Штрихи истории ложатся на страницы
классный час по русскому языку (6 класс) по теме

Проведение внеклассного мероприятия,посвященного Отечественной войне 1812 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_konkurs.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

«Недаром помнит вся Россия»

                          Штрихи истории ложатся на страницы

                                          ( внеклассное мероприятие)

                            Перминова Елена Николаевна, учитель русского языка и

                           литературы  муниципального казенного

                           общеобразовательного учреждения средней

                           общеобразовательной школы с углублённым изучением

                           отдельных предметов пгт Мурыгино Юрьянского района

                           Кировской области

                                                       

                                 

                                                    2012  

               Штрихи истории ложатся на страницы.

                  ( к юбилею Отечественной войны 1812 года)

Внеклассное занятие для учащихся среднего звена( 6-8 класс)

  Цели: активизация творческой активности учащихся, познавательного интереса к

             историческому и культурному наследию нашей страны.

  Задачи: формирование навыков учащихся в работе со справочной литературой;

             развивать творческие интеллектуальные способности учащихся;

             воспитывать адекватное взаимоотношение между учащимися при  проведении  

            мероприятия;  продемонстрировать достижения в овладении предметом.

Оформление: портреты героев Отечественной войны 1812 года (М.И. Кутузова.

                          Д.В. Давыдова, Н.А. Дуровой); репродукция картины Ф.Рубо

                        «Бородинская  панорама» (и др.); словари, книги об Отечественной войне

                         1812 года.

                                                             

                                                                 Сей день пребудет вечным памятником

                                                                 мужества и отличной храбрости

                                                                 российских воинов, где вся пехота,

                                                                 кавалерия и артиллерия дрались

                                                                 отчаянно.

                                                                                            М.И.Кутузов.

Ведущий ( в костюме гусара): Здравствуйте, ребята! Спешу представиться, офицер- кавалерист Мариупольского гусарского полка Надежда Дурова.

/Знакомится с ребятами, задаёт вопросы из истории; ученик называет своё имя и отвечает на вопрос.  Дети получают за ответ жетоны разного цвета, затем рассаживаются по командам, в зависимости от цвета жетона)

Три команды.

- Сегодня мы, как вы уже поняли,  отправимся с вами в далёкие годы Отечественной войны 1812 года. В этом нам поможет справочная литература по русскому языку и литературе.

Выставка словарей.

Представляются словари: этимологический, толковый, синонимов, литературоведческий.

Задание1

Найдите лексическое значение слов   

                                                                 «полководец» - 1 команда,

                                                                «кавалерист»  - 2 команда,

                                                                «офицер»    -    3 команда.

Задание 2

Найдите грамматическое значение слов 

                                                                        «ликвидировать» - 1 команда,

                                                                        «реагировать» - 2 команда,

                                                                         «накануне» -    3 команда.

Задание 3

Найдите синонимы к словам              

                                                                  «смелый» - 1 команда,

                                                                 «событие» - 2 команда,

                                                                  «воевать» -    3 команда.

Задание 4

К каким литературным жанрам относятся отрывки из произведений.

 - Скажи-ка, дядя, ведь не даром

  Москва, спалённая пожаром,

  Французу отдана?                                 - 1 команда.

- «Жил-был солдат. Шёл как-то он по дороге: раз-два! Раз-два! Шёл домой с войны. И встретилась ему старая ведьма…»         - 2 команда.

- «Подымись на колокольню церкви, что стоит в самом центре села Бородино. Осмотрись внимательно по сторонам. Здесь на огромном, изрытом оврагами поле 7 сентября 1812 года вскипела бессмертная битва»         - 3 команда.

       

Задание 5

Прочтите текст и скажите, о ком это написано.

- Хвала тебе, наш добрый вождь,

Герой под сединами!

Как юный ратник, вихрь и вождь,

И труд он делит с нами.

О сколь с израненным челом

Пред строем он прекрасен!

О сколь он хладен пред врагом

И сколь врагу ужасен. ( о Кутузове)                  - 1 команда.

Далее небольшой экскурс в историю: рассказ о М.И.Кутузове подготовленным учеником или учителем

- Тебе, певцу, тебе, герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне.

Наездник смирного Пегаса,

Носил я старого Парнаса

Из моды вышедший мундир:

Но и по этой службе трудной

И тут, о мой наездник чудный,

Ты пой отец и командир.

Вот мой Пугач при первом взгляде

Он виден – плут, казак прямой!

В передовом твоём отряде

Урядник был бы он лихой. (О Д.Давыдове)           - 2 команда.

Далее небольшой экскурс в историю: рассказ о Денисе Давыдове подготовленным учеником или учителем.

- В 1783 году у командира гусарского эскадрона родилась дочь. Уходом и воспитанием девочки занимался гусар Астахов.  Дочь командира эскадрона росла и с годами её «воинские наклонности» усилились. В 23 года она вступила в казачий полк и представилась дворянским сыном Александром Соколовым. ( о Н.А.Дуровой)

                                                                                     -    3 команда.

Далее небольшой экскурс в историю: рассказ о Надежде Дуровой подготовленным учеником или учителем. Она наша землячка!

Посмотрите портреты героев отечественной войны 1812 года. Опираясь на них и  слова, над которыми вы работали со словарями, составьте мини-рассказ о событиях войны.

1 команда – рассказ о Михаиле Илларионовиче Кутузове

( используют слова: полководец, ликвидировать, смелый, биографический материал).

2 команда – рассказ о Денисе Васильевиче Давыдове.

( используют слова: кавалерист, реагировать, событие, биографический материал).

3 команда – рассказ о Надежде Андреевне Дуровой.

( используют слова: офицер, накануне, воевать, биографический материал).

/выслушиваются ответы ребят/

Задание 6

Составьте из набора слов отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

- Два дня, безделке, третий, слышны речи, до картечи, на поле, пала тень.

                                                                                                                   – 1 команда.

- Молвил, не Москва ль, под Москвой, умирали, обещали, сдержали, Бородинский бой.

                                                                                                                   – 2 команда.

- Смерклось, готовы, новый, до конца, затрещали, басурманы, стали раны, считать.

                                                                                                                  - 3 команда.

Подведение итогов. Поощрение всех.

Список литературы.

  1. Алексеев, С.А. Сто рассказов из русской истории/С.А.Алексеев.- М.: Планета детства, 2005. – с.167-169.
  2. Афонина, Г.Н. Школьный толково-этимологический словарь/Г.Н. Афонина. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 416 с.
  3. Лермонтов, М.Ю. Бородино/М.Ю. Лермонтов. – М.: Дет. Лит., 1989. – с.9-16.
  4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/С.И. Ожегов – М.: Русский язык., 1990, - 921 с.
  5. Сизов, А.Н. Певец во стане русских воинов/А.Н. Сизов. – М.: Дет. Лит., 1987. – с.87-154.
  6. Тимофеев, Л.И. Словарь литературоведческих терминов/Л.И. Тимофеев, С.В.Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 509с.

Приложение 1

Автор материала (ФИО)

 Перминова Елена Николаевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

 Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа с углублённым изучением  отдельных предметов пгт Мурыгино Юрьянского района                           Кировской области

Название материала

 Штрихи истории ложатся на страницы

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)

 Текстовый материал

Цели,

Задачи материала

 Активизация творческой активности учащихся, познавательного интереса к

историческому и культурному наследию нашей страны.

Формирование навыков учащихся в работе со справочной литературой; развивать творческие интеллектуальные способности учащихся; воспитывать адекватное взаимоотношение между учащимися при  проведении  мероприятия.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

  1.  Алексеев, С.А. Сто рассказов из русской истории/С.А.Алексеев.- М.: Планета детства, 2005. – с.167-169.
  2. Афонина, Г.Н. Школьный толково-этимологический словарь/Г.Н. Афонина. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 416 с.
  3. Лермонтов, М.Ю. Бородино/М.Ю. Лермонтов. – М.: Дет. Лит., 1989. – с.9-16.
  4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/С.И. Ожегов – М.: Русский язык., 1990, - 921 с.
  5. Сизов, А.Н. Певец во стане русских воинов/А.Н. Сизов. – М.: Дет. Лит., 1987. – с.87-154.
  6. Тимофеев, Л.И. Словарь литературоведческих терминов/Л.И. Тимофеев, С.В.Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 509с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "История обучения по страницам дневников"

В работе рассматривается система образования начала ХХ и ХХI века на основе исследования школьных дневников гимназистки Новоторжской гимназии и ученицы Выдропужской школы....

Интегрированный урок: "Чудовищная нелепица войны в документах истории и на страницах романа Шолохова « Тихий Дон».

Урок практикум позваляет провести урок в соответствие с требованием ФГОС. Работа в группах, исследовательская деятельность...

Урок истории. Путешествие по страницам прошлого. 5 класс.

«Путешествие по страницам прошлого»...

Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"

Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произвед...

КВЕСТ - игра по истории Отечества. «По страницам истории» 75 лет Великой Отечественной войне

КВЕСТ - игра по истории Отечества.«По страницам истории»  75 лет Великой Отечественной войне...

«Троице-Сергиева лавра - история обители. Трагические страницы истории Троице-Сергиевой лавры»

Цель исследования: изучение  истории создания и развития на протяжении веков одной из наиболее почитаемых святынь православной Руси Свято-Троице-Сергиевой лавры и  её роли в истории Российск...

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Страницы истории на уроках математики. Важнейшие сражения Великой Отечественной войны". 5-6-й класс

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Действия с целыми и дробными числами».Данный...