Урок по теме: "Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Методическая разработка урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnye_mestoimeniya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Личные местоимения

Знать: все личные местоимения, уметь определять падеж местоимений.

Уметь: поставить местоимение в тексте в нужном падеже.

Повторить: лицо глагола, раздельное написание предлогов с   самостоятельными частями речи.

  1. Взаимопроверка домашнего задания.

В это время 2 ученика работают у доски.

     1 ученик.

Меня еще там нет,

А мне печется хлеб,

И вот он вынут из огня,

Чтоб накормить меня.

И кто-то мне газеты шлёт,

И кто-то мне одежду шьёт,

И кто-то учит роль

И для меня волнуется.

И где-то кто-то учится,

Как успокоить боль,

Чтоб мне её не знать,

И потому беру тетрадь,

И, что-то напевая,

Стихи пишу тому,

    Кого ещё не знаю. (Э.Мошковская.)  

Задание. Прочитать стихотворение. Найти личные местоимения, определить их падеж.

2 ученик. Корректурная проба. Исправить допущенные ошибки.

      Трагическая не ожиданность, сказал не лепость, допустил не справедливость, звали не брата,  это небеда, а просто не приятность, обижает неправда, а грубость.

     В это время ученикам раздаётся текст с заданием избавиться от тавтологии. А для этого некоторые существительные необходимо заменить местоимениями.

      Серёжа Иванов любит  играть в шахматы. Серёжа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Серёжи увлекается футболом. Иногда брату Серёжи приходится стоять в воротах, тогда Серёжа посматривает на брата с завистью: Серёже хочется быть вратарём.

  1. Доклад ученика о правилах употребления ты, вы в царской России.

           В царской России к барину нужно было обращаться на «вы», а он к своим крестьянам независимо от возраста, обращался на «ты». В армии офицерам говорили «вы», а солдатам «ты».

           Известны даже трагические последствия грубого обращения на «ты». Об этом рассказывает писатель В.Н.Иванов в книге  « Александр Пушкин и его время»: «30 октября 1830 года в «Литературной газете» появилось такое сообщение:

     Вот четыре строчки Казимира де Виня для памятника, который предполагается воздвигнуть в Париже жертвам Июльской революции:

     - Ответь мне, Франция, как звали тех героев?

Имен их здесь на памятнике нет!

«Свободной ставши вмиг - спросить их не успела!

-  Вот мой ответ!»

     Это упоминание о революции подымает бурю.

      Бенкендорф потребовал к себе А.Дельвига и в присутствии жандармов самым грубым образом обратился к нему с вопросом: «Что ты опять печатаешь недозволенное?»

      Выражение «ты» вместо общеупотребительного «вы» не могло с самого начала этой сцены не подействовать весьма неприятно на Дельвига.

      На возражения Дельвига Бенкендорф раскричался и выгнал его со словами: «Вон, вон, я упрячу тебя с твоими друзьями в Сибирь».

     Друзья Пушкина и Дельвига протестовали против грубости генерала, заставили извиниться перед Дельвигом и даже разрешить выпускать газету… Но вся эта история так подействовала на Дельвига, что он свалился, заболел, впал в апатию и больше так и не встал со своего дивана».

  1. Лингвистическая разминка.

– Прослушать отрывки из стихотворений и определить, к кому обращаются поэты? В каком значении употреблено местоимение ты Некрасовым, и в каком – Исаковским?

                                 Памяти Добролюбова

                        Суров ты был, ты в молодые годы

                         Умел рассудку страсти подчинять.

                       Учил ты жить для славы для свободы,

                       Но более учил ты умирать. (Н.А.Некрасов.)

                         

Ты по стране идёшь, и нет преграды,

Чтобы тебя остановить могла.

Перед тобой смолкают водопады

И отступает ледяная мгла.

Ты по стране идёшь. И все твои дороги

Перед тобой раскрыла мать-земля.

Тебе коврами стелются под ноги

Широкие колхозные поля… (М.Исаковский.)

  1. Работа с теоретическим материалом.

-

(Можно предложить материал для наблюдения.)

Я.ты, он, она. Вместе – целая страна.

Вместе – дружная семья.

В слове «МЫ» сто тысяч «Я».

Иногда у ребят возникают трудности с терминами «первое лицо», «единственное и множественное число. Для этого можно предложить простую игру. Человек традиционно ставит себя в центр, поэтому первое лицо – Я,                 Если 2 человека сказали про себя: Это-Я», то как они могут сказать о себе одновременно?

Я+Я= МЫ

ТЫ – ЭТО  НЕ Я.

ТЫ + ТЫ =ВМЕСТЕ =ВЫ

ОН + ОНА ВМЕСТЕ = ОНИ

  1. Творческое задание. За местоимениями спрятались герои сказки Ф.Кривина. Попробуйте догадаться, кто они. ( Жанр – сказки о предметах.)

          Поженились ОН и ОНА, сыграли свадьбу и живут себе спокойно. Он остёр, она мягка, уступчива. Так и ладят.

           Его дружки донимают его в мужской компании:

- Она тобой вертит, как хочет. Ты ещё слова сказать не успеешь, а она его – насмарку. Где твоё мужское самолюбие?

           Её подружки тоже не отстают:

- Много воли ты ему даешь! Смотри, наплачешься с ним из-за своей мягкости. Он тебе пропишет.

            Сделали в конце концов дружеские советы своё дело. Он, чтобы отстоять своё достоинство, стал нести околесицу, а она – стирать всё, что он ни напишет. Так и расстались. Но знакомые утешали себя тем, что всё произошло именно так, как они и предсказывали.

Задание. Определить тему и основную мысль текста. Пострадало ли ваше восприятие проблемы оттого, что не были названы имена «героев»?

( На мой взгляд, наоборот, проблема обозначилась ещё яснее, так как за героями Ф.Кривина мы всё равно видим людей и их проблемы.)

  1. Выборочный диктант. Учитель читает отрывок из сказки А.С.Пушкина

Задача учащихся – выписать все личные местоимения и указать их падеж.

… Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовёт их в гости…

«Ой, вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно, ль за морем  иль худо?

И какое в свете чудо?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

В море остров был крутой,

Не привальный, не жилой;

Он лежал пустой равниной,

Рос на нём дубок единый;

А теперь стоит на нём

Новый город со дворцом,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами,

И сидит в нём царь Гвидон;

Он прислал тебе плклон».

6. Домашнее задание. Взять какую-нибудь сказку о предметах, заменить существительные местоимениями, сделав из неё загадку. На уроке можно поменяться загадками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Личные и притяжательные местоимения"

Тема:  Личные  и притяжательные местоименияКласс:  5АЦель урока:  Формирование коммуникативной компетенции учащихся по теме «Время, часы, минуты»...

Открытый урок по теме "Личные местоимения"

Рассмотреть роль местоимений в речи, познакомить учащихся с личными месоимения, особенностями их склонения, изменения, разъяснить почему их называют личными...

Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург

Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой  бинарный урок общеметодологической направленности  (один из четырёх типов уроков деятельностной н...

Конспект урока по теме: Личные местоимения

Подробный конспект урока русского языка в 6 классе (ФГОС)...

Открытый урок по теме "Личные местоимения"

Открытый урок английского языка по теме "Личные местоимения" 2 класс...

Открытый урок по теме "Личные местоимения". 3 этап урока

Представлен 3 этап урока, где ребята должны во время практической работы понять, почему в одном случае мы пишем Вы с большой буквы, в другом - с маленькой....