Реализация личностно-ориентированного подхода как условие создания комфортности обучения»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

                            Трудно всякое дело, если только не хочется его делать,

                             легко всякое дело, за которое берёмся с полным убеж-

                             дением в его плодотворности и необходимости.

                                                                                            В.Плеханов

            Для современной ситуации характерна смена образовательной парадигмы (пример из истории, взятый для доказательства, сравнения): от безличностной к личностно-ориентированной. В свете новых требований образовательной политики, сформулированных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»,этот подход становится приоритетным. Для успешной реализации личностно-ориентированного подхода необходимо изменить сам ход образовательного процесса (т.е. условия деятельности). Конечно же, в этом должны быть заинтересованы и государство, и общество, и учитель, потому что закономерным результатом такого подхода в обучении становится активизация позиции учащегося. Со стороны учителя в данном случае подход к образовательному процессу должен быть осмыслен заново. Для этого необходим определённый инструментарий. Одной из составных такого инструментария является постановка задач – начало начал образовательного процесса.

                                             Задачный подход

            В любой образовательной системе задача была и остаётся важнейшим компонентом организации познавательного процесса. В повседневной практике учителя постоянно встречаются с этим понятием, но зачастую затрудняются сформулировать образовательные и педагогические задачи.

            Постановка задач требует умения представить конечную цель своей деятельности, чётко сформулировать пути достижения, построить образ своих и ученических действий.

            Любая задача включает в себя требование (цель), условие (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. Чтобы выполнить её, необходимо осознать цель, найти способы решения, выбрать наиболее оптимальный вариант.

 

                                   Задачи

imageimageimage                                         

Овал: Педагогические


Овал:       УчебныеОвал: Образовательные                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   О                                                                                                                                                                   

 

Примеры педагогических задач:

·       разработка системы уроков по теме,

·       определение целей каждого урока, тематическая подборка текстов и упражнений к уроку,

·       подготовка индивидуальных учебных заданий для конкретных учащихся,

·       подборка иллюстративного материала к уроку,

·       создание комфортности на уроке,

·       формирование навыка работы в группе и т.п.

Примеры образовательных задач:

·       дать представление о причастии (слагаемом, историческом явлении, формуле и т.п.),

·       углубить знания по теме,

·       формировать навык работы с различными источниками;

·       формировать культуру учебного труда и т.п.

Примеры учебных задач (для учителя):

·       познакомить учащихся с …,

·       отработать умение учащихся …,

·       проверить знания учащихся;

·       расширить и углубить знания учащихся по …,

·       дать целостное представление о …,

·       осуществить уровневый подход при …,

·       разработать, обосновать и проверить на практике технологию применения … и т.п.

Примеры учебных задач (для ученика):

·       составить тест (кроссворд, сканворд и т.п.),

·       выбрать нужный учебный материал,

·       решить пример,

·       перевести текст,

·       составить вопросы,

·       распределить материал по группам,

·       на основании собственных наблюдений сделать вывод и т.п.

 

                               В помощь учителю

Общепринято, что образовательные задачи урока (иногда они называются целями) базируются на следующей триаде:

·       образовательная (ключевые слова – познакомить с …; дать представление; углубить знания по …; обобщить материал предыдущих уроков; ввести понятие…и т.п.);

·       развивающая (ключевые слова – совершенствовать умение анализировать; совершенствовать умение сравнивать; совершенствовать умение обобщать; формировать навык работы с …; развивать творческие способности учащихся и т.п.);

·       воспитательная (ключевые слова – воспитывать общую культуру… ; формировать культуру учебного труда; совершенствовать навыки общения; воспитывать чувство гордости за сою малую Родину, Отечество; воспитывать нравственного человека; воспитывать чувство гордости за… и т.п.).

                                             Задачный подход

          В любой образовательной системе задача была и остаётся важнейшим компонентом организации познавательного процесса. В повседневной практике учителя постоянно встречаются с этим понятием, но зачастую затрудняются сформулировать образовательные и педагогические задачи.

          Постановка задач требует умения представить конечную цель своей деятельности, чётко сформулировать пути достижения, построить образ своих и ученических действий.

          Любая задача включает в себя требование (цель), условие (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. Чтобы выполнить её, необходимо осознать цель, найти способы решения, выбрать наиболее оптимальный вариант.

 

                                   Задачи

imageimageimage                                         

Овал: Педагогические


Овал:       УчебныеОвал: Образовательные                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   О                                                                                                                                                                   

 

Примеры педагогических задач:

·       разработка системы уроков по теме,

·       определение целей каждого урока, тематическая подборка текстов и упражнений к уроку,

·       подготовка индивидуальных учебных заданий для конкретных учащихся,

·       подборка иллюстративного материала к уроку,

·       создание комфортности на уроке,

·       формирование навыка работы в группе и т.п.

Примеры образовательных задач:

·       дать представление о причастии (слагаемом, историческом явлении, формуле и т.п.),

·       углубить знания по теме,

·       формировать навык работы с различными источниками;

·       формировать культуру учебного труда и т.п.

Примеры учебных задач (для учителя):

·       познакомить учащихся с …,

·       отработать умение учащихся …,

·       проверить знания учащихся;

·       расширить и углубить знания учащихся по …,

·       дать целостное представление о …,

·       осуществить уровневый подход при …,

·       разработать, обосновать и проверить на практике технологию применения … и т.п.

Примеры учебных задач (для ученика):

·       составить тест (кроссворд, сканворд и т.п.),

·       выбрать нужный учебный материал,

·       решить пример,

·       перевести текст,

·       составить вопросы,

·       распределить материал по группам,

·       на основании собственных наблюдений сделать вывод и т.п.

 

                               В помощь учителю

Общепринято, что образовательные задачи урока (иногда они называются целями) базируются на следующей триаде:

·       образовательная (ключевые слова – познакомить с …; дать представление; углубить знания по …; обобщить материал предыдущих уроков; ввести понятие…и т.п.);

·       развивающая (ключевые слова – совершенствовать умение анализировать; совершенствовать умение сравнивать; совершенствовать умение обобщать; формировать навык работы с …; развивать творческие способности учащихся и т.п.);

·       воспитательная (ключевые слова – воспитывать общую культуру… ; формировать культуру учебного труда; совершенствовать навыки общения; воспитывать чувство гордости за сою малую Родину, Отечество; воспитывать нравственного человека; воспитывать чувство гордости за… и т.п.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozadachennaya_pedagogika.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

                     Выступление Фисенко Л.С. на научной конференции по теме «Реализация личностно-ориентированного подхода как условие создания комфортности обучения».  

                            Трудно всякое дело, если только не хочется его делать,

                             легко всякое дело, за которое берёмся с полным убеж-

                             дением в его плодотворности и необходимости.

                                                                                            В.Плеханов

        Для современной ситуации характерна смена образовательной парадигмы (пример из истории, взятый для доказательства, сравнения): от безличностной к личностно-ориентированной. В свете новых требований образовательной политики, сформулированных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», этот подход становится приоритетным. Для успешной реализации личностно-ориентированного подхода необходимо изменить сам ход образовательного процесса (т.е. условия деятельности). Конечно же, в этом должны быть заинтересованы и государство, и общество, и учитель, потому что закономерным результатом такого подхода в обучении становится активизация позиции учащегося. Со стороны учителя в данном случае подход к образовательному процессу должен быть осмыслен заново. Для этого необходим определённый инструментарий. Одной из составных такого инструментария является постановка задач – начало начал образовательного процесса.

                                             Задачный подход

        В любой образовательной системе задача была и остаётся важнейшим компонентом организации познавательного процесса. В повседневной практике учителя постоянно встречаются с этим понятием, но зачастую затрудняются сформулировать образовательные и педагогические задачи.

        Постановка задач требует умения представить конечную цель своей деятельности, чётко сформулировать пути достижения, построить образ своих и ученических действий.

        Любая задача включает в себя требование (цель), условие (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. Чтобы выполнить её, необходимо осознать цель, найти способы решения, выбрать наиболее оптимальный вариант.

                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   О                                                                                                                                                                  

Примеры педагогических задач:

  • разработка системы уроков по теме,
  • определение целей каждого урока, тематическая подборка текстов и упражнений к уроку,
  • подготовка индивидуальных учебных заданий для конкретных учащихся,
  • подборка иллюстративного материала к уроку,
  • создание комфортности на уроке,
  • формирование навыка работы в группе и т.п.

Примеры образовательных задач:

  • дать представление о причастии (слагаемом, историческом явлении, формуле и т.п.),
  • углубить знания по теме,
  • формировать навык работы с различными источниками;
  • формировать культуру учебного труда и т.п.

Примеры учебных задач (для учителя):

  • познакомить учащихся с …,
  • отработать умение учащихся …,
  • проверить знания учащихся;
  • расширить и углубить знания учащихся по …,
  • дать целостное представление о …,
  • осуществить уровневый подход при …,
  • разработать, обосновать и проверить на практике технологию применения … и т.п.

Примеры учебных задач (для ученика):

  • составить тест (кроссворд, сканворд и т.п.),
  • выбрать нужный учебный материал,
  • решить пример,
  • перевести текст,
  • составить вопросы,
  • распределить материал по группам,
  • на основании собственных наблюдений сделать вывод и т.п.

                               В помощь учителю

Общепринято, что образовательные задачи урока (иногда они называются целями) базируются на следующей триаде:

  • образовательная (ключевые слова – познакомить с …; дать представление; углубить знания по …; обобщить материал предыдущих уроков; ввести понятие…и т.п.);
  • развивающая (ключевые слова – совершенствовать умение анализировать; совершенствовать умение сравнивать; совершенствовать умение обобщать; формировать навык работы с …; развивать творческие способности учащихся и т.п.);
  • воспитательная (ключевые слова – воспитывать общую культуру… ; формировать культуру учебного труда; совершенствовать навыки общения; воспитывать чувство гордости за сою малую Родину, Отечество; воспитывать нравственного человека; воспитывать чувство гордости за… и т.п.).

                                             Задачный подход

        В любой образовательной системе задача была и остаётся важнейшим компонентом организации познавательного процесса. В повседневной практике учителя постоянно встречаются с этим понятием, но зачастую затрудняются сформулировать образовательные и педагогические задачи.

        Постановка задач требует умения представить конечную цель своей деятельности, чётко сформулировать пути достижения, построить образ своих и ученических действий.

        Любая задача включает в себя требование (цель), условие (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. Чтобы выполнить её, необходимо осознать цель, найти способы решения, выбрать наиболее оптимальный вариант.

                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   О                                                                                                                                                                  

Примеры педагогических задач:

  • разработка системы уроков по теме,
  • определение целей каждого урока, тематическая подборка текстов и упражнений к уроку,
  • подготовка индивидуальных учебных заданий для конкретных учащихся,
  • подборка иллюстративного материала к уроку,
  • создание комфортности на уроке,
  • формирование навыка работы в группе и т.п.

Примеры образовательных задач:

  • дать представление о причастии (слагаемом, историческом явлении, формуле и т.п.),
  • углубить знания по теме,
  • формировать навык работы с различными источниками;
  • формировать культуру учебного труда и т.п.

Примеры учебных задач (для учителя):

  • познакомить учащихся с …,
  • отработать умение учащихся …,
  • проверить знания учащихся;
  • расширить и углубить знания учащихся по …,
  • дать целостное представление о …,
  • осуществить уровневый подход при …,
  • разработать, обосновать и проверить на практике технологию применения … и т.п.

Примеры учебных задач (для ученика):

  • составить тест (кроссворд, сканворд и т.п.),
  • выбрать нужный учебный материал,
  • решить пример,
  • перевести текст,
  • составить вопросы,
  • распределить материал по группам,
  • на основании собственных наблюдений сделать вывод и т.п.

                               В помощь учителю

Общепринято, что образовательные задачи урока (иногда они называются целями) базируются на следующей триаде:

  • образовательная (ключевые слова – познакомить с …; дать представление; углубить знания по …; обобщить материал предыдущих уроков; ввести понятие…и т.п.);
  • развивающая (ключевые слова – совершенствовать умение анализировать; совершенствовать умение сравнивать; совершенствовать умение обобщать; формировать навык работы с …; развивать творческие способности учащихся и т.п.);
  • воспитательная (ключевые слова – воспитывать общую культуру… ; формировать культуру учебного труда; совершенствовать навыки общения; воспитывать чувство гордости за сою малую Родину, Отечество; воспитывать нравственного человека; воспитывать чувство гордости за… и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация лисностно-ориентированного подхода как условие создания конфортности обучения.

Выступление Фисенко Л.С. на научной конференции по теме «Реализация личностно-о...

Статья «Педагогические условия реализации личностно – ориентированного подхода в процессе преподавания биологии профильном классе»

Личностно- ориентированный подход может выступать фактором становления личности старшеклассника, если в основе учебно - воспитательного процесса лежит индивидуальная методическая инструментовка , учет...

Реализация личностно - ориентированного подхода в условиях коррекционного обучения

Актуальность личностно- ориентированного обучения:•На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать...

Формирование творческого потенциала учащихся на уроках географии, как условие для успешной социализации в процессе реализации личностно-ориентированного подхода.

В данной  статье, на примере урока по географии, рассмотрены разные виды деятельности учащихся, которые   способствуют развитию творческой потенциала учащихся. Проектные, научно-и...


 

Комментарии

Тема урока: «Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений». Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции). Цели урока: 1) образовательная: углубить знания учащихся об односоставных предложениях; дать целостное представление об основных видах односоставных предложений; 2) развивающая: совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать материал по теме; формировать у учащихся навык структурирования и группировки учебного материала; продолжать отрабатывать умение графически оформлять опорный конспект; 3) воспитательная: формировать у учащихся культуру учебного труда; совершенствовать навыки общения, воспитывать чувство любви к родному языку. Оборудование урока: записи на доске, раздаточный материал, наглядные пособия, презентация учителя. Педагогические технологии: 1. Технология личностно-ориентированного обучения. 2. Технология погружения в тему. 3. Технология учебного диалога. 4. Технология организации самостоятельной работы учащихся с использованием методов активного обучения на основе творческой деятельности. 5. Технология развивающего обучения. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя. Известный учёный, поэт, языковед М.В.Ломоносов отмечал: «Умолчание местоимений личных (подлежащих) перед глаголами к украшению и важности служит». В этом высказывании он обратил внимание на то, что русский язык не терпит однообразия, повторений. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, о чём мы говорили на предыдущих уроках. • Ответы учащихся: Мы говорили о видах сказуемого, тире между подлежащим и сказуемым. Это всё необычные предложения. И сегодня мы продолжим разговор о таких непростых простых предложениях. • Запишите число, тему урока. Виды односоставных предложений. 3. Объяснение нового материала. 1). Повторение ранее изученного. • Начнём урок с разминки – синтаксического разбора предложения. Запишите предложение. От воды потянуло сыростью, и на озеро опустился густой туман. • Найдём в предложении грамматическую (ие) основу (ы), построим схему, дадим характеристику предложению. ? Какое это предложение по наличию грамматических основ? • А теперь запишите по вариантам характеристику 1 вар. – 1-го простого предложения, 2 вар. – 2-го простого предложения. • Давайте определим задачи нашего урока. Мы познакомимся с основными видами односоставных предложений, попробуем структурировать и сгруппировать материал по этой теме и составить опорный конспект. • Итак, задание. Сегодня я буду объяснять материал блоком, с помощью презентации. Объяснение будет проходить в два этапа. На первом этапе вы должны будете найти в каждом слайде БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ и КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Их нужно записать в тетрадь, можно в виде схемы, условных обозначений, сокращений. Базовое понятие – основное, главное, фундаментальное. Ключевые слова – открывающие, раскрывающие что-либо. На втором этапе нужно составить краткий опорный конспект. 2). Объяснение (первичное) нового материала. • Просмотр презентации с комментариями учителя и последующей проверкой. В презентации 11 слайдов, но в ваших тетрадях базовых понятий может быть меньше. ? А сколько будет ключевых слов? • Проверка. Базовые понятия: двусоставные и односоставные предложения, односоставные предложения с составом подлежащего и сказуемого, назывные предложения, виды односоставных предложений с составом сказуемого, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные. 3). Знакомство с вариантами графического оформления опорного конспекта. • Раздаточный материал у вас на партах. Каждый выберет для себя такую схему, которая будет для его опорного конспекта наиболее удобной, а кто-то, возможно, воспользуется своим вариантом. 4). Вторичное объяснение нового материала. • Физкультминутка для глаз. • Просмотр презентации с комментариями учеников и последующей записью содержания слайда (нужно составить краткий опорный конспект). • Сколько примеров следует включить в опорный конспект? (1-2) 4) Проверка опорных конспектов (2-3). 4. Закрепление материала. 1). Устный объяснительный диктант с последующей записью грамматических основ и определением видов односоставных предложений. Помню раннее, тихое, свежее утро. (О/л) (Помню) В новый дом первой впускают кошку. (Н/л) (Впускают) Не бойся скуки деревенской! (О/л) (Не бойся) За окном пасмурно. (Б/л) (Пасмурно) Любишь кататься, люби и саночки возить. (Об/л) (Любишь, люби) Идём вдоль пустынной набережной. (О/л). (Идём) Друга познают в беде. (Об/л) (Познают) Через час прислуга запирает двери. (Двусост.) Славная осень. (Н) (Осень) 2). Самостоятельная работа учащихся. • В данном тексте следует: 1) найти односоставные предложения, выписать их номера и указать вид; 2) во всех предложениях обозначить грамматические основы. (1)Приветное слово. (2)Холодно. (3)Ветрено. (4)Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес. (5)Иду. (6)Кашляю. (7)Скриплю. (8)Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные. (9)Настроение мрачное. (10)Думается в основном о конце света. (11)Но вот навстречу мне по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной курточке. (12)За ней мама коляску катит с малышом. (13) – Длястуй! – кричит девочка и шурует дальше. (14)»Здравствуй, маленькая!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю. (15)Улыбаются вокруг. (16)Мать, поравнявшись со мной, тоже устало улыбнулась. (17) - Ей пока ещё все люди – братья! – говорит она. (18)Оглянулся. (19)Мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется. (20)Много ль человеку надо? (21)Вот и мне сделалось легче на душе. В.П.Астафьев Ответы: 1. Назывное. 2. Безличное. 3. Безличное. 4. Назывное, безличное. 5. Определённо-личное. 6. Определённо-личное. 7. Определённо-личное. 10. Безличное. 13. Определённо-личное. 14. Определённо-личное, безличное. 15. Неопределённо-личное. 18. Определённо-личное. 20. Безличное. 21. Безличное. • Определите идею миниатюры. 3).Проверка самостоятельной работы. 5. Подведение итогов урока. Обращение к словам М.В.Ломоносова. Просмотр 10 и 11 слайдов презентации. 6. Домашнее задание: отредактировать опорный конспект, дополнить его собственными примерами, подготовиться к тесту по теме «Виды односоставных предложений». (1)Приветное слово.