"Научи своё сердце добру" Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Эта разработка урока для 6 класса.Урок проведен с целью обобщения и систематизации знаний по теме "Имя прилагательное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl.prilagat..doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6  классе по русскому языку

Тема:      Научите  своё  сердце  добру ! ( Роль прилагательных в речи.)

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок обобщающего повторения

Технология: элементы технологии развивающего обучения.

Цели: знать определение прилагательного, морфологические и синтаксические признаки; определение эпитета и фразеологизма; литературные произведения за курс 5-6 класса;

Уметь находить эпитеты в предложении, отличать их от прилагательных, производить синтаксический разбор предложения, подбирать эпитеты и фразеологизмы к слову, работать над семантикой слов; приводить в качестве примеров героев литературных произведений; работать над обогащением словарного состава учащихся;

Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к слову, нравственные понятия  милосердия, доброты.

Эпиграф к уроку                                                      

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.  

                            С. Я. Маршак                                                      

Ход урока:

          - Добрый  день, ребята!  (Добрый )

     - Какое у вас настроение?   (Хорошее, отличное)

           Какими словами вы ответили мне? (Прилагательными)

  1. Слово учителя. Ребята, вы уже многое знаете о прилагательных. А сегодня поговорим о том, какова роль прилагательных в речи.
  2. (По таблице вспомнить о прилагательных)

Предлагаю начать урок с записи слов  С.Я. Маршака

      2. Синтаксическая 5-минутка.

  1. В чем смысл этого предложения?
  2.  Есть ли здесь прилагательные? Как вы определили, что они есть?
  3. К какому разряду относятся имеющиеся в этом предложении прилагательные?

      3. Работа по теме.

  1. Работа с определением «эпитет», наблюдение над словом.

 - Какова обычная функция прилагательных? А необычная?

(Прилагательное, получая дополнительное значение, становится эпитетом).

На слайде  определение эпитета: Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное «озаряющее» слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.

-  Обратите внимание, в какой форме употреблены прилагательные в этом определении?

(Самое свежее, самое нужное – составная превосходная степень прилагательных).

         Есть  ли  в  эпиграфе  эпитет ?

  1. Работа с прилагательными, выяснение, как работает эпитет в тексте.

- Запишем строчки С. Маршака, которые являются эпиграфом к уроку:

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

- По толковому словарю определите значение слова сердце.

- Что может сказать о сердце врач? Как он может его определить? (Больное, здоровое, увеличенное).

- А как мы говорим о сердце человека с добрыми глазами, о сердце человека, который живет интересами других?

В «Словаре эпитетов»  Горбачевича  более 100 прилагательных к слову сердце. 

 

Задание. Попробуйте записать 10 таких прилагательных.

 (учащиеся называют и пишут: доброе, ангельское, беспокойное, благородное, большое, великодушное, горячее, гуманное, жалостливое, золотое, огромное, кроткое, мягкое и т.п.)

(Гости тоже участвуют, 1 ученик вызывается к доске)

-Какие орфограммы встретились?

- Вспомните, что такое фразеологизм. Какие фразеологизмы есть со словом сердце?

(сердце разрывается, с открытым сердцем, сердце не на месте, с чистым сердцем и т. п)

- А как назвать человека с милым сердцем? ( милосердным, т.е. человек, который чувствует чужую боль, любит людей…)

- Вспомните, в каких произведениях мы с вами встречались с проявлением милосердия?

(«Дети подземелья» Короленко – Вася, «Снежная королева» Андерсена – принц и принцесса, «12 месяцев» Маршака – братья-месяцы, и др.)

- Но ведь не все люди такие. Скажите, как называют людей, имеющих  другое отношение к людям?

  1. Работа с антонимами.(На доске)

Жестокосердный, злой, бесчувственный, железное, жестокое, злое, каменное, ледяное.

- Какие орфограммы вы видите в этих словах? (з-с в приставках, непроизносимая согласная в корне, безударная гласная в корне)

- Запишем фразеологизмы: сердце обросло мхом, ледяное сердце.

 - Скажите, чем страшно ледяное сердце? Кто из литературных героев имеет ледяное сердце? (Снежная королева, барыня, старик Януш, мачеха…)

-Задание.  Придумаем прилагательные к словам: заяц, белка, мама, волк…

Волк  всегда ли  глупый и  злой?  Что  может  сделать  любого  добрым?

 

Прослушивание  текста  Ф. Кривина  о волке и зайце.           (Тихо звучит музыка)        

Работа с текстом

-Что вы узнали о волке и зайце?(пересказ)

-Чем был заворожён волк?

-Красота сильнее зла. Докажите это на примере текста.

-Что такое красота? Какого человека мы называем красивым?

4. Подведение итогов.

- Мы с вами отлично поработали. Что нового вы узнали на уроке? Чем мы занимались?

5. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Красивый человек. Какой он?», «Красота делает мир чище и добрее.», «Человек с милым сердцем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"

урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"...

Научи своё сердце добру

классный час формирующий  в сознании детей понятие «доброта»...

презентация к классному часу "Научи своё сердце добру"

презентация к классному часу "Научи своё сердце добру"...

Беседа с элементами игры: "Научи своё сердце добру!"

Беседа с воспитанниками детского дома-школы о добре и зле, помочь им раскрыть положительные стороны доброты....

Методическая разработка классного часа тема: "Научите своё сердце доброте"

Добиваться умения размышлять о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора....