Урок русского языка по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Крестина Елена Филипповна

В уроке показана коррекционная работа с обучающимися, использование числительного в деловом письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk9_kl..docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

                   Урок  русского  языка в коррекционной школе VIII вида.  

                                                           

                                                            9 класс

Тема: « Правописание имен числительных. Числа в деловых бумагах».

Цели: -закрепление знаний о правописании числительных;

           - ознакомление с деловыми бумагами, связанными с числом;

             - развитие орфографической зоркости, письменной речи,

  1. коррекция памяти, внимания, мышления;
  2. воспитание трудолюбия, экономии, бережливости.

Оборудование:  ребус« Найди число в слове», плакат с написаниями числительных, скороговорка,  текст телеграммы на карточках; кроссворд «Спрятанное слово» по теме: «Правописание числительных», занимательная минутка (плакат), бланк телеграмм.

                             Ход урока.

I.Психолого-педагогическая  подготовка.

1. Коррекция внимания и  мышления.

а). Найдите число в слове.

Устрица,сторож, одиночество, подвал, вспять, семья, столица.

 б).( Показ  листа с карточками)

- Какая карточка  лишняя? Докажите.

- Что объединяет остальные? ( число)

- О чем напоминают вам записи карточках?

2.Запись числа в тетради.

- Сколько вариантов записи сегодняшнего числа

видите? Назовите их.- Какая запись более точная?

- А почему мы пользуемся другим вариантом?

(Учимся писать грамотно слова)

II. Актуализация опорных знаний.

Сообщение темы и целей урока.

  1. Определение темы урока.

а).Продолжение работы с карточками без слова

«февраль»

- Есть ли  слово «лишнее» среди этих карточек?

- Что мы о нем знаем? ( Это числительное).

- Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

-О какой части речи говорится в стихотворении?

б).- Запишите тему урока « Имя числительное».

- Найдите корень этого слова.

-  Почему так называется? ( изучает число)- Что такое числительное? Какие бывают числительные?

в). - Сегодня на уроке мы будем учиться  правильно  писать числительные, рассмотрим деловые бумаги, связанные с числами.

           

 2. Скороговорка.        

- Прочитайте.  

У четырех черепах по четыре черепашонка.

- Сколько взрослых черепах? Запишите  (четыре)

- Сколько всего  у них детей? Запишите (шестнадцать)

- Сколько всего черепах? Запишите (двадцать)

- Как называются слова, которые написали? Какие это  числительные?

- Какие увидели орфограммы в записи этих?

3.Повторение правил правописания числительных.(обращаюсь к написанным числам)

- Какое простое правило о написании Ь в числительных помните?

III. Работа над новым.

  1. Знакомство с новыми написаниями  числительных.

а). - Скажите  одним словом:

9 д, 3 сот, 2 сот, 4 сот.

б).- Посмотрите на запись этих чисел.

    - Что надо запомнить в их написании?

    - Запишите.        

девяностО          - Подчеркните выделенные буквы.

тристА               - Запомните их написание.

двестИ

четырестА

   -Придумайте предложение с одним из слов.

2.Самостоятельная работа. Кроссворд « Спрятанное слово».

- Перед вами кроссворд. Прочитайте задание.

              - Впишите правильно числительные:

               40,50,300,90,16,15,70,20,17,60,700

- Если у вас по вертикали получится слово, вы выполнили работу верно.

                  Физминутка.

                 Зарядка.

1.упр.

И.п.-ноги на ширине плеч,руки на пояс.

 наклоны туловища вправово  и влево

2упр.

И.п.- о.с- руки к плечам.

Вращение плечами вперед и назад на 4 счета.

Повторить 3р.

3упр.

И.п.- о.с. .- руки вдоль туловища.

На 1 поднять руки вверх, потянуться на носках.

2- и.п.На 3-4 повторить

Как живешь? ( вот так) Как бежишь? Как идешь? Как сидишь?

IV. Числа в деловых бумагах.

-Какие деловые бумаги, связанные с числами, знаете?

1. Чтение текста в учебнике (с. 186).

- Сегодня мы рассмотрим объявление и телеграмму.

2. Коллективная работа.

Чтобы отправить телеграмму, мы идем на почту. Там есть телеграф, где отправляют телеграммы. Мы заполняем специальный бланк ( демонстрирую  бланк телеграммы), где указываем адрес- куда отправляем телеграмму, обратный адрес- от кого телеграмма, и пишем сам текст телеграммы.. За отправку телеграммы мы платим деньги. В телеграмме оценивается каждое слово, число, знак препинания. Чем больше слов, тем дороже телеграмма. .

Чтобы платить меньше за телеграмму, люди придумали хитрость: они выбрасывают из текста телеграммы маленькие слова – предлоги, союзы, знаки препинания –так, чтобы смысл текста можно было понять, но платить пришлось бы меньше. (Справка:1 слово сейчас стоит   1 р.55 коп.)  Главное – чтобы текст был кратким, иногда в 1 предложение, точным, дату и время указывать цифрами: так легче читается и быстрее   запоминается).

а). - В современной жизни общение друг с другом чаще всего происходит при помощи телефона. Но бывают такие случаи, когда надо воспользоваться   телеграммой. Телеграммы бывают: поздравительные, пригласительные, ответ на поздравление, приглашение, телеграммы с просьбой приехать, встретить, выслать что-то.

 б). Исправление текста телеграммы.

Разберем на конкретном примере.

- Прочитайте текст телеграммы.

- С какой целью Алексей посылает телеграмму родителям?

- Какие слова телеграммы помогут состояться этой встрече без опозданий в нужном месте и в нужное время?  

-Что может сказать сын родителям при встрече, а не в телеграмме?  

-Адрес тоже можно  написать короче. (Телеграмма  составлена на  карточках).

  -Корректируем,   убирая ненужное.  

(Дети выходят к доске и берут те карточки, которые считают необходимыми).

г. Донецк Ростовская область ул. Космонавтов 25. Иванову В.А.

Мама и папа. Я еду домой. Встречайте  20 февраля в 15 часов. Поезд 17, вагон 5.

 Люблю, целую. Ваш сын Алексей .(42с.)

- Эта телеграмма стоит -   84  руб.

в).  Запись текста  в бланках телеграмм правильно: коротко и точно.

- Перед вами бланки настоящих телеграмм и ниже образец записи .

- Запишите сначала адрес, а затем текст получившейся телеграммы.

 Донецк Ростовская Космонавтов  25 Ивановым

Встречайте  20 февраля  15 часов поезд 17вагон 5 Алексей(15 с.)

- Эта телеграмма стоит -   30  руб.

- Сколько сэкономили? (27 слов , 54р.)        

г). Д.З в упр.259 на с.187 аналогично тому, что выполняли сейчас. Текст напишите на бланках.

4. Сравнение объявления:

а).   –Как называется эта деловая бумага? Где мы ее можем видеть?

- Сравните оба объявления. Какое из них предпочтительнее выбрать и почему?

( Там , где запись числами, потому что легче читается и запоминается).                                                        

                                                                       Объявление.

        Во вторник  22 февраля в столовой состоится праздник, посвященный дню Защитника Отечества. Приглашаем всех желающих.

Начало в 15 часов.                                                                  Совет школы.

 ( Аналогично, только записано прописью).

 б). Запишите то объявление, которое правильное.

V. Итог.

- Что было главное в уроке?

-Какую роль играют числительные в жизни человека?

 (Экономят время и деньги).

- Что придумали люди, чтобы платить меньше денег за телеграмму?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Урок русского языка "Склонение порядковых числительных"

Использован краеведческий материал как дидактический материал урока....

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...

Конспект урока русского языка "Разряды количественных числительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе  "Разряды количественных числительных"....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...