Творческий диктант по картинам. Практическое применение. 5 класс 2 часть
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Котельникова Елена Валериевна

 

Сборник текстов  для работы по картинам  с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с биографическими и искусствоведческими материалами, а также творческие задания. Тематика и содержание картин соответствуют действующим программам и учебникам русского языка Т.А. Ладыженской, М.М. Разумовской, В.В. Бабайцевой. Пособие адресовано учителям русского языка и литературы. 2 часть

Скачать:


Предварительный просмотр:

II.   Творческий диктант.     Практическое применение.

5 класс

«Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Тема: Главные члены предложения.

Творческий диктант на расширение текста.

Задание: В данный текст  введите сказуемые. (Работа по картине И.Левитана «Золотая осень»)

       

      На невысоком пригорке  растут белоствольные берёзки. Рядом  расположились дрожащие на ветру осинки. Набегает ветерок, и жёлтые листья кружатся в воздухе. Вот они уже лежат на земле. Течёт  спокойная река. В тёмной и холодной воде отражается небо. Кое-где на нём появляются  низкие  облака.  Вдали виднеются ещё зелёные поля. Это последний привет лета. Скоро наступит зима. Золото осени останется в прошлом. И вот уже лежит снег на  притихшей земле.

                                                                                                                         Котельникова Е.В.

Тема: Главные члены предложения.

Творческий диктант на сужение текста.

Комментарий: Работа по данной картине предполагается в параграфе учебника «Имя существительное как часть речи. Повторение».

Задание: Сократите  текст путём вывода из предложений сказуемых. (Работа по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»).

           

На картине Нисского «Февраль. Подмосковье» привлекает внимание асфальтированная дорога. По ней мчатся современные легковые автомобили. Вдоль шоссе тянется линия электропередач. Справа от дороги находится насыпь. По железнодорожному полотну идет поезд. Он тащит состав товарных вагонов. Шоссейная дорога широкой лентой тянется вдоль насыпи. Она прорезает лесной массив, уходит вдаль и становится еле заметной полосочкой, которая устремляется к горизонту. Слева от дороги стоят молодые ели, а справа – старые. Они стоят около дачи. На переднем плане картине стоит лыжница, она отдыхает. На заднем плане виден тёмный лес. Он стоит стеной. На картине много розового цвета. Он удачно сочетается с холодными сиреневыми тенями.  Художник показал красоту природы, преобразованную трудом человека, необозримые просторы и стремительный темп жизни человека.

По Ходяковой  Л.А.

Тема: Простое предложение.

Творческий диктант на разделение текста.

Комментарий: Данная картина предложена для рассмотрения в разделе учебника  «Описание животного».

Задание: Замените сложные предложения простыми. (Работа по картине А.Н. Комарова «Наводнение»).

     

      Весна – замечательное время года, но оно иногда несет и несчастья. Мартовское солнце растопило рыхлый снег, а освобождённая вода разлилась по лугам, полям и перелескам. Наводнение часто приходит внезапно, порой ничего невозможно изменить. Это стихийное бедствие, которое не выбирает место и время.

      На картине А.Н. Комарова «Наводнение» мы видим беззащитного зайчонка, в глазах которого отражается настоящий  испуг. Он пытается найти спасение на дереве, ветки которого скоро окажутся под водой.

      Всматриваешься картину и думаешь о том, что, к сожалению, стихия бездушна.

Котельникова Е.В.

Тема: Второстепенные члены предложения.

Творческий диктант на расширение текста.

Комментарий: Данная картина предложена для рассмотрения в параграфе учебника  «Синонимы».

Задание №1: Введите в текст определения.  (Работа по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»).

                                       

      Солнечный день февраля. Но природа ещё дышит морозной свежестью. Лазурное небо, белоствольные берёзки  уже живут ожиданием скорой весны.

      На первом плане картины изображена русская берёза. Кажется, что она закружилась в необыкновенном  танце и увлекла за собой в весёлый хоровод всю берёзовую рощицу. Деревья отбрасывают лёгкие тени на землю, которая покрыта талым снегом. Кое – где виднеется прошлогодняя листва.

     В этой картине преобладает голубой цвет. Нежная лазурь выгодно контрастирует с лёгкими коричневыми оттенками. Эта цветовая гамма даёт ощущение, что природа уже пережила зиму и замерла в ожидание  встречи с новой весной!

Котельникова Е.В.

Задание №2: Восстановите авторский текст путем введения   определений.  (Работа по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»).

«Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от фантастической красоты зрелища: какие – то перезвоны и радужные перекликания, объединенные голубой эмалью неба. Прошло некоторое время. Настали чудесные февральские дни. Утром, как всегда я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось. Она праздновала какой – то небывалый праздник, - праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. «Если бы хоть десятую долю передать этой красоты, то и это будет бесподобно,»- подумал я».

И.Э. Грабарь

Тема: Второстепенные члены предложения.

Творческий диктант на расширение текста.

Задание: Введите в текст определения и обстоятельства в соответствии с изображённым на картине. (Работа по картине Ф.П. Решетникова «Переэкзаменовка»)

                       

      Стоит жаркое лето. Приветливое солнце освещает зелёную лужайку около дома. Яркие лучи весело заглядывают в комнату, падают прямо на подоконник, на белую занавеску и старинное кресло, которое стоит в углу.

     За обеденным столом сидит мальчик. Он о чём – то мучительно думает. Перед ним лежит раскрытая тетрадка и учебник. Мальчик очень хочет играть с  друзьями, которые заглядывают в окно, но он не может сейчас, потому что надо готовиться к переэкзаменовке. Под столом лежит собака. Она тоже не гуляет. Верная собака  ждёт, когда же освободится её хозяин.

Котельникова Е.В.

Тема: Однородные члены предложения.

Творческий диктант на расширение текста.

Задание: Введите в текст однородные члены предложения. (Работа по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»).

           

      На картине «Клубника и белый кувшин» И.И. Машков изобразил дары природы. Это очень яркий и красочный натюрморт. В центре картины кувшин и клубника. Ароматная, крупная и сочная клубника производит впечатление  только  что сорванной с веток ягоды. Рядом расположилась малина, выспевшая и чуть недозревшая. На тёмном фоне чётко выделяются белый кувшин и банка, в которой красуется необычный букет из веток белой и чёрной смородины. Такие чудесные ягоды лежат и в тарелке. Вся картина пронизана светом, солнцем и каким – то удивительным теплом!

Котельникова Е.В.

Тема: Сложное предложение.

Творческий диктант на соединение текста.

Комментарий: В учебнике предложена репродукция картины И.И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками» в разделе «Повторение. Фонетика».

Задание: По возможности замени несколько простых предложений одним сложным. (Работа по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»).

             

1. Эту картину написал И. Т.  Хруцкий. Она имеет  двойной смысл. 2. Уже название картины делит холст между цветами и фруктами. 3. Посередине расположилась ваза с цветами. Её украшают изображения животных. 4. Слева в деревянном ящике лежат персики. Справа расположились груши и недозревшая тыква. 5. Украшает натюрморт парочка гроздей винограда. Груши придают картине лёгкий фруктовый аромат. 6. В вазе стоят прекрасные цветы. Их лепестки свисают вниз, будто «смотрят» и «завидуют». 7. Ведь жизнь обычного цветка не так продолжительна в вазе. Даже на полянке цветок быстро погибает. 8. Его жизнь не сравнить с цветением плода. За ним бережно ухаживают целый год.  9. Нарисованные Иваном Хруцким фрукты и ягоды небрежно разбросаны по столу. Они выполнены в более темных тонах по сравнению с цветами. 10. Этот контраст символизирует грань между красотой и долголетием. И на холсте автор сумел передать разницу распустившегося цветка и созревшего плода. 11. Ту цену, которую платят цветы за свою красоту.

Интернет – ресурс: http://www.jevopis.narod.ru

                                             Частичное использование текста.

Тема: Синтаксис. Сложное предложение.

Творческий диктант с перестановками.

Комментарий: Данная картина предложена для рассмотрения в параграфе  учебника «Синтаксический разбор простого предложения».

Задание: по возможности  поменяйте местами слова автора и прямую речь, подлежащие и сказуемые, простые предложения в составе сложного, а также местоположение  обобщающего слова. (Работа по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»).

     «Опять двойка?» - немой вопрос застыл в грустных глазах матери. Она очень огорчена, в её позе ощущается бессилие: плечи опущены, руки в изнеможение покоятся на коленях, голова слегка склонилась набок.

      Рядом с мамой – младший брат. Он ещё не учится в школе. Его работа – кататься на велосипеде, играть и беззаботно проводить своё время. Судя по выражению лица, мальчик доволен, что его брат провинился и, скорее всего, будет наказан родителями.

       Здесь же и старшая сестра. Видно, что она прилежная ученица. Кажется, девочка с укором подумала: «Как же ему не стыдно?»  И только у одной собаки появление мальчика вызвало настоящую радость. Ей неважно, какие оценки получает её хозяин, она просто его любит.

Котельникова Е.В.

Тема: Повторение. Синтаксис.

Творческий диктант с заменами.

Задание: Замените некоторые слова, словосочетания и предложения лексическими и грамматическими синонимами. (Работа по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел»)

           

      Когда на выставке "Великая Отечественная война", организованной в самую тяжелую пору, в 1942 году, появилось полотно А.А. Пластова "Фашист пролетел", зрители застывали возле картины в глубоком молчании. Слезы навертывались на глаза. Жгучий гнев и ненависть к фашистским убийцам рождались в душе каждого человека.

В этой картине нет ничего случайного, лишнего.  Всмотритесь в картину, в ее чуть грустный, но такой близкий сердцу русский пейзаж. На фоне мирной родной природы особенно чудовищным и жестоким выглядит совершенное фашистами преступление. Пластов обратился к осеннему мотиву, который своей печальной красотой образно оттеняет трагическую гибель пастушка. Склон косогора художник написал похожим на ковер, который переливается теплыми тонами. Золото молодых березок, красные пятна осенней листвы, зеленый бархат озими - все это воспринимается как будто музыкальное сопровождение к печальной песне. Несколько приглушенный колорит, который построен  на светло-коричневых и желтоватых красках, гаснущий свет дня соответствуют драматизму сюжета и помогают передать настроение. Эту картину невозможно забыть. Она, подобно набату, призывала к борьбе, к уничтожению врага.

Интернет – ресурс: http://gallerix.ru

                                                                Частичное использование текста.

Тема: Синтаксический разбор сложного предложения.

Творческий диктант на сужение текста.

Задание:       Разбейте каждое сложное предложение на  несколько простых.  (Работа по картине В.П. Псарёва «Память. 9 мая»).

1. У отца художника часто собирались друзья - однополчане, которые вспоминали войну и рассказывали о тех, кто погиб. 2. Картину о войне В.П. Псарёв хотел написать ещё в детстве, эта тема была ему близка и понятна. 3. Сюжет он подсмотрел в парке имени Горького, куда пришёл на тридцатилетие Победы. 4. Центром картины стало «дерево памяти», ствол которого увешан фотографиями, адресами, листовками времён войны. 5. По обеим сторонам, как в почётном карауле, стоят старый солдат и мать, которая продолжает ждать  с войны своего сына даже спустя много лет. 6. Между ними  изображён мальчишка, который только что играл в мяч, но увлечённый необычным деревом, он остановился и стал с интересом читать и рассматривать многие документы. 7. Лёгкая грусть первого плана картины сменяется радостным настроением, когда рассматриваешь второй план полотна. 8. Много цветов, воздушные шарики, радостные лица людей – всё говорит о замечательном празднике, который для нас был и остаётся самым важным и дорогим!

Котельникова Е.В.

                                                 «Морфология»

Тема: Имя прилагательное

Творческий диктант на расширение текста.

Задание: Введите в текст имена прилагательные. (Работа по картине Ф.П. Решетникова «Прибыл на каникулы»).

       На картине «Прибыл на каникулы» изображён мальчик, перед которым в жизни открыты все дороги.

      Лицо суворовца озарено улыбкой, дышит здоровьем и энергией. Он одет в шинель с погонами на плечах. Будущий воин рапортует деду об окончании учёбы. Дед с усмешкой принимает рапорт внука.

      В центре комнаты стоит стол, который накрыт скатертью. На полу  - ковёр. На окне висят занавески. В углу расположилась ёлка. Всё готово к приезду гостя.

      Эта картина – творческая удача художника.

 Ладыженская Т.А.

Тема: Имя существительное. Повторение.

Творческий диктант с заменами.

Комментарий: Репродукция данной картины предлагается для рассмотрения в разделе учебника «Глагол. Повторение». Можно также использовать репродукцию картины К.Н. Успенской – Кологривовой с одноименным названием.

Задание: В предложенном тексте все имена существительные стоят в начальной форме. В ходе работы, поставьте их в нужные формы. (Работа по рисунку О.В. Поповича «Не взяли на рыбалку» или по картине К.Н. Успенской – Кологривовой «Не взяли на рыбалку» ).

           

Как просто обидеть ребёнок! Не дать ему вовремя игрушка, не купить мороженое или не исполнить его маленькую мечта. На картина «Не взяли на рыбалка»  мы видим маленького мальчик. Ребёнок плачет, ему грустно от того, что вся семья уходит ловить рыба, а ему придётся остаться  в дом. А ведь малыш так готовился к этому событие: ранним утро копал червь, раздобыл ведёрко и даже смастерил для себя удочка. Но, к сожалению, все усилие были напрасны.  Остаток день  он проведёт со своей старшей сестра.

Котельникова Е.В.

Тема: Глагол.

Творческий диктант с заменами.

Комментарий: Репродукция данной картины предлагается для рассмотрения в разделе учебника «Имя прилагательное».

Задание: Замените глаголы неопределённой формы глаголами нужной формы.  (Работа по картине А.А. Пластова «Летом».)

                 

Недавно нас на уроке познакомить с картиной А.А. Пластова «Летом». В центре картины художник изобразить девочку. Она сидеть под берёзами, обрывать ягоды с веточек и складывать их в кружку. Рядом с ней прилечь отдыхать бабушка. Наверное, она утомиться собирать дары природы. Неподалёку с людьми стоять корзина, ведёрко с грибами и кувшин со спелыми ягодами. Около девочки дремать собака.

Котельникова Е.В.

Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Творческий диктант с заменами.

Комментарий: Репродукция предлагаемой картины рассматривается в параграфе учебника «Повторение. Морфемика».

Задание: Поставьте имена прилагательные в нужную форму.                                       (Работа по картине П.П. Кончаловского «Сирень»)

      

Действительно, картина хороша! Она завораживает своей красотой и праздничностью яркий сирени. Верх букета украшают темно – красный грозди. В центре уютно расположились жемчужный и бледно – молочный цветы. Гармонично вписаны и ветви нежно – розовый и светло – лиловый сирени. Весь букет окаймляют изумрудный листья. Они хорошо освещены, а местами кажутся золотистый. Плетеная из ивовый прутиков корзина  будто обнимает этот замечательный сиреневый букет. Когда смотришь на эту прекрасный сирень, то, как будто чувствуешь приятный чудесный запах. Благоухающий сиреневый аромат дарит нам отличный настроение. «В этом букете все цветет, живет и радуется», - писал сам Петр Петрович. Да, такую чудесный картину мог создать только художник, влюбленный в родной природу.

Котельникова Е.В.

Тема: Имя прилагательное

Творческий диктант на расширение текста.

Задание: Подобрать прилагательные в соответствии с изображённым на картине. (Работа по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»).

       

     На картине И. Шишкина изображено раннее утро в глухом сосновом бору.

     Лес окутан лёгким туманом. Золотые лучи летнего солнца пробиваются сквозь туман и освещают верхушки огромных деревьев.  Осторожная медведица вышла с тремя косолапыми медвежатами на прогулку. Медведица зорко охраняет весёлые игры своих медвежат. Ничто не нарушает спокойствия этого чудесного утра.

     Два медвежонка взобрались на ствол гигантской сосны. Она вырвана бурей с корнем. Третий медвежонок стоит на задних лапах на верхушке огромного дерева.  

     Когда мы смотрим на эту замечательную картину, то чувствуем всю прелесть и спокойствие этого утра.

Ладыженская Т.А.

«Развитие речи»

Тема: Описание предмета.

Творческий диктант на расширение текста.

Задание: Восстановите авторский текст путем введения   определений. (Работа по картине Ю.И. Пименова «Ожидание»).

         

«Каждый день нас охватывает стремительный поток жизни. Иногда он накрывает нас целиком энергией больших событий, порой только задевает тихим краем, мокрой от дождя веткой, розовым облаком в вышине. Всё, что встречается  за день поразительно разнообразно. Один день наполнен мягким шорохом травы на лесных полянах, яркими стрекозами в воздухе, горячим летним солнцем, тёплым весенним дождём. Другой начинается торопливым утренним завтраком, каким – то сложным  бегом или нервным звонком телефона. Характерные приметы дня я запечатлел в серии натюрмортов «Вещи каждого дня». На картине «Ожидание» изображён стоящий возле окна телефонный аппарат со снятой, одиноко лежащей трубкой. А за окном идет холодный дождь, и капли, словно слёзы, стекают по помутневшему окну. Всё в этом натюрморте дышит присутствием человека, его теплом, тревожным ожиданием и прелестью недосказанного».

Ю.И. Пименов

                                  

                                     

                                      Список литературы

Зельманова Л.М.       Развитие речи. – М., 1996

Ладыженская Т.А.     Творческие диктанты. – М., 1963

Ходякова Л.А.           Сочинение по картине в 5 классе. – М., 2007

   Ульченко З.Ф.           Диктанты с изменением текста. – М., 1982

Интернет – ресурсы:   http://maslovka.org

                                      http://www.artsait.ru

                                      http://grekovstudio.market-soft.ru

                                      http://isaak-levitan.ru

                                      http://www.centre.smr.ru

                                      http://webstarco.narod.ru

                                      http://www.igor-grabar.ru

                                      http://Kommuna.ru

                                      http://www.ug.ruold/01.06/po9.htm

                                      http://www.krugosvet.ru

                                      http://lirus.ucoz.

                                 

                                  Список репродукций

1.

Грабарь И.Э.

«Февральская лазурь»

2.

Комаров А.Н.

«Наводнение»

3.

Кончаловский П.П.

«Сирень»

4.

Левитан И.И.

«Золотая осень»

5.

Машков И.И.

«Клубника и белый кувшин»

6.

Нисский Г.Г.

«Февраль. Подмосковье»

7.

Пименов Ю.И.

«Ожидание»

8.

Пластов А.А.

«Фашист пролетел»

«Летом»

9.

Попович О.В.

«Не взяли на рыбалку»

10.

Псарёв В.П.

«Память. 9 мая»

11.

Решетников Ф.П.

«Опять двойка»

«Прибыл на каникулы»

«Переэкзаменовка»

12.

Успенская- Кологривова К.Н.

«Не взяли на рыбалку»

13.

Хруцкий И.Т.

«Цветы и фрукты»

14.

Шишкин И.И.

«Утро в сосновом лесу»