Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Диана Борисовна Кретова

Урок в технологии "Дидактический цикл" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o-e_posle_shipyashchih_v_suffiksah_sushch-h.odt23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок для 6 класса по русскому языку (технология «Дидактический цикл»)

Тема:  О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Цели урока:

  1. повторить шипящие звуки;
  2. повторить написание гласных после шипящих в корне слова, в окончании;
  3. выяснить условия выбора для новой орфограммы;
  4. научиться видеть новую орфограмму в слове, правильно писать слова с этой орфограммой, объяснять условия ее выбора, находить и исправлять ошибки в слове с этой орфограммой.

Ход урока:

Разминка.

Учитель: Кто знает скороговорку со словом шесть? (Шесть мышат в камышах шуршат.) Тренируемся произносить скороговорку.

Учитель: Охарактеризуйте первый звук в числительном шесть (согл., глух., тверд.). Какой еще это звук? (шипящий) Какие еще шипящие вы помните? (ж, ч, щ) Какие орфограммы с написанием гласных после шипящих вы уже знаете?

I фаза. Обнаружение незнания

Учитель: образуйте от слова рука с помощью двух разных уменьшительно-ласкательных суффиксов два новых существительных (рученька, ручонка). Какую гласную вы написали в первом суффиксе? Во втором? Все написали по-разному? Что же делать?

II фаза. Усвоение нового материала                                                                           

Учитель организует активное восприятие и осмысление учениками нового учебного материала,                                                                                                                       записанного на доске:

пирожок

зайчонок

девчонка

горошек

овражек

реченька

Учитель: 1) Что общего между словами в обоих столбиках? (существительные, образованные суффиксальным способом, есть шипящие) Проверьте, все ли шипящие есть в этих словах? Подчеркнем их двумя чертами.

2) В чем отличие? (в первом столбике после шипящих О, во втором — Е) Исходя из этого, сформулируйте цели нашего урока.

3) В какой морфеме находится эта орфограмма? (в суффиксе) Оформляем орфограмму графически!

4) Попробуйте определить, в каких случаях в суффиксах после  шипящих пишется О, а в каких Е.

5)  Сформулируйте правило. Сравниваем свое правило с правилом в учебнике, повторяем еще два раза.

III фаза. Ликвидация незнания

Возвращаемся к словам, образованным от слова рука. Кто оказался прав и сразу верно записал слова? Остальные исправляют свои ошибки.

IV фаза. Применение нового материала

  1. Устное выполнение упражнения 253 по учебнику.
  2. Выборочный диктант (распределить слова в два столбика в зависимости от гласной в суффиксе): деньжонки, орешек, медвежонок, галчонок, хлебушек, доченька, кусочек, язычок, кулачок, Мишенька.
  3. Найдите «третье лишнее»: бережок, бечевка, волчонок. Объясните выбор (бечевка — орфограмма в корне: бечева), объясните ЛЗ этого слова.

V фаза. Присвоение новых знаний                                                                     

Учитель: Зачем мы изучаем правило «О-Ё после шипящих в суффиксах существительных»? Давайте поможем гипотетическому мальчику Васе Ошибкину, который такого правила не знает (каждый ученик получает карточку для самостоятельной работы с заданием исправить ошибочное написание в тех словах, где это необходимо):

        Желудь, сучок, скворченок, камешек, врачем, пушок, пятачек, овражек, утюжек, орешек, смешок, внучок, девченка, червячок, мячем, шорох, шопот.

VI фаза. Осуществление  обратной связи                                                     

Учитель: Какие ошибки было исправить легко, а какие трудно? Почему?

Школьники разным цветом выделяют легкие и трудные слова.

Итог урока.

Учитель: Что стало для вас сегодня новым знанием на уроке? Достигли ли мы поставленных вами целей?

Д/з. 1) Выучить правило. 2) Составить небольшой текст, включающий 10 слов с новой орфограммой или упр.255.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Урок  русского языка в 6 классеТема.  Гласные  О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...

Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Данный урок поможет повторить орфограмму "Буквы О-Е после шипящих в корне" и закрепить знания по новой теме....

Проект урока на тему: Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Проект урока на тему Гласные О и Е после шипящих в суффиксах имен существительных был разработан для учащихся 6-х классов. Целью данной работы является знакомство учащихся с правилом правописания глас...

«Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Урок изучения нового материала.Цель урока:познакомить учащихся с правописанием гласных о-е в суффиксах существительных....

Открытый урок по русскому языку. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в сцффиксах существительных". (конспект урока и презентация к нему)Учитель вместе с учениками отправляется на поиск...

Урок-презентация по русскому языку в 6-м классе "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Данная презентация представляет собой урок русского языка в 6-м классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных".Цель: формировать умение правильно писать гласную в суффик...

Распределительный диктант "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Данный диктант позволит учащимся обобщить и систематизировать знания о написаниях гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных....