Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку (8 класс)

АМО помогают эффективно использовать время урока, дифференцировать задания с целью глубокого усвоения программного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_ps.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему: «Применение активных методов обучения на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ»

“Известно, что единственный путь

к познанию – это деятельность”

Бернард Шоу.

Слайд 2

Ученик – это не сосуд,

который надо заполнить,

а факел, который надо зажечь.

Л.Г. Петерсон

 

 Посмотрите на слайд.4.  Картинка Что вы видите? Слайд 5

-беседа по слайду

- итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо.

-вывод  и те и другие правы. Вы пришли к ситуации успеха каждый своим способом.

Так и наши ученики должны выбрать такой способ из множества, который поможет им достичь положительного результата – эта наша задача. Создать ситуацию успеха при подготовке к ГИА нам  помогут им в этом активные методы обучения.

Слайд 6

АМО  – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.   Слайд 7

Разминка:  Отвечать быстро, хором. Не обдумывая, вопросы легкие.

-Какого цвета лист бумаги? Какого цвета снег? Что пьет корова?

Ответы: белого, белого, вода, молоко

Тот, кто сказал молоко обладает творческим воображением, а ,значит, будет активен не только на уроке, но и в жизни.

Продолжим:  я прочитаю вам текст, а вы должны мне сказать: о чем мы будем сегодня вести разговор?

«Очень красивая молодая женщина взошла на палубу парохода. Пассажиры всех классов замерли от восторга и восхищения, глядя на нее. Молодые мужчины ждали ее улыбки и момента, когда она заговорит…  И она, потерев спину о косяк двери, вытерев белоснежным платком прекрасное разгоряченное лицо, заговорила:

- Уф, жаришша какая! Да ишо карасином ваняит…

Люди, восхищенные и одухотворенные красотой женщины, вдруг поникли и, разочарованные, вернулись к своим делам».

 

                                                                                              М.Горького 

Конечно же, о речи, о речевых ошибках. Один из видов речевых ошибок - ударение

Слайд 8

Методы применяемые при подготовке обучающихся к заданию 4 (Орфоэпия):

  1. Видеоролики, видеоуроки (просмотр видеоролика) Разбор задания 4.

  1. Рифмы (слайд 9)

Сегодня очень я устал

Обходить седьмой квартАл.

Слышен в классе диалОг,

Обсуждают каталОг.

Не малы ли будут шОрты,

Если есть все время тОрты.

Слайд 10

Вырвали за целый день

Весь щавЕль и весь ревЕнь.

Что за странный носорог,

Ел и твОрог и творОг.

У меня в ушах звенИт,

Телефон опять звонИт.

Он не свЕрлит, а сверлИт,

Потому что все на ИТ.

Обошел я кухню,

И нашёл я тУфлю.

если вы запомните эти стихи или напишите свои, то никогда не сделаете ошибок в ударении

Слайд 11

  1. Система немецкого ученого Севастьяна Лейндера (карточки с оборотной стороной)
  2. Из орфоэпического словарика ФИПИ – словарная работа, ошибается в слове, записываем
  3. Из орфоэпического словарика ФИПИ – прием ассосиации ( меню: тЕфтели, слИвовый и грУшевый сок; описание девушки: болтлИва, суетлИва и прожОрлива)
  4. Правила и исключения (женский род на последнюю А, кроме: клАла, крАлась и послАла, и др.)
  5. Метод  ассоциаций или «Ассоциативные зацепки”. Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать.  (обращение к стенду).
  6. Контрольный лист.

Давайте, определим, с какими типами ошибок мы сталкиваемся в жизни, просмотрев «шедевры» рекламы.

Слайд 12

- Уважаемые дамы и господа! Убедительная просьба перед входом в клуб в целях соблюдения чистоты одевайте, пожалуйста, бахиллы. Что неверно? (надевайте)

Слайд 13

- Сеть туристских агенств. (Туристических)

Слайд 14

-для пушистых дам (скорее всего авторы рекламных объявлений имели в виду – пышных)

Вывод: паронимы – задание 5.

Но паронимы - не всегда ошибка: «Служить бы рад – прислуживаться тошно»

«И прежний сняв венок , они венец терновый, увитый лаврами одели на него»

Слайд 15

Это  КАЛАМБУР.

Сегодня мы попробуем составить свой каламбур, чтобы в нем встречались созвучные слова.

Перед вами рабочие листы, за 30 секунд составьте предложение – каламбур.

Что же у нас получилось?

Так как у всех слова разные, то я  попрошу, чтобы те, кто слушает, записывали предложения своих товарищей. Таким образом,  у нас сформируется небольшой банк паронимов.

Праздничный – праздный

Он вел праздный образ жизни, и все время надевал праздничный костюм.

Хотел надеть он праздничный костюм, но настроение было праздное.

Без ответа – безответственный

Какой же ты безответственный, как можно оставить это предложение без ответа?

Роспись – подпись

Художник поставил свою подпись под росписью подноса.

Увидев художественную роспись, туристы поставили свои подписи в книге отзывов и предложений.

Итог: В этих предложениях четко видно значение каждого слова, составлен БАНК ПАРОНИМОВ.

Я думаю,  что на эти слова дети никогда уже не сделают ошибок

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

Слайд 16 (метод демонстрации презентации)

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

1. Употребление слова в несвойственном ему значении/ непонимание значения слова;

 

 

Солдат упал навзничь и разбиллицо.

(слово «навзничь» означает «наспину, вверх лицом») 

Солдат упал ничком и разбиллицо.

(«ничком» - «лицом вниз» 

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

У Ирины карие волосы.

Ужасно красивый костюм.

У Ирины каштановые  волосы.

Очень красивый костюм.

3.Смешение паронимов.

Если руки замёрзли, нужно одеть перчатки.

Сено в стогу – сытый корм скоту.

Если руки замёрзли, нужно надеть перчатки.

Сено в стогу – сытный корм скоту.

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

Слайд 17

7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

В читальный зал в одежде не входить!

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

  Методы применяемые при подготовке обучающихся к заданию 5 (паронимы)

Слайд 18

Работа в группах:

 Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность (плеоназм)

1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.

2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.

4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан.

5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

7)Все гости получили памятные сувениры.

 Работа в группах:

Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами (ТАВТОЛОГИЯ)

1) Писатель писал роман в послевоенные годы.     

2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

3)Герои-подпольщики вели себя героически.

4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.

5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

6) Активисты активно участвуют в работе.

 Работа в группах:

Предлагаю вам  побывать в роли корректоров.

Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный - «только один»).

2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал). 

3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных). 

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).

 Работа в группах:

Предлагаю вам  побывать в роли корректоров.

 1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).

2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).

3. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).

4. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).

Фронтальная работа

. Вспомните виды речевых ошибок, связанных  с употреблением фразеологизмов.  

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

1.Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.

2.Ошибки в усвоении формы фразеологизма.

3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.

4.Изменение лексической сочетаемости фразеологизма

 Сейчас потренируемся в употреблении в речи фразеологизмов.

 Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте

На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …

Бросились искать приезжего. а его и след ...

У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...

Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...

Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...

Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ...

  Слова - паразиты

- Слова - паразиты - это такие слова, которые засоряют речь. 

- К ним разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы: вот, ну, это и т.п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, вообще, честно говоря и т.п.

- Употребление слов - паразитов говорит о бедном словарном запасе человека, поэтому таких слов в нашей речи быть не должно.

Это лишь два вида речевых ошибок, которые мы рассмотрели. Я думаю, что эти приемы и методы  кто-то возьмет на вооружение, а кто-то уже использует. Коллеги я сегодня попыталась показать вам и рассказать как я использую АМО в форме мастер-класса Слайд 19, 20, 21

Получился у меня мастер-класс или не получился решать вам, но методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих или единых норм. Я с удовольствием приму ваши советы и рекомендации

Слайд 22,23

С уверенностью могу сказать, что АМО помогают мне:

  1. Формировать положительную учебную мотивацию;
  2. Повышать познавательную активность у учащихся;
  3. Активно вовлекать обучающихся в образовательный процесс;
  4. Развивать творческие способности
  5. Раскрывать личностно-индивидуальные возможности каждого ученика;

Слайд 24

Благодарю за внимание. - Успехов всем и успешных вам учеников!!! Спасибо за работу! Слайд 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы.

В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы

В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....

«Раскрытие нравственного и интеллектуального потенциала личности через использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

   Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных ф...

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы как благоприятный способ перехода на новые ФГОС.

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы как благоприятный способ перехода на новые ФГОС....

Инновационные и активные методы обучения на уроках русского языка и литературы/ Выступление и презентация.

В статье представлен опыт работы по использованию сервиса  LеarningApps на уроках русского языка, приведены примеры созданных интерактивных упражнений. Также раскрыты преимущества конструктора Le...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...