Преемственность в обучении и воспитании учащихся на школьном логопункте (Доу-начальные классы, логопед, русский язык)
статья по русскому языку по теме

Данный материал представляет опыт работы школьного логопеда, логопеда ДОУ, психолога, учителей русского языка. Будет полезен многим категориям учителей и воспитателей, психологам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_v_obuchenii_shkolnikov..doc75 КБ

Предварительный просмотр:

в обучении и воспитании учащихся на школьном логопункте (ДОУ- логопед школы – начальные классы – психолог – русский язык 5 кл).

Логопед  Дегтева Н. А.

Тасеево-2011

Одним из основных учебных предметов школьного курса является русский язык и литература. Особенность этого предмета заключается в его практической направленности: знания, полученные на его основе, всегда окажутся востребованными, так как об уровне образованности человека судят прежде всего по тому, как он владеет родной речью.

  По мнению психологов, на успеваемость в школе влияют более 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Как показывает практика, свыше 30% детей, поступающих в школу, имеют речевую патологию.

 Контингент детей  начальной школы, страдающих речевыми нарушениями, представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы. Это обусловливает у них частое сочетание речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности: не зрелостью эмоционально-волевой сферы, низкой умственной рабо тоспособностью, иногда двигательной расторможенностью, повы шенной аффективной возбудимостью. Для многих детей характерен цереброастенический синдром, проявляющийся в виде нарушений активного внимания и памяти, ограниченной возможности распре деления. Речевые нарушения нередко сочетаются с недостаточнос тью мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цве тов и оттенков, геометрических форм, счетных операций, что в ко нечном итоге (без оказания своевременной помощи) приводит к стой ким специфическим ошибкам в письме, при чтении, т. е. дисграфии и дислексии. Снижается также возможность успешного обучения ма тематике, естественным наукам, музыке, изобразительному искус ству.

 Важную роль в успешном усвоении любого из предметов играют такие неотъемлемые принципы организации учебного процесса, как перспективность и  преемственность, единый подход к обучению. Совместно с логопедом ДОУ Богдановой Е.В. мы реализуем эти принципы следующим образом. Дети-логопаты страдают пониженной способностью анализи ровать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей практике. Кроме того, у них наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой па мяти и внимания, навыков самоконтроля. Перечисленные особен ности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости. Поэтому необходимо своевременно вы являть таких детей и как можно раньше оказывать им соответству ющую помощь, которая должна быть направлена на устранение у учащихся имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом. Основным здесь является развитие и совершенство вание устной речи детей и, прежде всего, формирование у них пра вильного произношения, фонематических, морфологических, син таксических обобщений, на базе которых осуществляется коррекция письма и чтения, развитие устной речи.

Для реализации поставленных задач логопеду необходимо уст ранить у детей дефекты произношения и сформировать у них полно ценные фонематические представления; уточнить значение слов имеющегося словарного запаса и систематически обогащать его на основе овладения способами словообразования; вести работу по активизации словарного запаса (т. е. введение его в практику общения); формировать умение свободно оперировать определен ными моделями синтаксических конструкций; развивать связную (последовательную и логичную) речь.

По мере уточнения представлений учащихся в области речевых средств (произношение, различение звуков, лексический запас, грам матический строй речи) и формирования у них соответствующих зву ковых обобщений создается возможность планомерной работы над дальнейшим совершенствованием связной речи (устной и письмен ной).

 Совместно с логопедом ДОУ у меня составлены планы работы с детьми – логопатами по дефектам, сверены карты речевого обследования, планы индивидуальной работы. Я знаю, над какими проблемами работает логопед ДОУ с детьми, идущими к нам в 1 класс, их знания, умения и навыки, и над какими проблемами в коррекции речевого развития мне предстоит работать.

  В этом и проявляется преемственность и перспективность – учет того нового, что появляется в языковом развитии учащихся на каждом следующем этапе обучения.

  Преемственность и перспективность – это тщательная стыковка программ по коррекции речевого развития как по отдельным грамматическим темам, так и в области совершенствования речевых умений и навыков.

  Новые условия предъявляют высокие требования к интеллектуальному развитию детей, к их личностным особенностям. Возникает проблема адаптации ребенка к процессу обучения, но уже имеющаяся информация о его развитии на протяжении предыдущего времени позволяет не только прогнозировать трудности, но и заблаговременно их нивелировать.

 Преемственность в обучении (логопед – начальная школа) заключается в

---коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи уч-ся,

---своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ,

---разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, населения.

В задачи логопеда входит обследование и отбор детей в логопедические группы, проведение коррекционно- логопедической работы, общее развитие речи школьников, формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по русскому языку, литературе.

В свою программу коррекционных занятий я включаю по согласованию с учителями начальных классов сопутствующие грамматические темы, изучаемые на уроках русского языка, грамоты, окружающего мира. Я в обязательном порядке посещаю уроки учителей начальных классов, знаю их требования, методы и приемы работы и соблюдаю преемственность в обучении и воспитании уч-ся начальных классов.

  Преемственность в обучении уч-ся нач-классов и среднего звена (5кл.) заключается в консультациях по обучению детей, имеющих речевые нарушения. Обычно я об этом говорю на психолого – педагогическом консилиуме для 4-5 классов. Учителя русского языка Кузьмина Т.Н. и Демина Н.В. знают приемы и методы коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Детей с дисорфографией – очень тяжелое заболевание, связанное с неусвоением правил языка, передаваемое по наследству, связанное с микротравмой головного мозга- у нас немного-2 ученика-в 8 и 7 классах.

 Определенная преемственность существует между логопедом и психологом. В своей работе я использую диагностическое психологическое обследование и рекомендации психолога по развитию познавательных процессов – ассоциативного и конструктивного мышления, образной оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, сукцессивных способностей. Хотелось бы в рамках преемственности и прогнозирования дальнейшего обучения и воспитания совместно обследовать детей и обсудить результаты, совместно составлять программы коррекционной работы и проводить занятия по коррекционно – развивающей деятельности хотя бы в 1 классе. Когда – то у нас такие занятия были, но сейчас психолога, работающего с начальными классами, нет.                              .Одним из важнейших условий совместной работы логопеда и учителя является выработка единства требований к ученику-лого пату. Для достижения цели каждое занятие с логопатом должно быть подчинено следующим требованиям:

—   всесторонне развивать личность учащегося — логопата;

—   обучение должно носить воспитывающий характер;

—   учитывать возрастные особенности детей;

—   учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

—   осуществлять индивидуальный подход на фоне коллектив ной деятельности;

—   добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;

—   предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок;

—   широко использовать наглядность, игровые методы и при емы.

Известно, что для преодоления сниженной речевой активности используются двигательные реакции, сопряженные с речью (игры с мячом, лентами, отстукивание ритма, движения, сопровождаемые речью). Организуя работу в этом направлении, мы выделяем те об щие задачи, которые стоят перед учителем начальной школы, физ культуры и логопедом, — это развитие координации движений, спо собность запомнить последовательность двигательных операций, внимания к своим движениям и действиям других, умение выпол нять движения по словесной инструкции, анализ движения по каче ству его выполнения, развитие речевых умений и навыков. Эти зада чи разрешимы при условии совместных усилий всех педагогов начального звена и логопеда. Дети любят игры, особенно подвиж ные. Игровые речевые упражнения в сочетании с двигательными умело могут быть использованы на уроках физкультуры, музыки, переменах, физкультминутках. Поскольку они сопровождаются ре чью, материал для произношения и комплексы физических упраж нений игр подбираются совместно логопедом и учителем физкульту ры, музыки. 

Проблема развития моторики кисти руки в освоении навыка письма у детей с нарушениями речи значима и актуальна. Програм ма обучения детей письму не учитывает речевой патологии у ре бенка. Между тем учеными доказано большое влияние тренировки тонких движений пальцев рук на развитие активной речи ребенка, овладение им правильным произношением звуков, развитием навы ков письма. Выполняя специальные упражнения на логопедических занятиях и уроках изобразительного искусства, логопаты развива ют произвольную графическую активность, зрительно-моторные ко ординации; у них формируется навык быстрого и четкого письма. Интересной, на наш взгляд, формой совместной работы логопеда и учителя изобразительного искусства является так называемый «дик тант-рисование». При выполнении этого диктанта лист для рисова ния делится на 4 части, в каждой части рисуется то, что продиктует логопед. Первоначально диктуется только слово, например «ябло ко». Дети под руководством учителя-художника рисуют (обводят по шаблону), раскрашивают или штрихуют рисунок в соответствии с требованиями и с помощью учителя. Во второй части предлагается словосочетание «яблоко на ветке», затем «яблоко на ветке яблони» и, наконец, «яблоко в траве». Затем детям предлагается не только рас красить рисунки, но и «расцветить» речь: яблоко (большое, круглое, спелое, красное, сочное) висело (зрело) на ветке (молодой, могучей, большой, красивой, с листочками) яблони и упало в (высокую, соч ную, зеленую) траву. Такой диктант проводится не только с целью раз вития и коррекции графомоторных функций, но и развивает слухоречевое внимание, память, формирует речевое высказывание. Такой прием в работе с логопатами весьма эффективен, к тому же он нравит ся детям.

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Практика показывает, что большинство родителей не знает, чем занимается с детьми логопед на своих занятиях. Некото рые родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопедический пункт. Чтобы избежать конфликтов, родителей следует с первой встречи готовить к сотрудничеству с логопедом и психологом. Для этого я принимаю активное участие в роди тельских собраниях, семинарах, на которых знакомлю родителей с ви дами речевых нарушений, формами их проявления приемами правиль ного речевого воспитания в семье, доступными методами коррекции, организацией логопедических занятий, провожу анкетирование с це лью выявления запросов родителей и учета индивидуальных особенностей их детей.В течении учебного года я поддерживаю постоянный контакт с родителями, сообщаю им об успехах и проблемах детей, провожу консультации, в рамках преемственности обучения даю рекомендации по коррекции произношения, развитию познавательной деятельности, словаря, культуре речи в семье.

Определенная преемственность осуществляется и с районными службами –поликлиникой и районной ПМПК., логопедом из Центра образования. Эта связь заключается в виде консультаций, предоставлении логопедических характеристик на детей для определения дальнейшего вида обучении, логопедического обследования и мониторинга обучения на логопункте.

Вместе с обычными педагогами логопед должен каждому ребен ку дать понять, что те или иные особенности формируют его индиви дуальность, делают его уникальной личностью. Любой педагог дол жен помочь ребенку осознать его самоценность, полезность для общества, социальную востребованность. Ведь в каждом ребенке есть чувство прекрасного, и задача педагога найти и затронуть эту тон кую струну.

Воспитать личность невозможно ненавистью и безразличием. Воспитать личность можно только любовью. Ведь не случайно все мировые религии говорят о любви: о любви к Богу и к Человеку.

Поэтому любое занятие, в том числе и коррекционное, должно быть пронизано любовью к ребенку.

Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависи мы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их вре мя должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...». На гармонии и сотрудничестве , преемственности в обучении и воспитании детей должны строить свои отношения и взрослые люди –педагоги, в том числе и логопеды.

                

Преемственность в обучении

  школьников

Подбор литературы и составление рекомендаций по самообразованию педагогов и родителей

Оформление

наглядной информации для педагогов и родителей

Проведение семинаров для воспитателей по вопросам психического развития детей с нарушениями речи

Проведение консультация для родителей

Проведение консультаций для педагогов

Разработка рекомендаций по коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Совместное

составление

программы

коррекционной

работы с детьми

Совместное

обследование детей и

обсуждение его

результатов

Планирование

и проведение

занятий

Просветительская деятельность

Консультативная деятельность

Коррекционно-развивающая деятельность

Организационная деятельность

Логопед – психолог

Преемственность  в образовании.

Учитель

Задачи:

1. Формирование необходимых

знаний, развитие речи путем

накопления, обогащения

и активизации словаря,

уточнения значений слов

и представлений.

2. Формирование положительных

навыков общего и речевого

поведения, закрепление навыков

пользования доступной,

активной, самостоятельной

речью

Учитель-логопед

Задачи:

1. Коррекция фонетико-фонемати-

ческой и лексико-грамматичес-

кой стороны речи, письма и

чтения.

2. Развитие умения активно

пользоваться речью в

грамматически правильной

форме.

2. Формирование речевых навыков,

развитие внимания детей к речи,

интереса к языковым явлениям

Учитель музыки        

Задачи:

Ребенок-логопат

1. Коррекция внимания детей.

2. Совершенствование двигательной

реакции детей на различные

музыкальные сигналы, формирование

умений воспроизводить заданный

ряд последовательных действий,

переключение с одного движения

на другое, передавать в движении

Педагог-психолог

Задачи:

1. Профилактика и коррекция нервно-психических нарушений у детей.

2. Развитие психологической базы речи.

3. Коррекция нежелательных личностных особенностей.

4. Формирование навыков эффективного общения, адекватного отношения к речевому дефекту

темп музыки, ее характер, ритм

Учитель физкультуры

Задачи:

1. Коррекция и развитие общей моторики, пространственных представлений.

2. Воспитание эмоций и преодоление трудностей в общении, коррекция дружеских взаимоотно шений.

3.  Коррекция речевых навыков.

4. Развитие физиологического дыхания


Преемственность

 в обучении и воспитании

школьников.

        ДОУ

Логопункт школы №1

Педагоги

        ПМПК

Психолог                                                                         Родители