"Научи своё сердце добру" Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Эта разработка урока для 6 класса.Урок проведен с целью обобщения и систематизации знаний по теме "Имя прилагательное".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl.prilagat..doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 6 классе по русскому языку
Тема: Научите своё сердце добру ! ( Роль прилагательных в речи.)
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок обобщающего повторения
Технология: элементы технологии развивающего обучения.
Цели: знать определение прилагательного, морфологические и синтаксические признаки; определение эпитета и фразеологизма; литературные произведения за курс 5-6 класса;
Уметь находить эпитеты в предложении, отличать их от прилагательных, производить синтаксический разбор предложения, подбирать эпитеты и фразеологизмы к слову, работать над семантикой слов; приводить в качестве примеров героев литературных произведений; работать над обогащением словарного состава учащихся;
Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к слову, нравственные понятия милосердия, доброты.
Эпиграф к уроку
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
С. Я. Маршак
Ход урока:
- Добрый день, ребята! (Добрый )
- Какое у вас настроение? (Хорошее, отличное)
Какими словами вы ответили мне? (Прилагательными)
- Слово учителя. Ребята, вы уже многое знаете о прилагательных. А сегодня поговорим о том, какова роль прилагательных в речи.
- (По таблице вспомнить о прилагательных)
Предлагаю начать урок с записи слов С.Я. Маршака
2. Синтаксическая 5-минутка.
- В чем смысл этого предложения?
- Есть ли здесь прилагательные? Как вы определили, что они есть?
- К какому разряду относятся имеющиеся в этом предложении прилагательные?
3. Работа по теме.
- Работа с определением «эпитет», наблюдение над словом.
- Какова обычная функция прилагательных? А необычная?
(Прилагательное, получая дополнительное значение, становится эпитетом).
На слайде определение эпитета: Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное «озаряющее» слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.
- Обратите внимание, в какой форме употреблены прилагательные в этом определении?
(Самое свежее, самое нужное – составная превосходная степень прилагательных).
Есть ли в эпиграфе эпитет ?
- Работа с прилагательными, выяснение, как работает эпитет в тексте.
- Запишем строчки С. Маршака, которые являются эпиграфом к уроку:
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
- По толковому словарю определите значение слова сердце.
- Что может сказать о сердце врач? Как он может его определить? (Больное, здоровое, увеличенное).
- А как мы говорим о сердце человека с добрыми глазами, о сердце человека, который живет интересами других?
В «Словаре эпитетов» Горбачевича более 100 прилагательных к слову сердце.
Задание. Попробуйте записать 10 таких прилагательных.
(учащиеся называют и пишут: доброе, ангельское, беспокойное, благородное, большое, великодушное, горячее, гуманное, жалостливое, золотое, огромное, кроткое, мягкое и т.п.)
(Гости тоже участвуют, 1 ученик вызывается к доске)
-Какие орфограммы встретились?
- Вспомните, что такое фразеологизм. Какие фразеологизмы есть со словом сердце?
(сердце разрывается, с открытым сердцем, сердце не на месте, с чистым сердцем и т. п)
- А как назвать человека с милым сердцем? ( милосердным, т.е. человек, который чувствует чужую боль, любит людей…)
- Вспомните, в каких произведениях мы с вами встречались с проявлением милосердия?
(«Дети подземелья» Короленко – Вася, «Снежная королева» Андерсена – принц и принцесса, «12 месяцев» Маршака – братья-месяцы, и др.)
- Но ведь не все люди такие. Скажите, как называют людей, имеющих другое отношение к людям?
- Работа с антонимами.(На доске)
Жестокосердный, злой, бесчувственный, железное, жестокое, злое, каменное, ледяное.
- Какие орфограммы вы видите в этих словах? (з-с в приставках, непроизносимая согласная в корне, безударная гласная в корне)
- Запишем фразеологизмы: сердце обросло мхом, ледяное сердце.
- Скажите, чем страшно ледяное сердце? Кто из литературных героев имеет ледяное сердце? (Снежная королева, барыня, старик Януш, мачеха…)
-Задание. Придумаем прилагательные к словам: заяц, белка, мама, волк…
Волк всегда ли глупый и злой? Что может сделать любого добрым?
Прослушивание текста Ф. Кривина о волке и зайце. (Тихо звучит музыка)
Работа с текстом
-Что вы узнали о волке и зайце?(пересказ)
-Чем был заворожён волк?
-Красота сильнее зла. Докажите это на примере текста.
-Что такое красота? Какого человека мы называем красивым?
4. Подведение итогов.
- Мы с вами отлично поработали. Что нового вы узнали на уроке? Чем мы занимались?
5. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Красивый человек. Какой он?», «Красота делает мир чище и добрее.», «Человек с милым сердцем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Планета Земля -родной дом" (Обобщающее повторение по теме "Прилагательное") 6 класс
Обобщающее повторение по теме "Прилагательное" 6 класс...
Конспект урока "Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"
урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"...
Научи своё сердце добру
классный час формирующий в сознании детей понятие «доброта»...
презентация к классному часу "Научи своё сердце добру"
презентация к классному часу "Научи своё сердце добру"...
Беседа с элементами игры: "Научи своё сердце добру!"
Беседа с воспитанниками детского дома-школы о добре и зле, помочь им раскрыть положительные стороны доброты....
Классный час "Научи своё сердце добру
Классный час о доброте....
Методическая разработка классного часа тема: "Научите своё сердце доброте"
Добиваться умения размышлять о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора....