Историческая основа и тема памяти в стихотворениях А.С. Пушкина «Полководец» и «Бородинская годовщина»
план-конспект урока (9 класс)

Методическая разработка урока по родной литературе 9 класс

Автор: Уткина Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы

 

Тема: Историческая  основа и тема памяти  в стихотворениях А.С. Пушкина «Полководец» и «Бородинская годовщина»

Разработка выполнена в форме технологической карты

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знание исторических событий, описанных в стихотворениях «Полководец», «Бородинская годовщина», выявление авторской позиции по поставленным в текстах проблемам.

Метапредметные: умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, свободно излагать свои мысли  в устной и письменной форме.

Личностные: проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по родной литературе 9 класс

Автор: Уткина Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Тема: Историческая основа и тема памяти в стихотворениях А.С. Пушкина «Полководец» и «Бородинская годовщина»

Технологическая карта урока

Цель урока

Уметь выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений А. С. Пушкина об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знание исторических событий, описанных в стихотворениях «Полководец», «Бородинская годовщина», выявление авторской позиции по поставленным в текстах проблемам.

Метапредметные: умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные: проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной.

Методы и формы обучения

Метод проблемного изложения; частично поисковый метод; индивидуальная, фронтальная, групповая формы

Оборудование

Проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Тексты стихотворений, портреты.

Основные понятия

Лирический герой, идея художественного произведения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

#1057;амоопределение к деятельности

Цель этапа: создать условия для работы на уроке

Объявление темы.

Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» писал: «Теперь деятели 1812 года давно сошли с своих мест, их личные интересы исчезли бесследно, и одни исторические результаты того времени перед нами» (3 том, часть 2, глава 1).

Согласны ли вы, ребята, с этим утверждением?

#1042;ключаются в диалог с учителем.

2. Чтение на стр.8 последнего абзаца вступительной статьи.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Коммуникативные: планирование учебного процесса.

2. Актуализация знаний

Цель этапа: подготовить учащихся организовать осознанную работу в построении учебных действий.

1. Выразительное чтение стихов (заранее подготовленные учащиеся).

2. Какие мысли вызвали у вас стихотворения А.С. Пушкина «Полководец» и «Бородинская годовщина».

Вопросы для проблемного диалога, подводящего к формулировке темы урока.

  1. О каком историческом времени идет речь в произведениях?
  2. Кто из современников Пушкина отражал эту тему в своём творчестве?
  3. Почему автор обращается к теме истории?
  4. Можно ли утверждать, что Пушкин в своих стихотворениях защищает историческую правду?
  5. Как бы вы сформулировали тему урока?

Важна ли она для А.С.Пушкина.

Делятся первыми впечатлениями о прочитанных произведениях. Вступают в диалог. Примерные ответы:

  1. В стихотворениях Пушкин обращается к воспоминаниям об Отечественной войне 1812г.
  2. К теме Отечественной войны 1812 г.обращался В. Жуковский («Певец во стане русских воинов», М.Ю. Лермонтов «Бородино»)
  3. Пушкин считал победу над Наполеоном одной из самых ярких страниц истории. Воспоминания о войне пробуждали гордость за свою родину.
  4. 4. Пушкин защищает историческую правду.
  5. 5. Формулирование темы урока под руководством учителя:

И «Историческая основа и тема памяти в стихотворениях А.С. Пушкина «Полководец» и «Бородинская годовщина».

6. Связь с современностью (вступ. статья о Пушкине на стр.16).

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия.

3. Этап выявления причин затруднения

Цель этапа: в чем состоит недостаточность знаний и умений учащихся

Создание проблемной ситуации.

Можно ли утверждать, что проблемы, поднимаемые Пушкиным в стихотворениях «Бородинская годовщина» и «Полководец», актуальны и в наше время?

Выдвигают гипотезы.

Примерные ответы:

А.С. Пушкин – великий поэт, в своих произведениях он часто обращался к теме Отечественной войны 1812 года, воспевал патриотизм русского народа, умение сплотиться перед тяжелыми испытаниями. Пушкин поднимает актуальную проблему влияния прошлого на настоящее и будущее страны.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений .

4. Выход из затруднения. Открытие нового знания

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности. Выбор способа и средств их реализации.

Предлагает сформулировать цели и задачи урока, составить план действий выхода из затруднения.

Под руководством учителя формулируют цель урока и задачи.

Составляют план выхода из затруднения

Цель: определить проблематику стихотворений, (работа с терминами: проблема, идея, образ лирического героя), отражающих тему истории и выявить авторскую позицию

Задачи:

- познакомиться с историей создания стихотворений,

- изучить исторические факты, нашедшие отражение в стихотворениях,

- рассмотреть образы, созданные поэтом в произведении,

- проанализировать образ лирического героя,

найти ключевые слова, выражающие взгляды поэта.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, формулирование проблемы, выбор способов решения задач

Коммуникативные: владение культурой аргументации.

5. Построение проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий, формирование умений по его применению.

Предлагает поработать в группах со стихотворением «Бородинская годовщина», используя вопросы к стихотворению на стр.17 и вступительную статью на стр. 16.

Работают в группах.

Историю создания произведения и исторические события, положенные в основу произведения, освещают ученики, получившие индивидуальное домашнее задание. «Бородинская годовщина» создана в 1831 году как ответ на подавление мятежа в Польше, дата этого события 26 августа совпала с годовщиной Бородинской битвы». Европа, провоцируя восстание в Варшаве, преследует корыстные цели.

Анализируя образ лирического героя, ученики отметят, что он патриот, чтит историю своей страны и напоминает, что Россия готова отразить агрессию, как в 1812 году.

Познавательные: моделирование, сопоставление.

6. Закрепление нового материала

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых заданий

Устанавливает осознанность ситуации.

Группы по очереди представляют свои мини-проекты. Приходят к выводу: мысль поэта не раз возвращалась к 1812 году, когда над небом России сгущались тучи. В 1831 году усложнившаяся международная обстановка угрожала России новой иностранной агрессией. Пушкин как бы предупреждает тех, кто хотел насильно вмешаться в политику России.

Противостояние интересов Европы и России по-прежнему не теряет своей актуальности.

Регулятивные: самоконтроль, выявление и осознание того, что уже освоено и того, что ещё подлежит освоению.

Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем.

Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по плану.

Цель этапа: применение нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Предлагает прослушать актёрское чтение стихотворения «Полководец» и ответить на вопросы.

#1050;акие исторические факты легли в основу стихотворения (о судьбе Барклая де Толли ученикам известно из курса истории, есть сведения в учебном пособии стр.8,19)

#1056;ассматривание репродукции картины Дж.Доу (стр.8).

#1055;очему лирический герой останавливался перед портретом именно этого полководца?

#1050;аким Пушкин представил полководца в стихотворении (портрет, характер)

#1042; каких строках сформулирована идея стихотворения.

6. Первоначальное название стихотворения. Почему Пушкин изменил название?

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

  1. Стихотворение посвящено памяти Барклая де Толли
  2. Лирический герой хотел восстановить историческую справедливость, напомнив о том, заслуги полководца неоправданно забыты.
  3. Пушкин показывает полководца таким, каким его изобразил художник Доу: задумчивым, печальным, «с презрительною думой». Барклай отважный, но «суров был жребий» его. Из-за отстранения от командования, Барклая забыли, но тактика его была верной.
  4. Как часто мимо вас проходит человек,
    Над кем ругается слепой и буйный век,
    Но чей высокий лик в грядущем поколенье
    Поэта приведет в восторг и в умиленье!
  5. Пушкин усилил акценты, связанные с осмыслением философских проблем, что отразилось на окончательном названии.

Регулятивные: соотносение цели и результаты своей деятельности.

8. Рефлексия деятельности

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности и

применения нового способа действия

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их соответствия

Что нового я узнал

Чему я научился

Где мне пригодятся полученные знания

За работу на уроке я ставлю себе отметку…, потому что …

Познавательные: применение мыслительных операций

Регулятивные: самооценка

9 Домашнее задание

Прочитать фрагмент из очерка И,И.Ложечникова «Новобранец 1812 года» (стр.23-28).

Индивидуальное задание:

1) сообщение об авторе очерка,

Для всех:

2) Работа со словом

3) стр.28, рубрика «Размышляем над прочитанным», вопрос №5 – письменно.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""

Материал содержит подробный конспект урока по литературе для 5 класса по программе Г.С. Меркина на тему "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""...

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""

Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября" (1825)"

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября"...

урок по теме Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Няне"

Трудный период в жизни поэта, ссылка в Михайловское, где верным другом и помощником бала Арина Родионовна...

Урок литературы в 5 классе на тему: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества"

Урок литературы в 5 классе на тему: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества"....

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества".

Урок литературы в 5 классе на тему: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества"....

Рабочий лист к уроку литературы в 5 классе на тему: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества".

Рабочий лист к уроку литературы в 5 классе на тему: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества"....