Личностно-ориентированные и информационно-коммукационные технологии в преподавании русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

В статье содержится информация об использовании в работе исследовательских методов, о группах проектной деятельности, о представлении проектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_1.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированные и информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка и литературы.

Современные социально-экономические преобразования в нашей стране

обусловили необходимость коренного обновления всей системы образования.

На данном этапе развития школы акцент переносится на воспитание мобильной, активной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, жить в обществе, самостоятельно выстраивая свое поведение, осознавая свои отношения с миром, производить относительно устойчивый ценностный выбор. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные формы обучения, которые требуют глубокого осмысления.

Анализ научной литературы показал, что в настоящее время можно говорить о двух подходах к определению понятия «инновация».

Первый подход - описательный, в контексте которого «инновация» - синоним слов «нововведение», «новшество», «изобретение». Термин «инновация» происходит от английского innovation, что в переводе означает «введение новаций(новшеств)». Французский вариант - innovation (обновление), латинский ~ innovatio (перемена, нововведение).

Второй подход - функциональный; он связан с выявлением сущности базового понятия «инновация» и выведением из него всех производных понятий и категорий. Понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят сущностный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления.

Основное направление моей работы – применение личностно-ориентированных и информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы.

Личность   ребёнка  перестаёт быть только объектом процесса обучения, но принимает на себя и роль субъекта этого процесса. Это позволяет повысить интерес учащихся к предмету и процессу обучения в целом, в значительной степени улучшить орфографическую грамотность, интенсивно развивать устную речь.

Субъективизация обеспечивается системой интеллектуально-лингвистических упражнений, способствующих формированию и развитию логического мышления, в сочетании с повышенной речевой активностью школьников, а также непосредственным участием обучаемых  в организации и проведении учебного процесса.

Учащимся передаётся часть функций учителя. Дети, исподволь и ненавязчиво направляемые педагогом, с высокой степенью самостоятельности определяют и формулируют тему и цель урока, выявляют и озвучивают тему словарно-орфографической работы, принимают активное участие в составлении учебных заданий, в формулировании выводов и обобщений. Это своего рода логико-лингвистическая задача, которую ученики решают в процессе аналитико- синтетической деятельности и оформляют в виде небольшого текста-умозаключения.

В процессе изучения  учебного материала эффективность работы подкрепляется за счёт широкого использования исследовательских методов: проблемные лекции, анализ конкретных ситуаций, метод разыгрывания ролей, дискуссии, игры (деловая, ролевая), практическая работы, семинары, зачёт, учебная конференция, проектные методы, мозговой штурм, круглый стол. Их применение способствует формированию информационной базы, творческого мышления, навыков исследовательской работы, интереса к учению, самостоятельности, развитию личных качеств.

Учебный проект – одна из личностно-ориентированных инновационных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Учитель помогает сформулировать проблему проекта, сюжетную ситуацию, его цели и задачи, предлагает организовать индивидуальную или групповую формы работы, при выборе последней предполагается распределение ролей: инициатор, аналитик, реалист, пессимист и др. Возможно деление учащихся на две функциональные подгруппы: техническую (будет заниматься набором текстов на компьютере, сканированием фотографий и т.п.) и информационную (будет заниматься поиском и представлением необходимой информации). По мере надобности учитель консультирует, ненавязчиво контролирует деятельность учащихся.

С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать  что-то интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат.

В образовательной практике выделяют несколько групп проектной деятельности.

1. Исследовательский проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. В зависимости от объекта исследования работы по литературе можно разделить на следующие виды:

- анализ текста художественного произведения, например: «Художественная деталь в пьесе Н.А.Островского «Гроза» (10 класс), «Цветовая гамма в «Слове о полку Игореве» (9 класс), «Краткий лингвистический комментарий к поэме «Руслан и Людмила»;

- сравнение двух или нескольких произведений, например: «Образ Емельяна Пугачёва в одноимённой поэме С.А.Есенина  и повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», «Музыка любви в творчестве А.С.Пушкина и А.А.Фета»;

- интеграция литературы и истории, философии, лингвистики. Например: «Пребывание А,С.Пушкина на Кубани», «Христианские мотивы в русской классике».

2. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте или явлении, её анализ и обобщение, предполагает представление для широкой аудитории через публикации в СМИ, Интернете и т.п. Например, «Речевой этикет как показатель культуры общения».

3. Творческий проект предполагает максимально свободный, нетрадиционный подход к оформлению результатов, например «Путешествие в страну Лингвинию», «Лингвистические сказки»;

4. Ролевой проект, когда участники играют роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Никто не знает, каковы будут результаты проекта. Кто одержит победу в словесном поединке? Разрешится ли конфликт между героями? Чем завершится суд? Например, ролевой проект «Встреча в кабаре «Бродячая собака» (литературное творчество символистов, акмеистов, футуристов);

5. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Результаты могут быть использованы в жизни класса, школы и т.д. Например, «Родословная моей семьи», «Лексикон учащихся моей школы»

Основным этапом работы над проектом является создание презентации. Создание и применение учащимися презентаций, разработанных в среде PowerPoint, способствуют решению развивающих и воспитательных целей, которые мы ставим на уроках русского языка и литературы.

Развивающие:

  1. развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление;
  2. развивать логическое мышление обучающихся;
  3. формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
  4. совершенствовать графическую культуру.

         Воспитательные:

  1. воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
  2. воспитывать уважение к предмету, умение видеть главное в окружающем нас мире;
  3. работа за компьютером приучает к точности и внимательности.

          С помощью программы PowerPoint учащиеся создают не просто презентацию-сопровождение для своего проекта, а интерактивную модель для демонстрации исследуемой проблемы. Применение интерактивных моделей и динамических презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс.

        Работая над  проектами, учащиеся в совершенстве овладевают компьютером, учатся создавать презентации в PowerPoint,  готовят себя к работе с новейшим техническим средством – интерактивной доской.

         Финальным этапом деятельности учащихся является представление проекта. Оно может быть разным: мультимедийный продукт, письмо в …, публикация, рекламный проспект, сравнительно-сопоставительный анализ, дневник путешествий, виртуальная экскурсия и др.

          Ребята не только с большим интересом работают, представляют и защищают свои проекты, но и дают экспертную оценку  товарищам. Создание проектов позволяет учащимся ощутить себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя, оратора. Всё это даёт возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике.

        Формирование навыков проектно-исследовательской творческой деятельности учащихся – процесс поступательный и непрерывный. Современные инновационные технологии дают возможность для успешной реализации основной цели образования – воспитывать интеллектуально-творческих, здоровых, гармонически развитых учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы.

Знание системы современных педагогических технологий, их целевого назначения и характеристик составляет содержательный компонент технологической культуры педагога. Но какие педагогические технологии и...

"Современные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы".

Сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление моей работы. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей суд...

Доклад на тему: "Использование современных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы"

В докладе сообщается об использовании новых образовательных технологий на уроках русского языка. Даётся объяснение «инновационному обучению» и раскрываются его особенности. ...

Современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы

В работе представлены современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы

В своей методической разработке «Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы» я представляю свой практический опыт использования метода проекта ...