Справочник
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Справочное пособие для подготовки к ГИА по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravochnik.doc423.5 КБ

Предварительный просмотр:

В 1

Проблема: Замена слова стилистически нейтральным синонимом

Решение:

Синонимы – слова, тождественные или близкие по своему значению, но различающиеся оттенками значения или стилистической окраской

Например: бежать – мчаться

Краткий словарь синонимов

А

Больной - нездоровый,

Влияние - действие,

Аллегория - иносказание

хворый

воздействие

Алфавит - азбука

Больной - пациент

Возглас - восклицание,

Армия - войско, рать,

Большой - громадный,

выкрик

воинство

огромный, гигантский

Возражать - протестовать,

Аромат - благоухание,

Бороться - сражаться,

оспаривать

благовоние

биться, воевать

Волшебница - чародейка,

Архитектор - зодчий,

Бранить - ругать, порицать

фея, колдунья

строитель

Будущий - грядущий,

Воодушевление - подъем,

Атака - штурм, приступ

наступающий

пафос, энтузиазм

Б

Буря - ураган, шторм, тайфун

Воспоминания - мемуары,

Бедный - нищий,

Быстрый - скорый,

записки

неимущий

стремительный

Враг - неприятель,

Безграничный-

В

противник, недруг

безбрежный, бескрайний,

Вежливый - деликатный,

Всадник - наездник,

бесконечный

корректный, учтивый

верховой, ездок

Беспокойство - тревога,

Великан - гигант, колосс,

Всматриваться -

волнение

исполин, титан

вглядываться

Бессмыслица - ерунда,

Верный - надежный,

Высокий - длинный, рослый

чушь, чепуха

преданный

Высота - вершина, высь

Бить - колотить

Вещи - добро, скарб, пожитки

Г

Блестеть - сиять, сверкать

Взгляд - мнение, убеждение,

Глаза - очи, зеницы

Близкий - ближний,

воззрение

Гнев - ярость, исступление

недалекий

Взрослый - зрелый, большой,

Горячий - жаркий, знойный

Боец - воин, солдат

совершеннолетний

Господин - барин, хозяин

Бой - битва, баталия,

Вид - панорама, пейзаж,

Гостеприимный -

сражение, сеча

картина

радушный, хлебосольный

Гость - посетитель

Ж

Изречение - афоризм

Граница - рубеж, предел

Жадный - алчный,

Имение - поместье, вотчина,

Громкий - звучный,

ненасытный

усадьба

оглушительный

Жара - зной, пекло, жарица

Иностранный - заморский,

Груз - багаж, поклажа,

Жестокий - свирепый, лютый,

чужеземный, заграничный

ноша, кладь

зверский, безжалостный

Интересный - забавный,

Д

Животное - скотина, зверь

занимательный

Дворец - палаты, хоромы,

Жизнь - бытие

Исчезать - пропадать,

чертоги

3

сгинуть, теряться

Девушка - девица, дева,

Заболеть - захворать,

К

барышня

занемочь, слечь

Кавалерия - конница

Дети - ребята, детвора,

Завет - завещание, заповедь

Капитал - деньги, казна

малыши

Закат - заход

Каприз - прихоть, причуда,

Добро - благо,

Закрывать - запирать,

блажь, дурь

благодеяние

затворять, замыкать

Категория - класс, разряд,

Договор - контракт, пакт,

Засуха - сушь

род

условие, соглашение

Захолустье - глушь,

Качество - свойство, черта

Доктор - врач, лекарь,

глухомань

Клевета - оговор, навет,

эскулап

Защитник - заступник,

напраслина

Документы - бумаги

адвокат

Кнут — бич, нагайка, плеть

Дорога - путь, шлях, стезя,

Звание - чин, ранг

Комната - горница, светлица

трасса

Злой - недобрый

Корабль - судно

Доход - прибыль, нажива,

Знаменитый - известный

Красивый - прекрасный,

прибыток

Зритель - очевидец,

прелестный, хороший

Думать - мыслить,

свидетель

Краткий - мгновенный,

размышлять

И

минутный, мимолетный

Душистый - ароматный,

Известие - новость,

Крепость - укрепление,

пахучий

сообщение, весть

цитадель

Е

Издавна - исстари, испокон

Крик-вопль

Есть - кушать, вкушать

веков

Критик - рецензент

Кричать - орать, вопить Кроткий - мягкий, добродушный, смирный Крушение - гибель, крах, катастрофа, бедствие Кучер - возница, извозчик, ямщик

Л

Лгать - врать, выдумывать Летчик - пилот, авиатор Лицо - лик, физиономия Лоб - чело

Лодка - ладья, челн Лошадь - конь  

Любимец - баловень, фаворит

Любить - обожать, быть неравнодушным Любознательный -пытливый, любопытный

М 

Маленький - малый, небольшой, миниатюрный Мгла - тьма, мрак, туман Мгновенно - мигом, вмиг, моментально

Мерзнуть – зябнуть

 Месяц - луна

Метель - буран, пурга, вьюга

Мир - вселенная, космос, свет

Множество - масса, тьма, уйма, обилие

Мокрый - влажный, сырой Мука - мучение, страдание Мучить - истязать, пытать Мчаться - нестись, лететь Мысль - дума, идея

Н

 Наводнение - поток Надежда - упование, чаяние Надоедливый - назойливый, навязчивый

Название - имя, кличка, название, наименование Найти - отыскать, обрести Наказание - кара, казнь, возмездие

Нападение - набег, налет, наскок

Напрасный - бесполезный Наружность - внешность, вид, облик, обличье

Начать - приступить, взяться

Небо - небосвод Недостаток - нехватка, пробел, дефицит Неизвестный - незнакомый, неведомый

Некрасивый - безобразный, уродливый, невзрачный Ненавидеть - не терпеть, питать отвращение Ненависть - вражда, неприязнь, антипатия Неприятность - огорчение Несчастный - горемычный, обездоленный Несчастье - беда, горе, бедствие

Неуклюжий - неловкий, угловатый, неповоротливый Неясный - смутный, туманный

Низкопоклонничать -раболепствовать, пресмыкаться, подхалимничать Нищенствовать - просить милостыню, попрошайничать, побираться, ходить с сумой

О

Обеднеть - разориться, обнищать, обанкротиться Обещание - обет, слово, клятва, заверение

Обещать - сулить

Обидеть - оскорбить

Обмануть - провести, одурачить

Отчаиваться - падать духом,

Победить - разбить,

вешать нос

одержать победу,

Обыкновенный -

Отчетливый - четкий, ясный,

преодолеть, побороть

обычный, ординарный,

определенный

Погасить - потушить,

заурядный

Очертание - контур, абрис,

выключить

Обычай - традиция,

силуэт

Подарить - преподнести,

правило, привычка

Ошибка - погрешность,

презентовать

Обязанность - долг

промах, ляпсус

Подозрительный -

Овраг- лог, балка, буерак

Ощущение - чувство

сомнительный

Одежда - костюм, наряд,

П

Поединок-дуэль

платье

Палец - перст

Польза - прок, толк, выгода,

Одинаковый -

Памятник - монумент

корысть

тождественный,

Парус - ветрило

Помогать - содействовать,

аналогичный

Пасмурный - хмурый, серый,

способствовать

Однообразный -

облачный, пасмурный

Поприще - путь, дорога,

монотонный, однозвучный

Перерыв - пауза, антракт

стезя

Окрестность - околоток

Период - эпоха, эра, век

Постоянный -

Опрятный - чистый,

Печаль - скорбь, грусть, тоска

беспрерывный, непрерывный

аккуратный

Печальный - скорбный,

Посылать - отправлять,

Опыт - эксперимент

грустный, унылый

командовать

Оратор - ритор, вития,

Писатель - литератор,

Похвала - одобрение, хвала

златоуст

сочинитель, автор

Поэт - певец, стихотворец,

Основной - главный,

Пища - еда, корм, яства

бард

важнейший

Плакать - реветь, рыдать

Правда - истина

Осуществление -

Пленять - околдовывать,

Предок - пращур

реализация, воплощение

очаровывать, сводить с ума

Предположение - догадка,

Отблеск - блик, отсвет

Плохой - дурной, скверный,

домысел, гипотеза

Отворить - распахнуть,

неудовлетворительный,

Предсказывать -

открыть, отпереть

никудышный

предвещать

Представление - зрелище,

спектакль

Препятствие - помеха,

преграда

Преступление -

нарушение, проступок

Преувеличение -

гипербола

Привлекать - прельщать

Приговор - решение

Пригород - предместье

Признак- примета, знак,

символ

Приказ ~ распоряжение,

указание, повеление

Присутствие -

пребывание, наличие

Присутствовать - быть,

находиться, иметься,

налицо

Приют - пристанище,

убежище, кров, обитель

Проблема - вопрос

Проводник- вожатый, гид

Проделка - проказа,

выходка, шалость

Произношение - акцент,

выговор

Происки - интриги

Просить - молить, умолять,

взывать

Простой - бесхитростный,

незатейливый, примитивный

Профессия - специальность,

ремесло

Прохлада - свежесть, холодок

Процесс - тяжба, дело

Прочный - твердый, крепкий,

надежный, устойчивый

Прошлое - прошедшее,

минувшее, былье

Прощать - извинять

Прятать - скрывать, таить

Путешественник - странник,

турист

Пьедестал - постамент

Р

Работа - труд, дело, занятие, служба

Работать - трудиться, заниматься

Рабство - неволя, иго, плен Равнодушный -бесчувственный, бесстрастный, безучастный Радость - веселье, утеха, отрада

Разговаривать - говорить, беседовать, толковать

Разнообразный - разный,

всевозможный, разнородный

Разрешать - допускать,

позволять

Разрушать - ломать,

крушить, рушить

Раньше - прежде, заранее,

наперед, сначала

Рассудительный -

здравомыслящий, разумный,

здравый

Реальный - настоящий,

действительный

Ребенок - дитя, младенец,

чадо

Редкий - необыкновенный,

невиданный, необычный

Религиозный - верующий,

набожный

Робкий - боязливый,

трусливый, несмелый

Ровесник - сверстник,

одногодок

Родина - отечество, отчизна

Родник - ключ, источник

Родной - родимый, кровный,

близкий, свой

Роковой - фатальный,

неизбежный

Роскошный - богатый,

Смелый - бесстрашный,

Судьба - доля, удел, жребий

великолепный, дорогой,

храбрый, неустрашимый, .

Суша - земля, благополучие,

пышный

отважный, удалой

блаженство

Рука - длань, десница

Смешной - забавный,

Счастье - благо,

Рынок - базар, торг,

комичный, юмористический

благополучие, блаженство

торжице

Смеяться - хохотать, хихикать

Т

Ряд - вереница, цепь,

Смотреть - глядеть, взирать,

Таинственный - загадочный,

череда, шеренга

зреть, лицезреть

сверхъестественный

С

Смысл - значение

Тайный - секретный,

Свобода - независимость,

Снимок - фотография

скрытный

воля, вольность

Сострадание - сожаление,

Темнота - мрак, темень,

Семья - семейство,

сочувствие, жалость,

тьма, потемки

фамилия, дом

соболезнование

Темный - беспросветный,

Сила - мощь, могущество

Спасибо - благодарю,

мрачный, непроглядный

Скала - утес

благодарствую

Терпеть - переносить,

Скрытный - замкнутый

Спасти - выручить, вызволить

выдерживать

Скука - хандра, сплин,

Спокойный - безмятежный,

Тихий - безмолвный,

уныние, меланхолия

смирный, покойный, тихий

беззвучный, бесшумный,

Скульптор - художник,

Спорт - полемика, дискуссия,

слабый

ваятель, зодчий

диспут, дебаты

Тишина - безмолвие,

Скупой - скряга, скаред,

Способный - даровитый,

молчание, тишь, затишье

сквалыга

талантливый

Толпа - гурьба, ватага, орава

Слабый - бессильный,

Ссора - размолвка

Тревожить - беспокоить,

слабосильный

Старый - многолетний,

волновать, будоражить

Словарь - лексикон

давний, древний,старинный

Тропинка - тропа, стежка,

Слой - пласт, толща

Страдать - томиться,

дорожка

Слух - толки, молва

терзаться, мучиться

Трудный - непосильный,

Случай - происшествие,

Страна - сторона, край, земля

тяжкий, тягостный,

инцидент

Страх - боязнь, испуг, ужас

каторжный

Слушать - внимать

Стыд - позор, срам, конфуз

Тюрьма - темница, острог

У

Убегать - удирать,

Фальшивый - поддельный,

Часто - нередко, то и дело,

исчезать, уносить ноги

липовый

сплошь и рядом

Уволить - снять,

Фантазия - воображение,

Часть - доля, пай, порция,

отчислить, выгнать

вымысел, мечта

Чаща - чащоба, трущоба,

Угрожающий - грозный,

Франт - щеголь, модник, денди

пущи, дебри, глушь

зловещий

X

Черт-дьявол, бес, сатана,

Удивительный -

Хвалить - одобрять,

лукавый, нечистый

изумительный, необычный,

превозносить

Чинить - ремонтировать

поразительный

Хвастать - хвалиться

Чужой - посторонний

Удобства - комфорт

Хижина - лачуга, хибарка

Ш

Ум - разум, рассудок,

Хилый - слабый, болезненный

Шаблон - трафарет, штамп

интеллект

Хитрить - лукавить,

Шкатулка - ларец, ларчик,

Умереть - скончаться,

лицемерить

коробка

отдать богу душу

Хитрый - лукавый, коварный

Шорох- шелест, шуршание

Умный - толковый,

Хлам - старье, рухлядь, утиль

Шум - гам, гомон

смышленый, разумный,

Холм - бугор, горка, курган

Шут- паяц, петрушка,

смекалистый

Хотеть - желать, стремиться,

скоморох, фигляр

Умственный - духовный,

жаждать

Э

интеллектуальный

Хребет- кряж, гряда, цепь

Эгоизм - себялюбие

Уничтожить - истребить,

Худой - худощавый,

Энергичный - активный,

искоренить, ликвидировать

сухопарый, сухой, щуплый

деятельный

Усердие - старание,

Ц

Эхо - отклик, отзыв, отзвук

прилежание, рвение

Цвет - краска, колер

Ю

Усилие - напряжение

Целебный - целительный,

Юбилей - годовщина

Успех - удача, достижение

живительный, лечебный

Юноша - юнец, парень,

Утонченный - тонкий,

Цель - задача, идеал,

хлопец, молодой человек

изысканный, изощренный

назначение, предмет

Юродивый - блаженный

Учитель - преподаватель,

Цепи - оковы, узы, путы,

Я

педагог; наставник, ментор

вериги

Яд - отрава, зелье

 

 

В 2

  Проблема: Правописание  гласной  и согласной в корне слова

   Решение:

Безударная гласная в корне

Алгоритм написания безударной гласной в корне

1. Найти в тексте слово с безударной гласной в корне.

2. Выяснить, входит ли корень в список корней с чередова нием (чередующаяся безударная гласная).

3. Если корень в слове не входит в список корней с чередо ванием, необходимо проверить безударную гласную однокоренным словом или формой этого же слова (проверяемая безударная гласная).

4. Если невозможно подобрать проверочное слово, значит, это словарное слово (непроверяемая безударная гласная).

 

Чередующаяся гласная в корне

1.        

-гар – гор

 (под ударением пишу ту гласную, которую слышу, без ударения – а.

                 Область  исключения:  пригарь.

2.

зар-зор –

 (под ударением пишу ту гласную, которую слышу, без ударения – а.

           Область  исключения: зоревать, зорянка.

Запомнить: заря, зарница, озаренный, озарять, по слову зарево будем проверять.

3.

кос – кас –

    -кос, если далее н: коснусь, прикосновение

    -кас – а, если после корня гласная а.

4.

- клан – клон –

       кланяюсь,  поклон под ударением пишу ту гласную, которую слышу, без ударения – о: наклонится.

5.

        -лаг-лож-

    - лаг – слагаемое

    - лож – сложить

     Область  исключения: полог.

6.

        -мак-мок-

- мак – пишу в корне а, т.к. значение чуть-чуть: макать перо

 - мок – пишу в корне о, т.к. значение «сильно» - промок под дождем.

7.

плав -, -плов -, -плыв-

В корне –плав-  а может быть ударным и безударным: плавать, плавучий.

Область  исключения: пловец, пловчиха, плывуны. 

8.

                        -равн - ровн-

  Пишу а, если значение «наравне»: сравнить уравнять, пишу о, если значение «ровный»: подровнять дорожки(сделать ровными).

9.

раст-ращ-рос-

Например:

1)раст – расти

2)ращ – ращу

3)рос – росла

Область  исключения: Ростов, росток, ростовщик, Ростислав, вырастай, подросток, отрасль,

10.

скак-скач-

1) –скак- перед к пишется а: скакать.

2) –скоч- перед ч пишется о: подскочить.

Область  исключения: скачок, скачу.

11.

твар-твор-

Под ударением пишу ту гласную, которую слышу, без ударения – о.

Пример: творчество, творить.

Область  исключения: утварь.

12.

бер-бир, -дер-дир, -мер-мир, -пер-пир, -тер-тир, -жиг – жег, -чит –чет.

В этих корнях пишу гласную и, если после корня суффикс а.

Область  исключения: сочетание.

 

Сомнительная согласная в корне слова

Алгоритм действия

1.Выдели в слове сомнительную согласную.

2.Подбери такое однокоренное слово, в котором после сомнительной согласной стоит гласная или звонкая согласная.

Например:  Низкий-низенький, косьба- косить, столб- столбы, легкий-легок.

Возможная ошибка: ниский (звонкий согласный З оглушается и произносится как С), козьба (глухой согласный С озвончается и  произносится как З), столп (звонкий согласный Б на конце слова произносится как П), лехкий (звонкий согласный Г оглушается и произносится как Х).

Правописание непроизносимых согласных

Алгоритм действия

1.Выдели в слове непроизносимую согласную.

2.Подбери такое проверочное слово, в котором этот согласный слышится отчетливо.

 Например: искусный - искусен

Область исключения: блестнуть- блестеть, блистать ( неправильно подобрано проверочное слово), искустный- искусство ( неправильно подобрано проверочное слово).

Возможная ошибка: лесница- лесенка, сверсник ( не путать со словом ровесник), косный ( меняется лексическое значение слова).

                                                  В3

    Проблема: Правописание приставок

    Решение:

АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ

1.Выдели приставку.

2.К какой группе относится?

Неизменяемая                                             на З или С

                                                                             

Пиши так, как всегда                                 Определи, какая буква  стоит

пишется эта приставка                             после приставки

(до -, об-, от-, про-, под-,                                            

Над-, с- и др.)

                                                          Если глухая                      если звонкая

                       Согласная                         согласная

                                                                                                             

                                                                 

                                                                  - С                                      - З

Область исключения: в словах близсидящий, близстоящий, низкий, низший  

пишется буква З, так как  БЛИЗ- и НИЗ- являются корнями.  

Запомните: здесь, здание, здоровье, ни зги.

Примечание: 1.  приставки РОЗ- // РОС - зависят от ударения.

Область исключения : розыскной

        2. правописание гласных в приставках ПРО - //ПРА – зависит от значения, которое вносит данная приставка в слово: ПРО – многозначна и встречается часто: Например: проверен, прокормить,  ПРА – употребляется редко, она указывает на древность, давность предмета // явления: Например: прадедушка, праязык, праславянский.

Правописание приставок пре- и при-

   

АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ

1.Выдели приставку.

2.Определи значение приставки:

          ПРИ-                                                                      ПРЕ-

а) приближение, присоединение;                 а) сходно со значением «очень»;          

б) неполное действие;                                    б) сходно со значением приставки

в) близость к чему- либо;                                   «пере-»

г) доведение действия до конца.

Различайте по значению:

                     при –                                                                     пре –

придать форму, придавать                        предать друга, предавать земле,  

значение, приданое невесты,                    предание старины, предел всему

придел в храме, радиоприёмник,             приёмник начальника,  превратности      

восприимчивый, привратник                   судьбы, пребывать в неведении,                    

(сторож), притворить окно,                      препираться=перебраниваться,  

поезд прибыл, припирать дверь,              преклониться в знак уважения

прислониться к плечу, призреть              преклонный возраст, презирать врагу,

сироту, приступить к работе,                   преступить закон, преходящие идеи,

приходящая няня, приложить                  непреложный закон(нерушимый),

усилия, приуменьшить(чуть-чуть),         преуменьшить(значительно),

приставить стол, приткнуться                 преставиться(умереть), камень

где-нибудь, неприменимый(приём),       преткновения, непременное условие,

притерпеться к боли, приставать             претерпеть лишения, беспрестанный с вопросом.                                                       дождь.

                                               

Область исключения: пресловутый, президент, причуда, премьер, премировать, претендент, прелестный, привилегия, претензия, приоритет, примирение, приключение, приглашение, пример, приготовить, приспособить, приобрести, пригодиться, привыкать, присмотреться, приказать, присутствовать, примерять, придумать, природа, привередничать, привередливый, прибаутка, причина, прилежный, приятный, прибор, притворяться, присягать, приватный, принципиальный, принцип, примадонна, примитив, приспешник, прискорбный, привратник, притязание, приличие, преемственность, преобразование, превратить, прекратить, препятствие, преступление,  преодолеть, презирать, презрение, президиум, президент, презумпция, прелестный, пресловутый, пресмыкающийся, пресмыкаться, претензия, преминуть, преамбула, прелюдия, превалировать, препозиция, прецедент, преткновение, превратный, прельстить, пренебрежение, престиж,  превентивный, препирательство, светопреставление, прерогатива, препона.         

 

 

 

В 4

Проблема: Правописание суффиксов

Решение: Правописание суффиксов существительных.

-чик-, если в именах существительных корень оканчивается на д, т, с, з, ж  

            Н-р: объездчик,

щик – после других согласных

            Н-р:  кровельщик, фонарщик

 -ек-, если  при сложении е выпадает

           Н-р:   горошек – горошина

 -ик-, если гласный не выпадает

           Н-р:   столик, столика, столику

 -ец-, в словах м.р.

           Н-р:   кормилец, красавец.

 -иц-, в словах ж.р.

           Н-р:   кормилица, красавица.

 -енк-. (ен/к-) – в словах, образованных от сущ. на –на, -ня, которые в р.п.  мн.ч. заканчиваются на –ен

          Н-р:   вишенка-вишен, сосенка – сосен.

 -ин/к - в словах, образованных от существительных на – ин-а

         Н-р:    трещинка,  горошинка.

Правописание суффиксов прилагательных

-к-, если основа существительного, от которого образовано прилагательное, оканчивается на к, ц, ч

Н-р: бурлацкий (бурлак)

           если  прилагательное имеет краткую форму

Н-р: вязкий (вязок)

-ск-,  если основа существительного, от которого образовано прилагательное, оканчивается на к, ц, ч

         Н-р: соседский (сосед)

-чив- всегда И

-лив-  всегда И

-ев-  без ударения

         Н-р: полевой, нулевой

- ив- под ударением

         Н-р: червивый, лживый, правдивый.

Правописание суффиксов наречий.

-о, если приставки в, -на, за-

        Н-р:     влево, направо, затемно

-а, если приставки из, до, с, ис

       Н-р:     издавна, досыта, слева, искоса.

        Область исключения: смолоду, смалу, спьяну, спьяна, сослепу, сослепа.

-у, если наречия имеют приставки по-

      Н-р:      подолгу, понапрасну, попросту, потихоньку.

       Запомнить: досрочно, исключительно, совместно от. Прил.: досрочный, исключительный, совместный.

Правописание суффиксов глаголов.

1) У глаголов, деепричастий перед –л, -в, -вш пишется  та же гласная, что переть – ть: пилить – пилил, пиливший, пилив.

2) В неопределённой форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы – ова, - ева, если в 1-м лице, ед.ч. настоящего и будущего простого времени глагол оканчивается на – ую, - юю:

Малюю (наст. вр.)  – малевал (прош.вр.).

Если в указанной форме глагола оканчивается на –ываю, -иваю, то в н.ф. и в  прош. вр. пишу –ыва – ива-:  закрываю – закрывать, закрывал.

        Запомнить: глаголы на ударяемые –вать, -ваю, ва- имеют перед суффиксом  ту же гласную, что в неопределённой форме без этого суффикса: залить – заливать, заливаю.

Правописание суффиксов причастий

-ущ- (-ющ-), если действительное причастие образовано от глагола                        

                     1 спряжения

      Н-р:   колющий (колоть)

- ащ- (-ящ-), если действительное причастие образовано от глагола                        

                     2 спряжения

               Н-р:   кормящий (кормить)

-ом- (-ем-),   если страдательное причастие образовано от глагола                        

                     1 спряжения

              Н-р:  покидаемый (покидать)

-им-,    если страдательное причастие образовано от глагола                        

                     2 спряжения

              Н-р: гонимый (гнать).

           

 

Правописание Н – НН в суффиксах слов

(в суффиксах отымённых прилагательных)

Алгоритм

Проверить, входит ли данное слово в список исключений

     

ДА

        НЕТ

Запомнить                                                                

написание

                                                                                Определить, от какой части                        

        Речи образовано слово

        

            Непроизводное слово        

От  существительного

                                                                                                   

                                 Н

                   (синий, юный и тд.)

                                                                              Заканчивается на Н

        

                                                              Да                                           нет

                                                                                                               

                                          НН                                      

                                                                               смотреть на суффикс

                                                                                               

                                                           ан                                       онн

                                                           ян                                       енн

                                                           ин

Исключения:

Стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, ветреный ( день, человек), ветряная (-ой) (мельница, двигатель), безветренный (день, погода), масляный ( сделанный из масла), масленый ( пропитанный маслом), синий, зелёный, бараний, вороной, румяный, багряный, юный, пряный, свиной, рьяный, собственный, подлинный, косвенный, окаянный, чванный, чеканный.

Н –НН в суффиксах отглагольных прилагательных

и причастиях

Проверить, входит ли данное слово в список исключений.

     

             да         нет

           

Запомнить написание                               Краткая форма              Полная форма      

                                               

                                                                  Н                        да               нет

        

                                                                                             НН

                                                                                             

                                                                                                             Есть                       зависимое слово

        

                                                                               Да                                         нет    

        

        НН                              

                                                                                                             оканчивается  

                  на

                 ованный//ёванный

                                                                                                                     

        да                     нет

        

        нн

        определить        

        вид глагола,

                                                                                              от которого образовано           слово

        

                                                              совершенный вид

        НН        несовершенный вид

         Н

Область исключения: - НН- виданный, виденный, доморощенный, читанный, негаданный, казнённый, ставленый, считанный, штукатуренный, отчаянный, деланный, жеманный, священный, невиданный, неслыханный, желанный, неожиданный, нежданный, медленный, данный, недреманный, чеканный,  чванный, слыханный, нечаянный, окаянный, венчанный, обещанный, новорождённый

-Н- жеваный, кованый, раненый, названый брат, посаженый (отец), смышлёный, Прощеное воскресенье, писаная (красавица)

 В 5

Проблема: Найти вводные слова

Решение:

Вводные конструкции:

1. Вводные слова - такие слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем говорит.  Например: Вы, наверное, проголодались.

2. Вводные предложения (Однажды (это было весной прошлого года) мы поехали на рыбалку.)

При помощи вводных конструкций говорящий высказывает своё отношение к содержанию высказывания, указывает на:

- уверенность – неуверенность: конечно, кажется;

- чувства: к счастью, к сожалению;

- источник сообщения: по мнению, по словам

- логические отношения между частями высказывания: во-первых, следовательно, итак.

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1.Не являются членами предложения

2.На письме выделяются запятыми:

Например: Бабушка, видимо, была прекрасной рассказчицей.

3.Вводные предложения выделяются на письме запятыми, скобками или тире:

Например:  Я думаю, скоро потеплеет.

Он оделся потеплее  (это было уже в конце сентября) и выехал со двора.

Булочники - их было четверо - держались в стороне.

ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ

1. Уверенность

конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, действительно и др.

2. Предположение, неуверен ность

очевидно, вероятно, кажется, может быть, наверное, должно быть и др.

3. Чувство радости, огорчения, удивления

к счастью, к сожалению, к несчастью, к удивлению и др.

4. Источник мысли

по-моему, по-твоему, по словам, говорят, по сообщению и др.

5. Порядок изложения мыслей

во-первых, во-вторых, наконец и др.

6. Связь данной мысли с преды дущей

итак, следовательно, значит, таким образом, например, между прочим и др.

7. Вежливость, привлечение внимания собеседника

извините, простите, пожалуйста, позвольте, допустим и др.

Область исключения:

1.                Нe являются вводными словами

авось, бишь, буквально, будто, вот, ведь, вдобавок, в довершение, вряд ли, вдруг, всё-таки, даже, едва, едва ли, словно, именно, как раз, как бы, как будто, исключительно, обязательно, к тому же, между тем, вроде, якобы, причём, почти, именно, иногда, небось, тем не менее, приблизительно, в конечном счете, примерно, решительно, якобы, притом, никак, поистине, поэтому, просто, по решению, по предложению, по постановлению.

2.   Если слова  например, в частности, главным образом, допустим, положим, скажем и т.п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе с оборотом, т.е. после них никакого знака не ставится

В 6

Проблема: Уметь находить сложносочинённые предложения

Решение:

По характеру союза и значению сложносочиненные предложения делятся на:

1. сложносочиненные предложения с соединительными союзами: и, да, тоже, также и др. В этих предложениях выражается своевременность действий, последовательность, причинно - следственные отношения:

 

       Например: На каждой из них мастер мог бы остановить свой круг, и вот текучая форма застыла бы в виде горшка.

2. с противительными союзами: а, но, однако, зато, не только...но и. В этих  предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему:

      Например: Задуман был кувшин, но я насчитал, по крайней мере, десять промежуточных форм.

3.  сложносочиненные предложения с разделительными союзами: то…то, либо, либо...либо, или. В этих предложениях выражаются отношения чередования и взаимоисключения: То падал туман, то вдруг припускал косой летний дождь.

               Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Запятая ставится

Между частями сложного предложения, соединенных союзами:
и, да (=и), ни…ни;
а, но, да (=но), однако, …;
или, либо, ли…ли, …;
да, да и, тоже, также;
то есть, а именно.

Сверкнула молния, и послышался удар грома.

Запятая не ставится

1.Ели части сложного предложения имеют общий второстепенный член:

Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.

2.Если есть общее придаточное предложение:

Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь.

В 7

Проблема: Уметь находить части сложного предложения, связанные            подчинительной связью

Решение:  Сложноподчинённые предложения – это предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами (который, какой, что, чтобы, где, кто, как, сколько, насколько, будто, словно, куда, откуда, когда, пока, если, раз, коли, потому что, так как, чем, чем   тем, хотя, несмотря на то что, пускай, так что, почему, отчего, частица ЛИ)

Алгоритм  нахождения частей сложноподчинённого предложения:

1.Найди грамматические(ую) основы(у) предложенного предложения.

2.Если оно сложное, выдели логические части (т.е. простые предложения в составе сложного).

3.Определи средство связи между простыми предложениями.

4. Определи тип союза (сочинительный или подчинительный).

5. Укажи границы придаточной части предложения.

 

 

В 8

Проблема: Замена словосочетания, построенного на основе согласования, управления, примыкания, синонимичным словосочетанием с другой связью

Решение: Словосочетание- это сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Например: бежать быстро, свежий хлеб, ответ ученицы.  Оно состоит  из главного и зависимого. От главного слова можно поставить вопрос к зависимому.

          В словосочетании слова связываются тремя главными  способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.

Согласование – такая связь, при которой зависимое слово- имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного. Например: эти слова, опустевший сад, седьмой день, новые учебники.

При согласовании при изменении главного слова изменяются и все формы зависимого.

             Например: этими словами, у опустевшего сада, седьмого дня, с новыми учебниками.

Управление – такая связь, при которой зависимое слово- имя существительное  и все слова с признаками существительного.

             Например: читаю книгу, навестить больного, уважаю вас.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменяется. Например: встретил друга, встречаю друга, встретив друга, встретивший друга.

Примыкание – такая связь, при которой зависимое слово- наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола, личные местоимения её, его, их( в значении притяжательных).

            Например: сказал сгоряча, уехал учиться, говорил плача, их дети.

В 9                

Проблема: Нахождение  грамматической основы предложения

Решение:

           Предложение – это основная синтаксическая единица, в которой содержится сообщение или вопрос, или побуждение. Ядром предложения является грамматическая основа (главные члены предложения). Например: Наступила осень.

По строению грамматической основы различают односоставные и двусоставные предложения.

- Если грамматическая основа содержит только один главный член предложения (или подлежащее, или сказуемое), такое предложение называется односоставным. Например: Не устану воспевать вас, звёзды!               -  Если грамматическая основа содержит два главных члена предложения (и подлежащее, и сказуемое), такое предложение называется двусоставным. Например: На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. (И.Бунин)

Для того чтобы правильно определить в предложении грамматическую основу, необходимо иметь представление о подлежащем, сказуемом и средствах их выражения.

Подлежащее – главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы кто? что?

Подлежащее может быть выражено следующими частями речи: существительным, прилагательным, местоимением, числительным, глаголом в неопределённой форме, причастием, а также сочетанием числительного с существительным и устойчивым словосочетанием. Например:

Её сестра звалась Татьяна. (А.С.Пушкин)

Сказуемое – главный член предложения, который грамматически зависит от подлежащего и обозначает действие, признак, качество, состояние предмета, названного подлежащим. Сказуемое передаёт значение времени и наклонения и отвечает на следующие вопросы: что делает предмет? какой предмет? каков предмет? что с предметом происходит? кто он такой? что он такое? и т.п.

Виды подлежащего и способы его выражения.

Выделяют следующие виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме любого наклонения ( изъявительного, условного, повелительного) Например:

Мы собираем грибы. Мы соберём грибы. Мы будем собирать грибы. Соберите грибы! Пусть они соберут грибы!

Простое глагольное сказуемое может быть также выражено фразеологизмом. Например:

- Миша приказал долго жить, - отвечал Кирила Петрович. – Умер славною смертью от руки неприятеля. (А.С.Пушкин)

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и инфинитива. В качестве вспомогательного глагола могут быть слова мочь, намереваться, продолжить, начать, решить, приказать, должен, обязан и т.д. Например:

Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. (Д.Лихачёв)

Составное именное сказуемое состоит из глагола связки и именной части, которая может быть выражена существительным, прилагательным, причастием, числительным, наречием, неделимым словосочетанием. В качестве глагола связки могут быть слова БЫТЬ (в том числе БЫТЬ в нулевой форме), считать, считаться, казаться, являться, называться, сделаться, выглядеть и т.д. Например: Ветер - заботливый хозяин. (М.Пришвин)

Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. (И.Соколов-Микитов)

И рады мы проказам матушки-зимы. (А.С.Пушкин)

Вот ворона на крыше покатой, так с зимы и осталась лохматой…(А.Блок)

Рыжими стали у белок их спинки , пышные хвосты. (И.Соколов-Микитов)

Молодой лыжник пришёл первым к финишу на зимней олимпиаде.

День ясный, прозрачный, слегка морозный… (А.Чехов)

Алгоритм нахождения грамматической основы.

  1. Найти в предложении слово, отвечающее на вопрос КТО? или ЧТО?
  2. Проверить, стоит ли это слово в именительном падеже. При этом нужно помнить, что в качестве подлежащего может выступать субстантивированное слово, то есть слово, перешедшее в существительное. (Завтра не наступит никогда), инфинитив (Жить – Родину любить), междометие (Далече грянуло ура!) , словосочетание, в котором нет слова в именительном падеже (В конкурсе участвовало около сотни молодых специалистов).
  3. Проверить, есть ли ещё в предложении подлежащее.
  4. Найти грамматически связанное с подлежащим сказуемое.
  5. Определить его вид, чтобы не потерять части составного сказуемого.

Внимание! В предложении может быть, например, три сказуемых, но глагол – связка одна на все три именные части. Или, например, в предложении два сказуемых, но вспомогательная часть одна на два инфинитива.

  1. Если в предложении сказуемое составное глагольное, необходимо проверить инфинитив, так как он может выполнять другую синтаксическую функцию. Например: Мы условились драться за скирдами. (А.С.Пушкин) Искусство смешить труднее искусства трогать. (В.Белинский)
  2. Посчитать количество грамматических основ в предложении.

В 10                                            

Проблема: Нахождение однородных членов предложения и постановка    знаков препинания

Решение:

Однородными членами предложения называются два или более члена предложения, которые

а) относятся к одному и тому же слову,

б) отвечают на один и тот же вопрос,

в) зачастую являю  тся одной и той же частью речи,

г) связаны сочинительной связью без союзов или с союзами.

 Например:  Весёлый вальс (что делал?) улетал (глагол) с ветром, пропадал (глагол) и не возвращался (глагол). (Ю.Олеша)

1. Однородными могут быть любые члены предложения, как главные , так и второстепенные. Например:

Зачастили с первозимком пороши и метели. (Д.Зуев)

2. Однородные члены предложения могут располагаться подряд или отделяться друг от друга различными членами предложения. Например:

Дубровский побледнел и не сказал ни слова. (А.Пушкин)

3. Однородными членами не являются повторяющиеся слова, имеющие усилительное значение ( быстро – быстро; чистил, чистил), фразеологизмы (ни свет ни заря).

4. Однородные члены предложения произносятся с перечислительной интонацией.

Пунктуация при однородных членах предложения.

  1. Если однородные члены предложения связаны только перечислительной интонацией (без союзов), то между ними ставится запятая.

О,О,О

На сараях, на банях, на гумнах свежий ветер вздымает верхи. (Н.Заболоцкий)

  1. Если однородные члены предложения связаны противительными союзами а, но, да (=но), зато, однако, то между ними ставится запятая.

О , но О

Ведь сколько раз он уходил, но всегда возвращался. (А.Ольшанский)

  1. Если однородные члены предложения связаны повторяющимися союзами и, то, ни, или, либо, , то между ними ставится запятая.

ни О, ни О

Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать. (И.Соколов-Микитов)

  1. Перед второй частью двойных союзов не только… но и, как… так и ставится запятая.

не только О , но и О

Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами. (А.Алексин)

  1. Если однородные члены предложения связаны одиночными союзами и, да (= и), или, либо, то между ними запятая не ставится.

О и О

За днями серыми и тёмными ночами настала светлая прощальная пора. (И.Бунин)

  1. В устойчивых сочетаниях и день и ночь, и там и сям, и зимой и летом, ни то ни сё, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью и т.д. запятая не ставится.

Ни днём ни ночью не переставал лить мелкий надоедливый дождик.

  1. Внутри пар однородных членов запятая не ставится.

О и О, О и О

Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному. (В.Белинский)

Пунктуация при однородных членах

с обобщающим словом.

Однородные члены предложения могут иметь при себе обобщающие слова. Обобщающее слово выражает общее значение однородных членов, даёт наименование тому, что перечисляется. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены. Например:

Ещё никогда никто: ни человек, ни зверь, ни птица – не сумел уловить момента, когда появляется солнце. (М.Горький)

  1. Если обобщающее слово находится перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Q : О, О, О и О

Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца : Зима, Весна, Лето и Осень. (Г.Скребицкий)

  1. Если обобщающее слово находится после однородных членов, то перед ним ставится тире.

О, О, О, О, и О – Q

Радость жизни, любовь, счастье, красота природы и красота человеческих чувств – всё , к чему стремится, о чём мечтает человек, выражено в музыке Чайковского с неменьшей силой, чем трагические стороны жизни. (Е.Ручьевская)

  1. Если обобщающее слово находится перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире.

Q : О,О - …

Везде : на склонах горы, на ветвях деревьев – лежал снег.

  1. Если обобщающее слово находится однородными членами, а после него стоят вводные слова как то, например, а именно, то они отделяются от обобщающего слова запятой, а двоеточие ставится после них.

Q, а именно: О, О, О - …

Многие авторы детективных романов, а именно: Агата Кристи, Жорж Сименон, Артур Конан Дойл – имеют мировую известность.

  1. Если обобщающее слово находится после однородных членов, а перед ним стоит вводное слово словом, то оно отделяется от обобщающего слова запятой, а перед ним ставится тире.

И О, и О, и О – словом, Q

И трава, и кусты, и цветы – словом, всё радовалось приходу весны.

В 11

Проблема: Нахождение предложений с обособленными членами

Решение:

Обособляются

Согласованные определения                           несогласованные определения

                                                                                                                

1. После определяемого слова                         1. Сущ – е в косвенном падеже

- причастный оборот                                                        до и после

- прилагательное + з.с.                                       собственного сущ-го или

- ряд однородных определений,                          личного местоимения

 если определяемому слову

предшествует ещё одно определение        2. После определяемого слова

(если предшествующего определения        сравнительная степень прил-го

нет, обособление зависит от степени

их связи с определяемым словом)

 

2.          Неопределённая форма глагола ( = инфинитив)

До определяемого слова                                   После определяемого слова

Если имеет добавочное значение        если имеет уточняющее         

(Почему? Несмотря на что? Когда?)         значение

        Перед ним без ущерба для

        Смысла можно подставить

        Слова а именно какой?

3.         До и после определяемого слова = личного местоимения.

4. до и после определяемого                          4. после определяемого слова

        слова        если несогласованное определе-

        ние, выраженное сущ-м в косв.

если оторвано от определяемого        падеже, входит в ряд однород.

    слова другими членами         членов предложения с предшест.

        предложения        или последующими                                  

        согласованными определениями

Обособление  обстоятельств

            обособляются                не обособляются

   обстоятельства, выраженные                                 - деепричастия, ставшие

         устойчивым выражением  

-   деепричастием с зависимыми

                 словами          - одиночное деепричастие

(деепричастным оборотом)           со значением наречия,

           указывающие на образ

-    двумя или нескольким            действия

         деепричастиями

-    существительным с предлогами                               - деепричастия с зависимыми

      несмотря на, невзирая на        словами, тесно связанные

                                                                                    по смыслу с глаголом-

-    деепричастие + который        связкой

 

-  при наличии, при отсутствии

   при условии  + существительное

           обозначает условие

 -  благодаря, согласно, ввиду

     вследствие + существительное

            обозначает причину

 -   по причине, по случаю, в силу

     за неимением + существительное

 

 -  как, словно, точно, будто, что,  

    чем, неужели, нежели, как будто

        +

                     существительное

        

                  сравнительный оборот

Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения и присоединения

Уточняющие члены предложения

Пояснительные обороты

Присоединительные обороты

1.конкретизируют,

сужают значение слова,

к которому относятся

где именно?

когда именно?

Здесь, /позади церкви,/

стояла старая усыпачь- нииа князей.

2. «расширяют» значение.

Мы

    поясняют  смысл             предшествующего высказывания, перед которым есть или подразумеваются слова

то есть, а именно,

или ( = то есть)

обособляются запятыми, тире, реже двоеточием.

1.дополняют сообщения, возникающие в процессе высказывания.

2. рисоединяются словами особенно,

например,

главным образом,

в частности,

притом.

да и,

да и вообще

Раздались крики разнос чиков, продающих всякие журналы, даже русские.

 

Обособление дополнений

                 обособляются        не обособляются

выраженные существительными        

        с предлогами

кроме, за исключением, сверх

помимо, включая, наряду с

со значением включения, исключения,

замещения

        С предлогом вместо

В значении замещения                                                       в значении ЗА       

( = вместо того чтобы)                                                                      или

                   ВЗАМЕН

   

В 12

Проблема:    Определение количества   грамматических основ

Решение:

Алгоритм нахождения грамматической основы

  1.  Найти в предложении слово, отвечающее на вопрос КТО? или ЧТО?
  2. Проверить, стоит ли это слово в именительном падеже. При этом нужно помнить, что в качестве подлежащего может выступать слово, то есть слово, перешедшее в существительное. (Завтра не наступит никогда), инфинитив (Жить – Родину любить), междометие (Далече грянуло ура!) , словосочетание, в котором нет слова в именительном падеже (В конкурсе участвовало около сотни молодых специалистов).
  3. Проверить, есть ли ещё в предложении подлежащее.
  4. Найти грамматически связанное с подлежащим сказуемое.
  5. Определить его вид, чтобы не потерять части составного сказуемого.

Внимание! В предложении может быть, например, три сказуемых, но глагол – связка одна на все три именные части. Или, например, в предложении два сказуемых, но вспомогательная часть одна на два инфинитива.

  1. Если в предложении сказуемое составное глагольное, необходимо проверить инфинитив, так как он может выполнять другую синтаксическую функцию. Например: Мы условились драться за скирдами. (А.С.Пушкин) Искусство смешить труднее искусства трогать. (В.Белинский)
  2. Посчитать количество грамматических основ в предложении.

 

 

В 13

Проблема: Нахождение бессоюзных сложных предложений

Решение:

Бессоюзные сложные предложения – это сложные предложения, части которого относительно автономны и связаны по смыслу и интонационно. На письме связь отражена при помощи знаков препинания.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знаки препинания

Примеры

Отношения между простыми предложениями

Можно вставить

,

Барка тихо покачивалась на игравшей воде, где-то поскрипывало дерево жалобным звуком, дождь мягко сыпался на палубу (М.Г.)

Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды (М.Г.)

Одновременность

 явлений

Последовательность явлений

и

и

;

Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада, тень от неё тянулась без конца через неподвижные поля (Тург.)

Одновременность или последовательность явлений при условии осложнённости

простых предложений

и

:

Печален я : со мною друга нет (П.).

Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (П.).

Снял часы, глядит: машина точно мельница, в пыли (Твард.)

Причинные

Пояснительные

дополнительные

Потому что

Так как

А именно

Как-то

И вижу, как; что

_

Семь раз отмерь – один раз отрежь (пословица)

Солнце взошло – начинается день.

Закуковала кукушка - сей ячмень.

Молвит слово – соловей поёт

(пословица).

Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).

Выпала роса – день будет жаркий.

Противительные

Временные

Условные

Сравнительные

Быстрая смена событий

Вывод, следствие

А, но

Когда

Если

Как, будто,

Словно

Следовател-но, значит

В 14

Проблема: Определение  видов подчинения

Решение: таблица – определитель

Последовательное подчинение

Каждая последующая часть зависит от предыдущей (на схеме-цепочке).

Например:

Счастье так мало зависит от материальных благ и вещей, что тот, для кого эти вещи сделались безразличны, пожалуй, ближе всего к тайне счастья

1

2

3

Однородное соподчинение Две придаточные части вязаны с главной, как однородные члены (относятся к одному слову или ко всей части, отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми по типу).

Например:

Доброта  - это язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать.

3

2

1

Неоднородное (параллельное) соподчинение

Две придаточные части относятся к разным словам главной части, отвечают на разные вопросы; как правило, занимают разные позиции.

Например:

3

1

2

Что бы ни делал человек, его дела, даже самые выдающиеся, ничего не стоят, если он не выполнит своего долга перед родителями.

В 1

Тренировочные упражнения

Замените стилистически нейтральным синонимом слово

1.

ГНАЛАСЬ из предложения «Не гналась за обзаводом».

Напишите этот синоним.___________

2.

ПОЧИТАЮТ из предложения «Надо мною слегка посмеиваются, но, конечно же, почитают и обожают».

Напишите этот синоним.___________

3.

НЕРУКОТВОРНЫЕ из предложения «На иных берёзах, обращённых к солнцу, появились серёжки, золотые, чудесные, нерукотворные».

 Напишите этот синоним.___________

 4.

НЕИСТОВОЕ из предложения «И вот с того вечера одолело меня неистовое желание – увидеть дневные звёзды!»

Напишите этот синоним.___________

 5.

НЕПРЕМЕННО из предложения «Ему непременно нужно переделать систему, а уж на это система не пойдёт».

   Напишите этот синоним.___________

В2

Тренировочные упражнения

1. Распределите   слова   в   4   колонки   в   зависимости   от условия выбора гласной в корне:

непроверяемая гласная в корне,

проверяемая гласная в корне,

чередующаяся гласная в корне,

полногласие / неполногласие в корне.

Извещение, наслаждаться, расстилающийся, смирение, про хладительный, обмакнуть, роскошный, касательная, сокращение, отвратительный, интеллект, преподаватель, педагог, стражник, примерять, вымирающий, градоначальник, занимательный, кос модром, холодильник, ослепительный, лепнина, одобрение, ми нимум, согласие, проскочить, отрасль, телефон.

2. Прочитайте текст и выполните задания.

(I) Тихий океан вмещает почти половину всех земных вод. (2) Почти половина земного экватора также проходит по Тихому океану. (3) Найди его на глобусе, и ты увидишь, что он занима ет чуть ли не целое полушарие.

(4) Когда на одном берегу Тихого океана наступает день, на противоположном — ночь. (5) Когда на одном берегу наступает утро, на противоположном — вечер.

(6) Ветры, не встречая на пути препятствий, по целым меся цам дуют в одном направлении. (7) Громадные длинные волны катятся, не зная преград. (8) Бутылка, брошенная в океан, может плыть столетия и не доплыть до берега.

(По Я. Чуковскому)

 Из предложений 1—2 выпишите слово(-а) с безударной проверяемой гласной в корне.

 Из предложений 3—4 выпишите слово(-а) с безударной чередующейся гласной в корне.

 Из предложений 5—6 выпишите слово(-а) с безударной не проверяемой гласной в корне.

 Из предложений 7—8 выпишите слово(-а) с безударной гласной в корне, правописание которой определяется правилом о полногласии / неполногласии.

В3

Тренировочные упражнения

1.Вставьте гласные Е/И в приставки ПРЕ-, ПРИ- в зави симости от значения.

а Пр...ятная мелодия, пр...бывать из отпуска, прекратить ир...кословить, пр...одолеть пр...граду, соприкосновение с пр... родой, достойный преемник, пр...забавный случай, пр...одолеть невзгоды, пр...образование вещества, пр...спокойный малыш, пр...брежные заросли, пр...кусить язык.

б Пр...шить оборку, пр...возмочь гнев, пр...мудрый старец, непрерывный шум, пр...ступить к выполнению задания, пр... увеличить опасность, пр...бывать в санаторий, пр...зирать пр... дателя, пр...лечь на секунду, узнать у пр...подавателя, пр...вок зальный киоск, пр...ехать в Пр...морье.

в Старинное придание, пр...дорожный куст, присутствовать на митинге, старый-пр...старый дуб, пр...творить окно, пр...лететь в Прибалтику, немного пр...болел, пр...гласить на пр...ём, пр... обрести пр...ёмник, пр...сесть на пр...горке, пр...чудливые узоры, неприхотливый собеседник, беспр...страстный взгляд.

2.  Из  предложений  выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости / звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

1. На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты…

2. Почему я такой, что сам себя не могу понять?

3. И Сережа спрашивает отца:

   - (4) Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?

3. Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением не до конца совершенного действия, которое выражает эта приставка.

  1. Вот приближается высокий старик с палкой. (2) Да это сам Иван Грозный! (3) Какой приказ отдаст он своему воину? (4) Грозный приостановился и спокойно спросил:

-(5)Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину «Миллион мелочей»?

IV. Из предложений выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит уподобление конечного парного по глухости/звонкости согласного последующему звуку (озвончение).

-(1) Ты взгляни, взгляни, Елена!.. (2)Какая неожиданная удача… (3)Бабушка Колкина отдала нам картину. (4)Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!..

В 4

Тренировочные упражнения

1.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

      Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамече(1)ая любовь - две внутре(2)е связа(3)ые темы - придают пьесе А.П. Чехова грустно-поэтический характер.

              1) 1,2                    2) 2                        3) 1,2,3                 4) 1,3

 

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

      В 21-ой симфонии представле(1)ы лучшие качества оркестрового стиля Н.Я. Мясковского: мощное звучание, напоминающее манеру Брамса, повыше(2)ое внимание к стру(3)ой группе, делающее звучание оркестра мягким и тёплым.

                  1) 1                        2) 2                        3) 1,3                    4) 1,2,3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся НН?

В ярко освещё(1)ых витринах выставле(2)ы украшения из драгоце(3)ых камней, сдела(4)ые на местной фабрике.

                 1) 1,2,4                 2) 2,3,4                 3) 1,3                    4) 1,3,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

       Изучение стари(1)ых предметов: глиня(2)ой посуды, берестя(3)ых грамот, распространё(4)ых когда-то украшений, фрагментов краше(5)ой ткани - очень важно для науки.

                   1)  1,4                    2) 2,5                    3) 3,5                    4)  1,3,4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

       Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.

                 1)  1,3,4,5             2) 2,5                    3) 2,3,4                 4)  1,2,3,4

 

6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

A. рассла..ваться   Б. щавел..вый    B. окольц..вать   Г. недогадл..вый

            1) А, Б, Г               2) Б, В                   3) В, Г                   4) А, В, Г

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

        Особе(1)о красива река в утре(2)ем тумане, когда хрустальные её струи прозрачны, словно серебря(3)ые нити, подсвече(4)ы холодным солнцем осени.

                1)  1,2,3                 2) 2,4                    3)  1,3                    4) 3,4

В5

Тренировочные упражнения

       1. Среди предложений 3 – 9 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

(6)Аркадий Исаакович Райкин мне говорил, что самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас все хорошо?» (7)Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает все хорошо?!

(8)Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье – это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (9)Ведь если даже у тебя все вроде бы сложилось благополучно, кто-то в это самое время испытывает душевные и физические муки, а кто-то горько оплакивает кончину близкого человека, а кто-то сам прощается с жизнью…

      2. Среди предложений 10 – 13 найдите предложения с вводным словом. Напишите номера этих предложений.

(10)И получив, наконец, возможность делать все, что душе моей угодно, я пошел в ЖЭК и легко устроился дворником. (11)И теперь я встаю раньше всех, вдыхаю чистую прохладу рассвета, шурша гоню метлой осенние листья, и все жильцы знают меня и, идя на работу, здороваются со мной и улыбаются. (12)И я поливают асфальт из шланга и думаю, неужели мир устроен так, что обязательно надо сделать круг длиною в жизнь, чтобы прийти к тому, чего хотел? (13)Наверное, это неправильно.  

   

     3. Среди предложений 19 – 21 найдите предложения с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

 (19)Я очень полюбил книги Паустовского, особенно мне нравились его повести о художниках. (20)Прочитав о жизни Гогена, я потом увидел его картины в Эрмитаже, когда уже во времена хрущевской «оттепели» произведения импрессионистов впервые после долгих лет были там выставлены. (21)Помню, как они потрясли меня, и я стал мечтать о том, как было бы хорошо попасть на Таити, куда я, кстати, всё-таки попал несколько лет назад.

      4. Среди предложений 5 – 8 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

(5)По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался елке.

(6)Я никак не мог понять, почему нельзя радоваться раньше какого-то твердого срока. (7)По-моему, радость была не такая частая гостья в нашей семье, чтобы заставлять нас, детей, томиться, дожидаясь ее прихода.

(8)Но как бы там ни было, меня услали на улицу.

В 6  

Тренировочные упражнения

   Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения 

 

1. Быть может,(1) во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится,(2) но все же мы жаждем душевного покоя,(3) в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности,(4) необходимой обществу.

2.  Женишься(1), стоишь в очередях,(2) получаешь квартиру,(3) покупаешь мебель,(4) защищаешь кандидатскую,(5) а дети подрастают,(6) и только хочешь,(7) чтобы они были счастливы.

3.  Отец был на фронте,(1) а мы с мамой,(3) оставив квартиру на проспекте Науки,(3) бывшем проспекте Бенуа,(4) и сдав кое-какие вещи, велосипед и чемоданы на хранение на склад Академии связи,(5) перебрались к деду Куприяну Алексеевичу,(6) в его квартиру в главном здании Военно-медицинской академии.

4.  От пушечных ударов дрожала набережная,(1) высокие эвкалипты,(2) дома,(3) и казалось,(4) что горы дрожали тоже.

5.  Но стоило мне войти в безлюдные в Обсерваторный,(1) Стурдзовский или Батарейный переулки,(2) окружавшие Черноморскую,(3) услышать шелест старых акаций,(4) увидеть темный плющ на оградах,(5) освещенных золотеющим солнцем зимы,(6) почувствовать веяние моря на своем лице,(7) и тотчас возвращались спокойствие и душевная легкость.

6. Помню,(1) как они потрясли меня,(2) и я стал мечтать о том,(3) как было бы хорошо попасть на Таити,(4) куда я,(5) кстати,(6) всё-таки попал нес колько лет назад.

7. Там(1), в вышине,(2) уже светило летнее солнце,(3) а на земле еще стоял сумрак,(4) и роса капала с белых зонтичных цветов дягиля в темную,(5) настоявшуюся за ночь воду.

8. Научная книга читается по частям,(1) с перерывами для отдыха,(2) для обдумывания,(3) просмотра или чтения дополнительных источников,(4) справочников,(5) словарей, (6) но и слишком часто отвлекаться не рекомендуется.

 9. И сколько тут было людей,(1) но не было ни одного лишнего,(2) они все нужны мне,(3) и я бы не поступился ни одним фотографом,(4) обещавшим птичку,(5) которая так и не вылетела,(6) ни одним зеленщиком и уж подавно ни одним мороженщиком,(7) ни одним таксистом и ни одной легкомысленной девицей.

        

В 7

Тренировочные упражнения

1.Указать номера сложноподчинённых предложений

  1. Внезапно солнце зашло за облако, и панорама залива, открывшаяся с высоты, стала производить почти фантастическое впечатление. 2) Если кукушка закуковала, то пора сеять лен. (Пословица ) 3)Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. (К. Евграфов) 4 ) За любую работу брался, не задумываясь даже, сумеет ли справиться с ней. 5) Место выглядело невероятно красивым, и мы решили остановиться здесь. (Т. Полякова)  6) На другое утро, хотя было дождливо и холодно, я позволил себе прогуляться по родным местам.  7) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде, контуры острова становились четче.8) Засветились огни, и слышнее стал говор. (Л. Толстой)

                           

2.Выпишите цифру(ы), обозначающие запятую(ые )между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

А) Я думаю,(1) что музыку человек,(2) может быть,(3) услышал раньше, (4) чем научился говорить.

  Б) Пусть молодой человек,(1) уроженец микрорайона,(2) не увидит вокруг себя старины в благородной патине,(3) он сядет в поезд мет ро или троллейбус и отправится в коренную часть Москвы,(4) где на него глянет история задумчивыми ликами старых  зданий.

 В)  Что до меня,(1) то наше начало —(2) моё и Ассоль —(3) останется нам навсегда в алом отблеске парусов,(4) созданных глубиной сердца, (5) знающего, (6) что такое любовь.

Г)  На западе,(1) над Сталинградом, (2)небо совсем красное, (3) и  трудно сказать, (4) отчего это- от заходящего солнца или от пожара.

Д) Если  разговор  касался  важных  и  благочестивых предметов, (1) то Иван Иванович вздыхал  после  каждого слова, (2)кивая  слегка  головою;  ежели  до хозяйственных, то высовывал  голову из  своей брички  и делал  такие мины, (3)глядя на которые, кажется, можно  было  прочитать, (4)как нужно делать грушевый квас и прочее.

 Е) Солнце  порядком  пригревало, (1)когда  я  закончил разработку этюда, (2)впоследствии  послужившего  основанием  для картины,(3)  и отодвинул мольберт,(4)  чтобы  бросить  последний  взгляд на  озеро.  

В 8

Тренировочные упражнения

1.Укажите в словосочетании главное слово и зависимое, определите,  какой частью речи выражено зависимое слово, определите способ подчинительной  связи слов

Наша школа, её сын, отвечал уверенно, шёл не торопясь , дом матери, узнать о случившемся,  эта дорога, скакать зайцем, второй заезд,  министр культуры, стихи Пушкина, работать по- новому, летний сад, увидел его, яйцо всмятку.

 2.Замените словосочетания  возможными синонимичными конструкциями  со связью(согласовании, управление, примыкание)

Порядок действия:

1.Найди главное слово.

2.Зависимое слово замени синонимичным(однокоренным) словом той части речи, которая необходима при указанном способе связи.

Временно открыта, грушевый компот, банка из стекла, дверь из металла, слова бабушки, папина работа, хлебный квас, сделал умышленно, черепичная крыша, кувшин из глины, пьедестал из камня, соломенная шляпа, вафельный торт, варенье из клубники, дружеский совет.

3. Выпишите из предложений все словосочетания, укажите способ связи слов в словосочетаниях

Военное дарование- та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его волевая мощь. Его (Суворова) имя и сегодня хранится в памяти каждого русского человека.

 

 

В 9

Тренировочные упражнения

Выпишите грамматическую основу предложений

1.  Много людей прошло за тридцать два года через класс Ксении Андреевны.

2.  Ребёнок родился слепым.

3.  Нам с тобой сильно повезло.

4.  Давайте зарываться в снег, как это делают кочевники.

5.  Кто даст тебе мужество выстоять в беде, не согнуться, не сломаться, не пасть духом?

6.   Береги свою честь, честь своего отца, своей семьи, своей фамилии, своей Родины.

7.  Каждый из нас обладает каким-то запасом жалости.

8.  Лишь кое-где останки её выглядывали на поверхность угловым камнем фундамента, осевшим бугром кирпича да двумя каменными ступеньками возле бывшего входа в сени.

9.  И каждый прожитый день добавляет в эту стену свой аккуратный кирпичик.

10.  "У нас совсем особая психика, о которой будут потом сто лет писать".   Да мне-то какое утешение от этого?

11.  И не было человека  во  вселенной,  который

мог бы выдержать взгляд Соломона, не потупив своих глаз.

В 10

Тренировочные упражнения

1. Среди предложений 5-8 найдите предложение(я) с однородными членами. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-й)

(5) Метров через триста он нащупал среди вывороченных обледенелых комьев земли колючий конец провода. (6) Близко упавшая мина порвала провод и далеко в сторону отбросила другой конец кабеля.  (7) Надо было отыскать другой конец оборванного провода, проползти до него, снова срастить разомкнутую линию. (8) И он нашёл оборванный провод.

2. Среди предложений 21-23 найдите предложение(я) с однородными членами. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-й)

(21) Но мужественность свойственна не только отдельным людям; йелые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22) Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23) Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде всего было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.

3. Среди предложений 7-10 найдите предложение(я) с однородными членами. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-й)

(7) Да сохранит тебя твой гений… (8) Жизнь человека полна опасностей: болезни обступают его, недобрые люди покушаются на него, кругом соблазны…(9) Каждый из соблазнов может погубить. (10) Достаточно встретить одного наркомана, достаточно хоть один раз соблазниться и попробовать дурное зелье – и вот ты пропал навсегда, потому что от наркомании вылечиться почти невозможно.

4.  Среди предложений 1-5 найдите предложение(я) с однородными членами. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-й)

(1) Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у неё руки поют. (2) Движения у неё были мягкие, неторопливые, округлые. и, когда она объясняла урок в классе, ребята следили за каждым мгновением руки учительницы. (3) И рука пела, рука объясняла всё, что оставалось непонятным в словах. (4) Ксении Андреевне не приходилось повышать голос на учеников, ей не надо было прикрикивать. (5) Зашумят в классе, она подымет свою лёгкую руку, поведёт ею – и весь класс словно прислушивается, сразу становится тихо.

В 11

Тренировочные упражнения

  1. Укажите  обособленное обстоятельство.

Положив острый подбородок на кулак скорчившись на табуретке и поджав одну ногу под себя Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов гигантских домов и маленьких обречённых на слом лачужек.

  1. Укажите предложения, осложнённые обособленными определениями.

А) Исписанные Иваном листки сдутые налетевшим в комнату ветром валялись на полу.

Б)  Они смотрели на повёрнутые на запад окна.

В)  Вслед за тем гул растревоженного улья сразу наполнил аудиторию.

Г)  Тёмно-коричневая шерсть нежная блестящая мягкая очень красила оленёнка.

  1.  Укажите предложения, осложнённые обособленными   обстоятельствами.

А) Ему было очень хорошо несмотря на катившийся градом пот.

Б)  Таково состояние души человека увидевшего осенний праздник света и тишины.

В)  Несмотря на большое количество луж мы не промочили ноги.

Г) Где-то на речке кричали ребятишки купавшиеся спозаранку.

  1.  Укажите предложения, осложнённые обособленными   определениями.

 

    А) Тем временем море обведённое по горизонту золотой нитью спало.

  Б)  Стальной у берега цвет крепко спящего океана переходил в синий и          чёрный.

  В)  Тронутые огромным веером  света облака покрылись лёгким румянцем.

  Г)  Корабль всплывая и останавливаясь на самой середине зари поднимался из зарослей.

   

В 12

Тренировочные упражнения

Укажите количество грамматических основ в данных предложениях

  1. И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с неискренним сожалением.

  1. В молодости и даже позже, в победительные мужские годы, помышляя   с      

улыбкой о старости, я  всегда почему – то представлял себе крепкий деревянный дом,  двухэтажный, с мансардой, вроде родового имения (откуда?), полный жизни, кишащий детьми, животными, полный музыки и щебетания, и я в нём – глава, некий, чудаковатый румяный старик в свитере и отличных сапогах.

3. Лиственница жива, лиственница бессмертна, это чудо воскрешения не может                

не быть, ведь лиственница поставлена в банку с водой в годовщину смерти на  

Колыме мужа хозяйки, поэта.

    4. Однажды я взял у Саши баночки с цветной тушью, которые стояли на столе    

его отца, и решил написать письмо.

   5.  Ну, вот как бывало: от бесчеловечья вся сердечная жизнь вкладывалась в

       какую – нибудь собачонку, и  жизнь этой собачонки становилась фактом

       безмерно более значительным, чем какое – нибудь величайшее открытие в

       физике, обещающее в будущем человеку даровой хлеб.

В 13

Тренировочные упражнения

1. Укажите бессоюзные предложения, в которых между частями ставится тире.

А) … хватила топором вышел нос хватила в другой вышли губы…

Б) Старший сержант молчал не надо мешать командиру принимать решение.

В) Картина была чудесная около огней дрожало и как будто замирало упираясь в темноту круглое красноватое отражение…

Г) Сыр выпал с ним была плутовка такова.

2. Укажите бессоюзные предложения, в которых между частями ставится двоеточие.

А) И вдруг слышу доносится чей – то шепот.

Б)  Дунул ветер все ожило.

В) Смелые побеждают трусливые погибают.

Г)  У него на все  был готов ответ нужно сделать так – то и никак иначе.

3. Укажите бессоюзные предложения, в которых ставится  точка с запятой.

А) Мальчик прислушался над озером стояла такая же мертвая тишина как в лесу.

Б) Ночь в лесу как всегда ползла снизу из – под корней деревьев с застывших облаков еще  не слинял закатный румянец на дороге едва – едва различишь собственные сапоги.

В) Чиста небесная лазурь теплей и ярче солнце стало пора метелей злых и бурь опять надолго миновала.

Г) В продолжение утра и середины дня Оленин весь был погружен в арифметические расчеты сколько он проехал верст сколько остается до первой станции.

4. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

А) Дунул ветер, все вокруг дрогнуло, ожило, засмеялось.

Б) Варвара прислушалась – донесся шум вечернего поезда.

В) Куст заденешь плечом – на лицо  тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

Г) Вдруг позади нас в овраге раздался какой – то шум: кто – то спускался к источнику.

В 14

Тренировочные упражнения

  1. Укажите предложения с последовательным подчинением.

А) Ему хотелось чтобы солнце не взошло прежде чем он дойдёт до болота.

Б) В кабинете графа я опять уверился что первоначальное моё наблюдение было справедливо и что граф принадлежит к лучшим людям своего сословия так как его собрания книг сделали бы честь любому учёному.

В) Каждый раз когда приближалась осень начинались разговоры о том что многое в природе устроено не так как бы нам хотелось.

Г) Смотритель осведомился куда надобно было ехать и объявил что лошади присланные из Кистенёвки ожидали его уже четвёртые сутки.

  1. Укажите предложения с параллельным подчинением.

А) Когда Лёвин зарядив ружьё тронулся дальше солнце хотя ещё и невидное за тучами уже взошло.

Б)  Когда она прошла мимо нас от неё повеяло ароматом которым дышит записка милой женщины.

В)  Кто не бывал в тайге Уссурийского края тот не может себе представить какая это чаща какие это заросли.

Г)  Паром продвигался с такой медлительностью что если бы не постепенная обрисовка его контуров то можно было бы подумать что он стоит на одном месте или же идёт к тому берегу.

  1.  Укажите предложения с однородным подчинением.

 

А) Ему казалось что он в игрушечном домике и начнёт сейчас играть с этой белой мебелью.

Б) То ему представлялось что русские бегут то он сам убит…

В) Каждый знает как  легко подниматься по осыпям и как трудно по ним спускаться вниз.

Г) Теперь он знал что такое бой и что такое смерть и что такое страх.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личный помощник - справочник по русскому языку и литературе

"Личный помощник" - это справочник по русскому языку и литературе, который содержит опорные схемы и памятки для учащихся, родителей и студентов.  Весь материал представлен пятью блоками...

Справочники ФГОС основного общего образования

Скачать:Справочники ФГОС    Очень полезный материал на этом сайте.Посмотрите и прочтите! Во-первых - универсальность. Во-вторых - соответствие ФГОС....

интерактивный справочник по технологии

Этот справочник был разработан как творческий проект вместе с ученицей 10 класса.может использоваться на уроках технологии для повторения некоторых тем...

Справочник по геометрии 7-9 класс

Цели и задачи создания справочника:•систематизировать материал по основным математическим понятиям и формулам школьного курса алгебры; •создать учащимся условия для беспроблемного решения многих...

Справочник по алгебре 7-9 класс

Математика — довольно интересная наука. Она дает нам средство для решения, казалось бы, настолько абстрактных задач, что представить их физическое решение затруднительно. Чего стоит кубический к...

Методические рекомендации по работе со справочником по математике. Справочник по математике (геометрия). 5 – 9 классы: для учащихся специальных (коррекц.) общеобразоват. шк. / А. Г. Саламатова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.

Методические рекомендации по работе со справочником: Справочник по математике (геометрия). 5 – 9 классы: для учащихся специальных (коррекц.) общеобразоват. шк. / А. Г. Саламатова. – М.: Гуманитар...