Условное наклонение глагола (урок русского языка в 5 классе по программе Львовой)
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Материал представляет собой разработку урока русского языка в 5 класее по теме "Условное наклонение глагола". В работе ориентировалась на собственный педагогический опыт, а  также на  методические рекомендации Львовой С.И. по проведению уроков в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Условное наклонение глагола.

Цели урока:

1. Формирование представления о значении, образовании, изменении глаголов в условном наклонении.

2. Развитие речевой и мыслительной деятельности при отработке умения опознавать на письме глаголы в условном наклонении и использовать их в собственной речи; формирование умений анализировать языковые факты, оценивать их с точки зрения соответствия ситуации, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; обогащение словарного запаса учащихся и расширение круга используемых в речи грамматических средств.

3. Воспитание любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

Развитие компетенций:

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке, овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Ход урока:

I. Определение цели урока.

II. Актуализация полученных знаний (повторение сведений о наклонениях глагола по материалу на странице 142)

 - На прошлом уроке мы познакомились изменением глаголов по наклонениям.

 - Сколько наклонений у глаголов? Назовите.

 - От данных глаголов образуйте все формы наклонения (запись на доске)

1 ряд – ИЗМЕРЯТЬ; 2 ряд – СОБИРАТЬ, 3 ряд – ВЫТИРАТЬ

(после выполнения упражнения ребята проводят самопроверку – ответы написаны учителем на доске)

-Какую орфограмму вспомнили, работая с этими глаголами (чередующиеся гласные в корне слова, написание которых зависит от наличия/отсутствия в слове суффикса–а-)

III. Формирование представления о значении, образовании, изменении глаголов в условном наклонении (внимательное чтение и составление плана текста на стр. 144).

 - На сколько частей разделен прочитанный текст?

 - В соответствии с названными частями составьте план текста.

                Примерный план.

                1.Значение условного наклонения.

                2.Образование формы условного наклонения.

                3.Изменение глаголов в условном наклонении.

 - Расскажите по плану о глаголах в условном наклонении.

(учащиеся говорят о значении, образовании форм, изменении глаголов в форме условного наклонения)

Важно, чтобы учащиеся осмыслили значение глаголов в условном наклонении и соотнесли это значение с такой грамматической особенностью, как отсутствие значения времени. Полезно будет с этой целью сопоставить формы глаголов в прошедшем времени с формами глаголов в условном наклонении по значению и в связи с этим – по структурным особенностям.

IV. ФИЗПАУЗА

V. Формирование умения опознавать и правильно определять границы форм условного наклонения глаголов (упр. 934).

        Пятиклассники выразительно читают текст упр. 934 и определяют его главную мысль: «Труд пчёл необходим для сохранения природы, и благодарный человек всегда будет ухаживать за пчёлами». Возможный заголовок – «Хранители живой природы».

        Подведём учеников к мысли о том, что в тексте используется так много форм условного наклонения, потому что автор предлагает представить нереальную ситуацию: пчёлы перестают давать мёд, воск, и у пчелиного яда исчезают полезные свойства.

Обратим внимание учащихся на особенность употребления и написания форм условного наклонения: частица бы (б) пишется раздельно и может быть отделена от первой части формы условного наклонения другими словами.

-Выпишите из текста глаголы в условном наклонении.

(не давали бы, не лечил бы, ухаживали бы, строили бы, исчезла бы, пропали бы, случилось бы, перестали бы летать)

IV. Совершенствование умения использовать глаголы в форме условного наклонения в собственной речи (упр. 936 - сочинение-миниатюра).

        Кроме отработки умения использовать глаголы в условном наклонении в собственной речи, задание упр. 936 проверяет умение пятиклассников объединять содержание нескольких эпизодов общей идеей и умение выразить это содержание в законченной форме. Чтобы ориентировать учащихся на демонстрацию этих умений, предлагаем тезис, который может послужить зачином сочинения. Этот тезис записан на доске.

Часто мальчики фантазируют о том, что бы они делали, когда стали взрослыми. …

После того как учащиеся поработают самостоятельно, полезно будет организовать обсуждение отдельных работ. Примерные критерии оценки данной работы могут быть следующими: 1) умение выразить главную мысль; 2) умение выстроить законченную композицию; 3) умение правильно использовать формы условного наклонения глаголов.

V. Подведение итогов урока, рефлексия и определение домашнего задания

Учащиеся рассказывают о значении, образовании и изменении форм условного наклонения глаголов и приводят свои примеры (как вариант ребятам может быть предложена рефлексия по технологии «мостка»)

Д. з.: 1) подробный пересказ текста на стр. 144; 2) упр. 935.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык в 6 классе по теме: «Условное наклонение глагола» Урок открытия новых знаний

Урок русского язык в 6 классепо теме: «Условное наклонение глагола»Урок открытия новых знанийЦели:       - дать понятие об условном наклонении глагола...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)...

рабочая программа по русскому языку 10 класс по программе Львовой С.И.

Программа по русскому языку для 10 класса составлена с учетом новых требований ФГОС, примерной образовательной программы  среднего общего образования, рекомендованной Координационным советом при ...