мастерская "Доброта"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Семенова Наталья Владимировна

урок-мастерская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota.docx15.87 КБ
Файл pedagogicheskie_masterskie.docx12.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская «Доброта»

  1. Просмотр видео «Барбарики»
  2. Доброта- это когда…

Записываем на доске слова-определения. Добрые слова – добрые дела.

Доброта – это стремление человека делать добро окружающим, отзывчивость, любовь к ближнему.  Понятие добро приходится толковать в сравнении. Добро – антипод зла. Более того, добро не может существовать без зла. Как говорится, «иначе не с чем будет сравнивать». Добро восходит еще к мифам, где носитель добра был положительной силой. Носитель зла, соответственно, отрицательной.  Слово «добро» в русском языке употребляется в разных значениях. Кроме того, что добро – это нечто хорошее и положительное, так еще называют какое-либо имущество.

На доске рисуем  дерево добра.

Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.

Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.

Отзывчивость – готовность помочь другим людям. Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.

Сострадание – умение чувствовать боль другого человека.

Благородство – высокая нравственность, самоотверженность. Любовь – глубокое сердечное чувство.

  1. Презентация   Записываем слова-ассоциации (по сказке)

5. «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть»   -Что такое доброта? Добро - что скрыто за этим словом из 5 букв? Очень точно и хорошо описал это слово академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей книге «Заветное». Он писал: « Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и умного результата. Назвать добрый поступок глупым можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был  «лжедобрым»,   ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или  не ума. Тем добро и хорошо». Доброта – это лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного. Как же возникает в человеческом сердце это чудесное, светлое свойство - доброта, помогающая людям жить, творить, делающая жизнь красивой и даже прекрасной? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить - чего там больше, зла или добра. Добро начинается с любви к живому. Добрый человек- это тот, кто уважает людей, помогает им, он любит и охраняет природу. А любовь и доброта согревают, как солнце. А, если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.

Д.С. Лихачев говорил по этому поводу: « Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего - не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Можно не очень много сделать в жизни, но если  ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. Даже в обыденной нашей, повседневной жизни».

       Обсуждаем высказывания.    

Житейская мудрость утверждает: ни одно доброе дело не остается безнаказанным. Другая житейская мудрость говорит: доброе дело — само себе награда. Добро, как и зло, так или иначе, возвращается к нам, поэтому если вы хотите, чтобы душа ваша пела, а не ныла, делайте добрые дела.
6.Читаем стихотворение «Зеркало»

Нарисуйте героя стихотворения. (двойной образ). На доску рисунки.

Заключение

Есть одна очень красивая история. Разговор Бога с человеком. Бог говорит:"Ты - моё любимое дитя. Если ты шёл по песку, то оставались две пары следов - это я шёл рядом с тобой". Человек, вспомнив все события своей жизни и осмотрев все следы на песке, находит участок, где только одна пара следов. Он, как маленький ребёнок, надувшись, говорит Богу с упрёком:"Но посмотри. Здесь - только одна пара следов. Моих следов.  Это был самый тяжелый момент в моей жизни, а ты бросил меня. Почему, как ты мог оставить меня одного?" Бог посмотрел на своё дитя, улыбнулся и сказал: "Ты прав, именно тогда тебе было очень тяжело. Тяжело настолько, что ты не мог идти сам, и поэтому я нёс тебя на своих руках. Это мои следы ты видишь на песке"

Смотрим мультфильм «Рыбка»

Помните как в пословице «Что посеешь — то и пожнешь», сейте больше добра, любви, успеха, и тогда вы тоже будете любимы и успешны.

Совершая добрые дела, человек получает душевное удовлетворение, радость. Перефразируя Сервантеса можно сказать: ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как простое доброе дело. Сострадание, как сказал герой Булгакова, стучится в наши сердца. Главное задержать это желание, а не подавить его. Всегда помните слова доктора Гааза: «Спешите делать добро».

Домашнее задание

Расскажите, пожалуйста, истории о себе или о людях, которые, по Вашему мнению, заслуживают внимания благодаря своим личным качествам и способности творить добро.



Предварительный просмотр:

Педагогические мастерские

Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия.

Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.

Принципы построения педагогической мастерской

1.           Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове.

2.           Равенство всех, включая мастера.

3.           Не насильственное привлечение к процессу деятельности.

4.           Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.

5.           Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

6.           Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.

Алгоритм построения педагогической мастерской

1.           Индуктор (психологический настрой на урок)

2.           Тема (запись на доске)

3.           Самоконструкция (запись слов по ассоциации)

4.           Социоконструкция (пополнение списка слов)

5.           Разрыв (кульминация, во время которой ребенок начинает понимать или чувствовать то, чего не знал или не чувствовал раньше)

6.           Пластика (создание пантомимического образа)

7.           Афиширование (демонстрация выполненной работы)

8.           Рефлексия (духовное состояние после мастерской)

Для мастера:

1.           Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.

2.           Непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму.

3.           Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний.

4.           Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей.

5.           Информацию подавать малыми дозами.

6.           Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки.