конспект открытого урока "Мы сохраним тебя, русская речь"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Оберштейн Полина Иосифовна

 

Цель урока. Способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенациональной ценности, сохранению реализации воспитательных возможностей предмета "русский язык" для формирования духовных и нравственных качеств, мировоззрения учащегося, его гражданского, сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения к национальной отечественной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_my_sohranim_tebya_russkaya_rech.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мы сохраним тебя, русская речь

Цель урока.

Способствовать  сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения  русского языка, отношения к русскому языку как общенациональной ценности, сохранению реализации воспитательных возможностей предмета «русский язык» для формирования духовных и нравственных качеств, мировоззрения учащегося, его гражданского, сознательного и бережного отношения к русскому языку как  национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения к национальной отечественной культуре.

                                                                                          Нам дан во владение самый

богатый, меткий,   могучий и

                                                                                           поистине волшебный русский

                                            язык.

К.Паустовский

  Для каждого интеллигентного человека

 дурно говорить должно быть таким же

неприличием , как не уметь читать и писать.

А.П.Чехов

Русский язык - один из самых богатейших языков мира. Многие поэты и мыслители, учёные и художники отмечали яркость, богатство, выразительность и гибкость русского языка( ученики читают подобранные высказывания, работа с  1 эпиграфом).

Вместе с тем наблюдаются тревожные тенденции: падает интерес к изучению русского языка и русской литературе, происходит деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, сужение сферы использования, снижение речевой культуры населения( 2 эпиграф).

Одним словом, происходит порча языка.

Каковы причины порчи языка? Попробуем назвать их.

-засилие заимствованных слов

Языковое чужесловие, подобно мировому поветрию, охватило многие слои нашего общества(слайды)

В погоне за модой употребляем заимствованные слова, не понимая их значения.

-Пожалуйста, исправьте ошибки, пользуясь толковыми словарями.(слайд 4,5)

Проверьте себя(слайды 6,7)

Употребление заимствованных слов без учета их семантики часто приводит к нарушению лексической сочетаемости.

Например: Я очень конспективно говорил...; По набережной двинулась кавалькада автомашин; Вяленая вобла давно воспета гурманами рыбных блюд .

 Разберем ошибки: конспективно можно записывать чье-то выступление, а говорить можно кратко, сжато, лаконично. Кавалькадой называется группа всадников, едущих вместе, машины едут колонной. Слово гурман - «любитель и знаток тонких блюд» - не может управлять существительными, которые уточняют его значение (нельзя сказать «гурман конфет»); в контексте лучше было написать: ценителями (знатоками) рыбных блюд.

А вы нашли примеры неоправданного употребления заимствованных слов? Что они  обозначают?

Как же, по-вашему, нужно относиться к заимствованным словам? Отказаться от них?

Современные лингвисты, критики тоже протестуют против бездумного употребления «модных» иностранных словечек.

Но будем справедливы. Этот вопрос не простой. Мы должны употреблять заимствованные слова, где уместно.

Какие ещё причины порчи языка мы можем  назвать?

-Неграмотная речь, искажение слов, неправильно построенные предложения, бедный словарь, низкая культура. Перед вами фразы из сочинений, отредактируйте эти предложения(слайд10,11,12)

Почему возникают ошибки, такое искажение языка?

Опасность, грозящая языку, - это искажение слов в результате невежества, неверного их употребления, неправильного ударения и произношения.

Реформа русского языка 2009года(йогурт, брачащиеся, кофе,договор,добыча нефти,средства)

Словари, рекомендованные нашим министром образования Фурсенко.

Конечно, нельзя не поговорить о школьном сленге.

Назовите слова, употребляемые вами, есть ли такие?

Каково ваше отношение к ним?

Сленг сегодня употребляется в прессе и в литературе. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения «Поймаем в сортире- в сортире будем мочить их»,- сказал о террористах В.Путин

Сленг был, есть и будет. Хорошо это или плохо? Вопрос неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, - тогда это просто какая-то людоедка Эллочка. Краткость и выразительность- главные достоинства сленга..

А сегодня появился и компьютерный жаргон.

К сожалению, ругаться последними словами сейчас считается чуть ли не «хорошим тоном». Многие не могут объяснить мысль свою, не прибегая к бранным выражениям.

И до какого же холодного безразличия к своей стране, к своему народу, до какого невежества и наплевательского отношения к истории России, к её настоящему и будущему нужно дойти, чтобы заменить живой и светлый русский язык речевым мусором.

Мы много сегодня говорили о порче русского языка, а, собственно говоря, что страшного происходит в этом процессе? К чему ведет порча языка?(слово учащимся)(см. слайд)

В языке одухотворяется весь народ и вся его родина... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое.

Ушинский К. Д.

Если мы будем и дальше безжалостно затаптывать свою живую речь в грязь, то и сами в грязи окажемся.

А что же делать? Мы много говорим, что надо беречь язык.А как?

Я предлагаю вам следующее задание:

1 группа – что предлагают школьники

2 группа – Министерство образования

3 группа – администрация Лицея, учителя русского языка и литературы.

Выступления учащихся по группам.

И тогда забота о чистоте языка обязательно приведёт нацию к процветанию, приумножит славу нашей великой Родины.

Нелюбовь и невнимательность к языку влекут за собой политическую и экономическую зависимость ,наконец, то, что мы называем рабством.

Давайте говорить друг другу больше добрых слов. От добрых слов прейдём к добрым делам.

Если мы научимся видеть светлое, доброе среди хаоса, нам удастся оставить в наследство свет, доброту, любовь и, конечно же, «наш прекрасный, русский язык».

Будем же беречь язык! И пусть народ, создавший его, достигнет тех духовных высот, на которые зовёт его « могучий и свободный» РУССКИЙ ЯЗЫК.

Может быть, вы обратили внимание ,что  на 1 слайде после темы урока я не поставила знак препинания.

Я просто не знаю, какой знак поставить.

Я предлагаю вам порассуждать: напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из предложенных тем. (см. слайд)

Прослушивание нескольких работ.

Слова А.Ахматовой.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!"

Сохранение русского литературного языка, бережное отношение к нему очень важны в наше время, когда матерные слова, слова-паразиты звучат из уст большинства молодых людей. Внеклассное мероприятие прово...

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово

Презентация для интегрированного урока русского языка и основ православной культуры...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10-11 классах "И мы сохраним тебя, русская речь"

Данное мероприятие направлено на воспитание  у учащихся бережного отношения к русскому слову,  развитию интереса к изучению предмета, повышению  культуры речи  и развитию тво...

Урок-устный журнал в 11 классе "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..."

Урок проведён в рамках предметной недели русского языка и литературы и представляет собой устный журнал, состоящий из нескольких страниц. На уроке представлены разнообразные материалы о языке, использ...

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…

Цели:1)Дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке; повысить эффективность работы по развитию речи. 2) Развивать логическое мышление, интерес к глубоком...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия Конкурс чтецов «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово»

Сегодня перед образованием стоит трудная задача – воспитать обучающихся с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, к ее культуре, языку, литературе....

Презентация к внеклассному мероприятию "И мы сохраним, тебя русская речь, великое русское слово!"

В презентации представлены фотографии древнегреческих философов, высказывания о языке, заповеди речевого поведения...