Статья "Игровые формы обучения"
статья по русскому языку по теме
Процессы обновления в сфере обучения в отечественной школе создают условия, в которых педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора методов и приемов. В этой ситуации необходимо подходить к решению ряда методических проблем с точки зрения активизации деятельности всех участников педагогического процесса.
Мной предлагается использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод может использоваться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого определенного возраста. Использование этого метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Значительная часть игр ребенка
Рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать
В уме процессы воспроизведения, чтобы
Неугасимо поддерживать искры мысли...
И.А. Сикорский
«Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и
чаще приглашать бога смеха Момуса»
Ш.А. Амонашвили
Игровые формы обучения
Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда. К ее основным составляющим относятся повышение целенаправленности обучения, усиления ее мотивации, применение современных методов обучения, активизация темпов учебных действий.
Согласно точке зрения Ю.К. Бабанского, любая целенаправленная педагогическая система стремится к оптимальным результатам учебно-воспитательного процесса на основе двух критериев: достижение каждым учеником максимально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости и отсутствие фактов систематического превышения учениками и учителями норм времени.
К основным способам оптимизации процесса преподавания относятся: комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития; конкретизация их с учетом особенностей учащихся; выбор оптимальной последовательности этапов урока; обоснованный выбор методов, форм и средств обучения; дифференцированный подход к ученикам; определение оптимального объема и сложности домашнего задания.
Процессы обновления в сфере обучения в отечественной школе создают условия, в которых педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора методов и приемов. В этой ситуации необходимо подходить к решению ряда методических проблем с точки зрения активизации деятельности всех участников педагогического процесса.
Мной предлагается использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод может использоваться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого определенного возраста. Использование этого метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы. Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знания:от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели—творческо –поисковой деятельности.
Ученики повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.
Радость растущего человека, жизнерадостность, переполненность энергией, бьющие эмоции—наиболее типичное состояние ученика школьного возраста. Оно проявляется в радостном игровом настроении, неукротимом стремлении придавать игровой характер любой деятельности, даже той, которая требует серьезного отношения. Ученик, выполняя то или иное учебное задание с требуемым результатом, часто переполнен игривостью. Это и следует использовать учителю в урочной и внеурочной деятельности. Все необходимые действия, составляющие ту или иную серьезную деятельность, можно дополнять игровыми моментами, придающими ей особый колорит.
Однако это не означает, что обучать следует только игровым методом. Как известно из методики, обучение может быть только тогда эффективным и действенным, когда учитель умеет использовать все существующие методы в совокупности, в зависимости от поставленных им целей и задач. Чем разнообразнее методы и отобранные материалы, которые предлагает учитель своим ученикам. Чем больше он предлагает захватывающих заданий, которые требуют напряжения сил, тем больше будет его вклад и помощь в достижении стоящих перед учащимися целей, тем больше удовольствия они получат в своем путешествии в страну новых знаний и усвоения изученного материала.
Дидактическое значение игры было доказано еще К.Д.Ушинским. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина. Суммируя их взгляды, становится ясно, что игра—это сплав определенных способностей, которые можно представить следующим образом: восприятие + память + мышление + воображение.
Игра всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем, даря сиюминутную радость, она служит удовлетворением назревших актуальных потребностей личности. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности и навыки.
В современной школе использование игровых форм обучения и закрепления знаний делает учебно—воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:
- Игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе;
- Обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90 % информации;
- Игра—свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
- Игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;
- В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников; есть только играющие); результат зависит только от самого игрока, уровня его подготовленности, выдержки, умений, характера;
- Состязательность—неотъемлемая часть игры—притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках русского языка и литературы и усиливает желание изучать предмет;
- В игре всегда есть некое таинство—неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний по предмету.
Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием.
К игровым формам урока относят ролевые , имитационные, деловые игры, игры—драматизации.
Учебные игры применяют для развития умений использовать полученные знания на практике.
Игры—упражнения. Проводятся на уроке, занимают 10—15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся. Это разнообразные викторины, кроссворды,ребусы,чайнворды,шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки, лото.
Игры—путешествия. Служат целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх—путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетная (ролевая) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
Игра—соревнование может включать в себя все названные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Игра—соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга.
Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, «раскрепощают» ученика, его мышление
Игры-упражнения.
Игра «Снежный ком»
Цель: Освоение или закрепление навыков по составлению и употреблению простых нераспространенных и распространенных предложений (с однородными членами или без них) или сложных предложений с союзами.
Условия игры. Один из играющих (или учитель) произносит нераспространенное предложение. Каждый следующий должен прибавить к предложению один любой член, повторив все предложение целиком. Распространять предложение можно в любой его части. Игрок, допустивший неточность при повторении предложения (пропустил слово, переставил местами слова), выбывает из игры.
Образец:
1.Вариант «Предложение должно оставаться простым»
Расцвела роза.—Расцвела огромная роза.—Расцвела огромная пурпурная роза.—В саду расцвела огромная пурпурная роза.—В осеннем саду расцвела огромная пурпурная роза.—В осеннем саду неожиданно расцвела огромная пурпурная роза. И т.д.
2 Вариант «Предложение должно быть сложным, а его части — нераспространенными предложениями»
Расцвела роза.— Расцвела роза, а ромашки завяли.—Расцвела роза, а ромашки завяли, когда пришел сентябрь.—и т.д.
Игра «Словесный мяч»
Цель: Закрепление правил правописания
Условия игры. Один из учащихся называет слово с безударной проверяемой гласной в корне (с чередующейся гласной). Другой называет проверочное слово (правило правописания). При правильном ответе тот, кто подбирал проверочное слово, получает право назвать свой пример.
Образец.
Побережье — берег
Веселье — весело
Разложить — лаг/лож
Игра «Веселые выдумщики»
Цель. Развитие умения сочинять истории и рассказы по самостоятельно выбранной теме. Закрепление определенных орфографических правил.
Условия игры. Игра проводится по группам. Каждая группа должна за 10—15 минут придумать историю или рассказ, где:
- ко многим словам присоединяется одна и та же приставка (не, пре, раз, рас, пре, при)
По окончании истории зачитываются и обсуждаются
Образец: «Присоединение приставки рас/раз»
Однажды одна раскрасавица разоткровенничалась и рассказала свой расчудесный сокрет. Ее распрекраснейший жених Рассвирепейло разозлился в очередной раз на слугу Разрешитес и разогнал его в пух и прах. И т.д
.
Игра «Дерево мудрости»
Цель: Повторение изученного в начале и в конце учебного года; закрепление материала после изучения какого- либо большого раздела. Формирование навыка постановки грамотных, четких, ясных вопросов. Формирование умения давать развернутый, четкий и аргументированный ответ.
Реквизит. «Дерево мудрости», в качестве которого может быть использовано любое высокое напольное растение или самодельное дерево, или большой комнатный цветок.
Условия игры. Каждый учащийся составляет вопрос по изученному материалу, записывает его на листок. Листок складывается и привязывается к ветке дерева. Затем ученики «срывают» по очереди записки и отвечают на вопросы. Остальные ученики оценивают их.
Игра «Кроссворды»
Цель. Развитие внимания к изучаемой теме. Расширение словарного запаса.
Условия игры. Берется слово по изучаемой теме (литература, наречие, словообразование, математика). Каждая буква этого слова становится началом для других слов(это может быть определенная часть речи). Кто за 5 минут успеет составить «кроссворд» с наибольшим количеством слов, тот побеждает.
Игры—путешествия
Игра «Экскурсия»
Цель: закрепление знаний и обобщение материала по изученной теме.
Условия игры. Класс делится на две команды: «туристов» и «экскурсоводов». Задача экскурсоводов составить карту, разделить ее на участки, по которым они должны провести экскурсию. Задача туристов — задавать самые неожиданные вопросы, проявляя любознательность и активность. Рассказ должен быть красочным, ярким в форме сказки. Лучший экскурсовод получает звание «магистра теории страны…».
Игра «Космическое путешествие»
Путешествие на подводной лодке, на корабле, на самолете. В начале урока дети выбирают средство передвижения, капитана, урок проходит как путешествие, при выполнении заданий обращается внимание на то, что корабль (самолет) достиг определенной точки, следующая остановка…. Корабль проплывает мимо… .
Литература:
- 1 Н.Н. Соловьева «Игры на уроках русского языка 5-9 классы». Материк-Альфа Москва 2007
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Форма получения образования и форма обучения
Информация для родителей...
Программа промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по дисциплине Иностранный (английский) язык, специальность Сестринское дело (базовая подготовка) очно-заочная форма обучения, 1 курс
Форма проведения дифференцированного зачета - письменная. Для подготовки к зачету студентам предлагается краткое содержание учебной информации, банк заданий в тестовой форме без эталонов ответов. Соде...
Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...
Использование онлайн-сервиса Google Формы для создания обобщающего урока в формате, пригодном для очной и дистанционной форм обучения
Представленная статья посвящена актуальной в период пандемии и в угрожаемый период проблеме - созданию и организации урока, в равной мере пригодного как для проведения при очной форме обучения, так и ...
Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год
Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год.Учебник: Искусство. 10 класс. Базовый уровень: учебн...