Играем "по-русски"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Учебная программа курса по выбору для 9 класса. В курсе представлены различные игры, которые сделают повторение основных правил русского языка увлекательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_vyboru.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Играем «по-русски»

Учебная программа курса по выбору для 9 класса

Пояснительная записка

Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей, да и взрослых тоже. Но успехи обучающихся в школе измеряются обычно в знаниях, умениях, навыках. Часто главное требование к ученику – пассивно усваивать сообщаемые сведения. На этом сейчас строится и ЕГЭ. Но всё-таки, наверное, было бы лучше, если бы ученики не только запоминали (что дается не всем легко), но и умели самостоятельно добывать знания, осмысливать и применять их.

Курс «Играем по-русски» рассчитан на предпрофильную подготовку обучающихся 9-х классов. В нем представлены разнообразные игры, которые делают изучение русского языка увлекательным.

Цель курса – активизировать языковые знания учеников, развивать чувство языка и умение увидеть глубину языкового явления.

В базисном курсе, на обычных уроках, педагоги тоже используют игровые моменты, но именно «моменты», которые, как правило, призваны не столько научить, сколько «оживить» урок. Настоящий курс основан на принципе творческого поиска, его изучение требует от обучающихся логических решений и проблемного анализа.

В работе с содержанием курса возможны такие профессионально ориентированные (редактор, корректор) виды деятельности, как, например, выбор правильного написания слова, исправление ошибок в чужом тексте (корректурная правка) и другие.

Большей частью этот курс рассчитан на самостоятельную работу ученика. В комбинаторных играх – конкурсах  учащиеся легко могут проявить инициативу. В качестве обучающих заданий выбраны те орфографические правила, на которые наиболее часто допускаются ошибки, которые трудны для запоминания. Контролирующие же задания подобраны так, что ученик не только должен решить данную задачу, но и самостоятельно придумать аналогичную на то же самое правило. Например, составить кроссворд по теме «Безударные гласные в корне слова». Такой вид

работы позволит обучающемуся глубже вникнуть в языковую проблему, «пропустить» её через себя и таким образом усвоить правило написания.

Все эти игровые задания призваны не только повысить интерес девятиклассников к изучению русского языка, помочь закрепить полученные знания, но и сориентировать их в профильном самоопределении.

Содержание курса

(16 часов)

Лексика (3 часа)

Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Антонимы. Синонимы.

Морфемика (4 часа)

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-. Правописание безударных гласных в корне.

Морфология (9 часов)

Падеж и склонение имен существительных. Склонение существительных в единственном числе. Склонение существительных во множественном числе. Склонение количественных числительных. Правописание частиц НЕ и НИ.

        

Тематический план

Наименование разделов, тем

Количество часов

Контролирующие задания

всего

лекц.

практ.

1. Интересное выражение (лексика)

3

3

составить шарады

2. Кто ударил гласную? (безударные гласные в корне)

2

2

составить кроссворд

3. Самые трудные!

(приставки ПРИ- и ПРЕ-)

2

2

собрать домино по словам из заданного текста

4. Всякий молодец на свой образец

(Е, И в падежных окончаниях существительных)

1

1

нарисовать орфо-«узор»

5. «Компот из испорченных мальчиков»

(Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях)

3

1

2

«сложить» орфографический пасьянс по схеме

6. Попробуйте сосчитать (склонение имен числительных)

2

2

откорректировать текст, записав словами числа в цифровом выражении

7. Отрицать или утверждать?

( частицы НЕ и НИ)

3

1

2

оформить текст, используя правила орфографии и пунктуации

ИТОГО

16

2

14

Примерные задания

Тема 1. Шарады. Шарада представляет собой стихотворную загадку, в которой по слогам зашифровано какое-то слово. Лучше всего  начать просто с разгадывания шарад. Играть можно по командам, начисляя очки за правильный ответ. Разгадывание шарад  развивает образность, гибкость мышления, интуицию, способность понимать непрямые намеки. Но гораздо полезнее и интереснее шарады сочинять. При таком варианте эффективность еще выше: задействуются речевая изобретательность, фантазия, развивается навык стихотворчества.

            Слог первый – звук испорченного крана,

           Для поцелуя нет второго слаще,

           А целое найдешь ты в ресторане,

           Что для крольчат открыт в зеленой чаще.

(кап-уста)

Тема 2. Орфо-кроссворд. Правильно разместить данные слова, учитывая, что пропущенные в их корнях безударные гласные открыты в сетке кроссворда.

По горизонтали:

Выпр_миться, од_леть, созн_вать, ф_рсить, изв_ниться, оч_ровать, ист_щиться, устр_нить, уг_сать, разл_пить, зап_сной (игрок), отт_ргнуть, опов_щать, м_тёт, согл_датай (шпион).

По вертикали:

Исс_кать, уд_ляться, перем_щать, т_жёлый, зап_дня, согл_шаться, рассв_р_петь, сотр_сение, стр_чить, сост_влять, сл_паться, пав_док, д_лина, восп_ление, оп_здать, восх_тить, ув_дание, н_слаждаться.

Тема 3. Орфо-домино. К концу игры фишки расположились следующим образом. Замените их соответствующими тройками слов, учитывая, что узор фишки демонстрирует ту приставку, которая в них пропущена.

при

пре

при

при

 при

 пре

 пре

 пре

 при

 пре

пре

 пре

при

 при

при

при

при

пре

при

при

пре

пре

пре

пре

1. Пр_думать – пр_рождённый – пр_успевать

2. Пр_подавать – пр_тупиться – пр_проводить

3. Пр_усадебный – пр_творить (в жизнь) – пр_вивка

4. Пр_взойти – пр_платить – пр_ручить

5. Пр_волье – пр_поднести – пр_одолеть

6. Пр_бывать (на место) – пр_дираться – пр_мыкать

7. Пр_поручить – пр_мудрый – пр_ступить

8. Пр_ломить – беспр_рывно – пр_пасти.

Тема 4. Орфо-рисование. Начертите схему распределения гласных е – и в окончаниях существительных относительно типов их склонения и падежей. У вас получится нечто похожее на печатную букву «ш» с укороченной средней ножкой. Это та сетка, на которую будут накладываться разные «узоры».

Пряжка на туфл_

Заблудиться в ущель_

Прийти из бан_

Задеть по случайност_

Подойти к изгород_

Плыть по речк_

Исчезнуть в метел_

Приблизиться к алле_

Болеть от старост_

        

«Бабочка». Нарисуйте «узор», повторив направление движения этой непрерывной линии, которое зафиксировано цифрами у падежных точек. Для этого расположите в том же порядке заданные существительные, вставив гласную в их окончания.

Тема 6. Все числа в цифровом выражении запишите словами.

Лето и осень 1816 года скрашивались для Пушкина возможностью постоянно бывать у Карамзиных и быть свидетелем создания глав «Истории государства Российского». Остальное время проходило в творчестве, в общении с друзьями, любовных мечтаниях о Е.П.Бакуниной. Но начальство Лицея решило ускорить выпуск, перенеся его с октября на май. Было решено, что испытания по всем предметам, изучавшимся на протяжении 6 лет, пройдут в зале Конференции Лицея с 15 мая до 1 июня, с 8 утра до 12 дня и, после перерыва, с 16 до 20 вечера. 15 мая сдавали латинский язык, 16 – закон божий, 17 – российскую словесность, 18 – немецкую, 19 – французскую, 21 – географию и статистику иностранную, 22 – историю всеобщую, 23 – политическую экономию и финансы, … 28 – чистую математику, 30 – полевую и долговременную фортификацию, 31 – физику.  По результатам экзаменов Александра Пушкина определили во 2 разряд окончивших с чином 10 класса (коллежский секретарь). Имя его в списке выпускников было 4 с конца. 9 июня 1817 года в Лицее состоялся выпускной акт в присутствии государя Александра II.

По подсчетам пушкинистов, в Лицее поэт написал 132 стихотворения. Сначала Пушкин собирался включить в свой первый сборник 41 из них; но сборник не вышел ни в 1818, ни в 1820 году. А в 1825 – 26 годах, когда Пушкин получил возможность готовить к печати свою первую книгу лирики,  он оставил из лицейских опытов всего лишь несколько.

Тема 7. Выпускникам была предложена анкета, по ответам на которую легко определить характер человека. Ученик Н., будучи не в ладах с орфографией, ответил на вопросы так, что в его характере встретились взаимоисключающие черты. Какие ошибки были допущены Н. и как их следует исправить, чтобы стало ясно, что он хороший и легкий в общении человек?

Вопросы анкеты

Позиция Н.

1. Оптимист или пессимист?

Ждать счастья ниоткуда.

2. Причина хорошего настроения.

Быть в хорошем настроении не с чего

3. Поводы к печали.

Печалиться не о чем.

4. Мотив любви к людям.

Любить людей ни за что.

5. Поводы ссор с родителями.

Ссориться ни из-за чего.

6. Причины обид на друзей.

Обижаться ни на что.

7. Есть ли основание считать себя лучше других?

Заноситься ни за чем.

8. Выбор стиля жизни.

Слоняться по жизни незачем.

Литература

1. Бройде, М.Е. Русский язык в упражнениях и играх / М.Е.Бройде – М.: Рольф, 2001. – 352с.

2. Иванова, В.А. и др. Занимательно о русском языке / В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. – 303с.

3. Петрановская, Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя / Л.В.Петрановская – М.: МИРОС – МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. – 144с.

4. Шкатова, Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку / Л.А.Шкатова – М.: Просвещение, 1989. – 96с.