Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок в технологии "Дидактический цикл"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o-e_posle_shipyashchih_v_suffiksah_sushch-h.odt | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок для 6 класса по русскому языку (технология «Дидактический цикл»)
Тема: О-Е после шипящих в суффиксах существительных
Цели урока:
- повторить шипящие звуки;
- повторить написание гласных после шипящих в корне слова, в окончании;
- выяснить условия выбора для новой орфограммы;
- научиться видеть новую орфограмму в слове, правильно писать слова с этой орфограммой, объяснять условия ее выбора, находить и исправлять ошибки в слове с этой орфограммой.
Ход урока:
Разминка.
Учитель: Кто знает скороговорку со словом шесть? (Шесть мышат в камышах шуршат.) Тренируемся произносить скороговорку.
Учитель: Охарактеризуйте первый звук в числительном шесть (согл., глух., тверд.). Какой еще это звук? (шипящий) Какие еще шипящие вы помните? (ж, ч, щ) Какие орфограммы с написанием гласных после шипящих вы уже знаете?
I фаза. Обнаружение незнания
Учитель: образуйте от слова рука с помощью двух разных уменьшительно-ласкательных суффиксов два новых существительных (рученька, ручонка). Какую гласную вы написали в первом суффиксе? Во втором? Все написали по-разному? Что же делать?
II фаза. Усвоение нового материала
Учитель организует активное восприятие и осмысление учениками нового учебного материала, записанного на доске:
пирожок
зайчонок
девчонка
горошек
овражек
реченька
Учитель: 1) Что общего между словами в обоих столбиках? (существительные, образованные суффиксальным способом, есть шипящие) Проверьте, все ли шипящие есть в этих словах? Подчеркнем их двумя чертами.
2) В чем отличие? (в первом столбике после шипящих О, во втором — Е) Исходя из этого, сформулируйте цели нашего урока.
3) В какой морфеме находится эта орфограмма? (в суффиксе) Оформляем орфограмму графически!
4) Попробуйте определить, в каких случаях в суффиксах после шипящих пишется О, а в каких Е.
5) Сформулируйте правило. Сравниваем свое правило с правилом в учебнике, повторяем еще два раза.
III фаза. Ликвидация незнания
Возвращаемся к словам, образованным от слова рука. Кто оказался прав и сразу верно записал слова? Остальные исправляют свои ошибки.
IV фаза. Применение нового материала
- Устное выполнение упражнения 253 по учебнику.
- Выборочный диктант (распределить слова в два столбика в зависимости от гласной в суффиксе): деньжонки, орешек, медвежонок, галчонок, хлебушек, доченька, кусочек, язычок, кулачок, Мишенька.
- Найдите «третье лишнее»: бережок, бечевка, волчонок. Объясните выбор (бечевка — орфограмма в корне: бечева), объясните ЛЗ этого слова.
V фаза. Присвоение новых знаний
Учитель: Зачем мы изучаем правило «О-Ё после шипящих в суффиксах существительных»? Давайте поможем гипотетическому мальчику Васе Ошибкину, который такого правила не знает (каждый ученик получает карточку для самостоятельной работы с заданием исправить ошибочное написание в тех словах, где это необходимо):
Желудь, сучок, скворченок, камешек, врачем, пушок, пятачек, овражек, утюжек, орешек, смешок, внучок, девченка, червячок, мячем, шорох, шопот.
VI фаза. Осуществление обратной связи
Учитель: Какие ошибки было исправить легко, а какие трудно? Почему?
Школьники разным цветом выделяют легкие и трудные слова.
Итог урока.
Учитель: Что стало для вас сегодня новым знанием на уроке? Достигли ли мы поставленных вами целей?
Д/з. 1) Выучить правило. 2) Составить небольшой текст, включающий 10 слов с новой орфограммой или упр.255.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"
Урок русского языка в 6 классеТема. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...
Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
Данный урок поможет повторить орфограмму "Буквы О-Е после шипящих в корне" и закрепить знания по новой теме....
Проект урока на тему: Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
Проект урока на тему Гласные О и Е после шипящих в суффиксах имен существительных был разработан для учащихся 6-х классов. Целью данной работы является знакомство учащихся с правилом правописания глас...
«Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
Урок изучения нового материала.Цель урока:познакомить учащихся с правописанием гласных о-е в суффиксах существительных....
Открытый урок по русскому языку. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"
Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в сцффиксах существительных". (конспект урока и презентация к нему)Учитель вместе с учениками отправляется на поиск...
Урок-презентация по русскому языку в 6-м классе "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"
Данная презентация представляет собой урок русского языка в 6-м классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных".Цель: формировать умение правильно писать гласную в суффик...
Распределительный диктант "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"
Данный диктант позволит учащимся обобщить и систематизировать знания о написаниях гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных....