Конспект урока на конкурс "Лучший урок письма"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Драчева Галина Николаевна

Урок проводился в 5 классе. Дети писали письма космонавтам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:   Урок письма. Пишем письмо космонавтам на космическую орбиту.

Вступительное слово учителя. Из истории вопроса.

Когда-то давно письмом  могла служить

  1. засохшая ветка – она извещала о смерти  вождя;
  2.  стрела – приглашение на охоту или извещение о войне;
  3.  использовались шнуры, наборы раковин как сигнальные знаки;

сейчас всё чаще стараются использовать СМС  и  интернет для передачи информации.

 Но письмо в его первозданном виде существует. Мы с вами сегодня вспомним, как писать самое простое письмо, которое отправляется по почте  и которое очень приятно получать всем людям.

Цели урока:

  1. раскрыть назначение письма в жизни человечества;
  2. помочь осознать феномен письма – самого великого изобретения  в жизни человека;
  3. воспитывать языковую культуру и культуру чувств учащихся.

Работать мы сегодня будем в группах, по итогам урока работа групп будет отмечена сюрпризами.

  1. Сообщения учащихся  о письме (информация, которую они подготовили самостоятельно из разных источников):

Письмо —

Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. (Заказное письмо)
2. Умение писать. (
Учиться чтению и письму. Искусство письма)
3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи. (
Словесно-слоговое письмо, иероглифическое письмо)
4. Манера художественного изображения. (
Реалистическое письмо. Икона старинного письма).

О каком письме идёт речь на нашем уроке?

  1. Письмо - второе важнейшее средство общения  после звукового языка. Это жанр письменной формы разговорной речи.

  1. В письмах мы о чем-то сообщаем, за что-то извиняемся, выражаем просьбу, утешаем, даем советы.
  2. Письма бывают поздравительные, благодарственные, письма-просьбы.

                 

  1. Обязательное условие этого жанра  письменной речи - искренность, непринужденность отношений участников переписки;
  2. Разговорный характер письма проявляется в смешении синтаксических конструкций: «О Вале  я очень смеялась, когда читала о её проделках»; в произвольной смене тем – автор нелогично переходит от одной темы к другой, дополняя их замечаниями и ассоциативными элементами  и сообщениями;
  3. В конце письма могут быть дополнения, часто после стандартной концовки.
  4. Мы пишем письма не только друзьям и близким, а и официальным лицам. Такие письма требуют особого внимания.

Одна группа получила особое задание – они расскажут о том, как правильно подписывать конверт.

В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.

А вы знаете индекс своего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.

В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже - куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России.

Если вы правильно всё заполните,   то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.

Учитель: Чтобы более подробно познакомиться с   особенностями письма, я предлагаю группам выполнить задание:

  1. Работа со словарями.

1 группа  находит в словарях значение слов  АДРЕСАНТ и  АДРЕСАТ.

Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель.

Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.

(Словарь иностранных слов Л.П.Крысина)

2 группа -  рассказывает о том, что такое  post skriptum; 

 Если вы написали письмо, а потом решили что-то добавить, в таких случаях принято в конце ставить буквы

Р. S, от латинского post skriptum, что обозначает «после написанного».

3 группа – Информирует нас о том, что такое эпистолярный жанр и даст историческую справку об письмовниках:

  1. Эпистолярный, -ая,-ое. 1.Относящийся к частной переписке, к письмам. Эпистолярное наследие поэта.

2. Имеющий форму письма, переписки (о литературном произведении). Эпистолярный роман (роман в письмах).

В 19 веке на Руси существовали так называемые письмовники. В них были даны образцы писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью пользовались они у людей малообразованных. Сейчас такие «письмовники» стали библиографической редкостью.

ПИСЬМО'ВНИК, а, м. (истор.).

1. Сборник образцов для составления писем разного содержания.

2. Книга для самообразования по языку и литературе. Письмовник Курганова (популярная книга 18 века).

(Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

4 группа – даст значение слов ПОЧТА, ПОЧТАЛЬОН, ПОЧТАМТ.

 Почта —         1. Учреждение по пересылке писем, посылок, бандеролей, денег, а также здание, где помещается такое учреждение. (Сдать бандероль на почту)
2. Пересылка, доставка средствами этого учреждения. (
Послать письмо почтой или по почте)
3. То, что доставлено этим учреждением, а также вообще доставленные адресату письма, посылки, бандероли. (
Почта пришла. Разносить почту)
4. В старину: такое учреждение, занимающееся одновременно регулярной перевозкой пассажиров в конных экипажах. (
Служить на почте ямщиком) 

Почтальон — работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресу.

Почтамт — главное почтовое учреждение города, осуществляющее также все виды телеграфной и телефонной связи, а также здание, где помещается такое учреждение.   (Словарь Ожегова)

  1. Практическая исследовательская работа.

Сейчас группы познакомятся с  текстами двух  письем  и  внимательно изучив их, сделают вывод о том, что не следует делать в письмах. Итак, мы совместно составляем памятку:

Культура написания письма.

Текст первого письма:

Лети с преветом,

 Вернись  с ответом!!!

        Ув  тов космонавт!!.!

        Здрасьте! Живу я классно, чего и вам жи лаю. Как вы  там поживаете в космосе? Ну пока, жду ответа как соловей лета!!!!

                Пишите!

                        Ваш любимый Коля.

Текст второго письма:

Письмо к молодым читателям.

Юные друзья!

         Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.
   Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем  – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего  человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.
     …Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

                                                                Д.С.Лихачёв.

ПАМЯТКА  О КУЛЬТУРЕ НАПИСАНИЯ ПИСЬМА:

  1. Письмо должно быть грамотным.
  2. Бумага для письма должна быть чистая, не мятая.
  1. Не пользоваться штампами; никогда не употребляйте  шаблонные, безвкусные выражения: «Лети с приветом — вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», «Найдёте ошибку – примите за улыбку».
  2. Письмо должно быть интересным, содержательным, в письме надо писать о самом важном.
  3. Обращаясь в письме к человеку, нужно представлять его, как будто с ним разговариваешь.
  1. Если в письме вы обращаетесь к человеку старше вас, слово Вы         лучше написать с большой буквы; следует уважительно обращаться к адресату, если это не ровесник, лучше обращаться по имени и отчеству.
  1. В письме неприлично делать сокращения типа «Ув. Мария Николаевна!»

  «В ув. Ваш А. Ник.».

  1. Если вы написали письмо, а потом решили что-то добавить, в таких случаях принято в конце ставить буквы Р. S, от латинского post skriptum, что обозначает «после написанного».
  1. Подготовительная работа.

Чтобы письмо было интересно читать адресату, необходимо знать о том, кому пишешь.

Викторина поможет нам вспомнить немного из того, что мы знаем о космонавтике. Этот материал можно использовать в письме.

  1. Кого считают отцом космонавтики?(К.Э.Циолковского)
  2. Что означает слово космос? (Вселенная)
  3. Галактика – это…      (гигантское скопление звёзд)
  4. Какая из планет самая большая? (Юпитер)
  5. Когда был совершён первый полёт человека в космос?  (12 апреля 1961г)
  6. Как назывался космический корабль, на котором стартовал Ю.А.Гагарин? (Восток)
  7.  Какой позывной был у Гагарина? (земля)
  8. Кто первым побывал на Луне? (США, Армстронг, Олдрин)
  9. Кто первым вышел в открытыё космос? (Леонов)
  10. Назовите имя первой женщины- космонавта.  (Терешкова)
  11. Назовите имена космонавтов интернационального экипажа, который сейчас находится на орбитальной космической станции.  (Трейси Колдуэли-Дайсон (США), Александр Скворцов, Михаил Корниенко (Россия).
  1. Творческая работа.

На доске примерный план построения письма:

Композиция письма

1.Приветствие и (или) обращение - название того, кому предназначено письмо.  (Дорогой друг!... Любимая моя бабушка!..

Уважаемый абонент!..)

2.Вступление - извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

3. Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение - выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания и т.д.

5.Подпись. Дата. 

Работа в группах происходит следующим образом:

Каждая группа пишет предполагаемое приветствие и вступительную часть, после чего  дети меняются работами, вносят, где нужно, поправки и пишут основную часть письма.  Передаём по кругу, исправляем, пишем заключительную часть и ставим подпись. После этого письма опять передаются, редактируются и возвращаются к первым авторам. Опять вносятся необходимые поправки. Лучшее, на взгляд детей, письмо зачитываем.

  1. Домашнее задание.

    Написать письмо на космическую орбиту. Лучшее письмо будет оправлено на конкурс.

Письмо на космическую орбиту

Автор Ведерникова Анастасия (учитель Драчева Галина Николаевна)

Дата рождения 18.11.1998г,  возраст – 12лет

Адрес:  г. Зеленоград корп.1645 кв.148

Образовательное учреждение  ГОУ СОШ 1940 г. Москвы

124365 г.Москва     Зеленоград корп. 1642 тел (499)7382111

Телефон 8(916) 7507792;  8(916)560-50-60

 



Предварительный просмотр:

Занятие  кружка «Сударушка».

Тема: Путешествие в глубину веков. Традиционная народная кукла.

План-конспект занятия.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с народным искусством. Познакомить с традиционнй куклой и её значением для крестьянской семьи.
  2. Воспитывать уважение к народному искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.
  3. Воспитывать в ребёнке человека-творца, развивать умение домысливать, конкретизировать и обогащать сказочный образ.
  4. Познакомить с видами древних русских оберегов.
  5. Научить технике выполнения куклы-оберега.

Оформление: выставка оберегов; выставка куколок, сделанных руками детей.

Материалы к занятию:

ткань, ножницы. Нитки, иголка, вата и тесьма, бижутерия.

Что вы знаете об оберегах?  

        Кто не мечтает украсить свое жилище чем-нибудь оригинальным? В последнее время особой популярностью стали пользоваться композиции-обереги. Оберег — древний амулет счастья и благополучия. Мечты и чаяния, веру в добро и счастье люди связывали с определенными символами, заключенными в оберегах. Традиция украшения оберегами своих домов зародилась в глубокой древности. Сейчас они стали прекрасным украшением семейного очага и замечательным подарком к любому празднику.

И сколько добрых слов вы услышите от знакомых! Каждый символ оберега обозначает свое доброе предназначение.

Угадайте,  от чего, по преданиям, оберегали, символом чего были:

злаки и бобовые — (символ достатка, сытости и физической силы;

мак — исполнение желаний;

пшено — от сглаза;

чеснок — от нечистой силы;

дом, хата — единство и крепость семьи;

рябина и шиповник — женская красота и молодость;

перец — мужское здоровье;

тыква — плодородие;

семечки подсолнуха — здоровье детей и энергия солнца;

лавровый лист — слава и успех;

гречка — плодородие и достаток;

кувшин — полная чаша в доме;

кукуруза — продолжение рода, сплоченность семьи;

орехи и желуди — продление молодости;

лапти — домашний уют, семейное счастье;

шишка — трудолюбие и достижение успеха;

мешковина — изобилие и благосостояние;

выпечка — богатство в доме;

коса — бесконечность;

чашка — полная чаша в доме;

жаворонки — деторождение и плодородие;

фасоль — зарождение новой жизни;

переплетение — знакомства и дружба;

яйцо — продолжение рода;

метла вниз — выметает сор из дома;

метла вверх — к деньгам.

Выставка оберегов. 

   В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

      - Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью. ..

             И вот так и стала Василиса жить.. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает, послушает и советы дает..

             - Все вы, наверное, в детстве слышали ту сказку про Василису и ее куколку. А если нет - можете взять в библиотеке и прочесть. Но кто мне скажет, почему я начала рассказ об этой сказке? Как вы думаете?

       - Наверное, потому что такая кукла тоже оберег. А у нас сейчас занятие  по оберегам.

       - Правильно. Именно об этом я и хочу с вами поговорить сегодня.

Куклы-обереги

       Куклы.. Наверное, любая девочка, может, и мальчик, так или иначе сталкивались с куклами в своей жизни. Не так давно и у меня была кукла, которую подарили мне, чтобы она защищала меня и помогала в проблемах. Не знаю, действительно ли она помогала, но то, что она была подарена от чистого сердца, - это я знала точно. И, возможно, именно эта мысль помогала куда больше, чем магические обряды? Кто знает...

       Данных, когда была изготовлена первая в мире кукла, нет. В чехословацком захоронении "Брно-2" была найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Отличалась от обычных фигурок она тем, что у нее конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Этой фигурке - 30-35 тыс.лет. Чем была эта куколка для живущих в то время людей - мы можем только предполагать.

      Египетские куклы более известны и отличались тем, что конечности и волосы тщательно вытачивались, то есть на изготовление тратили много времени и делали все тщательно. Казалось бы, зачем вкладывать столько сил и времени в простую игрушку?

      В Греции и Италии куклы делали из воска и глины. А на очень большие праздники делались терракотовые куколки (по БСЭ - Терракота: итал. terra cotta, от terra - земля, глина и cotta - обожжённая, керамические неглазурованные изделия с цветным пористым черепком), иногда их делали из слоновой кости. Известно, что с такими куклами расставались перед замужеством, отдавая куклу в "жертву" Венере.

      Известна специалистам и таджикская кукла-оберег "Лухтак". Обереговая сила такой куколки была предназначена для конкретного одного человека - того, кому была изготовлена эта куколка. Если кукла предназначалась мужчине, она не имела лица, длинную шею выплетали яркими узорами, которые символизировали мужское начало. У женской куклы лицо выплетали нитями в виде геометрического ромба, символизируя женское начало.

      А сказки, подобные «Василисе Премудрой», с которой я начала урок, известны у разных народов. К примеру, подобная сказка есть у казымских хантов и называется "Хилы и Аки черное сердце". Или наша сказка "Терешечка", в которой родительская любовь была вложена в обычное полено, обернувшееся в один прекрасный момент ребенком, хотя и необычным.

       И отголоском сказки звучит африканский обряд, при котором девочкам, достигающим половой зрелости, торжественно дарят куклу, которую те хранят до рождения первого ребенка. При рождении ей дарят вторую куклу, которую нужно хранить до рождения следующего ребенка и т.д. Причем такой обряд известен не только в Африке, а и у народностей нашего Севера, к примеру, у чукчей.

      На Руси обережные куколки делали из подручного материала: дерева, ткани, ниток, соломы, кости.

- В каком ещё произведениях  вам встречались куколки?

Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления. К примеру, кукла " В ее основе - холщовый мешочек с гречихой, украшенный нитями, тканями. (В тех местах, где с гречихой были проблемы, ее заменяли горохом и другими крупами, и назывались уже эти куклы по-другому - Зерновушка, Горошинка). Такая кукла приманивала в дом достаток, обещала хороший будущий урожай и прибавление в семействе.

      А вот с куклами, носящими название "Кувадки", "играли" мужчины!! Да, да! Не удивляйтесь! Именно они приносили эти куклы в баню, где в старые времена принимали роды у женщин. Эти куклы должны были обмануть злых духов и не пустить их к младенцу и роженице. Магические обряды защиты от нечистой силы и назывались "Кувада".

       После рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали особую куколку - "Пеленашку", с той же целью - обмануть злых духов, подложить им куклу вместо ребенка. Как вы понимаете, подобную куклу-оберег нельзя было купить. Только сделать самим. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды. Такая одежда несла в себе тепло человека, и это тепло передавалось кукле вместе с частичкой жизненной силы человека.

      Такая кукла служила и оберегом от сглаза. Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле: "Ой, до чего кукленок-то хорош!", чтобы не сглазить ребенка.

      "Пеленашку" нельзя было мастерить с помощью иголки или ножниц - это могло "поранить куклу" и повредить, а ведь в такую куклу вкладывалась материнская любовь и забота. Сначала такую игрушку клали в пустую колыбельку, чтобы она обжилась там. А затем укладывали ее рядом с малышом, приговаривая: "Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!"

      Еще одна кукла того времени - "Столбушка". Березовое или осиновое полешко (или трубочку из бересты) "одевали" с помощью тканей и нитей и превращали полешко в куклу-женщину.

      Все эти куклы так или иначе несли в себе обереговую силу. Некоторые куколки изготавливались не только для себя или для своих близких, но и "для выкупа". Купить такие куклы нельзя, силу потеряет, а вот выкупить - запросто. Главное - выбрать душой из массы куколок именно ту, которая ваша! Чтобы увидев эту куклу, вы почувствовали, что она ваша, что вы уже знаете, куда ее поставить или положить.. Только тогда эта кукла будет оберегом для вас. Ну а на место, где лежала эта куколка, клали выкуп - деньги, товар, пищу.

      Интересно, что славянские куклы (впрочем, как и у некоторых других народов мира) имеют одну характерную особенность. У таких кукол нет лица. Точнее - лик куклы может быть вывязан каким-либо традиционным узором, нитями, природными материалами. Но лики не могут иметь глаз, рта, носа.

- Почему так?

 Считалось, что такая кукла не позволит вселиться злому духу в себя и творить зло вокруг себя, а кроме этого - такая кукла не может быть двойником человека, и с ее помощью нельзя будет вредить человеку.

      Конечно же, я рассказала далеко не все о куклах-оберегах. Возможно мы еще будем возвращаться к этому вопросу, возможно вы и сами найдете дополнительную интересную информацию о них. Но хотелось бы отметить, что любимая детская игрушка, которая прошла с вами многие годы детства, достойна того, чтобы ее не выкидывали, а сохранили на память. Возможно, она еще не раз отплатит вам за вашу преданность.

   Практическая работа.

   А теперь поговорим о том, как же в домашних условиях сделать простейшую куколку. Можно ли это сделать нам с вами? Можно. И для этого не нужно быть "крутым кукольным мастером". Главное - иметь желание и немного времени.

      Материалы, которые нам понадобятся:

      2 цветных и 1 белый лоскут ткани размером 15х15 см,

      нитки,

      ветошь для заполнений.

      Помните, что при изготовлении куколки не пользуются ни ножницами, ни иглой, ни клеем. Кукла изготавливается только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания.

      В квадратные лоскуты ткани необходимо завернуть шарики из ветоши. Таким образом, мы получаем маленькую круглую головку и две грудки. Связываем их между собой - и кукла готова.

       Дальше украшать можно, пользуясь вашей фантазией и желанием.

На сегодня все. Записывайте домашнее задание.

   ВИКТОРИНА:

Как Вы считаете, после чего именно кукла, которую подарили Василисе, стала оберегом? Любая ли кукла, подаренная матерью, может считаться оберегом? А любая ли кукла вообще может стать оберегом? Может ли ей быть, к примеру, кукла Барби? (1-5 балла)

Почему на славянских куклах не рисовали лицо? (1-2 балла)

Чем отличается таджикская кукла-оберег от славянских? (1 балл)

Сталкивались ли в жизни с такими куклами-оберегами? А может быть, сами делали? Или сделаете? (1-2 балла)

Дополнительный материал. Игра с оберегом»Колокольчик»

Игра «Жмурки с колокольчиком» Для игры понадобится небольшой колокольчик, две повязки на глаза и несколько скрученных из соломы и перевязанных бечевкой жгутов (или полотенца). Команды выделяют по одному участни ку, обоим надевают повязки на глаза, одному привязывают коло кольчик к ноге, второму дают в руки жгут. По сигналу ведущего игрок с колокольчиком убегает от противника, который старается «осалить» его жгутом. Болельщики игрока с колокольчиком поль зуются правом подсказки. Когда игрок со жгутом подходит близко к своему противнику, они кричат «Огонь!» (или «Горячо!») и тем самым предупреждают своего игрока. Игра продолжается недолго, затем выходит следующая пара, роли играющих меняются. Выиг рывает та команда, чей игрок со жгутом больше раз «запятнал» противника.