Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме
Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_novyh_pedagogicheskih_tehnologiy_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 23 Волковой Т.И.
Одна из важнейших задач нашей школы – дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать навыки и умения, применять их на практике, формировать мировоззрение; добиться, чтобы каждый выпускник школы овладел русским языком как средством устного и письменного общения.
Творческий подход к делу характеризует мое отношение к работе. 36 лет я тружусь в школе. В течение ряда лет работаю над проблемой оптимизации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы, продолжаю работать над повышением практической направленности уроков, осуществлением трудового воспитания.
В результате творческих поисков, применения разнообразных методов, приемов, форм работы у меня сложилась своя система – комплексный подход к изучению русского языка, перспективное комплексное планирование.
Беру за основу «Программу общеобразовательных учреждений», М. «Просвещение» 2007год и творчески развиваю, дополняю, применяя дифференцированный подход.
Начинаю свою работу с календарного плана на четверть. В качестве исходного беру следующие материалы: программа по русскому языку и литературе для средней школы, смотрю примерное планирование, используя журнал «Русский язык и литература», просматриваю «Стандарты второго поколения» (примерные программы основного общего образования), М. «Просвещение» 2010год; методические разработки и конечно, школьный учебник «Русский язык» 8 класс 2002год. Авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко, Л. Ю. Максимов.
В итоге составляю комплексный перспективный план.
Продумываю и планирую различные виды повторения: опорного, попутного, закрепляющего, систематизирующего.
Учебный процесс я направляю на три содержательные линии: формирование общения коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Указанные три содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы.
1.Содержательная линия представляет следующие разделы: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка» - направлено на формирование навыков речевого общения.
2.Содержательная линия, которая отражает устройства языка и особенности функционирования языковых единиц; включает разделы: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
3.Содержательная линия «Язык и культура», она раскрывает связь языка с историей и культурой народа.
Используя методический материал, я ставлю на одно из первых мест повторения. Повторение орфограмм планирую следующим образом: все изученные орфограммы объединяю в несколько блоков (смотрю, достаточно ли в школьном учебнике материала для повторения, если нет вовсе, то это является сигналом для меня).
В 1 очередь предусматриваю наиболее трудные орфограммы, пунктограммы, на которые было допущено много ошибок в диктантах и рабочих тетрадях (смотрю тетради за прошлый год, которые хранятся в кабинете).
Реализации намеченных планов помогает методическая оснащенность кабинета русского языка и литературы.
Считаю, что у меня богатый методический фонд, который содержит папки для учащихся «Учись учиться», «Виды опроса», раздаточный материал по темам, разработки уроков-зачетов; памятки: как работать сочинением, диктантом, каков порядок того или иного вида разбора, план анализа игры, сигнальные карточки и другие. Дидактический материал (раздаточный) состоит из карточек для индивидуального опроса, текстов для закрепления тренировочных работ и тому подобное.
Тщательно продумываю каждый этап урока, бережно расходую каждую минуту. Один из главных этапов урок для меня – изучение нового.
Добиваюсь сознательного отношения учащихся к изучаемому, глубокому пониманию нового.
Для связи с прошлым я предусматриваю обязательный переход от старого, изученного к новому. При объяснении нового материала считаю, что ведущая роль принадлежит мне, как организатору учебного процесса. Использую следующие методы:
А) сообщение новой темы;
Б) эвристическая беседа;
В) работа по таблице;
Г) записи на доске, (учебники во время объяснения нового материала закрыты, чтобы сконцентрировать учащихся), с целью глубокого осмысления и предлагаю учащимся прочитать новый материал по учебнику.
Д) работа с учебником.
Закрепление провожу традиционно:
- Работа с доской;
- Устный разбор (2-3 примера);
- Самостоятельная работа (по вариантам или рядам);
- Последующая проверка;
- Дифференцированный подход (работа с индивидуальными карточками);
- Комментирование
- Тесты для подготовки к экспериментальной экзаменационной работе, где выполнение 1 части (А1-12) направлено на отражение устройства языка и особенностей функционирования языковых единиц (2 содержательная линия).
Выполнение 2 части (В1-В8) направленно на формирование навыков речевого общения.
Выполнение 3 части текста (С) объединяет 3 содержательные линии.
Говоря о построение урока, необходимо уметь выделить главное, поставить задачу перед учащимися в начале урока и обязательное обобщение в конце урока.
На каждом уроке продумываю различные формы контроля:
– уплотненный опрос (по карточкам, с места, у доски);
– письменная работа «По следам ошибок»;
– работа с использованием сигнальных карточек;
– контрольная полоска;
– индивидуальная работа;
– взаимоопрос по теоретическому материалу;
– работа групп консультантов (для приема зачетов);
–регулярный контроль за выполнением домашнего задания;
– взаимоопрос и взаимооценка;
– восстановление текстов выученных на уроках литературы, русского языка;
– восстановление текстов по данному началу;
– объяснение орфограммы и пунктограммы.
Хочу рассказать о системе работы над ошибками, как способ контроля работы по учету знаний.
Проверив диктант или самостоятельную работу, через любое грамматическое, синтаксическое задание я произвожу (вместе с детьми) учет ошибок (можно по блокам), наиболее типичных учащиеся выписывают все слова (предложения), в которых были допущены ошибки (как в рабочей, так и в контрольной тетрадях), подчеркнуть место в слове, где была допущена ошибка, и объясняют графически свои ошибки по форме:
Слово, в котором допущена ошибка | правило | 2-3 примера на данную орфограмму. |
На данный вид работы отвожу не более 10 минут, затем на 5 минут дети выписывают данные слова (свои слова с ошибками) на карточки и вкладывают в конверт, который всегда должен быть с учащимися. Работы над ошибками продолжаются дома (учащиеся должны объяснить свои ошибки).
На следующем уроке я вызываю двух учащихся для проведения работы «По следам ошибок» (я проверяю конверты, ставлю оценки, согласуюсь с консультантами).
Детям, которые не справились с работой, предлагаю остаться после уроков и доработать.
Такая работа, на мой взгляд, имеет не только учебный, но и воспитательный эффект: перед каждым из учащихся ставится вполне конкретная цель, конечно, если ребенок стремится к решению этой задачи.
Используя этот метод работы, в 2008 мои выпускники прекрасно подготовились, справившись с задачами на ЕГЭ.
Кол-во выпускников – 20 человек.
Получили 82-70б. – 12 человек.
Получили 70-50б. – 3 человека.
Получили 50-40б. – 5 человек.
Золотые медалисты:
Абузарова Гюнай,
Козырева Оксана,
Костина Наталья.
Постоянно практикую провидения словарных диктантов, отбирая слова не алфавитным порядком, а методическими соображениями.
Подбор слов по определенной тематике.
Дети раскрывают значение слова, изучают этимологию слова.
Составляют словосочетания, предложения с данными словами.
Такой вид работы провожу с целью, чтобы ребенок адекватно принимал основную и дополнительную информацию текста, помочь раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
Работая над орфограммами, дополняю объяснением трудных написаний различными видами разбора: морфологического, морфемного, фонетического, синтаксического.
Думаю, что так воспитывается целеустремленность, настойчивость трудолюбие и повышается орфографическая грамотность учащихся.
Главное на уроке для меня:
- Поставить цель урока и добиться результата;
- Логично построить урок, не пропустить ни минуты;
- Вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность;
- Добиться, чтобы каждый ученик ощущал себя частицей коллектива, который идет к общей цели – добавить знания, выработать умения и навыки;
- Привить интерес к родному языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка
Примеры использования на уроках русского языка технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо). Статья написана в соавторстве с Бабушкиной О.В....
новые педагогические технологии на уроках русского языка
в этих статьях представлен материал направленный в помощь учителям русского языка и литературы...
Критериальное оценивание как новая педагогическая технология на уроках русского языка
В последнее время всё чаще мы слышим о так называемом критериальном оценивании, который пока идёт как эксперимент в отдельно взятых школах страны. Чтобы понять, что такое критериальное оценивание,...
Использование новых педагогических технологий на уроках английского языка как условие обеспечения современного качества образования
quot;Использование новых педагогических технологий на уроках английского языка как условие обеспечения современного качества образования" - доклад на педсовете, в котором рассматривается т...
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: Новые педагогические технологии на уроках русского языка и литературы
Применение педагогических технологий на уроках словесности....
Педагогическая мастерская "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать ...