Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 23 Волковой Т.И.

Одна из важнейших задач нашей школы – дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать навыки и умения, применять их на практике, формировать мировоззрение; добиться, чтобы каждый выпускник школы овладел русским языком как средством устного и письменного общения.

Творческий подход к делу характеризует мое отношение к работе. 36 лет я тружусь в школе. В течение ряда лет работаю над проблемой оптимизации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы, продолжаю работать над повышением практической направленности уроков, осуществлением трудового воспитания.

В результате творческих поисков, применения разнообразных методов, приемов, форм работы у меня сложилась своя система – комплексный подход к изучению русского языка, перспективное комплексное планирование.

Беру за основу «Программу общеобразовательных учреждений», М. «Просвещение» 2007год и творчески развиваю, дополняю, применяя дифференцированный подход.

Начинаю свою работу с календарного плана на четверть. В качестве исходного беру следующие материалы: программа по русскому языку и литературе для средней школы, смотрю примерное планирование, используя журнал «Русский язык и литература», просматриваю «Стандарты второго поколения» (примерные программы основного  общего образования), М. «Просвещение» 2010год; методические разработки и конечно, школьный учебник «Русский язык» 8 класс 2002год. Авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко, Л. Ю. Максимов.

В итоге составляю комплексный перспективный план.

Продумываю и планирую различные виды повторения: опорного, попутного, закрепляющего, систематизирующего.
Учебный процесс я направляю на три содержательные линии: формирование общения коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Указанные три содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы.

1.Содержательная линия представляет следующие разделы: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка» - направлено на формирование навыков речевого общения.

2.Содержательная линия, которая отражает устройства языка и особенности функционирования языковых единиц; включает разделы: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

3.Содержательная линия «Язык и культура», она раскрывает связь языка с историей и культурой народа.

Используя методический материал, я ставлю на одно из первых мест повторения. Повторение орфограмм планирую следующим образом: все изученные орфограммы объединяю в несколько блоков (смотрю, достаточно ли в школьном учебнике материала для повторения, если нет вовсе, то это является сигналом для меня).

В 1 очередь предусматриваю наиболее трудные орфограммы, пунктограммы, на которые было допущено много ошибок в диктантах и рабочих тетрадях (смотрю тетради за прошлый год, которые хранятся в кабинете).

Реализации намеченных планов помогает методическая оснащенность кабинета русского языка и литературы.

Считаю, что у меня богатый методический фонд, который содержит папки для учащихся «Учись учиться», «Виды опроса», раздаточный материал по темам, разработки уроков-зачетов; памятки: как работать сочинением, диктантом, каков порядок того или иного вида разбора, план анализа игры, сигнальные карточки и другие. Дидактический материал (раздаточный) состоит из карточек для индивидуального опроса, текстов для закрепления тренировочных работ и тому подобное.

Тщательно продумываю каждый этап урока, бережно расходую каждую минуту. Один из главных этапов урок для меня – изучение нового.

Добиваюсь сознательного отношения учащихся к изучаемому, глубокому пониманию нового.

Для связи с прошлым я предусматриваю обязательный переход от старого, изученного к новому. При объяснении нового материала считаю, что ведущая роль принадлежит мне, как организатору учебного процесса. Использую следующие методы:

А) сообщение новой темы;

Б) эвристическая беседа;

В) работа по таблице;

Г) записи на доске, (учебники во время объяснения нового материала закрыты, чтобы сконцентрировать учащихся), с целью глубокого осмысления и предлагаю учащимся прочитать новый материал по учебнику.  

Д) работа с учебником.

Закрепление провожу традиционно:

  1. Работа с доской;
  2. Устный разбор (2-3 примера);
  3. Самостоятельная работа (по вариантам или рядам);
  4. Последующая проверка;
  5. Дифференцированный подход (работа с индивидуальными карточками);
  6. Комментирование
  7. Тесты для подготовки к экспериментальной экзаменационной работе, где выполнение 1 части (А1-12) направлено на отражение устройства языка и особенностей функционирования языковых единиц (2 содержательная линия).

Выполнение 2 части (В1-В8) направленно на формирование навыков речевого общения.

Выполнение 3 части текста (С) объединяет 3 содержательные линии.

Говоря о построение урока, необходимо уметь выделить главное, поставить задачу перед учащимися в начале урока и обязательное обобщение в конце урока.

На каждом уроке продумываю различные формы контроля:

–  уплотненный опрос (по карточкам, с места, у доски);

–  письменная работа «По следам ошибок»;

– работа с использованием сигнальных карточек;

– контрольная полоска;

– индивидуальная работа;

– взаимоопрос по теоретическому материалу;

– работа групп консультантов (для приема зачетов);

–регулярный  контроль за выполнением домашнего задания;

– взаимоопрос и взаимооценка;

– восстановление текстов выученных на уроках литературы, русского языка;

– восстановление текстов по данному началу;

– объяснение орфограммы и пунктограммы.

Хочу рассказать о системе работы над ошибками, как способ контроля работы по учету знаний.

Проверив диктант или самостоятельную работу, через любое грамматическое, синтаксическое задание я произвожу (вместе с детьми) учет ошибок (можно по блокам), наиболее типичных учащиеся выписывают все слова (предложения), в которых были допущены ошибки (как в рабочей, так и в контрольной тетрадях), подчеркнуть место в слове, где была допущена ошибка, и объясняют графически свои ошибки по форме:

Слово, в котором допущена ошибка

правило

2-3 примера на данную орфограмму.

На данный вид работы отвожу не более 10 минут, затем на 5 минут дети выписывают данные слова (свои слова с ошибками) на карточки и вкладывают в конверт, который всегда должен быть с учащимися. Работы над ошибками продолжаются дома (учащиеся должны объяснить свои ошибки).

На следующем уроке я вызываю двух учащихся для проведения работы «По следам ошибок» (я проверяю конверты, ставлю оценки, согласуюсь с консультантами).

Детям, которые не справились с работой, предлагаю остаться после уроков и доработать.

Такая работа, на мой взгляд, имеет не только учебный, но и воспитательный эффект: перед каждым из учащихся ставится вполне конкретная цель, конечно, если ребенок стремится к решению этой задачи.

Используя этот метод работы, в 2008 мои выпускники прекрасно подготовились, справившись с задачами на ЕГЭ.

Кол-во выпускников –    20  человек.

Получили 82-70б.      –    12 человек.

Получили 70-50б.      –     3 человека.

Получили 50-40б.      –     5 человек.

Золотые медалисты:

Абузарова Гюнай,

Козырева Оксана,

Костина Наталья.

Постоянно практикую провидения словарных диктантов, отбирая слова не алфавитным порядком, а методическими соображениями.

Подбор слов по определенной тематике.

Дети раскрывают значение слова, изучают этимологию слова.

Составляют словосочетания, предложения с данными словами.

Такой вид работы провожу с целью, чтобы ребенок адекватно принимал основную и дополнительную информацию текста, помочь раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

Работая над орфограммами, дополняю объяснением трудных написаний различными видами разбора: морфологического, морфемного, фонетического, синтаксического.

Думаю, что так воспитывается целеустремленность, настойчивость трудолюбие и повышается орфографическая грамотность учащихся.

Главное на уроке для меня:

  1. Поставить цель урока и добиться результата;
  2. Логично построить урок, не пропустить ни минуты;
  3. Вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность;
  4. Добиться, чтобы каждый ученик ощущал себя частицей коллектива, который идет к общей цели – добавить знания, выработать умения и навыки;
  5. Привить интерес к родному языку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка

Примеры использования на уроках русского языка технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо). Статья написана в соавторстве с Бабушкиной О.В....

новые педагогические технологии на уроках русского языка

в этих статьях представлен материал направленный в помощь учителям русского языка и литературы...

Критериальное оценивание как новая педагогическая технология на уроках русского языка

В последнее время всё чаще мы слышим о так называемом критериальном оценивании, который пока идёт как эксперимент в отдельно взятых школах страны. Чтобы понять, что такое критериальное оценивание,...

Использование новых педагогических технологий на уроках английского языка как условие обеспечения современного качества образования

quot;Использование новых педагогических технологий  на уроках английского языка как условие обеспечения современного качества образования" - доклад на педсовете, в котором рассматривается т...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: Новые педагогические технологии на уроках русского языка и литературы

Применение педагогических технологий  на уроках словесности....

Педагогическая мастерская "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать ...