Урок развития речи "Описание действий"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Людмила Валентиновна Дуплищева

Урок развития речи "Описание действий" в 7-ом классе по теме "Наречие" (на примере трудов Преподобного Сергия Радонежского с  использованием церковнославянского языка, презентации и интернет ресурсов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_v_7_klasse.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 1 г. Московский Ленинского района Московской области.

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории,

Победитель Всероссийского конкурса лучших учителей в рамках  ПНПО  2007 года

Людмила Валентиновна Дуплищева

 Урок развития речи в 7 классе

Тема урока: «Описание действий и процессов труда»

Задачи урока:

  1. Обучающие: развитие навыков связного высказывания, практическое знакомство с истоками русского языка, использование элементов церковнославянского языка, закрепление теоретического материала по теме «Наречие»
  2. Развивающие: формирование речевой культуры, развитие творческого потенциала личности
  3. Воспитательные:  знакомство с образцом духовного воспитания и совершенствования на примере жития Преподобного Сергия Радонежского, возможное подражание его святости.  Формирование любви к родной речи, наблюдательности, бережного отношения к языку

Цель урока:

  1. Научить  создавать текст-описание действий и процессов труда на примере служения Богу и Отечеству Преподобного Сергия Радонежского
  2. Проследить за особенностями создания подобных описаний
  3. Научить использовать в речи наречия, устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки
  4. Пополнить  церковнославянский словарь и воспользоваться им при описании действий

Оборудование:

Стенды «Буквица славянская», «Житие Сергия Радонежского»;

Выставка учебных пособий и словарей по церковнославянскому языку, Библия на церковнославянском языке;

книги  о житие Преподобного Сергия Радонежского;

Компьютер,  презентация урока «Описание действий»; Интернет.

Схиархимандрит Иоанн Маслов . «Симфония по творениям Тихона Задонского».

Ход  урока

Организационный момент

Учитель:

-  Запишем в тетрадях число на церковнославянском  языке–  уставом, т. е.  буквы прямые, а буквенную цифирь под  титлами. В каждом слове  знаки ударения,  над  гласной в начале слова знак придыхания -  звательце.

- На  прошлом уроке  мы  выполняли упражнения  и писали небольшие сочинения  по опорным словам- наречиям.

Какова роль наречий в текстах?  (Дети отвечают самостоятельно, а затем читают на слайде)

        Роль наречий в описании действий

  1. Точно характеризуют действие, указывая  на время, место  т.д.
  2. Наречия делают речь более ясной, понятной
  3. Образно рисуют действие
  4. Наречия позволяют ярче выражать наши мысли

Учитель  объявляет тему урока и цель (Одновременно показано на экране)

Учитель:

-Будем учиться описывать действия на примере трудов Преподобного Сергия Радонежского. На занятиях кружка «Духовное краеведение Подмосковья» мы изучили житие святого подвижника, оформили стенд, на котором представлена вся его  биография. Рассмотрим на слайдах иллюстрации о Сергии Радонежском, постараемся  использовать в рассказах наречия, устойчивые словосочетания и слова на церковнославянском языке. (Даны примеры на слайде; сначала можно назвать фразеологизмы, а дети  должны  указать соответствующие наречия, а затем показать всё на экране). На слайде

        Наречия в устойчивых словосочетаниях

  1. Ни  свет  ни заря (очень рано)
  2. В первую голову (сперва , сначала)
  3. Рука об руку  (вместе)
  4. Не с руки (неудобно)
  5. На скорую руку (быстро)
  6. Отмерить на глазок (примерно)
  7. Шаг за шагом (постепенно)
  8. Время от времени (иногда)

-Как говорится о человеке, который умело, легко работает?

-Работа кипит в руках

-  Работает  с огоньком;  засучив рукава

 Далее следует  слайд

             Учитель: Расскажите, что мы видим на  данном слайде?

Ученик:

-Преподобный Сергий строит келии, рядом с ним трудятся другие монахи.

Слух о подвигах Сергия Радонежского распространился среди монахов, живших в окрестностях, и нашлись ревностные души, пожелавшие разделить с Сергием суровый подвиг.

Ученик:

-Преподобный Сергий с помощью новых обитателей срубил двенадцать бревенчатых келий и поставил их вокруг церкви во имя Святой Троицы. Он подавал всем пример: вставал ни свет  ни заря, работал не покладая рук; сам рубил лес, расчищал его, таскал брёвна. Несмотря на весьма скромную еду, был   очень крепок и «имел силу двух человек», не знал он ни усталости, ни уныния, не брал его и сон… Церковь и все постройки Сергий обнёс высокой деревянной изгородью.

Учитель:- Мы знаем, трудно было смиренному отшельнику расстаться со своим уединением, но когда пришли поселенцы, Преподобный Сергий встречал их приветливо, по-дружески, по-братски, радостно. С детских лет он был «странноприимным», как и его родители.

- Расскажите о них.

Ученик:

-Простые люди любили  знатных бояр Кирилла и Марии за скромность, доброту и «страннолюбие». Из разоренных  татарами городов бежали русские люди, странствуя в поисках крова. Двери дома Кирилла и Марии  были всегда гостеприимно открыты для странников; здесь им охотно помогали: кормили, обогревали, одевали, выслушивали рассказы о горестях родной земли. Всё это глубоко запало в душу впечатлительного отрока, предопределив его судьбу.

Учитель:   Итак, сделаем выводы по первой иллюстрации. ( Вместе с детьми)

- Немало потрудились  подвижники.  Неоткуда было ждать помощи, всё делали сами. Работали не покладая рук (старательно). Строили дома совсем близко. Изо дня в день работали вместе (рука об руку), жили дружно (душа в душу), вставали рано (ни свет ни заря), ложились поздно.  Шаг за шагом  (постепенно)  умножались келии. Здесь, где были леса, сейчас раскинулся чудесный город!

Учитель:

- Особенности описания действия
Сохранение последовательности, четкости, точности
.
Вопросы – помощники

  1. Как человек готовится к действию?         Как он выглядит при этом?
  2. Что он делает сначала?
  3. Что он делает потом? Что изменяется в его внешности при этом?
  4. Чем заканчивается действие? Как человек переживает результаты своего действия,  своего труда?

Расскажите, с чего начинались  труды подвижника,  что делал с самого начала Сергий Радонежский (тогда ещё  Варфоломей)?

                     Ученик:

-С  юных лет возлюбив Христа всей душой, по смерти своих родителей Сергий удаляется в непроходимые леса на то место, где сейчас красуется величественная Троице-Сергиева Лавра, и здесь предаётся величайшим подвигам,  ведя суровую пустынную жизнь.

                      Ученик:

-Он трудился вместе со старшим братом Стефаном на берегу реки Кончуры, на холме Маковец, где построил церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь и стал там игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял постриг под именем Сергия.  Года через два или три к нему стали стекаться иноки.

                     Учитель: Запишите опорные слова на церковнославянском языке, которые можно будет включить в  текст, повествующий о том, что было сначала (особенности описания действий).

Запись на церковнославянском языке (карточки)

               Учитель:    Как же трудились иноки вместе с Преподобным Сергием Радонежским? Обратимся к «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского», (автор схиархимандрит  Иоанн ( Маслов).  На странице 1049 читаем  в статье «Труд»: «Работа не в полную силу есть грех».  Послушайте,  что написано в «Толковом педагогическом словаре»   Н.В. Маслова на странице 679 в словарном разделе «Труд»: «При телесном труде надо держать  своё сердце в чистоте, пребывать в молчании, уклоняться от празднословия, трудиться с усердием и непрестанно в уме держать молитву». Это высказывание игумена Филарета (Данилевского) дано из книги «Глинский патерик» схиархимандрита Иоанна (Маслова) (стр.181). Согласитесь, ребята,  что именно так стремились себя вести монахи и старались работать в полную силу.

  Расскажите, что мы видим на следующих слайдах?

       Ученик:

-Мы видим труды Преподобного Сергия с братию. По-прежнему  Сергий,  как простой послушник,  трудился по хозяйству: носил воду, молол муку ручной мельничкой, пёк хлеб, варил пищу, ухаживал за посадками на огороде.

Ученик: Вначале пашут землю, сеют зерно, выращивают хлеб, косят, связывают в снопы. Монахи всё делали сами.

Ученик:

-Летом и зимой ходил  Преподобный Сергий в одной и той же одежде,  ни мороз его не брал, ни зной, ни дождь, ни снег.

Ученик:

-Сергий кроил и шил одежду и обувь, помогал в работах другому, был для всех, по словам биографа  Епифания Премудрого, «как купленный раб».

Учитель:

-Трудолюбие мальчика Варфоломея осталось и в игумене. Любую работу он выполнял с большим рвением: служил братии, работал на неё. Ещё более ревностно выполнял он указание Христа: «Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугою».Так, искренне не желая кого-либо поучать, Сергий вопреки воле своей  становился учителем не только возглавляемого им братства, но и всего народа.

-Запишите опорные слова на церковнославянском языке (карточки) ко второй части описания (что было потом, когда пришли в пустынь монахи)

Учитель: Дополнительный материал вы можете найти в интернет - энциклопедии  «Википедия»

Выход в интернет -  Википедия

Сергий Радонежский.

Изображение Сергия Радонежского на покрове 15 века

Биография

Рассматриваем  картины  Нестерова «Святое видение отроку Варфоломею»,

«Труды Сергия Радонежского».

Рерих Н. К. «Сергий Строитель»

Икона «Сергий Радонежский в житии», 15 век

Учитель: Запишем слова к третьей части описания трудов Сергия Радонежского. Запись наречий на церковнославянском языке (карточки)

 А также вы можете включить

Наречия в пословицах и поговорках

  1. Не откладывай на завтра того, что можешь сделать сегодня
  2. Все трудно лишь сначала
  3. Как-нибудь делаешь, как-нибудь и выйдет
  4. С трудовыми руками нигде не пропадешь
  5. Совет хорош вовремя
  6. Недаром говорится, что дело мастера боится
  7. Больше землю удобряй, выше будет урожай
  8. Чаще проверяй, реже будешь ошибаться
  9. Работай смелее – будешь жить веселее

Обобщение урока, выводы.

1) Чему мы сегодня учились?

   -учились сочинению-описанию действий

2)     Что главное в описании действий?

  -последовательность (сначала, потом, результат)

  -чёткость, точность

3)    Какая часть речи при описании действий преобладает?

  - глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета

4)     Какую часть речи важно употребить?

  -Наречие- часть речи, которая обозначает признак действия

5)   Что нового узнали?

  - Много красивых слов на славянском языке.

  - В церковнославянском языке нет плохих слов.

  -Подробно узнали, как трудился Сергий Радонежский

6) Обратите внимание на выражение лица, глаз Преподобного Сергия Радонежского во время работы

  - Лицо благочестивое, взгляд  Преподобного Сергия обращён внутрь себя, он пребывал в     постоянной молитве.

  - Мы видим, какие трудолюбивые, красивые, благочестивые христиане жили на земле Подмосковья.

   - Епифаний Премудрый воспевает трудовой подвиг Сергия Радонежского, неповторимость и красоту родной земли, учит нас любить её, гордиться скромным тружеником.

7)    Каковы результаты трудов Преподобного Сергия Радонежского?

  - Из пустыни (на Руси пустынь- это дремучий  лес) образовалась обитель, которая  позднее оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева Лавра).

  - Кроме этого Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Старо -Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более  сорока  обителей  было основано его учениками: Саввой (Савво - Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом( Кирилло-Белозерский) и др.

 - И нам следует усердно трудиться по примеру Сергия Радонежского на радость нашим родителям и во благо Отечества земного.

8)   Как мы будем трудиться? Прочитайте на слайдах и подумайте об этом.

Готовить  домашние задания (как?)

  1. Старательно                                                
  2. Тщательно
  3. Добросовестно
  4. Серьезно
  5. Вдумчиво
  6. Внимательно
  7. Хорошо
  8. На совесть

Антонимы:

  1. Небрежно
  2. Неряшливо
  3. Недобросовестно
  4. Кое-как
  5. Как попало
  6. Невнимательно
  7. Плохо
  8. Наспех

Выполнять  упражнение (как?)

  1. Быстро    
  2.  Грамотно
  3. Чисто
  4. Аккуратно
  5. Красиво
  6. Наскоро
  1. Безграмотно
  2. Грязно
  3. Небрежно
  4. Неряшливо

Отвечать на уроке (как?)

  1. Четко                              
  2. Уверенно
  3. Правильно
  4. Обдуманно
  5. Ясно
  1. Медленно
  2. Путано
  3. Неуверенно
  4. Еле-еле                     Нерешительно

Задание на дом:

-Используя материалы урока, иллюстрации и карточки, опорные слова на церковнославянском языке, которые вы можете употребить в домашней работе, вставляя их в текст на современном русском языке, напишите сочинение  о труде на одну из тем:

1)  Как трудился Сергий  Радонежский?

 2) Как я помогаю маме

3) Как я помогал дедушке строить дом

3) Как я помогал бабушке ухаживать за огородом

4) Как мы работаем на уроках труда

Необходимо продумать тему,

подобрать опорные (ключевые) слова

Описать действия труда последовательно, чётко, точно (как человек готовится к действию, что делает сначала, потом, чем заканчивается действие).  

Список использованной литературы:

  1. В. К. Журавлёв. Рассказы о русской святости, русской истории и русском характере. Книга для учащихся. М.,2004.
  2. Жизнь и Чудеса Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Сергия Радонежскаго и всея руси чудотворца с описанием сергиевой лавры и ея окрестностей. В картинках. Отпечатано в ФГУП «Типография им. И. Е. Котлякова», Санкт – Петербург, 2002.
  3. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., «Самшит – издат», 2003.
  4. Н.В. Маслов. Толковый педагогический словарь. М., «Самшит- издат», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 7 классе по теме "Описание действий"

В папке представлен план-конспект урока по развитию речи для 7 класса по теме "Описание действий (трудовых процессов)" и презентация к данному уроку...

Презентация к уроку развития речи "Описание действий"

Презентация к уроку развития речи в 7-ом классе по теме "Наречие" (на примере трудов Преподобного Сергия Радонежского)...

Урок развития речи по теме: "Описание действия"

Урок развития речи по теме: " Описание действия" проводился в 6 классе. Учащиеся познакомились с историей создания дымковской игрушки, из пластелина попытались сами слепить игрушку,затем описали свои ...

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития р

Уроки рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития речевого умения....

Технологическая карта урока "Развитие согласованности действий и движений разных частей тела"

Цель: Развитие  двигательной  активности обучающихся.Задачи:- Развитие общей моторики.- Обучение  движению по инструкции педагога.- Развитие самоконтроля.- Выработка правильного ды...