Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку (8 класс)
АМО помогают эффективно использовать время урока, дифференцировать задания с целью глубокого усвоения программного материала
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему: «Применение активных методов обучения на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ»
“Известно, что единственный путь
к познанию – это деятельность”
Бернард Шоу.
Слайд 2
Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить,
а факел, который надо зажечь.
Л.Г. Петерсон
Посмотрите на слайд.4. Картинка Что вы видите? Слайд 5
-беседа по слайду
- итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо.
-вывод и те и другие правы. Вы пришли к ситуации успеха каждый своим способом.
Так и наши ученики должны выбрать такой способ из множества, который поможет им достичь положительного результата – эта наша задача. Создать ситуацию успеха при подготовке к ГИА нам помогут им в этом активные методы обучения.
Слайд 6
АМО – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Слайд 7
Разминка: Отвечать быстро, хором. Не обдумывая, вопросы легкие.
-Какого цвета лист бумаги? Какого цвета снег? Что пьет корова?
Ответы: белого, белого, вода, молоко
Тот, кто сказал молоко обладает творческим воображением, а ,значит, будет активен не только на уроке, но и в жизни.
Продолжим: я прочитаю вам текст, а вы должны мне сказать: о чем мы будем сегодня вести разговор?
«Очень красивая молодая женщина взошла на палубу парохода. Пассажиры всех классов замерли от восторга и восхищения, глядя на нее. Молодые мужчины ждали ее улыбки и момента, когда она заговорит… И она, потерев спину о косяк двери, вытерев белоснежным платком прекрасное разгоряченное лицо, заговорила:
- Уф, жаришша какая! Да ишо карасином ваняит…
Люди, восхищенные и одухотворенные красотой женщины, вдруг поникли и, разочарованные, вернулись к своим делам».
М.Горького
Конечно же, о речи, о речевых ошибках. Один из видов речевых ошибок - ударение
Слайд 8
Методы применяемые при подготовке обучающихся к заданию 4 (Орфоэпия):
- Видеоролики, видеоуроки (просмотр видеоролика) Разбор задания 4.
- Рифмы (слайд 9)
Сегодня очень я устал
Обходить седьмой квартАл.
Слышен в классе диалОг,
Обсуждают каталОг.
Не малы ли будут шОрты,
Если есть все время тОрты.
Слайд 10
Вырвали за целый день
Весь щавЕль и весь ревЕнь.
Что за странный носорог,
Ел и твОрог и творОг.
У меня в ушах звенИт,
Телефон опять звонИт.
Он не свЕрлит, а сверлИт,
Потому что все на ИТ.
Обошел я кухню,
И нашёл я тУфлю.
если вы запомните эти стихи или напишите свои, то никогда не сделаете ошибок в ударении
Слайд 11
- Система немецкого ученого Севастьяна Лейндера (карточки с оборотной стороной)
- Из орфоэпического словарика ФИПИ – словарная работа, ошибается в слове, записываем
- Из орфоэпического словарика ФИПИ – прием ассосиации ( меню: тЕфтели, слИвовый и грУшевый сок; описание девушки: болтлИва, суетлИва и прожОрлива)
- Правила и исключения (женский род на последнюю А, кроме: клАла, крАлась и послАла, и др.)
- Метод ассоциаций или «Ассоциативные зацепки”. Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. (обращение к стенду).
- Контрольный лист.
Давайте, определим, с какими типами ошибок мы сталкиваемся в жизни, просмотрев «шедевры» рекламы.
Слайд 12
- Уважаемые дамы и господа! Убедительная просьба перед входом в клуб в целях соблюдения чистоты одевайте, пожалуйста, бахиллы. Что неверно? (надевайте)
Слайд 13
- Сеть туристских агенств. (Туристических)
Слайд 14
-для пушистых дам (скорее всего авторы рекламных объявлений имели в виду – пышных)
Вывод: паронимы – задание 5.
Но паронимы - не всегда ошибка: «Служить бы рад – прислуживаться тошно»
«И прежний сняв венок , они венец терновый, увитый лаврами одели на него»
Слайд 15
Это КАЛАМБУР.
Сегодня мы попробуем составить свой каламбур, чтобы в нем встречались созвучные слова.
Перед вами рабочие листы, за 30 секунд составьте предложение – каламбур.
Что же у нас получилось?
Так как у всех слова разные, то я попрошу, чтобы те, кто слушает, записывали предложения своих товарищей. Таким образом, у нас сформируется небольшой банк паронимов.
Праздничный – праздный
Он вел праздный образ жизни, и все время надевал праздничный костюм.
Хотел надеть он праздничный костюм, но настроение было праздное.
Без ответа – безответственный
Какой же ты безответственный, как можно оставить это предложение без ответа?
Роспись – подпись
Художник поставил свою подпись под росписью подноса.
Увидев художественную роспись, туристы поставили свои подписи в книге отзывов и предложений.
Итог: В этих предложениях четко видно значение каждого слова, составлен БАНК ПАРОНИМОВ.
Я думаю, что на эти слова дети никогда уже не сделают ошибок
Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.
Слайд 16 (метод демонстрации презентации)
ВИД ОШИБКИ | ПРИМЕРЫ | ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ |
1. Употребление слова в несвойственном ему значении/ непонимание значения слова;
| Солдат упал навзничь и разбиллицо. (слово «навзничь» означает «наспину, вверх лицом») | Солдат упал ничком и разбиллицо. («ничком» - «лицом вниз» |
2.Нарушение лексической сочетаемости слова. | У Ирины карие волосы. Ужасно красивый костюм. | У Ирины каштановые волосы. Очень красивый костюм. |
3.Смешение паронимов. | Если руки замёрзли, нужно одеть перчатки. Сено в стогу – сытый корм скоту. | Если руки замёрзли, нужно надеть перчатки. Сено в стогу – сытный корм скоту. |
4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. | На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. | На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности. |
5.Неудачный выбор одного из синонимов. | Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ. | Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ. |
6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм). | Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. | Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»). |
Слайд 17 7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. | В читальный зал в одежде не входить! | В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить! |
8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология). | В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. | В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче… |
9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. | Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. | Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю. |
10.Смешение лексики разных исторических эпох. | Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу. | Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке. |
11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. | Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. | Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным. |
Методы применяемые при подготовке обучающихся к заданию 5 (паронимы)
Слайд 18
Работа в группах:
Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность (плеоназм)
1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.
2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.
4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан.
5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.
6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
7)Все гости получили памятные сувениры.
Работа в группах:
Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами (ТАВТОЛОГИЯ)
1) Писатель писал роман в послевоенные годы.
2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
3)Герои-подпольщики вели себя героически.
4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.
5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
6) Активисты активно участвуют в работе.
Работа в группах:
Предлагаю вам побывать в роли корректоров.
Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.
1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный - «только один»).
2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал).
3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных).
4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).
Работа в группах:
Предлагаю вам побывать в роли корректоров.
1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).
2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).
3. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).
4. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).
Фронтальная работа
. Вспомните виды речевых ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов.
Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
1.Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.
2.Ошибки в усвоении формы фразеологизма.
3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.
4.Изменение лексической сочетаемости фразеологизма
Сейчас потренируемся в употреблении в речи фразеологизмов.
Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте
На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …
Бросились искать приезжего. а его и след ...
У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...
Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...
Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...
Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ...
Слова - паразиты
- Слова - паразиты - это такие слова, которые засоряют речь.
- К ним разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы: вот, ну, это и т.п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, вообще, честно говоря и т.п.
- Употребление слов - паразитов говорит о бедном словарном запасе человека, поэтому таких слов в нашей речи быть не должно.
Это лишь два вида речевых ошибок, которые мы рассмотрели. Я думаю, что эти приемы и методы кто-то возьмет на вооружение, а кто-то уже использует. Коллеги я сегодня попыталась показать вам и рассказать как я использую АМО в форме мастер-класса Слайд 19, 20, 21
Получился у меня мастер-класс или не получился решать вам, но методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих или единых норм. Я с удовольствием приму ваши советы и рекомендации
Слайд 22,23
С уверенностью могу сказать, что АМО помогают мне:
- Формировать положительную учебную мотивацию;
- Повышать познавательную активность у учащихся;
- Активно вовлекать обучающихся в образовательный процесс;
- Развивать творческие способности
- Раскрывать личностно-индивидуальные возможности каждого ученика;
Слайд 24
Благодарю за внимание. - Успехов всем и успешных вам учеников!!! Спасибо за работу! Слайд 25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы.
В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы
В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....
Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы
Примеры активных методов обучения и их описание....

«Раскрытие нравственного и интеллектуального потенциала личности через использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»
Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных ф...

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы как благоприятный способ перехода на новые ФГОС.
Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы как благоприятный способ перехода на новые ФГОС....

Инновационные и активные методы обучения на уроках русского языка и литературы/ Выступление и презентация.
В статье представлен опыт работы по использованию сервиса LеarningApps на уроках русского языка, приведены примеры созданных интерактивных упражнений. Также раскрыты преимущества конструктора Le...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...