Дополнительная образовательная программа (Компьютерное обучение) "Наставник по русскому языку" (15-16 лет)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Быстрова Наталья Александровна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ « ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХТЕХНОЛОГИЙ»

 

Принята на заседании                                                       «Утверждаю»

педагогического Совета                                                   Директор МОУДОД «ЦИТ»

Протокол  №  ________ ___________                              Д.С. Ковалев

от «___» __________       200__ г.                                     «___» __________  200__ г.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

«Компьютерное обучение:

Наставник по русскому языку».

 

Возраст учащихся:                          15-16 лет

 

Срок реализации

дополнительной

образовательной                             1 год

программы:

 

Автор программы:Быстрова       Наталья Алексанлровна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр информационных технологий»

г. Тихвин

2009 год

Содержание

 

Пояснительная записка. 3

Учебно-тематический план. 7

Содержание изучаемого курса. 8

Методическое обеспечение образовательной программы.. 9

Список литературы,  информационные ресурсы.. 12

 

Пояснительная записка

Направленность образовательной программы: социально-педагогическая

Вид программы:  адаптированная

Новизна настоящей дополнительной образовательной программы, связана с использованием технологии обучения, отличной от использующих в школе. Это компьютерная технология обучения, как совокупность методов, форм и средств воздействия на человека в процессе его развития.

При условии систематического использования компьютерных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. Усиливает адаптивность  процесса обучения к уровням и особенностям развития обучающихся, что Закон Российской Федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования.

При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.

Курс  востребован детьми, родителями, педагогами, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса познавательные интересы личности, поднимая обучающихся на качественно новый уровень индивидуального развития.

Актуальность  дополнительной образовательной программы заключается в ееличностно - деятельностном характере образовательного процесса, который способствует развитию мотивации личности к познанию и самореализации.

Применение информационной компьютерной технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Данная дополнительная образовательная программа направлена на  создание единого образовательного пространства района, усиления взаимодействия дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями.

Решение этой проблемы особенно актуально в наши дни, когда выпускники перешли к сдаче выпускных экзаменов  в виде Единого Государственного Экзамена по всем предметам и формировать навык выполнения тестовых работ, необходимо как можно раньше.

Педагогическая целесообразность изучения данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что курс направлен на

применение,  таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им  образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка,  способствовали адаптации его к жизни в информационном обществе.

Важнейшим принципом дополнительной образовательной программы является добровольный выбор ребёнком данного вида деятельности.

Цель курса

За счет использования информационных технологий,   повышение  результативности учебной деятельности школьников, выявление и коррекция  пробелов в знаниях и умениях по русскому языку,  на базе ПМК серии «Компьютерное обучение. Наставник».

Задачи программы

Образовательные:

  • оперативная диагностика пробелов в знаниях учащихся по русскому языку;
  • обеспечение индивидуализации процесса ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
  • предупреждение регулярно встречающихся ошибок;
  • способствование осмыслению и освоению теоретического материала по предмету на более высоком уровне усвоения.

Воспитательные:

  • развитие коммуникативных умений: взаимодействие с учителем, обсуждение  результатов работы;
  • воспитывать эмоционально-волевые качества личности: усидчивость, самоконтроль, самооценка, самодисциплина, настойчивость, эмоциональная уравновешенность.

Развивающие:

  • развитие  информационных умений:работать с разными источниками информации; компьютерной грамотности,применение информационных технологий в учебной деятельности;
  • формирование умений выполнения заданий в тестовой форме.

Коррекционные:

  • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся);
  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  • расширение объёма предъявляемой учебной информации;
  • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
  • повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом;
  • улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих:

  1. во-первых, обеспечивает оперативную и точную диагностику пробелов в знаниях учащихся;
  2. во-вторых, повышает интенсивность процесса повторения;
  3. в-третьих, обеспечивает индивидуализацию процесса повторения за счет выбора форм, темпа и содержания работы;
  4. в-четвертых, обеспечивает объективность  оценки знаний учащихся.

В основе программы «"Компьютерная диагностика и коррекция пробелов в знаниях по русскому языку» заложены возможности  комплекта серии программно-методического комплекса «Компьютерное обучение:  "Наставник"» ПМК «Русский язык. Средняя школа часть 1, 2,   который позволяет решать проблему  быстрого выявления пробелов в теоретических знаниях и практических навыках учащихся  по русскому языку и организовать эффективную адресную коррекцию выявленных пробелов индивидуально для каждого учащегося.

Сетевой учебный комплекс "Русский язык. Средняя школа. Часть 2" охватывает основные линии изучения традиционной программы по русскому языку 9 классов: синтаксис и пунктуацию. Основу комплекса составляют 8300 тестовых заданий, каждое из которых имеет контекстную справочную информацию. В учебном курсе 29 учебных разделов, более 450 учебных элементов, 920 коррекционных и диагностических тестов, 90 тематических и контрольных уроков, 130 звуковых тематических и контрольных диктантов. Справочную информацию составляют: гипертекстовый учебник-справочник, краткие текстовые подсказки, алгоритмы выполнения заданий, опорные графические схемы.

Возможности «Центра информационных технологий» позволяют показать учащимся возможности повышения результативности учебной деятельности за счет использования информационных технологий.

Программа предназначена для учащихся 9 классов.

Возраст    15 - 16 лет        

Сроки реализации образовательной программы

Программа реализуется в течение одного учебного года.

Количество часов - 72 часа:

теория – 1 часа, практические занятия –71часа.

Условия реализации программы:

  • частие педагога, специалиста - предметника, хорошо знающего технологию проведения ЕГЭ,  окончившего курсы  «Использование в работе педагога предметника ПМК серии «Компьютерное обучение. Школьный наставник»;
  • учет возрастных, социально-психологических особенностей обучающихся, их  потребностей;
  • систематический контроль знаний, умений, навыков;
  • наличие компьютерного класса,  сетевого мультимедийного комплекса ПМК серии «Компьютерное обучение. Школьный наставник», программных комплексов «Учебный мониторинг» и «Генератор тестов и уроков».

Оптимальная наполняемость группы 12-15 человек. Комплектация группы осуществляется по принципам открытости и добровольности, при наличии у детей элементарных знаний и умений компьютерной грамотности в пределах школьной программы.

Форма и режим занятий

Занятия в основном планируются в форме практикумов, тренингов. Занятия проводятся еженедельно по два учебных часа (40 минут).

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Результатом обучения по курсу является повышение качества знаний, умений и навыков,  учащихся по образовательному предмету.

 

Ожидаемые результаты

Методика диагностики

1.Положительная динамика развитияорфографической и пунктуационной грамотности.

Сравнительный анализ результатов  начальной и итоговой диагностики грамотности.

2. Положительная и устойчивая  динамика показателей познавательного развития:

  • зрительная память,
  • устойчивость и сосредоточенность внимания,
  • грамотность письма,
  • орфографическая зоркость учащихся

Наблюдение.

Сравнительный анализ успешности выполнения тестов на начальном и итоговом этапах освоения образовательной программы.

3. Приобретение практических навыков выполнения тестовых заданий.

Освоение алгоритма действий при выполнении тестовых заданий.

Анализ занятий

Наблюдение

Выполнение тестовых заданий по темам

4. Положительная и устойчивая  динамика показателей информационной грамотности.

Наблюдение, анализ занятий, тестирование.

5. Положительная и устойчивая  динамика показателей развития эмоционально-волевых качеств личности: усидчивость, самоконтроль, самооценка, самодисциплина, настойчивость, эмоциональная уравновешенность.

Наблюдение, анализ занятий.

Анкетирование

6. Сформированность потребности заниматься саморазвитием, самообразованием.

Анкетирование

7. Удовлетворенность обучающимися собственными достижениями.

Уверенность в своих силах и возможностях.

Анкетирование

 

 

Основные виды учета знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения

  • Входной контроль.
  • Текущий контроль (определяет степень усвоения детьми учебного материала, практических умений и качество выполнения на всех этапах работы).
  • Промежуточный контроль (по отдельным темам, тестам).
  • Итоговый контроль (проводится с целью определения степени достижения результатов в обучении).

Перед проведением диагностического тестирования обязательно проведение нескольких (2-3) обучающих занятий, чтобы абсолютно исключить ошибочные ответы вследствие неумения работать с ПМК. Работая в анонимном режиме, ученики должны привыкнуть к форме представления тестовых заданий, уметь ввести или выбрать ответ и нажимать нужные клавиши для передачи ответа компьютеру и получения следующего задания автоматически, не раздумывая об этом.

Независимо  от  дальнейшего  выбора  модели  коррекционной работы,  данные  по  проведенному  диагностическому  тестированию можно сохранить  как в  электронном виде,  так и в  виде бумажного  документа, который может быть выдан учащимся.  

Формы проведения контроля психологически щадящие. Уровень усвоение материала показывается программой цветом. Отсутствует традиционная оценка. Оценка выражается педагогом в доброжелательной форме (как положительная, так и указывающая на недостатки в работе), объективность оценки «выставленная» компьютером не вызывает раздражительности и конфликта между учеником и учителем.

Позитивные результаты использования ПК, используемой педагогической технологии обуславливаются стимулированием ориентации на успех, эмоциональным комфортом, связанным с самостоятельным выбором интенсивности деятельности, возможностью проявить себя и компенсировать собственные просчеты и неудачи.

Учебно-тематический план

 

Разделы и темы

Всего часов

 

Теория

 

Практика

1

Введение.

2

1

1

2

Основные разделы науки о языке.

2

-

2

3

Фонетика.

3

-

3

4

Морфемика.

2

-

2

5

Лексика.

3

-

3

6

Грамматика.

4

-

4

7

Морфология.

10

-

10

8

Словосочетания и предложения.

4

-

4

9

Односоставные предложения.

5

-

5

10

Однородные члены предложения.

7

-

7

11

Обращения, вводные слова и предложения, междометия.

6

-

6

12

Обособленные члены предложения.

5

-

5

13

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

7

-

7

14

Прямая и косвенная речь.

4

-

4

15

Орфография.

7

-

7

16

Итоговая диагностика ЗУН по курсу

1

-

1

 

Итого

72

1

71

 

Содержание изучаемого курса

 

Введение.

Теория.

Знакомство учащихся с задачами курса.

Правила поведения в компьютерном классе. Инструктаж по технике безопасности. Входное анкетирование.

Классификация тестов. Принципы составления ответов к тестовому заданию.

Практика.

Знакомство с программно-методическим комплексом «Наставник».

Тренировочные занятия  с ПМК «Наставник».

Основные разделы науки о языке.

Практика.

Первичная диагностика ЗУН по теме.

Индивидуальная коррекционная работа, во время которой ученик, выполняя рекомендации программы "Наставник", отрабатывает те учебные элементы, которые в результате диагностики определены как плохо усвоенные по теме «Алфавит. Звуки и буквы».

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Понятие о лексике».          

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Понятие о грамматике».

Выполнение контрольного теста.

Морфология.

Практика.

Первичная диагностика ЗУН по теме.

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол».

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Наречие. Деепричастие. Причастие. Служебные части речи».

Выполнение контрольного теста по теме «Морфология».

Словосочетания и предложения.

Практика.

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Понятие о словосочетании».

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Понятие о предложении».

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Строение простого предложения».

Односоставные предложения.

Практика.

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Обращения и знаки препинания при них».

Выполнение контрольного теста.

Однородные члены предложения.

Практика.

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Однородные и неоднородные определения».

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Ряды однородных членов предложения».

Выполнение контрольного теста по теме.

Обращения, вводные слова и предложения, междометия.

Практика.

Индивидуальная коррекционная работапо теме Индивидуальная коррекционная работапо теме «Обращения и знаки препинания при них».

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Вводные слова и предложения и знаки препинания при них».

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Междометия и знаки препинания при нем».

Обособленные члены предложения.

Практика.

Первичная диагностика ЗУН

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Знаки препинания при обособленных членах предложения».

Выполнение контрольного теста.

            Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

Практика.

Первичная диагностика ЗУН

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях».

Выполнение контрольного теста.

             Прямая и косвенная речь.

Практика.

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Прямая и косвенная речь».

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Знаки препинания при прямой и косвенной речи».

Выполнение контрольного теста по теме.

Орфография.

Практика.

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Не с различными частями речи».

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Правописание одной и двух букв н в прилагательных, причастиях, наречиях».

Индивидуальная коррекционная работапо теме «Правописание корней с чередованием».

Выполнение контрольного теста.

Итоговая диагностика ЗУН по курсу

Методическое обеспечение образовательной программы

Форма организации деятельности обучающихся – фронтальная, групповая, индивидуальная.

Учебная деятельность программой "Наставник" организуется в виде работы учащегося с наборами заданий – тестами. Выполняя однотипные задания, входящие в тест, получая при этом всю необходимую для выполнения задания информацию, учащиеся закрепляют конкретное знание  или отрабатывают конкретное умение (навык), т.е. усваивают выбранный учебный элемент курса.

При работе с ПМК учащийся либо сам выбирает работу с тестами, уроками, либо под руководством педагога. Использование ПМК в учебном процессе способствует его интенсификации, индивидуализации и дифференциации, что особенно значимо в условиях массовой школы. Иными словами, параметры работы учащегося с базой учебных материалов ПМК настраиваются индивидуально, любому из учащихся могут быть даны задания, отвечающие его личностным особенностям, задания могут подбираться программой "Наставник" применительно к каждому конкретному моменту учебной деятельности, например:

  • в зависимости от особенностей восприятия учебной информации каждым учащимся;
  • в зависимости от способностей каждого учащегося;
  • в зависимости от индивидуальных запросов каждого учащегося.

Решение этой проблемы особенно актуально в наши дни, когда выпускники перешли к сдаче выпускных экзаменов  в виде Единого Государственного Экзамена по всем предметам и формировать навык выполнения тестовых работ, необходимо как можно раньше.

Методы обучения.

Используются следующие методы обучения:

По способу организации УД, преобладают – наглядные, практические.

По степени самостоятельности мышления, уровню деятельности обучающихся – репродуктивные, частично – поисковые.

Методы  контроля и самоконтроля - машинный контроль, самоконтроль.

Методы создания ситуации успеха в учении -  создаются путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности, обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения  учебных заданий (благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни, состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности).

Формы  и технологии организации учебных занятий.

Основной тип занятий — практикум. Задания курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Чаще всего занятия проходят по следующему плану:

Фронтальная работа - постановка целей и задач, повторение техники безопасности работы на компьютере, повторение основных этапов работы с программой, актуализация знаний по теме. 

Индивидуальная работа - выполнение тестов, анализ результатов, планирование работы по ликвидации пробелов.

Роль педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку в выборе нужного режима тестирования и организации его самостоятельной работы, оказать ему индивидуальную консультацию, помочь в выборе индивидуальной траектории коррекционной работы.

Перед проведением первого диагностического тестирования с учащимися  проводятся  тренировочные занятий, во время которых они должны овладеть навыками работы с ПМК серии "Наставник".

После первого диагностического тестирования   отрабатываются  схемы учебной работы по коррекции. В программе "Наставник" можно реализовать две различных варианта: на основе рекомендаций программы и на основе визуального контроля.

             Коррекция на основе рекомендаций заключается в следующем:

  • программа автоматически отбирает те учебные элементы, которые необходимо усвоить в первую очередь, и выдает набор коррекционных тестов для их отработки;
  • учащийся выбирает из набора первый коррекционный тест и выполняет его;
  • в зависимости от результата (положительного или отрицательного) набор рекомендаций корректируется;
  • после того как набор рекомендаций будет исчерпан, учащемуся предлагается следующий диагностический тест.

В рекомендации попадают не только те учебные элементы, которые были затронуты в диагностике, но и те, от усвоения которых может зависеть усвоение затронутых учебных элементов. Таким образом, набор практических рекомендаций, как бы разворачивается в процессе коррекции: в случае отрицательного результата работы с конкретным учебным элементов, предлагается поработать с более простыми учебными элементами. По сути, автоматически находится первопричина выявленного на этапе диагностики пробела и предлагается практическая схема его ликвидации. Набор рекомендаций будет исчерпан, когда все затронутые учебные элементы будут усвоены на высоком уровне (зеленый цвет).
Достоинством коррекции на основе рекомендаций является практически гарантированное устранение пробела. Условным недостатком можно считать определенную избыточность учебной работы учащегося: в процессе поиска первопричины пробела ему могут предлагаться учебные элементы, которыми он владеет достаточно хорошо.

Коррекцию на основе рекомендаций целесообразно в первую очередь организовывать для отстающих учащихся, когда пробелы в знаниях и умениях накапливались не один месяц.

Наиболее  оправданным  является использование раздела «Коррекция» программы «Наставник». В результате, дальнейшая модель  работы  зависит  от  количества  плохо  усвоенных  учебных  элементов  раздела,  над  которым  работает  учебная группа  и  имеющегося компьютерного времени.

Если низко усвоены отдельные элементы раздела (не более 5-6) , то учащийся может выбрать первый учебный элемент для отработки, затем выбрать приемлемый режим тестирования (при необходимости с возможностью доступа к учебнику и прочей дополнительной информации) и коррекционный тест («Разрешить выбор коррекционного теста»).

Если выполнение первого коррекционного теста не изменило красной окраски учебного элемента, то учащийся может выполнять следующие до тех пор, пока не будет достигнута приемлемая степень его (элемента) усвоения.

Затем можно переходить к следующему учебному элементу, нуждающемуся в отработке. То есть, таким образом, если это необходимо, будут выполнены ВСЕ имеющиеся для отработки учебного элемента тестовые задания.

Режим «Изучение» не изменяет степеней усвоения учебных элементов, а режим «Тренинг»  позволяет добиться только средней степени усвоения, окрашенной в синий цвет.

Если же в отработке нуждается большинство элементов учебного раздела, ученик может выбрать приемлемый режим тестирования и нажать кнопку «Коррекция по разделу», выполняя сформированный программой «Наставник» с учетом индивидуальной карты пробелов коррекционный тест.

По окончании работы с клавишей «Коррекция» учащимися необходимо обратиться к «Работе над ошибками».

  Коррекция на основе визуального контроля заключается в следующем:

  • после выполнения диагностического тестирования учебные разделы и учебные элементы раскрашиваются в разные цвета, в зависимости от степеней их усвоения;
  • учащийся получает целевую установку последовательно выбирать учебные элементы, окрашенные в красный цвет (низкая степень усвоения), и работать с ними до тех пор, пока они не станут сначала синего цвета (средняя степень усвоения), затем зеленого цвета (высокая степень усвоения);
  • после того, как целевая установка выполнена, учащемуся предлагается следующий диагностический тест.

Технические средства обучения

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютерная сеть,
  • серия  «Русский язык. Средняя школа, части 1,2,  сетевого мультимедийного комплекса ПМК серии «Компьютерное обучение. Наставник», программный комплекс «Учебный мониторинг» и «Генератор тестов и уроков».

Список литературы,  информационные ресурсы

для педагога:

  1. РуководствоНП 000 «Инис-Софт» по применению программно-методических комплексов серии «Компьютерное обучение. Наставник» для подготовки выпускников к Единому государственному экзамену (Централизованному тестированию) по русскому языку.
  2. Сайт НП 000 «Инис-Софт» http://www.inissoft.by

 

        для учащихся:

 

  1. Полная энциклопедия школьника по русскому языку. 5 - 11 класс. Том 1. - СПб: ИГ "Весь", 2005.
  2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык без репетитора / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. - М: АО "СТОЛЕТИЕ", 1997. - 352 с.
  3. Розенталь Д.Э., Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б. Голуб. - М: Рольф, Айрис-пресс, 1999. - 368 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ « ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

Принята на заседании                                         «Утверждаю»

педагогического Совета                                         Директор МОУДОД «ЦИТ»

Протокол  №  ________ ___________                         Д.С. Ковалев

от «___» __________       200__ г.                                 «___» __________  200__ г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Компьютерное обучение:

Наставник по русскому языку».

Возраст учащихся:                 15-16 лет

Срок реализации

дополнительной

образовательной                         1 год

программы:

Автор программы:Быстрова         Наталья Алексанлровна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр информационных технологий»

г. Тихвин

2009 год

Содержание

Пояснительная записка        

Учебно-тематический план        

Содержание изучаемого курса        

Методическое обеспечение образовательной программы        

Список литературы,  информационные ресурсы        

Пояснительная записка

Направленность образовательной программы: социально-педагогическая

Вид программы:  адаптированная

Новизна настоящей дополнительной образовательной программы, связана с использованием технологии обучения, отличной от использующих в школе. Это компьютерная технология обучения, как совокупность методов, форм и средств воздействия на человека в процессе его развития.

При условии систематического использования компьютерных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. Усиливает адаптивность  процесса обучения к уровням и особенностям развития обучающихся, что Закон Российской Федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования.

При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.

Курс  востребован детьми, родителями, педагогами, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса познавательные интересы личности, поднимая обучающихся на качественно новый уровень индивидуального развития.

Актуальность  дополнительной образовательной программы заключается в ее личностно - деятельностном характере образовательного процесса, который способствует развитию мотивации личности к познанию и самореализации.

Применение информационной компьютерной технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Данная дополнительная образовательная программа направлена на  создание единого образовательного пространства района, усиления взаимодействия дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями.

Решение этой проблемы особенно актуально в наши дни, когда выпускники перешли к сдаче выпускных экзаменов  в виде Единого Государственного Экзамена по всем предметам и формировать навык выполнения тестовых работ, необходимо как можно раньше.

Педагогическая целесообразность изучения данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что курс направлен на

применение,  таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им  образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка,  способствовали адаптации его к жизни в информационном обществе.

Важнейшим принципом дополнительной образовательной программы является добровольный выбор ребёнком данного вида деятельности.

Цель курса

За счет использования информационных технологий,   повышение  результативности учебной деятельности школьников, выявление и коррекция  пробелов в знаниях и умениях по русскому языку,  на базе ПМК серии «Компьютерное обучение. Наставник».

Задачи программы

Образовательные:

- оперативная диагностика пробелов в знаниях учащихся по русскому языку;

- обеспечение индивидуализации процесса ликвидации пробелов в знаниях учащихся;

- предупреждение регулярно встречающихся ошибок;

- способствование осмыслению и освоению теоретического материала по предмету на более высоком уровне усвоения.

Воспитательные:

- развитие коммуникативных умений: взаимодействие с учителем, обсуждение  результатов работы;

- воспитывать эмоционально-волевые качества личности: усидчивость, самоконтроль, самооценка, самодисциплина, настойчивость, эмоциональная уравновешенность.

Развивающие:

- развитие  информационных умений: работать с разными источниками информации; компьютерной грамотности, применение информационных технологий в учебной деятельности;

- формирование умений выполнения заданий в тестовой форме.

Коррекционные:

-повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся);

-осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

-расширение объёма предъявляемой учебной информации;

-обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

-повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

-повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом;

-улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих:

во-первых, обеспечивает оперативную и точную диагностику пробелов в знаниях учащихся;

во-вторых, повышает интенсивность процесса повторения;

в-третьих, обеспечивает индивидуализацию процесса повторения за счет выбора форм, темпа и содержания работы;

в-четвертых, обеспечивает объективность  оценки знаний учащихся.

В основе программы «"Компьютерная диагностика и коррекция пробелов в знаниях по русскому языку» заложены возможности  комплекта серии программно-методического комплекса «Компьютерное обучение:  "Наставник"» ПМК «Русский язык. Средняя школа часть 1, 2,   который позволяет решать проблему  быстрого выявления пробелов в теоретических знаниях и практических навыках учащихся  по русскому языку и организовать эффективную адресную коррекцию выявленных пробелов индивидуально для каждого учащегося.

Сетевой учебный комплекс "Русский язык. Средняя школа. Часть 2" охватывает основные линии изучения традиционной программы по русскому языку 9 классов: синтаксис и пунктуацию. Основу комплекса составляют 8300 тестовых заданий, каждое из которых имеет контекстную справочную информацию. В учебном курсе 29 учебных разделов, более 450 учебных элементов, 920 коррекционных и диагностических тестов, 90 тематических и контрольных уроков, 130 звуковых тематических и контрольных диктантов. Справочную информацию составляют: гипертекстовый учебник-справочник, краткие текстовые подсказки, алгоритмы выполнения заданий, опорные графические схемы.

Возможности «Центра информационных технологий» позволяют показать учащимся возможности повышения результативности учебной деятельности за счет использования информационных технологий.

Программа предназначена для учащихся 9 классов.

Возраст    15 - 16 лет        

Сроки реализации образовательной программы

Программа реализуется в течение одного учебного года.

Количество часов - 72 часа:

теория – 1 часа, практические занятия –71часа.

Условия реализации программы:

  • участие педагога, специалиста - предметника, хорошо знающего технологию проведения ЕГЭ,  окончившего курсы  «Использование в работе педагога предметника ПМК серии «Компьютерное обучение. Школьный наставник»;
  • учет возрастных, социально-психологических особенностей обучающихся, их  потребностей;
  • систематический контроль знаний, умений, навыков;
  • наличие компьютерного класса,  сетевого мультимедийного комплекса ПМК серии «Компьютерное обучение. Школьный наставник», программных комплексов «Учебный мониторинг» и «Генератор тестов и уроков».

Оптимальная наполняемость группы 12-15 человек. Комплектация группы осуществляется по принципам открытости и добровольности, при наличии у детей элементарных знаний и умений компьютерной грамотности в пределах школьной программы.

Форма и режим занятий

Занятия в основном планируются в форме практикумов, тренингов. Занятия проводятся еженедельно по два учебных часа (40 минут).

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Результатом обучения по курсу является повышение качества знаний, умений и навыков,  учащихся по образовательному предмету.

Ожидаемые результаты

Методика диагностики

1.Положительная динамика развития орфографической и пунктуационной грамотности.

Сравнительный анализ результатов  начальной и итоговой диагностики грамотности.

2. Положительная и устойчивая  динамика показателей познавательного развития:

  • зрительная память,
  • устойчивость и сосредоточенность внимания,
  • грамотность письма,
  • орфографическая зоркость учащихся

Наблюдение.

Сравнительный анализ успешности выполнения тестов на начальном и итоговом этапах освоения образовательной программы.

3. Приобретение практических навыков выполнения тестовых заданий.

Освоение алгоритма действий при выполнении тестовых заданий.

Анализ занятий

Наблюдение

Выполнение тестовых заданий по темам

4. Положительная и устойчивая  динамика показателей информационной грамотности.

Наблюдение, анализ занятий, тестирование.

5. Положительная и устойчивая  динамика показателей развития эмоционально-волевых качеств личности: усидчивость, самоконтроль, самооценка, самодисциплина, настойчивость, эмоциональная уравновешенность.

Наблюдение, анализ занятий.

Анкетирование

6. Сформированность потребности заниматься саморазвитием, самообразованием.

Анкетирование

7. Удовлетворенность обучающимися собственными достижениями.

Уверенность в своих силах и возможностях.

Анкетирование

Основные виды учета знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения

  • Входной контроль.
  • Текущий контроль (определяет степень усвоения детьми учебного материала, практических умений и качество выполнения на всех этапах работы).
  • Промежуточный контроль (по отдельным темам, тестам).
  • Итоговый контроль (проводится с целью определения степени достижения результатов в обучении).

Перед проведением диагностического тестирования обязательно проведение нескольких (2-3) обучающих занятий, чтобы абсолютно исключить ошибочные ответы вследствие неумения работать с ПМК. Работая в анонимном режиме, ученики должны привыкнуть к форме представления тестовых заданий, уметь ввести или выбрать ответ и нажимать нужные клавиши для передачи ответа компьютеру и получения следующего задания автоматически, не раздумывая об этом.

Независимо  от  дальнейшего  выбора  модели  коррекционной работы,  данные  по  проведенному  диагностическому  тестированию можно сохранить  как в  электронном виде,  так и в  виде бумажного  документа, который может быть выдан учащимся.  

Формы проведения контроля психологически щадящие. Уровень усвоение материала показывается программой цветом. Отсутствует традиционная оценка. Оценка выражается педагогом в доброжелательной форме (как положительная, так и указывающая на недостатки в работе), объективность оценки «выставленная» компьютером не вызывает раздражительности и конфликта между учеником и учителем.

Позитивные результаты использования ПК, используемой педагогической технологии обуславливаются стимулированием ориентации на успех, эмоциональным комфортом, связанным с самостоятельным выбором интенсивности деятельности, возможностью проявить себя и компенсировать собственные просчеты и неудачи.

Учебно-тематический план

Разделы и темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение.

2

1

1

2

Основные разделы науки о языке.

2

-

2

3

Фонетика.

3

-

3

4

Морфемика.

2

-

2

5

Лексика.

3

-

3

6

Грамматика.

4

-

4

7

Морфология.

10

-

10

8

Словосочетания и предложения.

4

-

4

9

Односоставные предложения.

5

-

5

10

Однородные члены предложения.

7

-

7

11

Обращения, вводные слова и предложения, междометия.

6

-

6

12

Обособленные члены предложения.

5

-

5

13

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

7

-

7

14

Прямая и косвенная речь.

4

-

4

15

Орфография.

7

-

7

16

Итоговая диагностика ЗУН по курсу

1

-

1

Итого

72

1

71


Содержание изучаемого курса

Введение.

Теория.

Знакомство учащихся с задачами курса.

Правила поведения в компьютерном классе. Инструктаж по технике безопасности. Входное анкетирование.

Классификация тестов. Принципы составления ответов к тестовому заданию.

Практика.

Знакомство с программно-методическим комплексом «Наставник».

Тренировочные занятия  с ПМК «Наставник».

Основные разделы науки о языке.

Практика.

Первичная диагностика ЗУН по теме.

Индивидуальная коррекционная работа, во время которой ученик, выполняя рекомендации программы "Наставник", отрабатывает те учебные элементы, которые в результате диагностики определены как плохо усвоенные по теме «Алфавит. Звуки и буквы».

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Понятие о лексике».        

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Понятие о грамматике».

Выполнение контрольного теста.

Морфология.

Практика.

Первичная диагностика ЗУН по теме.

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол».

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Наречие. Деепричастие. Причастие. Служебные части речи».

Выполнение контрольного теста по теме «Морфология».

Словосочетания и предложения.

Практика.

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Понятие о словосочетании».

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Понятие о предложении».

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Строение простого предложения».

Односоставные предложения.

Практика.

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Обращения и знаки препинания при них».

Выполнение контрольного теста.

Однородные члены предложения.

Практика.

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Однородные и неоднородные определения».

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Ряды однородных членов предложения».

Выполнение контрольного теста по теме.

Обращения, вводные слова и предложения, междометия.

Практика.

Индивидуальная коррекционная работа по теме Индивидуальная коррекционная работа по теме «Обращения и знаки препинания при них».

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Вводные слова и предложения и знаки препинания при них».

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Междометия и знаки препинания при нем».

Обособленные члены предложения.

Практика.

Первичная диагностика ЗУН

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Знаки препинания при обособленных членах предложения».

Выполнение контрольного теста.

            Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

Практика.

Первичная диагностика ЗУН

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях».

Выполнение контрольного теста.

 

             Прямая и косвенная речь.

Практика.

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Прямая и косвенная речь».

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Знаки препинания при прямой и косвенной речи».

Выполнение контрольного теста по теме.

Орфография.

Практика.

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Не с различными частями речи».

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Правописание одной и двух букв н в прилагательных, причастиях, наречиях».

Индивидуальная коррекционная работа по теме «Правописание корней с чередованием».

Выполнение контрольного теста.

Итоговая диагностика ЗУН по курсу

Методическое обеспечение образовательной программы

Форма организации деятельности обучающихся – фронтальная, групповая, индивидуальная.

Учебная деятельность программой "Наставник" организуется в виде работы учащегося с наборами заданий – тестами. Выполняя однотипные задания, входящие в тест, получая при этом всю необходимую для выполнения задания информацию, учащиеся закрепляют конкретное знание  или отрабатывают конкретное умение (навык), т.е. усваивают выбранный учебный элемент курса.

При работе с ПМК учащийся либо сам выбирает работу с тестами, уроками, либо под руководством педагога. Использование ПМК в учебном процессе способствует его интенсификации, индивидуализации и дифференциации, что особенно значимо в условиях массовой школы. Иными словами, параметры работы учащегося с базой учебных материалов ПМК настраиваются индивидуально, любому из учащихся могут быть даны задания, отвечающие его личностным особенностям, задания могут подбираться программой "Наставник" применительно к каждому конкретному моменту учебной деятельности, например:

- в зависимости от особенностей восприятия учебной информации каждым учащимся;

- в зависимости от способностей каждого учащегося;

- в зависимости от индивидуальных запросов каждого учащегося.

Решение этой проблемы особенно актуально в наши дни, когда выпускники перешли к сдаче выпускных экзаменов  в виде Единого Государственного Экзамена по всем предметам и формировать навык выполнения тестовых работ, необходимо как можно раньше.

Методы обучения.

Используются следующие методы обучения:

По способу организации УД, преобладают – наглядные, практические.

По степени самостоятельности мышления, уровню деятельности обучающихся – репродуктивные, частично – поисковые.

Методы  контроля и самоконтроля - машинный контроль, самоконтроль.

Методы создания ситуации успеха в учении -  создаются путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности, обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения  учебных заданий (благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни, состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности).

Формы  и технологии организации учебных занятий.

        Основной тип занятий — практикум. Задания курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

        Чаще всего занятия проходят по следующему плану:

Фронтальная работа - постановка целей и задач, повторение техники безопасности работы на компьютере, повторение основных этапов работы с программой, актуализация знаний по теме.  

Индивидуальная работа - выполнение тестов, анализ результатов, планирование работы по ликвидации пробелов.

      Роль педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку в выборе нужного режима тестирования и организации его самостоятельной работы, оказать ему индивидуальную консультацию, помочь в выборе индивидуальной траектории коррекционной работы.

      Перед проведением первого диагностического тестирования с учащимися  проводятся  тренировочные занятий, во время которых они должны овладеть навыками работы с ПМК серии "Наставник".

      После первого диагностического тестирования   отрабатываются  схемы учебной работы по коррекции. В программе "Наставник" можно реализовать две различных варианта: на основе рекомендаций программы и на основе визуального контроля.

             Коррекция на основе рекомендаций заключается в следующем:

- программа автоматически отбирает те учебные элементы, которые необходимо усвоить в первую очередь, и выдает набор коррекционных тестов для их отработки;

- учащийся выбирает из набора первый коррекционный тест и выполняет его;

- в зависимости от результата (положительного или отрицательного) набор рекомендаций корректируется;

- после того как набор рекомендаций будет исчерпан, учащемуся предлагается следующий диагностический тест.

       В рекомендации попадают не только те учебные элементы, которые были затронуты в диагностике, но и те, от усвоения которых может зависеть усвоение затронутых учебных элементов. Таким образом, набор практических рекомендаций, как бы разворачивается в процессе коррекции: в случае отрицательного результата работы с конкретным учебным элементов, предлагается поработать с более простыми учебными элементами. По сути, автоматически находится первопричина выявленного на этапе диагностики пробела и предлагается практическая схема его ликвидации. Набор рекомендаций будет исчерпан, когда все затронутые учебные элементы будут усвоены на высоком уровне (зеленый цвет).
       Достоинством коррекции на основе рекомендаций является практически гарантированное устранение пробела. Условным недостатком можно считать определенную избыточность учебной работы учащегося: в процессе поиска первопричины пробела ему могут предлагаться учебные элементы, которыми он владеет достаточно хорошо.

     Коррекцию на основе рекомендаций целесообразно в первую очередь организовывать для отстающих учащихся, когда пробелы в знаниях и умениях накапливались не один месяц.

Наиболее  оправданным  является использование раздела «Коррекция» программы «Наставник». В результате, дальнейшая модель  работы  зависит  от  количества  плохо  усвоенных  учебных  элементов  раздела,  над  которым  работает  учебная группа  и  имеющегося компьютерного времени.

       Если низко усвоены отдельные элементы раздела (не более 5-6) , то учащийся может выбрать первый учебный элемент для отработки, затем выбрать приемлемый режим тестирования (при необходимости с возможностью доступа к учебнику и прочей дополнительной информации) и коррекционный тест («Разрешить выбор коррекционного теста»).

        Если выполнение первого коррекционного теста не изменило красной окраски учебного элемента, то учащийся может выполнять следующие до тех пор, пока не будет достигнута приемлемая степень его (элемента) усвоения.

      Затем можно переходить к следующему учебному элементу, нуждающемуся в отработке. То есть, таким образом, если это необходимо, будут выполнены ВСЕ имеющиеся для отработки учебного элемента тестовые задания.

       Режим «Изучение» не изменяет степеней усвоения учебных элементов, а режим «Тренинг»  позволяет добиться только средней степени усвоения, окрашенной в синий цвет.

        Если же в отработке нуждается большинство элементов учебного раздела, ученик может выбрать приемлемый режим тестирования и нажать кнопку «Коррекция по разделу», выполняя сформированный программой «Наставник» с учетом индивидуальной карты пробелов коррекционный тест.

        По окончании работы с клавишей «Коррекция» учащимися необходимо обратиться к «Работе над ошибками».

  Коррекция на основе визуального контроля заключается в следующем:

- после выполнения диагностического тестирования учебные разделы и учебные элементы раскрашиваются в разные цвета, в зависимости от степеней их усвоения;

- учащийся получает целевую установку последовательно выбирать учебные элементы, окрашенные в красный цвет (низкая степень усвоения), и работать с ними до тех пор, пока они не станут сначала синего цвета (средняя степень усвоения), затем зеленого цвета (высокая степень усвоения);

- после того, как целевая установка выполнена, учащемуся предлагается следующий диагностический тест.

Технические средства обучения

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютерная сеть,
  • серия  «Русский язык. Средняя школа, части 1,2,  сетевого мультимедийного комплекса ПМК серии «Компьютерное обучение. Наставник», программный комплекс «Учебный мониторинг» и «Генератор тестов и уроков».

Список литературы,  информационные ресурсы

для педагога:

  1. Руководство НП 000 «Инис-Софт» по применению программно-методических комплексов серии «Компьютерное обучение. Наставник» для подготовки выпускников к Единому государственному экзамену (Централизованному тестированию) по русскому языку.
  2. Сайт НП 000 «Инис-Софт» http://www.inissoft.by

        для учащихся:

  1. Полная энциклопедия школьника по русскому языку. 5 - 11 класс. Том 1. - СПб: ИГ "Весь", 2005.
  2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык без репетитора / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. - М: АО "СТОЛЕТИЕ", 1997. - 352 с.
  3. Розенталь Д.Э., Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б. Голуб. - М: Рольф, Айрис-пресс, 1999. - 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Компьютерные технологии»

Данная примерная программа разработана педагогом  дополнительного образования ДДТ «У Белого озера» Ивановым А.В. для реализации на базе МОУ СОШ №31 г.Томска.Направленность программы – научн...

Дополнительная образовательная программа (Компьютерное обучение) "Наставник по русскому языку" (13-14 лет)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ « ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХТЕХНОЛОГИЙ»     Принята на заседании...

Итоговое занятие по теме дополнительной образовательной программы «Компьютерное обучение» - «Информационные процессы»

Тип занятия: комплексное  применение знаний, уменийЦель: выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условияОбучающая: ·...

Материалы для проведения тестирования на тему: "Состав ПК" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3993219","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"113px","width":"150px"}}]] Данный материал можно использовать для контрольного ср...

Материалы для проведения тестирования на тему: "Информация вокруг нас" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)

Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Информация" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...

Материалы для проведения тестирования на тему: "Клавиатура" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего шеольного возраста)

Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Клавиатура" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...

Образовательная программа основного общего образования по русскому языку ФГОС

Данная программа содержит следующие разделы:Пояснительная запискаРезультаты освоения основной образовательной программыТематическое планирование с определением основных видов учебной деятельностиТемат...