урок развития речевого этикета "Я к вам пишу, чего же боле..."
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Корчикова Вера Алексеевна

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`. Конспект "Я к вам пишу, чего же боле..."  Победитель Всероссийского конкурса методических разработок `Лучший урок письма`-2009

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma_ya_k_vam_pishu_-_chego_zhe_bole.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речевого этикета.

Тема: «Я к вам пишу – чего же боле?» (слайд 1)

Цель: познакомить со структурой писем, основными составляющими письма;

            научить составлять письма личного характера;

            воспитывать культуру написания писем. (слайд 2)

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

«Я к вам пишу – чего же боле?» Так начала своё письмо к Евгению влюблённая в него Татьяна. Красиво, лирично звучит оно. Сейчас странно было бы получить или написать что – то в этом роде. Другие времена, другие нравы. Всё реже мы пишем письма и многое теряем…

2. Переход к теме урока.

Сегодня мы будем учиться писать письма. (слайд 3)

     «Письменное и личное общение были в прошлом не то что глубже и сильнее –          они были нужнее, и поэтому необыкновенно реальны. Даже через почерк приближался человек к другому: без всякой хиромантии в извилинах букв, в ритме слов передавался характер – через движение руки, не заменённое отстуканным на машинке шрифтом, общим для десятков и сотен людей», - писала М.Шагинян.

     Может быть, и правда, лучше написать длинное и доброе письмо из своего города, чем в суете и при плохой слышимости твердить громко то, что должно быть передано трепетно и нежно, ласково и несуетно только одному?

- любите ли вы получать письма? Какие виды писем вы знаете? Давайте вместе вспомним. (слайд 4)

                                                         Личное письмо

     благодарственное письмо

                                                                                             письмо – поздравление

                                                          письмо – просьба

Письмо, его основная характеристика (основания). (слайд 5)
Адресант: официальный – неофициальный.
Адресат: официальное лицо – неофициальное; знакомый – малознакомый – незнакомый, близкий – родной.
Информация: деловая – неделовая, личная, эмоциональная.
Коммуникативная задача: сообщить, поздравить, извиниться, поделиться впечатлениями, чувствами, поблагодарить и т. д.

Вы, наверное, заметили, что в разных письмах есть одинаковые части. Как правило, выделяются: (слайд 6) 

Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо.
Вступление - извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания.
Постскриптум (P.S) - это добавление употребляется в переписке с короткими     знакомыми, но избегается с высшими особами.              

 Подпись. Дата.

Не стоит напоминать о том, что чужие письма читать неприлично. Тайну переписки охраняет не только этикет, но и закон.

Читаешь стихотворение Ф.И.Тютчева, и пред глазами происходит драма: (слайд7)

Она сидела на полу
И груду писем разбирала -
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала –
Брала знакомые листы
И долго так на них глядела-
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

Письма известных русских и зарубежных писателей, философов и святых отцов

(основном, частного характера) по истечении времени и с позволения их наследников становятся достоянием общества, нации, истории.

Общеизвестные письма А. Пушкина, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова,

Г. Флобера, Г. Мопассана и многих других замечательных людей вошли в сокровищницу человеческого духа и подвига в познании себя и окружающего мира.

В письмах мы о чём – то сообщаем, кого – то поздравляем, благодарим, за что – то извиняемся, выражаем просьбу, утешаем, даём советы и предложения…Личные письма бывают разные…

3.Письма – поздравления. (слайд 8)

При поздравлении следует помнить: кого вы поздравляете? С чем? Как? Не забудьте о пожеланиях!

Поздравляю – от всей души, от всего сердца, горячо, сердечно. Разрешите, позвольте – поздравить, пожелать…(запись в тетрадях). (слайд 9)

  • Старайся писать ясно и просто.
  • Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон.
  • Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.
  • Поздравляй родителей в дни рождения, в Новый год и в другие праздники.
  •    Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.

Задание 1. (слайд 10) Используя знания, которые вы сегодня получили, составьте текст поздравительного письма кому – нибудь из своих знакомых. Помните о том, что оно должно быть задушевным и искренним.

4. Благодарственные письма.

Человек, которому оказали услугу или приняли участие в его судьбе, обязан выразить свою благодарность, хотя бы её и не ожидали. Содержание подобного письма составляет выражение сердечной, искренней благодарности, и  человеку, чувствующему обязанным, не трудно будет найти подходящее для верного истолкования своих чувств выражения.

Выражение благодарности: (слайд 11)

Сердечно (горячо)                   благодарю

 От всего сердца                     вас (тебя)
(от всей души)                         за…


Я хочу                               поблагодарить
Мне хочется                     вас (тебя)
Я хотел (а) бы                  за то, что…

(слайд 12)

Если бы ты знал (- и, - а),
Вы (ты) не представляете (- ешь),
Вы (ты) не можешь себе представить,


как я благодарен (- рна) вам (тебе) за…

Я очень благодарен (-рна)
Как я благодарен (-рна)
Большое, огромное спасибо


      вам (тебе) за то, что…

Задание 2. (слайд 13)
Напишите благодарственное письмо вашему другу. Начните это письмо с обращения или благодарности:
- за быстрый ответ на письма;
- за поздравление с праздником;
- за письмо, в котором вам сообщают, что просьбу вашу выполнили;
- за присланный подарок и т. д.

5. Письмо – просьба.

Просьба формулируется кратко и точно. Если есть необходимость дать некоторые пояснения, сделайте это, по возможности, сжато. Непременно подчеркните личную заинтересованность и заранее поблагодарите за её исполнение.

Человек выражает свою волю. Это может быть (слайд14)

  • просьба;
  • совет;
  • мольба;
  • повторная просьба;
  • предложение;
  • предупреждение;

Запись в тетради. (слайд 15)

 Слова, которые смягчают выражение воли.
я просил (- а) бы                              написать, ответить,
я предложил (-а) бы                                 позвонить,
я советовал (- а) бы                      сообщить и т. д.

- У меня к вам (к тебе) большая просьба…
- Обращаюсь к вам (к тебе) с просьбой…
- Очень прошу вас (тебя)…
- Будьте любезны (будь любезен)…
- Если Вам (тебе) не трудно, … и т. д.


Какие из выражений вы бы употребили  в личной переписке?

Задание 3. Напишите письмо и попросите: (слайд 16)

- приехать к вам на каникулы;

- маму купить набор цветных карандашей;

- дедушку срочно сообщить о состоянии здоровья;

- товарища рассказать о новой выставке в городе N и т. д.

6. Закрепление. Проверка полученных знаний. (слайд 17)

  • В правом верхнем углу письма должна быть поставлена (что?)-----
  • В конце письма следует (что сделать)----
  • Поля оставлять (можно, нужно, не обязательно)------------------------
  • Почерк должен быть (каким?)-------------
  • Писать карандашом (можно, нельзя)------
  • Бумага должна быть (какой?)--------------
  • Чистый неизмятый конверт подписывать (как?)----------------

Выводы учащихся. ( Запись в тетрадь). (слайд 18)

-В правом верхнем углу делового письма должна быть поставлена дата, а в   личных письмах – под подписью, с левой стороны.

- В конце письма подписываются.

- Поля обязательны.

- Почерк должен быть таким, чтобы письмо не превращалось в ребус.

- Всякая корреспонденция ведётся на почтовой бумаге, бумага разноцветная употребляется в переписке с близкими родными.

- Писать карандашом только в крайнем случае.

- Конверт подписывают аккуратно и разборчиво.

7. Письма и Интернет. (слайд 19)

«Умеете ли вы писать письма? Вопрос этот, ещё десять лет назад казавшийся смешным, в последнее время стал актуальным! Ведь появился Интернет, и люди теперь посылают друг другу сообщения по Е – mail чаще, чем перезваниваются. И даже «болтают» они в Интернете чаще, чем по телефону. И в этом им очень помогает умение писать письма. Правила эпистолярного жанра верны и для обычной переписки и для электронной.

В электронной переписке эмоции пишущего могут быть выражены специальными значками – «смайликами». Смысл смайликов – разнообразный. Вот некоторые из самых распространённых смайликов:

: -) – довольная улыбка. Отличное настроение или смешная фраза;

: -( - грустно, уныние;

: - - сарказм, насмешка;

: - Е – огрызнуться, оскалиться, показать зубы;

: -] – глупая, тупая улыбка;

: - Р – показать язык;

:  - * - поцелуй;

: - О или – ( ) – открыть рот  от удивления;

: * ) – пишущий пьян;

: - ) – улыбка с подмигиванием. Вариант: «Не обижайся, это шутка»;

8 -) – вытаращить глаза. Часто употребляется в варианте 8 – 0;

% -) – после восемнадцати часов сидения за компьютером;

- ) – глаза закрыты. (Вариант: китаец.) Список смайликов можно продолжить. Те, что представлены, - наиболее часто употребляются.

8. Итоги урока. Заключительное слово учителя.

Исследователи эпистолярного наследия Александра Сергеевича Пушкина обнаружили, что стиль и даже почерк великого поэта и искусного мастера письма менялись в зависимости от ситуации, от того, кому он писал.

Почерк его писем к близким – жене, брату, друзьям – небрежен и шутлив. Зато совсем другим почерком, уж не говоря о стиле, написаны письма, например, шефу жандармов Бенкендорфу. Это почерк «в мундирах и орденах», холодный и официальный, с отточенными завитками.

Вот официальная подпись в письме к Бенкендорфу: (слайд 20)

«С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивый государь, Вашего сиятельства покорнейший слуга

                                                               Александр Пушкин».

Сами понимаете, вряд ли Пушкин испытывал почтение и преданность к шефу жандармов, но этикет есть этикет. И нарушить его не мог даже великий поэт. Разве что в письмах к самым близким.

А закончить наш урок мне хотелось бы словами Н. Кузовлева: (слайд 21)

                                     Прошу тебя, пиши мне письма!

                                     В наш громкий век им нет цены.

9. Домашнее задание. (слайд 22)

Написать письмо своей семье, президенту страны, своему другу.

Корчикова Вера Алексеевна                                              МОУ СОШ №22  г. Ипатово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речевого этикета "Учимся благодарить"

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`  конспект, урока "Учимся благодарить". Материал в качестве классного часа победитель Муниципального, призер зонального конкурса `Самый классный кла...

презентация к уроку "Я к вам пишу, чего же боле..."

Электронный ресурс к уроку развития речевого этикета "Я к вам пишу, чего же боле..."...

конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"

Конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения", в котором дается понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни, показано с помощью разли...

Тематическое планирование с включением уроков по речевому этикету

Тематическое планирование уроков литературы в пятых- восьмых классах  предусматривает изучение речевого этикета....

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....

Урок английского языка в 10 классе по УМК New Millennium “School of my Dream” (урок развития речевых умений)

Данный урок является обобщающим по циклу тем "Школьные проблемы", "Школа моей мечты". Тип урока - урок дискуссия с ролевой игрой....

Урок развития речи в 5 классе "Для чего нужен план?"

Урок развития речи по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой. Проводится в 1-й четверти...