Урок русского языка в 5 классе. "Фонетика", тема "Глухие и звонкие согласные"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

 

                                          Урок русского языка в 5 классе.

                                                    Фонетика.

                                         Согласные звонкие и глухие.

 

      Цели и задачи: закрепление понятий «буква» и «звук», различение звонких и глухих согласных; дать понятие о звукописи как об изобразительно-выразительном средстве языка.

                                              Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

   -Возникли какие-нибудь трудности при выполнении д/з? (если нет, собираем домашние тетради)

2.   Словарно-орфографическая работа. Запись в словарь новых слов (в орфографическую часть).

                  Корабль.

                  Кораблик.                              Сравни: линкор

 

                 Мотор.

                 Моторист.

                 Моторный.                              Мото – «двигаю» (лат.)

    -Произнесем хором  новые слова.

    - С использованием новых словарных слов составьте устно предложение, соответствующее схемам:

              1 вариант                                                           П вариант.

 

 

3.  А теперь все вместе запишем предложение для синтаксического разбора.

            К высокому берегу тихо воздушный корабль пристает.

В записанном предложении есть слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Выпишите их и подберите проверочные слова.

Найдите, пожалуйста,  в этом предложении слово с согласным звуком, который не имеет пары по твердости-мягкости (воздушный).

 

4. Фронтальный опрос в форме игры. Перед уроком ко мне в кабинет заходил один мальчик, сделал кое-какие записи на доске.

           Светло и ярко солнце светит,

           Но загрустил Ошибкин Петя.

           Глядит мечтательно в тетрадь:

           Вот если б получить мне «пять».

-Давайте, ребята, проверим работу Ошибкина, поможем ему  получить «пятерку».

      Работаем с записью на доске:

            Падать     п а д а т     - 6 б., 5 зв.

            В слове «чай» два непарных по твердости –мягкости согласных звука..

            В русском языке 10 гласных звуков.

            Звуки мы слышим и произносим.

            Ц – это звук  непарный по твердости-мягкости.

            Согласные звуки состоят из голоса и шума.

-Почему вы не согласны с последним утверждением? (Потому что согласные звуки могут состоять только из шума.)  Как называются такие согласные? (глухие)

5.Объяснение нового материала.

 - Правильно, ребята. Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Вот о них и пойдет сегодня разговор. Запишите тему урока.  Согласные, при образовании которых струя воздуха преодолевает препятствия  без участия голоса, называются глухими. Если же голос участвует в образовании звука, т. е. он состоит из голоса и шума, то он называется звонким.

     Давайте обратимся к нашему учебнику. Рассмотрим картинки на странице 114.

Назовите слово, которое состоит только из глухих согласных.

Предлагаю немного поиграть. Например, в зоопарк. Представьте такой необычный зоопарк, в котором живут только такие животные, чьи названия состоят только из глухих согласных.  Выберите из двух того, кто живет в этом зоопарке.

     (Устная игра) Показываем пару слов:

                           баран    или     кот

                           зебра     или     щука

                           пес        или     выдра

                           утка       или     гагара

                           олень    или      кит?

     Большинство согласных образуют пары по глухости-звонкости. Они называются парными, потому что способ их образования одинаков, но при произношении одних голос участвует, а при произношении других – нет.

     Вы уже знакомы с парами по глухости-звонкости. Давайте их назовем  при помощи нашего учебника. (Читаем материал , выделенный жирным  шрифтом)

     - Непарные согласные вам нужно запомнить, поэтому их мы запишем в нашу тетрадь.

                  Не имеют парных звуков глухие   х, х, ц, ч, щ,

                                                             Звонкие й , л, л, м, м, н. н. р. р.

     - Обратимся вновь к учебнику. Выполняем по цепочке упражнение 263. Один столбик на выбор запишите, выписав пару согласных по глухости-звонкости.

- Из слов упражнения 264 назовите, пожалуйста, слова, в составе которых есть непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Какое слово мы не назвали, почему.

6. Формируем понятие  звукописи.

-Наш мир наполнен звуками. Шумит ветер, гудят машины, звучат приемники, телевизоры, слышен звон колоколов, тиканье часов, птичьи голоса. Люди при помощи звуков речи умеют передавать эти звуковые ощущения. Такое художественное средство называется «звукопись».

     Послушайте, как звучит отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Русалка»

                            Русалка плыла по реке голубой,

                            Озаряема полной луной.

                            И старалась она доплеснуть до луны

                            Серебристую пену волны.

    -Какой звук несколько раз повторяет поэт, чтобы предать плеск волны?

 - Послушайте еще один отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева. А у него какие звуки играют роль  в изображении грозы?

                            Люблю грозу в начале мая,

                            Когда весенний первый гром,

                            Как бы резвяся и играя,

                            Грохочет в небе голубом.

-Давайте и мы с вами попробуем применить свои фонетические знания.

Представьте, что у железнодорожной платформы вы вдруг увидели настоящий старинный паровоз, подъезжающий к станции. Вас удивит подобное зрелище? Несомненно. Какие звуки может издавать подобная махина? Свист и шум. Какие звуки помогут нам передать движение паровоза? Свистящие и шипящие глухие звуки.

Попробуйте переделать вот такое предложение, заменив в нем некоторые слова на другие, с подходящим звуковым составом.

 

                  К платформе подъезжал большой паровоз.

 

К станции с шумом и свистом приближался тяжелый паровоз.

 

7. Объяснение домашнего задания. Попробуйте дома самостоятельно в 2-3 предложениях описать, например, шорох опадающих листьев, грохот строительной техники, звон колоколов, стрекот насекомых или какое-нибудь подобное звуковое наблюдение. Второй частью домашнего задания станет выполнение упражнения 266.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasnye_zvonkie_i_gluhie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Урок русского языка в 5 классе.

                                                    Фонетика.

                                         Согласные звонкие и глухие.

      Цели и задачи: закрепление понятий «буква» и «звук», различение звонких и глухих согласных; дать понятие о звукописи как об изобразительно-выразительном средстве языка.

                                              Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

   -Возникли какие-нибудь трудности при выполнении д/з? (если нет, собираем домашние тетради)

2.   Словарно-орфографическая работа. Запись в словарь новых слов (в орфографическую часть).

                  Корабль.

                  Кораблик.                              Сравни: линкор

                 Мотор.

                 Моторист.

                 Моторный.                              Мото – «двигаю» (лат.)

    -Произнесем хором  новые слова.

    - С использованием новых словарных слов составьте устно предложение, соответствующее схемам:

              1 вариант                                                           П вариант.

3.  А теперь все вместе запишем предложение для синтаксического разбора.

            К высокому берегу тихо воздушный корабль пристает.

В записанном предложении есть слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Выпишите их и подберите проверочные слова.

Найдите, пожалуйста,  в этом предложении слово с согласным звуком, который не имеет пары по твердости-мягкости (воздушный).

4. Фронтальный опрос в форме игры. Перед уроком ко мне в кабинет заходил один мальчик, сделал кое-какие записи на доске.

           Светло и ярко солнце светит,

           Но загрустил Ошибкин Петя.

           Глядит мечтательно в тетрадь:

           Вот если б получить мне «пять».

-Давайте, ребята, проверим работу Ошибкина, поможем ему  получить «пятерку».

      Работаем с записью на доске:

            Падать     п а д а т     - 6 б., 5 зв.

            В слове «чай» два непарных по твердости –мягкости согласных звука..

            В русском языке 10 гласных звуков.

            Звуки мы слышим и произносим.

            Ц – это звук  непарный по твердости-мягкости.

            Согласные звуки состоят из голоса и шума.

-Почему вы не согласны с последним утверждением? (Потому что согласные звуки могут состоять только из шума.)  Как называются такие согласные? (глухие)

5.Объяснение нового материала.

 - Правильно, ребята. Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Вот о них и пойдет сегодня разговор. Запишите тему урока.  Согласные, при образовании которых струя воздуха преодолевает препятствия  без участия голоса, называются глухими. Если же голос участвует в образовании звука, т. е. он состоит из голоса и шума, то он называется звонким.

     Давайте обратимся к нашему учебнику. Рассмотрим картинки на странице 114.

Назовите слово, которое состоит только из глухих согласных.

Предлагаю немного поиграть. Например, в зоопарк. Представьте такой необычный зоопарк, в котором живут только такие животные, чьи названия состоят только из глухих согласных.  Выберите из двух того, кто живет в этом зоопарке.

     (Устная игра) Показываем пару слов:

                           баран    или     кот

                           зебра     или     щука

                           пес        или     выдра

                           утка       или     гагара

                           олень    или      кит?

     Большинство согласных образуют пары по глухости-звонкости. Они называются парными, потому что способ их образования одинаков, но при произношении одних голос участвует, а при произношении других – нет.

     Вы уже знакомы с парами по глухости-звонкости. Давайте их назовем  при помощи нашего учебника. (Читаем материал , выделенный жирным  шрифтом)

     - Непарные согласные вам нужно запомнить, поэтому их мы запишем в нашу тетрадь.

                  Не имеют парных звуков глухие   х, х, ц, ч, щ,

                                                             Звонкие й , л, л, м, м, н. н. р. р.

     - Обратимся вновь к учебнику. Выполняем по цепочке упражнение 263. Один столбик на выбор запишите, выписав пару согласных по глухости-звонкости.

- Из слов упражнения 264 назовите, пожалуйста, слова, в составе которых есть непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Какое слово мы не назвали, почему.

6. Формируем понятие  звукописи.

-Наш мир наполнен звуками. Шумит ветер, гудят машины, звучат приемники, телевизоры, слышен звон колоколов, тиканье часов, птичьи голоса. Люди при помощи звуков речи умеют передавать эти звуковые ощущения. Такое художественное средство называется «звукопись».

     Послушайте, как звучит отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Русалка»

                            Русалка плыла по реке голубой,

                            Озаряема полной луной.

                            И старалась она доплеснуть до луны

                            Серебристую пену волны.

    -Какой звук несколько раз повторяет поэт, чтобы предать плеск волны?

 - Послушайте еще один отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева. А у него какие звуки играют роль  в изображении грозы?

                            Люблю грозу в начале мая,

                            Когда весенний первый гром,

                            Как бы резвяся и играя,

                            Грохочет в небе голубом.

-Давайте и мы с вами попробуем применить свои фонетические знания.

Представьте, что у железнодорожной платформы вы вдруг увидели настоящий старинный паровоз, подъезжающий к станции. Вас удивит подобное зрелище? Несомненно. Какие звуки может издавать подобная махина? Свист и шум. Какие звуки помогут нам передать движение паровоза? Свистящие и шипящие глухие звуки.

Попробуйте переделать вот такое предложение, заменив в нем некоторые слова на другие, с подходящим звуковым составом.

                  К платформе подъезжал большой паровоз.

К станции с шумом и свистом приближался тяжелый паровоз.

7. Объяснение домашнего задания. Попробуйте дома самостоятельно в 2-3 предложениях описать, например, шорох опадающих листьев, грохот строительной техники, звон колоколов, стрекот насекомых или какое-нибудь подобное звуковое наблюдение. Второй частью домашнего задания станет выполнение упражнения 266.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд "Пробелы в тексте" к уроку русского языка в 5 классе "Правописание гласных и согласных в приставках" (HotPotatoes 6)

Кроссворд "Пробелы" составлен по тексту М. М. Пришвина "Дятел" с использованием программы HotPotatoes 6....

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»

Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...

Урок русского языка в 5 классе на тему: "Непроизносимые согласные"

Давнный урок разработан для 5 класса. Учащиеся научатся определять орфограммы в корнях, производить фонетический разбор, подбирать проверочные слова....

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание гласных и согласных в приставках"

конспект урока по ФГОС, с УУД, учебник 4 кл. по системе Л.В. Занкова...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Произношение согласных звуков.Орфоэпический разбор слова"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова", УМК М.М. Разумовской...

Методическая разработка по русскому языку для 5 класса по теме :"Звонкие согласные"

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме: "Звонкие согласные"...


 

Комментарии

Урок русского языка в 5 классе. Разнообразные формы работы, игровые моменты.