Историческая основа и тема памяти в стихотворениях А.С. Пушкина «Полководец» и «Бородинская годовщина»
план-конспект урока (9 класс)
Методическая разработка урока по родной литературе 9 класс
Автор: Уткина Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Тема: Историческая основа и тема памяти в стихотворениях А.С. Пушкина «Полководец» и «Бородинская годовщина»
Разработка выполнена в форме технологической карты
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знание исторических событий, описанных в стихотворениях «Полководец», «Бородинская годовщина», выявление авторской позиции по поставленным в текстах проблемам.
Метапредметные: умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные: проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по родной литературе 9 класс
Автор: Уткина Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Тема: Историческая основа и тема памяти в стихотворениях А.С. Пушкина «Полководец» и «Бородинская годовщина»
Технологическая карта урока
Цель урока | Уметь выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений А. С. Пушкина об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знание исторических событий, описанных в стихотворениях «Полководец», «Бородинская годовщина», выявление авторской позиции по поставленным в текстах проблемам. Метапредметные: умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Личностные: проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной. |
Методы и формы обучения | Метод проблемного изложения; частично поисковый метод; индивидуальная, фронтальная, групповая формы |
Оборудование | Проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Тексты стихотворений, портреты. |
Основные понятия | Лирический герой, идея художественного произведения |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
#1057;амоопределение к деятельности Цель этапа: создать условия для работы на уроке | Объявление темы. Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» писал: «Теперь деятели 1812 года давно сошли с своих мест, их личные интересы исчезли бесследно, и одни исторические результаты того времени перед нами» (3 том, часть 2, глава 1). Согласны ли вы, ребята, с этим утверждением? | #1042;ключаются в диалог с учителем. 2. Чтение на стр.8 последнего абзаца вступительной статьи. | Личностные: самоопределение, смыслообразование Коммуникативные: планирование учебного процесса. |
2. Актуализация знаний Цель этапа: подготовить учащихся организовать осознанную работу в построении учебных действий. | 1. Выразительное чтение стихов (заранее подготовленные учащиеся). 2. Какие мысли вызвали у вас стихотворения А.С. Пушкина «Полководец» и «Бородинская годовщина». Вопросы для проблемного диалога, подводящего к формулировке темы урока.
Важна ли она для А.С.Пушкина. | Делятся первыми впечатлениями о прочитанных произведениях. Вступают в диалог. Примерные ответы:
И «Историческая основа и тема памяти в стихотворениях А.С. Пушкина «Полководец» и «Бородинская годовщина». 6. Связь с современностью (вступ. статья о Пушкине на стр.16).
| Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия. |
3. Этап выявления причин затруднения Цель этапа: в чем состоит недостаточность знаний и умений учащихся | Создание проблемной ситуации. Можно ли утверждать, что проблемы, поднимаемые Пушкиным в стихотворениях «Бородинская годовщина» и «Полководец», актуальны и в наше время? | Выдвигают гипотезы. Примерные ответы: А.С. Пушкин – великий поэт, в своих произведениях он часто обращался к теме Отечественной войны 1812 года, воспевал патриотизм русского народа, умение сплотиться перед тяжелыми испытаниями. Пушкин поднимает актуальную проблему влияния прошлого на настоящее и будущее страны. | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, формулирование проблемы, построение речевого высказывания Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений . |
4. Выход из затруднения. Открытие нового знания Цель этапа: постановка целей учебной деятельности. Выбор способа и средств их реализации. | Предлагает сформулировать цели и задачи урока, составить план действий выхода из затруднения. | Под руководством учителя формулируют цель урока и задачи. Составляют план выхода из затруднения Цель: определить проблематику стихотворений, (работа с терминами: проблема, идея, образ лирического героя), отражающих тему истории и выявить авторскую позицию Задачи: - познакомиться с историей создания стихотворений, - изучить исторические факты, нашедшие отражение в стихотворениях, - рассмотреть образы, созданные поэтом в произведении, - проанализировать образ лирического героя, найти ключевые слова, выражающие взгляды поэта. | Личностные: самоопределение, смыслообразование Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, формулирование проблемы, выбор способов решения задач Коммуникативные: владение культурой аргументации. |
5. Построение проекта Цель этапа: построение учащимися нового способа действий, формирование умений по его применению. | Предлагает поработать в группах со стихотворением «Бородинская годовщина», используя вопросы к стихотворению на стр.17 и вступительную статью на стр. 16. | Работают в группах. Историю создания произведения и исторические события, положенные в основу произведения, освещают ученики, получившие индивидуальное домашнее задание. «Бородинская годовщина» создана в 1831 году как ответ на подавление мятежа в Польше, дата этого события 26 августа совпала с годовщиной Бородинской битвы». Европа, провоцируя восстание в Варшаве, преследует корыстные цели. Анализируя образ лирического героя, ученики отметят, что он патриот, чтит историю своей страны и напоминает, что Россия готова отразить агрессию, как в 1812 году. | Познавательные: моделирование, сопоставление. |
6. Закрепление нового материала Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых заданий | Устанавливает осознанность ситуации. | Группы по очереди представляют свои мини-проекты. Приходят к выводу: мысль поэта не раз возвращалась к 1812 году, когда над небом России сгущались тучи. В 1831 году усложнившаяся международная обстановка угрожала России новой иностранной агрессией. Пушкин как бы предупреждает тех, кто хотел насильно вмешаться в политику России. Противостояние интересов Европы и России по-прежнему не теряет своей актуальности. | Регулятивные: самоконтроль, выявление и осознание того, что уже освоено и того, что ещё подлежит освоению. Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем. Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по плану. Цель этапа: применение нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия. | Организует деятельность по применению новых знаний. Предлагает прослушать актёрское чтение стихотворения «Полководец» и ответить на вопросы. #1050;акие исторические факты легли в основу стихотворения (о судьбе Барклая де Толли ученикам известно из курса истории, есть сведения в учебном пособии стр.8,19) #1056;ассматривание репродукции картины Дж.Доу (стр.8). #1055;очему лирический герой останавливался перед портретом именно этого полководца? #1050;аким Пушкин представил полководца в стихотворении (портрет, характер) #1042; каких строках сформулирована идея стихотворения. 6. Первоначальное название стихотворения. Почему Пушкин изменил название? | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
| Регулятивные: соотносение цели и результаты своей деятельности. |
8. Рефлексия деятельности Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности и применения нового способа действия | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Что нового я узнал Чему я научился Где мне пригодятся полученные знания За работу на уроке я ставлю себе отметку…, потому что … | Познавательные: применение мыслительных операций Регулятивные: самооценка |
9 Домашнее задание | Прочитать фрагмент из очерка И,И.Ложечникова «Новобранец 1812 года» (стр.23-28). Индивидуальное задание: 1) сообщение об авторе очерка, Для всех: 2) Работа со словом 3) стр.28, рубрика «Размышляем над прочитанным», вопрос №5 – письменно. | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""
Материал содержит подробный конспект урока по литературе для 5 класса по программе Г.С. Меркина на тему "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""...

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""
Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября" (1825)"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября"...
урок по теме Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Няне"
Трудный период в жизни поэта, ссылка в Михайловское, где верным другом и помощником бала Арина Родионовна...

Урок литературы в 5 классе на тему: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества"
Урок литературы в 5 классе на тему: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества"....

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества".
Урок литературы в 5 классе на тему: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества"....

Рабочий лист к уроку литературы в 5 классе на тему: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества".
Рабочий лист к уроку литературы в 5 классе на тему: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» - поэтизация образа няни, мотивы грусти и одиночества"....