адрес;

- составлять короткие рассказы;

- описывать картины;

- составлять план, тезисы письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.

Учащийся научится:

- слушать и правильно произносить слова по теме; слушать и невербально реагировать на звуки (h-х: у-ү; уу-үү; өө-оо и т.д.); вести диалог-расспрос, читать про себя и понимать тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приемами изучающего чтения, производить выписки из текста.

- понимать на слух основное содержание коротких, несложных текстов и выделять значимую информацию; высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения; приветствовать и отвечать на приветствие, используя соответствующие обращения; составлять вопросы к тексту и отвечать на них; совершенствуют технику чтения вслух и про себя: соотносят графический образ слова с его звуковым образом на основе знания новых правил чтения

- воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений; выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале тексты, строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики; произносить слова изучаемого бурятского языка; узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания);употреблять правильно в речи родительный падеж существительных.

Учащийся получит возможность научиться: 

- определять тему текста по заголовку, дополнять предложения нужными словами и репликами; расспрашивать собеседника

- выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;  использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.

- использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова; восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов; комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать чувства и эмоции с помощью интонации.

- вести диалог-обмен мнениями; кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему; использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту; распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования

Содержание курса «Бурятский язык»

Предметное содержание устной и письменной речи соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы учреждения и строится по темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы.

Учащиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей тематики:

Моя семья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Семейные праздники. Помощь по дому.

Мои друзья и я. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения друзей. Досуг и увлечения (спорт музыка, чтение).

Здоровый образ жизни: спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек, посещение врача. Бурятские спортсмены-олимпийцы.

Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. Классная комната, школьная форма, распорядок дня, правила поведения в школе. Взаимоотношения учащихся и учителей, между учащимися, правила для учителей и учащихся. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы (спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение).

Профессии.

Республика Бурятия, ее географические и природные условия, климат, население, города, села, достопримечательности городов Бурятии.

Средства массовой информации. Любимые теле-, радиопрограммы. Наиболее популярные программы в регионе, России.

Тематическое  планирование

№ урока

тема урока

Количество уроков

Дата проведения

Коррекция

по плану

фактически

1.

Вводный урок.

Амар сайн, буряад хэлэн. История бурятского языка.

1

2.

Повторение изученного материала. Алфавит  (5ч)

2.1.

 Семья, профессия. Звуки буквы.

1

2.2.

Знакомство, игрушки, животные и их количество. Звуки h, Y, өө

1

2.3.

Цвета, игрушки и место нахождения. Согласный Н

1

2.4.

Посуда, пища. Йотированные гласные.

1

2.5.

Одежда, части тела человека. Гласные

1

3.

Моя семья (5ч)

3.1.

Моя семья. Имя существительное. Личные и неличные имена существительные. Краткие гласные

1

3.2.

Моя семья. Родительный падеж имени существительного. Долгие гласные

1

3.3.

Моя семья. Совместный падеж имени существительного. Дифтонги

2

3.4.

Моя родословная. Таблица гласных

1

4.

Мои друзья (4ч)

4.1.

Знакомьтесь, это мои друзья. Имя прилагательное. Слоги

2

4.2.

Свободное время моих друзей. Ударение

1

4.3.

Ц.-Д.Д. Дондокова.

1

5.

Мой день (9ч)

5.1.

Мой день. Дательно-местный падеж. Словообразование.

1

5.2.

Мой день. Дательный падеж. Словообразование

1

5.3.

Мой день (продолжение )

1

5.4.

Мой день (усовершенствование)

1

5.5.

Мой день.Настоящее время глагола. Суффиксы -жа, -жо, -жэ.

2

5.6.

Мой день. Урок повторения и обобщения. Основа слова

1

5.7.

Мой день (повторение)

1

5.8.

Работа над содержанием стихотворения "Саг" Биография

Ц.Ж. Жамбалова

1

6.

Здоровый образ жизни (6ч)

6.1.

Олимпиин наадан. Заимствованные слова. Частица  тиимэ

1

6.2.

Сурхарбаан. Эрынгурбаннаадан. Частицы  бэшэ,γгы

1

6.3.

Шагай наадан. Творчество

писателя Ц.-Д.Ц. Дондогой. Указательные местоимения энэ, тэрэ.

2

6.4.

Шатар. Личное притяжание.Отрицательная частица -гγй.Имена сущ. в совместном падеже.

2

7.

Сагаалган

10

7.1

Новый год по лунному календарю. Сагаалган-праздник Белого месяца.

2

7.2.

Обычаи и традиции праздника Сагаалган. Хадаки.

2

7.3.

12-й цикл. Арбан хоер жэл. Утвердительная частица юм.

2

7.4.

Белая пища. Сагаан  эдеэн.

2

7.5.

Подарок к Сагаалгану. Сагаалганай  бэлэг. Творчество

Г.Ц.Бадмаевой

2

8.

Учеба. Школа. (6ч)

8.1.

Школа

2

8.2.

Школа

2

8.3.

Мой друг. Творчество М.М. Осодоева

2

9.

Профессия (7ч)

9.1.

Профессия. Глагол  

2

9.2.

Профессия. Орудный падеж имени существительного

2

9.3.

Профессия. Дательно-местный падеж имени существительного

2

9.4.

Творчество Д.З.Жалсараева стихотворение "Хоёрнγхэдэйхγсэл"

1

10.

Средства массовой информации. Олондо мэдээсэл тарааха арганууд (3ч)

10.1.

Любимые средства массовой информации. Времена глагола

2

10.2.

Любимые теле-радиопередачи. Времена глагола

1

11.

Бурятия (12ч)

11.1

Бурятия

2

11.2

Символика Бурятии

2

11.3

Природа Бурятии

2

11.4

Озеро Байкал - наше богатство

2

11.5

Творчество Ц.-Ж.А. Жимбиева

1

11.6.

Улан-Удэ

2

11.7.

Улан-Удэ

1

12.

Повторение пройденного материала за год (5ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по бурятскому языку как второму 2-4 классы

Рабочая программа  разработана  в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Планом действий по модернизаци...

рабочая программа по бурятскому языку, 5 - 6 классы

Рабочая прорамма по бурятскому языку по УМК "Алтаргана"...

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы...

Рабочая программа по бурятскому языку 7 класс

Основной целью обучения бурятскому языку в школе является осознание учащихся необходимости овладения бурятским языком как средством самовоспитания и самосовершенствования в духе национальных традиций ...

рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе

Рабочая программа по учебному предмету  содержит:планируемые результаты освоения учебного предмета,содержание учебного предмета;тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых н...

Рабочая программа по бурятскому языку УМК Амар мэндэ-э 4 класс

Рабочая программа по предмету «Бурятский язык как государственный» составлена на основании Конституции Российской Федерации; Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-Ф...