«Вводные слова и знаки препинания при них»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Томина Юлия Викторовна

Урок - презентация учебного проекта одиннадцатиклассников, проведенный в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnye_slova.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе по теме

«Вводные слова и знаки препинания при них»

Цели урока: 1. Дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания, указания на последовательность высказывания, средстве привлечения внимания собеседника, способе оформления мыслей, указания на источник высказывания.

2.Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся за счет применения проектной деятельности учащихся при объяснении нового материала, стимулировать интерес школьников к знаниям через инновационные технологии.

3. Познакомить с правилами оформления вводных слов, сочетаний на письме и научить практически применять полученные знания в работе.

4. Продолжить формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, редактирования текста, употребления вводных слов в речи.

5. Сформировать навык  - отличать вводные слова от омонимичных форм.

6. Способствовать обогащению словаря учащихся за счет введения новых слов.

7. Способствовать развитию коммуникативных навыков при работе в творческих группах, развитию речи, логики, мышления учащихся.

8.Способствовать получению знаний на активной основе, через деятельность учеников.

9. Возможность применить свои знания, проект в учебной деятельности (для 11-тиклассников)

10. Воспитывать бережное отношение к языку.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация проекта 11-тиклассников, тетради учащихся, раздаточный материал (2 таблицы: группы вводных слов,  слова, являющиеся и не являющиеся вводными, кроссворд,  задания, тест), листочки для тестирования.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с новым материалом:

А) анализ предложений, записанных на доске. Объявление целей и задач урока;

Б)  представление проекта 11-тиклассников;

В)  работа с таблицами  и сопоставление примеров.

3. Закрепление материала. Работа в группах:

А) работа с текстом (закрепление знаний, полученных по значениям вводных слов);

Б) редактирование текста;

В) упражнение на  сопоставление  вводных слов и  омонимичных форм;

Г) составление предложений по заданию.

4. Обобщение изученного. Кроссворд.

5. Контроль. Тестирование учащихся 8 и 11 классов по теме.

6. Итоги урока. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке мы начинаем изучать новую тему, а помогут нам сегодня разобраться с новым материалом учащиеся 11 класса, которые, изучив данную тему, выполнили учебно-познавательный проект и пришли с ним  сегодня к нам на урок.

На уроке вы будете работать в группах, изучая новый материал, а старшеклассники выступят в роли консультантов.

  1. 2. Знакомство с новым материалом:

А) анализ предложений, записанных на доске. Объявление целей и задач урока.

 Перед тем, как мы познакомимся с новым материалом, давайте рассмотрим два примера, записанные на доске.

1. В этот момент  его лицо казалось спокойным.

2. Казалось, он затруднялся ответить на этот вопрос.

Или

  1. Он, может быть, скоро вернется.
  2. При желании он может быть внимательным.

Сравните два предложения.

Какую роль выполняет слова «казалось», «может быть» в данных предложениях? (В1 – часть составного именного сказуемого, 2 – вводное слово, передающее отношение говорящего к тому, о чем он сообщает)

Что помните о вводных словах?

(-Не являются членами предложения

-Выделяются запятыми

- Подчеркиваются  + + +

- Могут стоять в начале, середине и конце предложения)

Зачем нужны нам вводные слова, какую роль они выполняют в наших высказываниях?

Об этом мы сегодня узнаем на уроке. Запишем тему урока.

Б)  представление проекта 11-тиклассников.

В)  работа с таблицами  и сопоставление примеров.

3. Закрепление материала. Работа в группах:

А) работа с текстом (закрепление знаний, полученных по значениям вводных слов)

А теперь проверим, насколько хорошо вы разобрались с новым материалом.

Перед вами на столах лежат листы с заданиями. Выполним первое упражнение.

Упражнение 1.  Вставьте в текст необходимые по смыслу вводные  слова. Расставьте знаки препинания. Объясните, какой оттенок вносят вводные слова в предложения.

     «Мне хотелось бы,  вот на что обратить ваше внимание.  У многих школьников     беден лексикон.  Ни телевидение, ни кино не восполнят того, что вам может дать книга. Читайте больше. Изучайте искусство.  Эстетическое образование требуется     не только писателю, но и инженеру, и рабочему».

                                                                                                                           (М. Шолохов)

Эстетический – относящийся к чувству прекрасного, к красоте и ее восприятию.

Б) редактирование текста 

Иногда чрезмерное употребление вводных слов может привести к обратному эффекту, и тогда может получиться вот такой рассказ.

Упражнение 2.   Найдите слова, засоряющие язык. Укажите, чем они являются. Только ли вводными? Отредактируйте текст, вычеркните слова-паразиты. Запишите полученное.

  « Иду я, значит, по улице, думаю, как бы мне, это, не опоздать в школу, ну, на физику, то есть. И вдруг, представляешь, вижу, вот, прямо перед собой такой, понимаешь, блестящий, как бы это сказать, яркий такой, круглый предмет, как это, во, вспомнил: НЛО. Ну, я, ясное дело, испугался, бежать, думаю, надо бы, а куда убежишь, сам подумай, оно, это, на  дороге стоит.  Вздохнул я поглубже, значит, и как рванул вправо, так сказать, ноги спасли. Вот такие-то  дела, понимаешь, это, на свете происходят».

В) упражнение на  различение вводных слово от омонимичных форм

Упражнение 3. В каких случаях повторяющиеся в каждой паре предложений слова (словосочетания) являются вводными? Расставьте знаки препинания. Выпишите только те предложения, в которых есть вводные слова, укажите их значения.

А) О человеке надо судить не столько по его словам  сколько по его делам.

     По его словам в этой местности хорошо охотиться.

Б) Напротив  школа находилась в другом переулке.

     Напротив находилась школа.

В) Письмо должно быть доставлено как можно быстрее.

     Было должно быть очень поздно.

Г) Словом можно поддержать человека.

    Словом его необходимо поддержать сейчас.

Г) составление предложений по заданию.

Упражнение 4.  Составьте предложения, используя слова  

1  группа «к счастью»,

2 группа   «очевидно»,

3 группа «возможно»,

4 группа  «говорят»,

таким образом, чтобы в одном  слово было вводным,  в другом – членом предложения.

Запишите полученное, составьте схемы предложений с вводными словами.

4. Обобщение изученного. Кроссворд.

А теперь, посмотрим, какая из групп быстрее справится с кроссвордом, составленным старшеклассниками.

  1. Контроль. Тестирование учащихся 8 и 11 классов по теме.

 

ТЕСТ

  1. Какое из приведенных ниже слов не бывает вводным?

А)  безусловно

Б)  например

В) примерно

Г) пожалуйста

2.  Укажите, какое слово должно быть на месте пропуска в предложении.

Мы  , …,  будем заниматься французским языком.

А) самостоятельно

Б) наверно

В) даже

Г) раз в неделю.

3 . В каком предложении есть вводное слово или сочетание?

А)  Уходя, гасите свет!

Б) Ах, лето красное, любил бы я тебя…

В) Судя по всему, наши далекие предки поклонялись воде.

Г) Я слышал, что воду считали вещей силой.

4. Укажите, где нужен дефис.

А) Как, по(?) вашему, можно решить эту задачу?

Б) Как (?) бы не опоздать на поезд!

В) По(?) нашему предположению, в этих слоях должна быть нефть.

Г) Первые классы были небольшие, а во(?) вторых сидело по 45-47 учеников.

5. В каком предложении слово «однако»  является вводным и выделяется с двух сторон запятыми? (Знаки препинания не расставлены.)

А) Работа над проектом идет однако до конца еще далеко.

Б) Трудно поверить что изба построена без единого гвоздя однако это так.

В) Письмо написано корявым почерком с помарками однако без ошибок.

Г) Каждый день небо заволакивало тучами дождь однако так и не пошел

Ключ.   1 в                

             2  б                                

             3 в                                

            4 а                                  

            5 г

6. Итоги урока. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 8 классе по теме "Вводные слова и знаки препинания при них".

Данный урок представляет собой урок подачи нового материала. Я постаралась в доступной и интересной для учеников форме познакомить их с такой сложной темой, как "Вводные слова". И, как показал опыт, м...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Вводные слова и знаки препинания при них"

Урок представляет собой занимательное путешествие в парижский Музей художников - импрессионистов. Заочная экскурсия, надеюсь, вам понравится......

урок русского языка 11 кл. (подготовка к ЕГЭ)" Вводные слова и знаки препинания при них"

Урок разработан с пименение ИКТ ( разработка, презентация)...

Урок русского языка по теме «Вводные слова и знаки препинания при них». 8 класс

знать вводные слова, уметь находить их в тексте; расставлять знаки препинания в тексте с вводными словами....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

конспект открытого урока "Вводные слова и знаки препинания при них"

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе "Вводные слова и знаки препинания при них"...