Урок-игра в 7 классе "Благодарственное слово А.С.Пушкину"
учебно-методический материал (7 класс)

Материал к уроку-игре включает разделы из биографии и творчества поэта, представленные в различных игровых формах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Светлана Львовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №3 г. Тосно"

Урок - игра по творчеству А.С.Пушкина. 7 класс.

                              Из другого, лучшего мира доносится к нам голос Пушкина,

                              и пока будет звучать на свете русский язык,

                              будущие поколения наших соотечественников

                              станут помнить имя Пушкина.

                                                                                  А.В.Дружинин.

- Сегодняшнее занятие, как вы уже догадались,  посвящено творчеству великого русского

поэта и писателя А.С.Пушкина. Из неполных прожитых 38 лет почти 25 он отдал поэтическому творчеству. Чтобы выполнить конкурсные задания, придется не только продемонстрировать непосредственное знание текстуального материала, но и проявить творческую активность, находчивость. В состязаниях примут участие четыре  команды.

Читая Пушкина, мы не задумываемся, какой большой вклад внёс он в русскую литературу, мировую литературу, но мы неизменно чувствуем, какой богатый художественный мир – целый мир создал Пушкин, как много в нём жизни, чувства и глубокой правды.

И вот сегодня вам предоставляется тот самый счастливый случай, который поможет найти ключики и открыть многие большие и маленькие тайны этого удивительного мира.

Я приглашаю команды к игре.

Задание 1. “Разминка”.

Каждой команде задается по нескольку вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Назовите дату рождения А.С. Пушкина. (26 мая (6 июня) 1799 года).
  2. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева).
  3. В каком учебном заведении с 12 лет обучался А.С. Пушкин? (Царскосельский лицей)
  4. Какая война произошла во время обучения Пушкина в Лицее? (Отечественная война 1812 года, война с Наполеоном).
  5. Какой великий поэт присутствовал на экзамене в Царскосельском лицее? (Гавриил Романович Державин).
  6. После написания какого произведения Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю ученику от побежденного учителя”? (После написания поэмы “Руслан и Людмила”).
  7. Откуда А.С. Пушкин взял сюжет своей баллады “Песнь о вещем Олеге?” (Из Повести временных лет).
  8. День открытия лицея? (19 октября)

Задание 2. Лингвистический конкурс.

В  произведениях, особенно посвященных различным историческим событиям, Пушкин часто использует устаревшие слова. Задача – объяснить их, подобрать к ним современный синоним.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

 карточки  по 6 слов (см. Приложение 1)

Задание 3. “Конкурс капитанов”.  - КРОССВОРД

Задание 4. “Назови произведение”. (конкурс знатоков)

Учащимся предлагаются отрывки из произведений. Необходимо узнать произведение и написать название. Каждый правильный ответ – 1 балл.

(Проверяем сначала задания команды, затем капитанов).

1.

Раздался шум; озарена
Мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет…
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.

Руслан и Людмила.

2.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

 И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

Анчар

3.

Мы вольные птицы; пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляют лишь ветер …да я!..

Узник.

4.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

Зимнее утро.

5.

Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

6.

Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

Полтава.

7.

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

Песнь о вещем Олеге.

Кроссворд. (конкурс капитанов)

(За каждый правильный ответ - 1 балл).

C:\Users\Игровой\Desktop\img1.gif

  1. Имение Пушкиных в Нижегородской области (Болдино).
  2. Один из героев произведений А.С. Пушкина, сила которого в бороде (Черномор).
  3. Так называют людей, которые вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825г.  к царю с требованием об отмене крепостного права и которым А.С. Пушкин посвятил стихотворение “Во глубине сибирских руд…” (Декабристы).
  4. Один из лицейских друзей Пушкина (А.Дельвиг).
  5. Город, в котором родился А.С. Пушкин (Москва).
  6. Один из героев произведений А.С. Пушкина, погибший от укуса змеи (Олег).
  7. В этом городе находилось учебное заведение, в котором обучался А.С. Пушкин (Петербург).
  8. Один из друзей -лицеистов А.С. Пушкина, осмелившийся посетить его во время ссылки в селе Михайловском в 1825г.  (И.Пущин).
  9. Прозаическое произведение А.С. Пушкина, рассказывающее о судьбе разоренного дворянина (Дубровский).

Задание 5. Знатоки иллюстраций.

       Скажите, какое произведение проиллюстрировано (иллюстрации представлены на компьютере), назовите имена изображенных героев и опишите происходящие события.

Ответ: иллюстрации из романа «Дубровский». Лишняя иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила».

  1. Сцена признания Дубровского Маше Троекуровой.
  2.  Сцена нападения банды Дубровского на карету, в которой Маша и князь Верейский ехали на венчание.
  3. Владимир Дубровский и его няня Егоровна наблюдают пожар в усадьбе Дубровских.
  4. Владимир Дубровский, выдающий себя за француза-учителя Дефоржа, убил медведя Троекурова.
  5. Маша умоляет отца (Троекурова)  на выдавать ее замуж за старого князя Верейского.
  6. Иллюстрация из поэмы «Руслан и Людмила». Герои: А..Пушкин, русалка, черномор и 33 богатыря, кот ученый, баба Яга, богатырь и колдун.
  7. Сцена ссоры Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.
  8. Сцена возвращения Владимира Дубровского домой, где он застает больного отца.
  9. Сцена приема на обед гостей у Троекурова, где ведутся разговоры о разбойнике Дубровском.

Задание 6 . «Лирика»


Учитель

И мысли в голове волнуются в отваге, 
И рифмы лёгкие навстречу им бегут, 
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, 
Минута – и стихи свободно потекут. 
(А. С. Пушкин)

1. Игра «восстанови строки»

а) Мороз и солнце; день чудесный!

     Еще ты….(дремлешь, друг прелестный-)

б) Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!

(одна в глуши лесов сосновых

давно-давно ты ждешь меня)

в) Буря небо мглою кроет

(Вихри снежные крутя)

г) Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,

(Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»)

д) Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,

(Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.)

2. Найди ошибку:

а) Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала
таинственный гром
И 
алчную землю поила дождем.

б) Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и 
пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят
ясных,
И с ними дядька их морской...

в) То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник
запоздалый,
К нам в окошко застучит.

3. Теория.

а) Определение художественного средства

художественное определение (эпитет)

скрытое сравнение (метафора)

сопоставление людей, предметов или явлений по внешнему сходству (сравнение)

звуковое совпадение последних слогов, слов (в конце стиха) (рифма)

художественное преувеличение (гипербола)

б) назови выразительные средства в четверостишии:

"Вечор...."

в) определи стихотворный размер:

"Подруга дней...."

"Буря мглою..."

Задание 7. Проза

а) эпиграф

напишите, к каким произведениям А.С.Пушкина даны эпиграфы

1. Г -жа Простакова.То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Скотинин.Митрофан по мне.(«Недоросль»). Д.И.Фонвизин

2. Стрелялись мы... Е.Баратынский.

Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел).  – В е ч е р   н а   б и в у а к е

3. Кони мчатся по буграм

Топчут снег глубокой...

Вот, в сторонке Божий храм

Виден одинокой./ В.А. Жуковский

4. Коллежский регистратор/ Почтовой станции диктатор.П.Вяземский

5.  «Душенька»: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша». И.Ф.Богданович

б) Вставь слова: КТО ИЗ ГЕРОЕВ ПОПАДАЕТ В МЕТЕЛЬ?

"На дворе была метель, ветер выл, ставни тряслись и стучали, всё казалось /..../ угрозой и печальным предзнаменованием". .................................................................... (Марья Г.)

" ...поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею".   ..................................................................... (Владимир)

".... как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась..."   ................................................................. (Бурмин)

в) кто является рассказчиком

-  в повести "Метель"? ( рассказчик, Бурмин)

- в повести "Выстрел" (рассказчик, Сильвио, Граф)

- в повести "Станционный смотритель" (рассказчик, Самсон Вырин)

- в повести "Барышня-крестьянка" (рассказчик)

г)Кто это?

-- "Стройная, бледная семнадцатилетняя девица... была воспитана на французских романах и , следственно, была влюблена" (Марья Гавриловна)

-- "Бедный армейский прапорщик...слезы брызнули из его глаз... схватил он себя за волосы и остался недвижим, как человек, приговоренный к смерти" (Владимир)

-- "Одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке кресел, как наездница... с нежностью смотрела на...." (Дуня)

-- " к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка" (Сильвио)

«ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ».  ВСТРЕЧА С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ГЕРОЯМИ ПУШКИНА.

Инсценирование выбранных эпизодов из пушкинских произведений. (Инсценировка до 3-х минут. Оценивание до 5-ти баллов).

Пока идет подсчет баллов, мне хотелось бы сказать:

За всю историю человечества не было ни одного поэта, который был бы одарен таким чувством гармонии, такой многогранностью таланта и такой человеческой простотой.

37 было отпущено судьбой Пушкину. За эти 37 лет им было создано столько произведений различных жанров, что трудно определить, кто же такой Пушкин. Поэт, писатель, драматург, романист, критик, историк, сказочник.

Пленительные его стихи завораживают нас колдовскими строчками – он поэт.

Стихотворение читает ученик.

Игорь Северянин «Пушкин».

Есть имена, как солнце! Имена — 
Как музыка! Как яблоня в расцвете! 
Я говорю о Пушкине: поэте, 
Действительном, в любые времена! 

Но понимает ли моя страна — 
Все эти старцы, юноши и дети, — 
Как затруднительно сказать в сонете 
О том, кем вся душа моя полна? 

Его хвалить! — пугаюсь повторений... 
Могу ли запах передать сирени? 
Могу ль рукою облачко поймать? 

Убив его, кому все наши вздохи? 
Дантес убил мысль русскую эпохи, 
И это следовало бы понять... 

Учитель: 182 года назад прогремел роковой выстрел, а мы до сих пор не можем примириться с этим. 27 января 1837 года, в среду, в 11 часов, А. С. Пушкин последний раз занимался литературной работой, а вечером, надев фрак, уехал на дуэль. Всю Россию облетела черная весть: «Погиб поэт невольник чести, пал оклеветанной молвой….».

Но живы и будут вечно жить его творения. Память о нем вечна!



Награждение.

Приложение 1

Устаревшие слова. Дайте объяснение словам.

Ассигнации

Бумажные денежный знак, выпускавшийся в России с 1769 по 1849 г.

Из лат. через польск. в значении «денежный перевод»

4

Горячка

Болезнь, сопровождаемая высокой температурой, ознобом; лихорадка.

Из ст.-слав., образвоано от причастия горѣти в значении «горящий»

15

Ключница

Человек, в ведении которого находились ключи от кладовых, где хранились господские продовольственные запасы.

Из др.-русск. ключь (отмычка, ключ, запор, засов, багор).

17

Лекаря

То же, что врач.

Из общеслав., образов. от лъкъ – "лекарство, леченье".

Повесть «Выстрел»

34

Бивуак

Стоянка войск под открытым небом для ночлега или отдыха.

Из франц. в значении"добавочный караул снаружи здания, в котором находится основная стража".

44

Дуэль

В дворянском быту, среди офицеров: поединок в защиту чести, с применением оружия, по вызову одного из противников.

Из лат.через нем. Duell в значении "поединок"

47

Ключница

Человек, в ведении которого находились ключи от кладовых, где хранились господские продовольственные запасы.

Из др.-русск.  ключь (отмычка, ключ, запор, засов, багор).из франц. в значении «бегун, скороход».

48

Лакей

Слуга (при господах или в ресторане, гостинице).

Из франц. «бегун, скороход» в значении «слуга, следующий пешком за господином».

57

Секундантам

Свидетель и посредник у каждого из участников дуэли.

Из лат. в значении "способствовать, благоприятствовать"

62

Трактир

Гостиница с рестораном.

Из лат. в значении «трактир»

63

Требовать удовлетворения

Вызывать на дуэль кого-либо.

Из лат. «удовлетворять» в значении «довольно» и «сделать»

68

Шандал

Подсвечник.

Из др.-русск. в значении «подсвечник»

69

Ямщик

Возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.

Из тюрк. в значении «возница»

Повесть «Метель»

71

Барышня

Девушка из барской семьи; незамужняя дочь барина, барыни.

Образов. от др.-русск. «бояринъ»

89

Кучер

Лицо, которое правит запряженными в экипаж лошадьми.

Из нем. в значении "карета, повозка"

Повесть «Станционный смотритель»

137

Дрожки

Легкий двухместный четырехколесный открытый экипаж на коротких дрогах вместо рессор.

Из общеслав. в значении "брус, соединяющий переднюю и заднюю оси телеги"

140

Карета

Закрытый со всех сторон четырехколесный экипаж на рессорах, обычно с дверцей и небольшими окнами.

Из польск.  в значении «род телеги»

166

Токмо

Только.

Из ст.-слав. тъкъмо

167

Тракт

Дорога с конным почтово-пассажирским сообщением

Из нем. в значении «дорога»

175

Ямщик

Возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.

Из тюрк. в значении «возница»

Повесть «Барышня – крестьянка»

193

Лапти

Плетенная из лыка обувь, охватывающая ступню ноги.

Из общеслав., образов. с помощью суф. –ъть от «лапа»

197

Наперсница

О женщине, которая пользуется особым доверием и благосклонностью кого-либо, любимица.

Из стар.-слав. от «на» и персь "грудь"

206

Сурьма

Краска для бровей, ресниц.

Из тур. в значении «красить».

207

Уезд

Административно-территориальная единица, составная часть губернии в России до 1929 г.

Из вост.-слав.  от ѣздъ в значении «путь, дорога»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – игра по биографии и творчеству А. С. Пушкина 7 класс

Слайд 2

Из другого, лучшего мира доносится к нам голос Пушкина, и пока будет звучать на свете русский язык, будущие поколения наших соотечественников станут помнить имя Пушкина. А.В.Дружинин .

Слайд 3

Тур первый. Биография поэта. 1799 - 1837

Слайд 4

Задание первое. Разминка.

Слайд 5

Задание второе. Кроссворд. Конкурс капитанов

Слайд 6

Задание третье. Лингвистический конкурс

Слайд 7

Тур первый. Назови произведение

Слайд 8

Конкурс иллюстраций

Слайд 9

Тур второй. Лирика.

Слайд 10

Задание первое. Восстанови строки.

Слайд 11

Задание второе. Найди ошибку

Слайд 12

Задание третье. «Суха теория, мой друг….»

Слайд 13

Тур третий. Проза. Эпигарафы Герои

Слайд 14

Тур четвертый. Инсценирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по роману А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок проводится в форме игры "Умники и умницы"...

Урок-игра . Орфограммы в корнях слов

Русский язык. 7-8 класс. Пригодится для повторения....

Урок -игра "Путешествие в мир сказок А.С.Пушкина". 5 класс

Урок литературы  в игровой форме в 5 классе по творчеству А.С.Пушкина...

Урок литературы в 6 классе «У лукоморья…» (Обобщающий урок-игра по творчеству А.С.Пушкина)

Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;  стимулировать познавательный интерес учащихся к творчеству поэта....

Урок-игра "Путешествие на остров слов"

Презентация для урока обобщающего повторения по теме: "Лексика" 5 класс...

Конспект урока - игры по литературе по сказкам А.С.Пушкина

Урок включает в себя конкурсы, ребусы и интересный дидактический материал к уроку....

Урок-игра "Литературное путешествие по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

В игоровой форме обучающиеся восьмого класса учатся вчитываться в текст повести А.С. Пушкина....