Полные и краткие причастия
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

урок русского языка в 6 классе по программе Львовой С.И. с презеньацией и самоанализом урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_po_umk_s.rar393.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по УМК С.И. Львовой, В.В. Львова.

Учитель: Мацкявичене Ю.А.

Тема: Полные и краткие причастия.

Цель: узнать, какие причастия могут иметь краткую форму, научиться находить краткие причастия в тексте, уметь образовывать их, грамотно писать их.

Задачи:

Образовательные:

  1. получить представление о кратких причастиях;
  2. ознакомиться с правописанием Н в кратких причастиях.
  3. совершенствовать умения по использованию кратких причастий  в речи. 

Развивающие:

  1. развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;
  2. совершенствовать устную и письменную речь учащихся;
  3. развивать  информационную компетентность и компетентность разрешения проблем.

Воспитательные:

  1. воспитывать бережное отношение к слову;
  2. содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности) – учащиеся знают, какие причастия являются краткими, какова их синтаксическая роль в предложении, пишутся с одной Н в суффиксе. В ходе урока формировались информационная компетентность (извлечение первичной информации) и компетентность разрешения проблем (умение действовать по инструкции).

                                       

                                             

 Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. У. 654. Фронтальная проверка (читают содержимое столбиков с формами причастий). Тетради сдают на проверку.
  2. В выданные тетради записываем число, класс.раб., оставляем строчку для темы.
  3. Работа с текстом стихотворения С.Я. Маршака «Ландыш». Текст в презентации слайд №2 и распечатан на каждой парте.

Учитель читает текст.

Чернеет лес, теплом ра..буженный,

Весен..ей сырост..ю об..ят.

А уж на ниточ..ках  ж..мчужины

От ветра каждого др..жат.

Бутонов круглые бубен..чики

Еще закрыты и плотны,

Но со..нце ра..крывает вен..чики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнутый,

Завёрнутый в широкий лист,

Р..стёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною ран..ею,

И всю счас..ливую тоску,

И всё своё благоухание

Он отдал горькому цветку.

- О каком цветке идёт речь в стихотворении?

- Как вы это определили?

Слайд –изображение цветка.

Задание. Выпишите слова с пропусками, сгруппировав их по видам орфограмм. 1чел – в корне, 2 чел – в приставках, 3 чел – на стыке согласных. Остальные учащиеся в тетрадях. Проверяем.

  1. Разбуженный, раскрывает.
  2. Сыростью, объят.
  3. Ниточках, бубенчики, венчики.
  4. Жемчужины, дрожат.
  5. Солнце, счастливую.
  6. Растет.

Прочитаем 3 предложение. Запишем его в тетрадь.

Бутонов круглые бубен..чики

Еще закрыты и плотны,

Но со..нце ра..крывает вен..чики

У колокольчиков весны.

  1.  Подчеркните грамматические основы в предложении, составьте схему, характеристику. 1чел. у доски.

- Чем выражены сказуемые в 1 грамматической части предложения?

Выпишем их:   закрыты            плотны. А учитель прикрепляет на доске кластеры с этими словами. (Учащиеся определяют краткое прилагательное полны).

Выполните морфологический разбор плотны. 

- Как изменяется краткое прилагательное?

- В чем отличие кратких прилагательных от полных?

- Все ли прилагательные могут образовывать краткие формы?

                    5.   Вернемся к слову закрыты. Задаем вопрос, разбираем по составу, можно ли образовать полную форму? (выясняем, что это причастие). О чем на уроке мы сегодня будем говорить?

Формулировка темы урока. Полные и краткие причастия. Учащиеся самостоятельно ее сформулировали

6. Какова цель нашего урока? (формулир сами).

- Узнать, какие причастия образуют краткую форму; научиться самим образовывать, правильно писать их и употреблять в своей речи.

7. Выпишите из текста про ландыш все причастия, образуйте краткие формы. Определите разряд причастий. Все страдательные прошедшего времени.

- А могут ли действительные причастия иметь краткую форму? Попытайтесь. Нет. Вывод: только страдательные причастия могут иметь краткую форму. От страдательных причастий настоящего времени кратких форм образовывается мало, они в основном книжные и устаривают (хранима, делима).

8. Учебник с.82-83 параграф 48, читаем.

- В чем сходство кратких прилагательных и кратких причастий?

- В чем различие?

Найдите в тексте про ландыш еще 1 краткое причастие. (объят).

9. У. 665 (грамматическая основа, сказуемое выражено глаголом-связкой и причастием)

10. У. 661. Умение различать краткие причастия от глаголов. Выпишите краткие причастия. Запишите их поморфемно.

- Как вы думаете, почему в кратких причастиях, выписанных вами, одна Н?

- А как у кратких прилагательных? Даль туманна. (Слушаем предположения учащихся).

11. Правило учебника с.84.

12. У. 666. Выпишите сочетания кратких причастий с существительными, объясните написание одной Н. Взаимопроверка. Слайд 3.

13. Работа с орфографическим минимумом 698. Выпишите все причастия, образуйте краткие формы.

- От какого причастия нельзя образовать краткую форму? (колышущийся) Почему? (действительное).

14. Игра «Собери пазл». ( Используется как здоровьесберегающая форма).

Делимся на 3 группы. Соберите пазл, раскрасьте картинку соответствующими цветами. Чтобы правильно раскрасить, нужно выбрать верный грамматический признак слова.

- Какое изображение у вас получилось? Бабочка.

Слайд №4.

Проверяем 1 – зелёный, 2- оранжевый, 3- голубой, 4- розовый.

Изображения повесим на доску. Чья бабочка раскрашена верно?

15. Умение употреблять краткие причастия при описании картин. У. 670(2). Репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели». Слайд №5.

- Что изображено на картине? Перечислите. Составьте 5 предложений по картине, используя краткие причастия и слова для справок в учебнике.

Проверяем.

16. Подведем итоги. От каких причастий можно образовывать краткие формы? Сколько Н пишется в кратких причастиях?

17. Домашнее задание. Параграф 48, у. 669 или 667 (2), о/м 698. ( В 1-м упражнении нужно поработать с текстом, потом списать его, вставляя пропущенные буквы и знаки, графически объяснить, полные и краткие причасти подчеркнуть как члены предложения; во 2-м упражнении выписать из текста все причастия, разобрать их по составу.)

18. Комментирование и выставление оценок.

       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

Конспект урока Полные и краткие причастия

Конспект урока русского языка по теме "Полные и краткие причастия" для 6 класса по учебнику М.М. Разумовской...

Урок русского языка по теме "Полные и краткие причастия"

Данный материал представляет собой конспект и презентацию урока по теме "Полные и краткие причастия". Тип урока-урок повторения и обобщения знаний. Используется дифференцированный подход к учащимся....

Урок русского языка в 7 классе по теме: "Полные и краткие причастия".

Урок получения новых знаний с разнообразным практическим закреплением нового материала....

Проверочная работа по теме "Полные и краткие причастия" для 7 класса

В данном разделе представлена проверочная работа по теме "Полные и краткие причастия" для 7 класса...

урок русского языка "Полные и краткие причастия"

Предлагаю презентацию к уроку по данной теме. Урок предполагает самотоятельное изучение темы, исследование, решение проблемы и творческую работу учащихся. Ребята сами делают открытие! Сами реализуют п...

Полные и краткие причастия.

Конспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса.Тема урока. Полные и краткие причастия....