"Путешествие по Стране Слов". Внеклассное занятие для 6 класса.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Парахонько Людмила Ивановна

Данную разработку можно применять в 6 классе после изучения темы "Лексика". Урок представлен как урок-путешествия по Стране Слов. Можно самим придумать карту, по которой вы будете совершать своё путешестивие. Этапы урока таковы: Организационный момент. 1. Проверка лексического запаса слов учащихся.2. Ответы на вопросы. За правильные ответы можно дать картинки или балы. 3. Деревня Синонимов, враждующие Антонимы, двойняшки Омонимы. 4. Собрать слово из букв, которое поможет преодолеть бурную речку Ошибию. В предложенных заданях нужно исправить ошибки. 5. Королевство Фразеологизмов. 6. Развилка: дорога диалектизмов, профессионализмов, траки общеупотребительных слов и тропка жаргонизмов. 7. Царство Заимствовний: музей Историзмов и Архаизмов, технодром Неологизмов. 8. Вершина Мастерства. Подведение итогов и награждение победителя. 

Тип урока: Обобщение и закрепление новых знаний на практике, используя раличные задания.

Методы: Комбинированный и игровой.

Образовательные задачи: 1. Повторить тему "Лекска и фразеология".

                                                    2. Закрепить знания и умения учащихся по теме "Лексика".
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon putesh._po_strane_slov_5kl.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Внеклассное занятие в 5 классе.

                                               «Путешествие по стране Слов»

Образовательные задачи:

  1. Повторить тему «Лексика и фразеология».
  2. Закрепить знания и умения,  учащихся по этим темам .

Развивающие задачи:

  1. Развивать творческую активность учащихся.
  2. Совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка    учащихся.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание осознанной потребности в знаниях
  2. Совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к русскому языку

Тип урока:

Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике.

Место данного урока в теме:

Обобщающий урок в данной теме.

Метод:

Комбинированный, игровой.

Оборудование: карта Страны Слов.

Структура урока:

I. Организационный момент. Постановка задачи.

Ведущий:  Жил-был на свете Миша Лентяйкин, вы с ним, ребята, хорошо знакомы. Уроки русского языка казались ему самыми скучными на свете, и Миша получал по этому предмету плохие отметки. Ребята, давайте поможем Мише и устроим ему путешествие к берегам удивительной Страны Слов. Итак, берите в руки карандаши, мы начинаем наше путешествие.

            Зеленый и таинственный

Средь моря остров спит.

И надо нам единственный

Путь выбрать, что лежит

Через моря Познания

На горы Мастерства,

Минуя очень топкие

Опасные места.

В стране Лексикологии

Ищите те пути,

Которые вас к знаниям

Помогут привести.

Конкурс I. ( В конкурсе отбираются участники, которые продолжат игру дальше.)

     Отправляясь в путь, подумайте о том, что вы возьмете с собой, о своих запасах (словарных запасах)

     Словарный запас современного образованного человека составляет примерно 10 000 – 30 000 слов. Пушкин А.С. в своих произведениях и письмах использовал более 21 000 слов. В словаре Ожегова 73 000 слов, Словарь Даля, богатейшая сокровищница русского слова и народной мудрости, содержит более 200 000

      А в романе Ильфа и Петрова есть персонаж – Эллочка Щукина, - словарный запас которой ограничивался всего 30 словами.                                                                        

                                                                                                                                                          1.

 Давайте проверим ваш словарный запас, что вы взяли с собой.

Дайте толкование слов любыми известными вам способами:

  1. Глыба – (большой, бесформенный кусок земли, льда)
  2. Громоздкий – (занимающий много места, слишком большой)
  3. Изнуренный – (крайне усталый, утомленный)
  4. Изнемогать – (терять силы, ослабевать)
  5. Излучина – (закругленный поворот реки)
  6. Меркнуть – (постепенно утрачивать блеск, яркость)
  7. Мерцать – (светиться прерывистым, слабым светом)
  8. Овчина – (обработанная шкура овцы)
  9. Огарок – (остаток недогоревшей свечи)
  10. Обух – (тупая часть топора)
  11. Порхать – (легко перелетать с места на место)
  12. Простенок – (часть стены между окнами, дверью)
  13. Ровесник – (человек одного возраста с кем-нибудь)
  14. Рябь – (мелкие волны)
  15. Спохватиться – (внезапно вспомнить, заметить упущение, промах)

Конкурс II 

Продолжим наше путешествие по дорогам Страны Слов.

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

Подумайте только как много

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах.

И след корабля над волнами,

И синее небо над нами.

Дорога привела нас в один из самых замечательных уголков Страны Слов: Заповедник Многозначности. Давайте присядем на мягкую травку, послушаем чудесное пение птиц и ответим на некоторые вопросы:

  1. Как называются слова, имеющие одно и то же лексическое значение в любом контексте?  (однозначные) 
  2. Слова, имеющие несколько значений, называются …? (многозначными)
  3. Определите прямое и переносное значение слов: крыло птицы – крыло самолета, шляпка девочки – шляпка гвоздя, мягкий мох – мягкая вода. (Прямое - переносное)
  4. Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи? (кисть)
  5. Какой глагол в различных значениях может переносить действие на мяч, тесто, стальные листы, валенки? (катать)
  6. Я у человека, животного, у плодов растений, могу быть гусиной, в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому; из меня вылезают, стараясь кому-нибудь угодить.  (Кожа)
  7. Что  можно набрать, ничего не беря в руки? (номер телефона)
  8. В чем заключается игра слов в стихотворении Ф.Кривина «Оркестр»?

У скрипки не хватает настроенья,

А у кларнета – вдохновенья.

Рояль сегодня что-то не звучит,

Не до игры расстроенной гитаре…                                                                2.

И только барабан восторженно стучит,

Поскольку он всегда в ударе.

             (Предложение содержит двусмысленность: прямое и переносное значения  
             пересекаются)

  1. Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета? (отрезать – резко ответить)

Конкурс III

Продолжим наше путешествие. По дороге на гору Мастерства мы должны миновать веселую деревню Синонимов, владения враждующих между собой Антонимов, побывать в гостях у милых двойняшек Омонимов, ответить на их вопросы и получить «ключ», который поможет нам продолжить путешествие.

  1. Назовите все разновидности омонимов, встретившихся вам в тексте.

Веснушкам нету сноса        (омофоны)

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,               (омоформы)

Нос терпеливо мыла, -

Зависело б от мыла,            (омофоны)

Веснушки я б отмыла.

  1. Закончите пословицы и поговорки, используя знания такого явления, как антонимия:

а) Недруг поддакивает, …  (а друг спорит)

б) Маленькое дело …         (лучше большого безделья)

в) Умел ошибиться …       (умей и поправиться)

г) Добрая слава лежит …  (а худая бежит)

  1. Исключите лишнее слово

а) Огонь, дым, пламя

б) Алфавит, азбука, чистописание

в) Лошадь, конница, кавалерия

в) Бросать, кидать, ловить

  1. В каком словосочетании антоним к слову последний употребляется в смысле «новейший»?  (последние новости, последние данные)
  2. Я – синоним осьминога,

А без С – в метле нас много         (спрут)

  1. Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна

Называюсь…                               (тишина)

  1. Я – жилище для зверька,

Для сверчка и паучка.

Есть еще и тезка мой:

Редкостный зверек пушной       (норка)

  1. Почему синонимы образуют ряды, а антонимы пары? (синонимы передают оттенки, поэтому их много, антонимы противопоставляют предметы, явления, предполагая наличие двух противоположных компонентов)

Конкурс IV

Итак, ребята, соберите слово из тех букв, которые вам удалось получить. (ЛОДОЧНИК) Теперь вы знаете, к кому вам следует обратиться, чтобы продолжить путешествие. Лодочник даст вам лодку, на которой вы переплывете бурную речку Ошибию. А для этого вам нужно исправить ошибки в предложенных вам заданиях.

  1. Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге. (Гоночный - пароним)                 3.
  2. Вставьте пропущенную букву А/О:

Дружеская к…мпания  (О)

Посевная к…мпания    (А)

  1. В зимние каникулы были организованы лыжные прогулки и вылазки.    (Плеоназм. Оставить либо прогулки, либо вылазки)
  2. Хорошо показано выражение детских лиц мальчиков. (Плеоназм)
  3. У мальчика дурная привычка тормошить свои волосы. (Ерошить. Неправильное употребление синонима)

Конкурс V

Попрощавшись с добрым лодочником, мы пойдем дальше. Перед нами Королевство Фразеология. У входа в него стоят грозные стражники, которые пропустят только тех, кто знаком с фразеологизмами.

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво

На слова нас не менять -
Прямо так употреблять.

  1. О чем идет речь:

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его суют, вмешиваясь не в свои дела?               (нос)

  1. Каково общее значение фразеологизмов: глядеть в оба, держать ухо востро, держать ушки на макушке?  (быть настороже)
  2. Употребите подходящий по смыслу фразеологизм.

Занятия в университете были брошены, да и раньше я относился к ним…(спустя рукава)

  1. Дайте семантическое и историческое толкование фразеологизма «играть в бирюльки»  (игра в бирюльки: из кучи соломинок нужно было выбирать по одной, не рассыпая. Отсюда и значение – заниматься пустяками)
  2. Назовите профессию, которую отражают данные фразеологизмы:

шито белыми нитками, мерить на свой аршин, трещать по швам, с иголочки, на один покрой, иголке негде упасть?  (портной)

  1. Назовите автора этих крылатых слов: а Васька слушает, да ест; сильнее кошки зверя нет; мартышкин труд; демьянова уха.   (Крылов) 
  2. Вспомните фразеологизмы со словом держать. (Держать ухо востро, язык за зубами, порох сухим, нос по ветру, пари, взаперти)

Конкурс VI 

   Отдохнув в гостеприимном Королевстве Фразеологизмов, отправимся дальше.

   Перед нами  -  развилка: дорога диалектизмов, профессионализмов, широкий тракт общеупотребительной лексики и узенькая тропка жаргонизмов. Какой же дорогой пойти? Давайте остановимся у камня преткновения и попытаемся это выяснить.

  1. Что такое термин? (слова или словосочетания, которые обозначают специальные понятия науки, техники и т. п.)
  2. Какая лексика используется в предложении:

      Сбочь дороги – могильный курган.   (Шолохов)? (диалектная)

  1. Где можно узнать о значении любого общеупотребительного слова? (в толковом словаре)
  2. Определите предмет по его описанию, толкованию, запишите соответствующий термин: Астрономический прибор для наблюдения за небесными светилами. (Телескоп)
  3. Слово брег – диалектное, означает рассвет, однако в литературном языке есть производные от этого корня. Какие? (брезжить)
  4. Как по-другому называется фразеологический оборот? (идиома)

                                                                                                                                                            4.

Конкурс VII

   Куда же завела нас дорога? В Царство Заимствований. Давайте посетим музей Историзмов и Архаизмов, заглянем на технодром Неологизмов.

  1. Покажите, где у вас десница (правая рука), шуя (левая рука), очи (глаза), чело (лоб), ланиты (щеки), вежды (веки), длань (ладонь), уста (губы).
  2. В чем отличие историзмов от архаизмов? (архаизмы – из употребления уходит только слово, заменяясь другим; историзмы – уходит предмет или явление, а с ним и слово).
  3. Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории языка. Многие из нас носят греческие имена: Андрей – «мужественный», Алексей – «защитник», Макар – «счастливый», Павел – «маленький». Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого означает, что отведать его – значит испытать настоящее удовольствие, даже счастье. Что это за блюдо? (макароны)
  4. В поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» читаем:

     Но между тем, какой позор

     Являет Киев осажденный…

           Почему позор? Ведь речь идет о несчастии! (позор - вид)

  1. Что, по-вашему, означают слова: мокроступы (галоши), водомет (фонтан)?
  2. Сколько частей в романе-дилогии? (две)
  3. Каковы причины возникновения в языке неологизмов? (В связи с развитием общества, науки и техники возникают новые понятия, которые требуют новых слов)

Конкурс VIII

   До вершины Мастерства доберется только один, самый умный, поэтому и вопросы этого тура  тоже самые сложные. К.Паустовский говорил: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Попробуем разобраться в тайнах поэтического мастерства.

  1. Как называется явление, проиллюстрированное в отрывке.

      В клинике, где случилось полежать недельку – другую, услышал мимоходом:

- Из тридцатой палаты выписывается фурункул носа.

- Поступил череп. Женя, возьми его!       (синекдоха)

  1. Писатели и поэты часто используют словосочетания из слов с противоположным значением. Как называется такое объединение слов? О нем говорят, что это слова, которые, встретившись, начинают рычать друг на друга. Приведите примеры таких словосочетаний. (Оксюморон. Горькая радость, убогая роскошь, красноречивое молчание)
  2.   Как называется игра слов, основанная на звуковом сходстве при различном смысле? (каламбур)
  3. Что такое метафора? Приведите примеры.

 (перенос значения с одного предмета на другой на основе сходства в чем-либо. Над    
бабушкиной избушкой висит
хлеба краюшка)

Подведение итогов. Вот мы и добрались с самым умным, достойным и талантливым до пика вершины Мастерства.

Награждение победителей.

                                       

                                                                                                                                                      5.

                                       Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 12 города Тары»

                            Тарского муниципального района Омской области.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе.

                                                                                   

                                                                                Учитель русского языка: Л.И.Парахонько.  

                                                                                  21.04.2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматике" для 5-го класса

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса ...

« Путешествие в Страну слов»

« Путешествие в Страну слов»...

Игра-викторина "Путешествие в страну слов"

Внеклассное мероприятие по предмету....

Внеклассное мероприятие "Весёлое путешествие в страну английского языка" 7-8 класс.

Разработка внеклассного мероприятия "Весёлое путешествие в страну английскоо языка" 7-8 классы....

Разновозрастное внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Этикета" (8 и 4 классы).

Разновозрастное внеклассное мероприятие. Учащиеся 8 "Г" класса подготовили игру-викторину для учащихся 4 "Д"....

Игра «Путешествие в Страну Слов»

Межпредметный модуль: русский язык и математика 6 класс....