мастер-класс "Рефлексия"
материал (русский язык) по теме

Мастер-класс для учителей  "Рефлексия на уроке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ioy_master-klass.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Учитель – Никитина С.В.

Тема: «Рефлексия на уроках русского языка и литературы»

ЦЕЛИ   МАСТЕР - КЛАССА:

Повысить мотивацию учителей к овладению  рефлексивной деятельностью учащихся.

I. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

Психологи  особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. (Слайд1)

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: Классификация рефлексии (слайд №3-6)

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

Оценка эмоционального настроения участников мастер-класса (слайд №7) Участникам   предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настро ением, другая - радостным, веселым.Участники   выбирают ту картину, которая соот ветствует их настроению

Комментарии к слайду №8 .

Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного

«Букет/радуга настроения»: в начале урока учащимся раздаются бумажные цветы/полоски красного и голубого цветов; в конце урока цветы/полоски необходимо прикрепить к доске в соответствии с эмоциональным восприятием учебного материала (понравился урок, узнал что-то новое – красный цветок/полоска; не понравился, ничего нового не узнал – голубой цвет). Спектр цветов можно разнообразить.(5-7 классы)

«Дерево чувств»: если чувствую себя хорошо, комфортно – вешаю на дерево  яблоки  красного цвета, если наоборот –зеленого.(5-7 классы)

Эмоционально-музыкальная концовка: учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (тревожная музыка и спокойная, восторженная) и выбирают тот, который соответствует их настроению.(8-11 классы)

Выражение эмоционального настроения в виде рисунка:  учащимся даётся задание нарисовать свои эмоции. (5-11 классы) 

Но ведь ученик должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

2. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

 Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (слайд №9 -10)

3.Рефлексия деятельности участников дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

 «Пантомима»: учащиеся пантомимой показывают результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. (5-8 классы)

«Дело в шляпе»: Учащиеся передают друг другу шляпу (другой предмет);  по сигналу тот, у кого в руках осталась шляпа (другой предмет),  анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает её.

II.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам еще одну рефлексивную технику«синквейн»

Слово «синквейн» (франц.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила:

  1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Это классический вариант синквейна.

При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Участники мастер-класса предлагаю собственные синквейны.

III. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.