Главные вкладки

    Наречие как часть речи. Правописание наречий.
    методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

     

    Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки,  формировать умения образовывать  наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполнять типичные задания ГИА .

    -развитие навыков самообучения и самоконтроля;

    -развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике.

     

    Оборудование: доска, мел, карточки, презентация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon narechie_kak_chast_rechi.doc24.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Наречие как часть речи. Правописание наречий.

    Цель: обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки,  формировать умения образовывать  наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполнять типичные задания ГИА .

    -развитие навыков самообучения и самоконтроля;

    -развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике.

    Оборудование: доска, мел, карточки, презентация

     Ход урока:

    1.  Восстанови строки.  Выполнить  синтаксический разбор ( по вариантам) В8,В9; А6

    а)   в твоих наморщенных руках и медлят  спицы поминутно(4)

    б) город назло соседу надменному заложен здесь будет. (4)

    -Задания к предложениям:

     -Определить изобразительно- выразительные средства :

    1в.- Назвать выразительное средство, усиливающее образность.

    2 в. -Яркость и выразительность речи придает синекдоха. Объяснить этот троп в предложении.

    -Выписать СС с   подчинительным  видом связи –примыкание.

     К какой части речи относятся зависимые слова ?

    -Словообразовательный разбор – поминутно, назло       (минутный,  зло)

    -Наречие? Что это? Грамматическое и синтаксическое значение.

    2.  Проверка дом. задания:

    -Указать способ образования: (комментируют цепочкой)

    Доныне, отовсюду, нигде, превосходно, дважды, ползком , когда-нибудь, вручную,  по-дружески, по-моему, слева, вшестером,  досрочно ,вверху,  красивее, невесело, вполголоса, мельком.                                                                                                                                             -Из биографии слов… пешком, мельком ( инд. )

    - Вывод: наречия образуются  разными способами от многих частей речи.

    -Как отличить  сравнительные степени  наречий от прилагательных. 

    -Вывод в виде таблицы: сравнительная степень прилагательных- каков?(какова? каково? каковы?),( Слово острее,  родина милей.) – относится к  существ. , является сказуемым;

    сравнительная  степень наречия- обстоятельство.

    (Слушай больше, говори поменьше, потерять легче, зашумели веселее).

     -Выписать СС по вариантам:

    1вар.- сравнительная степень прилагательных ( каков? –а, -о, -ы )

    2вар.- сравнительная степень наречий  (обстоятельственные вопросы)

    Человеческое слово стрелы острее. Больше слушай, поменьше говори. Легче друга  потерять, чем найти. На чужой стороне родина милей вдвойне . Зашумели воды веселей.

    3 Работа с теоретическим  и  практическим  материалом..

    - а ) Образование наречий от  других частей речи

    - Работа по карточкам на доске . Умение отличать наречия от омонимичных частей речи.(инд. зад.)

    1-я карточка:

    В дали голубой столбом уже кружится песок золотой. Вдали назойливо играл пастух. Наш витязь спешил на верх горы крутой. Он бежит, летит наверх по ступенькам. Во время путешествия скучать не приходится. Тучи бежали быстро, будто торопились убраться вовремя.                                                                                                                                      

    2-я карточка:

    Сначала нам было трудно. С начала года много событий  произошло. Катер подошел к причалу вплотную. Лопата врезалась в плотную почву. Заболел, поэтому не пришел. По этому мосту движение закрыто.  ( взаимопроверка)

    3-я карточка:

    Придумать СС  со словами. (вопрос )

    По- прежнему( нар.)- по прежнему ( прил.)

    По- старому – по старому

    По- зимнему- по зимнему 

     Вывод: дефис в наречиях.

    -Класс выполняет  работу: Сыграть (в) ничью, зайти (в) ничью квартиру, (в ) высь подняться, взлететь (в) высь поднебесную, уйти (в) конец коридора, (в) конец обидеться, не ныряй (в) глубь, (в) глубь степи, на конец шеста, пришел наконец.

    -Зачитать СС с наречиями.

    б)  Словарная работа по орфограммам:   ( по вар.)

    Тепло по-осеннему, по осеннему небу, плакать по-ребячьи, увидеть вдали, в дали голубой, бок о бок,  точь- в- точь, точка в точку, врассыпную, тотчас, смолоду, навек, на века, исподтишка, кое- как, где-то, незачем, досуха, уж, невтерпеж, еле-еле, надвое, по двое, ничуть, нипочем, некогда, вдребезги, впоследствии, во что бы то ни стало, наобум, досыта, мельком, наотмашь, сначала, слева,  смотреть изумленно, горячо,  певуче, еще, села недалеко, смотреть испуганно  .

    в ) Назвать орфограммы, связанные с темой »Наречие.».  Презентация

    -гласные в суффиксах на конце наречий;

    -ь после шипящих;

    -не и ни в приставках;

    -слитное, раздельное, дефисное написание наречий;

    -н –нн-  в наречиях;

    -о–е .после шипящих. 

    -  2 ученика -инд.         Работа  по карточкам на доске  ( инд. зад. )

    Напилась земля воды досыта. Ехать не спеша,(не) хотя заниматься, (ни) чуть (не) весело, (не) жаль мне дней, останавливаться (не) зачем,(ни) почем не спрашивай,(не) с руки.

    Определить части речи.

    Озеро взволновано ветром. Участники взволнованно рассказывали об экспедиции. Заключение комиссии обосновано фактами. Обоснованно опровергнуть их невозможно.

    -СС  замени наречием ( класс ). В1

    Упасть лицом к земле -ничком;  уйти в сторону- прочь, нестись галопом- вскачь, упасть лицом кверху- навзничь, зарасти целиком- сплошь, распахнуть окно до конца- настежь,

    рукой подать- близко, не с руки- неудобно, на скорую руку- быстро, с глазу на глаз- наедине, как снег на голову- неожиданно, в первую голову- сначала, сбирается  ныне-сейчас.

     - Вывод.  Какие правила, связанные с темой, повторили?( консультанты):  

    Дом. задание: 9 кл

    – упр. 361 (устно), тест +  текст (часть С)

    6. Взаимопроверка работ по теме на тренажерах-фразах.

    Задание части  С

    - Прочитать текст, напишите сочинение- рассуждение . Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения.

    Кто дал право человеку калечить и безобразить землю?...Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять, … что могущество страны – не в одном материальном богатстве, но в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.   (  Лихачев )

    Проблемы- воспитание широты духа; ответственности перед потомками; охрана природы.

    г) Тест

    1 вариант.

    1.   Указать наречие:

    А.  Возмутительно

    Б.  Возмущаясь.

    В. Возмутившийся

    Г. Возмутительный

    2.   В каком СС выделенное слово наречие:

    А. Собрание удивлено

    Б. Оратор говорил убежденно

    В. Лица у всех были сосредоточенны

    Г. Мы вошли в пустую комнату

    3 .  Найти предложение с ошибкой:

    А. Он слушал на уроке более внимательно

    Б.  Ты сделал работу лучше всех

    В. Мой брат рисует хуже меня

    Г. Я стараюсь писать более красивее

    4.  Простая форма сравнительной степени образуется при помощи суффиксов:

    А. – ущ- (ющ -);

    Б.  -ее-(ей-), -е-, -ше- ;

    В. –енн-, -нн-, -т-;

    Г. –ем- , -им-

    5.   Не с наречием пишется раздельно :

    а) (не)подвижно парит;

    б) нисколько (не) трудно помочь;

    в) выглядеть (не) лепо;

    г) (не) щадно палить.

    6.   Пишется буква е :

    а) н..когда не берись;

    б) н..когда было гулять;

    в) н..когда не видел;

    г) н..когда не надоест.

    7.   Ошибка в написании н-нн:

    а) даль туманна;

    б) каменный дом;

    в) кожаная куртка;

    г) торжественно сияло.

    8.  Дефис не пишется в слове:

    а) ( кое) где;

    б) ( по) татарски;

    в) ( по) летнему;

    г) ( до) бела.

    9.     Укажите раздельное написание слова:

    а ) ( по) этому расписанию;

    б ) ( в) третьих;

    в ) едва ( едва);

    г ) ( на ) сильно.

    10.    Укажите ошибку :

    а ) собрание  удивлено- кр. причастие;

    б ) нарастал ( в) дали  -наречие;

    в ) ( на ) встречу с писателем    -наречие;

    г ) лица сосредоточенны-  краткое прилагательное.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи

    Познакомить учащихся с наречием как частью речи...

    Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.

    Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...

    Карточки для работы по темам: «Ь знак после шипящих в различных частях речи». «Правописание наречий».

    Карточки содержат задания для организации и проведения повторения изученного по теме "Наречие" в 7 классе...

    Карточки для работы по темам: «Ь знак после шипящих в различных частях речи». «Правописание наречий».

    Карточки содержат задания для организации и проведения повторения изученного по теме "Наречие" в 7 классе...

    Презентация по теме: "Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор"

    Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор...

    Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению

    Маршрутный лист дистанционного урока...