Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Сегодня по всей России, в том числе и на Кубани, идет широкомасштабная реализация приоритетного национального проекта «Образование». Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

Урок №1                                                                                                                                                                     Урок на тему:  "Виды предложений по цели высказывания".

Цели урока:

обучающая:

ознакомить уч-ся с видами предложений по цели высказывания;

учить распознавать предложения по цели высказывания;

интонационно правильно произносить повествовательные и побудительные предложения;

использовать побудительные предложения с учётом речевой ситуации.

воспитывающая:

на материале урока воспитывать бережное, заботливое отношение к природе;

помогать друг другу в учёбе;

развивающая:

развивать умение правильно строить;

повествовательные, вопросительные, побудительные предложения;

использовать эти предложения в своей речи.

                                                     Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

1-я группа проверяет упр. 135 (1) по доске. Проверяют каждое предложение.

Вопросы:

- Проверьте, как вы написали слова тишина, розовеет, горизонт. Найдите в тесте слова с предлогами, проверьте, как вы их написали.

- Прочитайте предложения, которые соответствуют схемам.

2-я группа проверяет упр. 136 по листкам для самопроверки, при этом ученики меняются своими тетрадями, так как проверять другого гораздо интереснее и работа идёт более результативно. Эти листки нужно заранее распечатать каждому ученику.

Вопрос всему классу (не нужно демонстративно проводить разделение класса на разноуровневые группы, иногда дети из слабых групп оказываются сообразительнее, чем дети сильной группы):

- Найдите в упражнениях домашней работы и прочитайте предложение с одним главным членом.

-Теперь тетради с домашней работой положим на край стола.

III. Фронтальный опрос.

-Ребята, как связываются слова в предложении? (Грамматически)

Из скольких главных членов может состоять грамматическая основа предложения? (Из двух или одного). Приведите примеры.

Какие знаки препинания стоят в конце предложения? (!, ?, .)

IV. Новый материал.

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какую большую тему мы с вами изучаем?

- С чем мы уже познакомились?

- А сегодня мы продолжаем дальше говорить о предложениях, мы узнаем о новой характеристике предложений.

- Откройте учебник на стр. 55. Прочитайте название параграфа № 28. Это и есть тема нашего урока на сегодня. Запишите её в тетрадь. Подчеркните.

- Скажите мне, пожалуйста, как вы понимаете слова цель высказывания? (С какой целью мы говорим это предложение, для чего)

- А где же можно узнать о том, как разделяются предложения по цели высказывания? (В учебнике)

- Какой значок поможет нам найти устный материал? (Оранжевая черта)

- Найдите и прочитайте параграф. (Жужжащее чтение)

- Лучше разобраться в материале нам поможет компьютер, но и вы должны будете работать.

(Презентация).

- Итак, мы узнали, что предложения разделяются по цели высказывания.

- С какими предложениями по цели высказывания мы познакомились? (Пов., побуд., вопрос.)

V. Зарядка для глаз. (Смотрим влево, смотрим вправо, вверх – вниз, пол-оборота по кругу влево; всё заново, только пол-оборота по кругу вправо)

V. Закрепление                                                                                                                                                                 - У вас на столе лежат листочки с текстом. Послушайте его внимательно, следите за мной. (Чтение текста).

- О чём просят нас в тексте? А у вас есть дома кормушки?

- Определим тему текста (природа, птицы).

- Основная мысль (нужно заботиться о птицах зимой, сделать им кормушки).

- Подумайте, какой заголовок подойдёт к этому тексту? (Покормите птиц, Наши соседи, Птицы).

- Запишите его в тетрадь.

- Прочитайте мне предложение, в котором содержится просьба.

- Как называются такие предложения? (Побудительные)

Задания по группам.

1-я группа записывает это предложение в тетрадь.

2-я группа придумывает свое предложение (просьба о бережном отношении к природе).

Все вместе находим грамматическую основу в обоих этих предложениях.

- Подумайте, как же нужно читать такие предложения? (С побудительной интонацией). Давайте прочитаем предложения.

- Чем отличаются такие предложения от всех других? (Содержат просьбу)

- Посмотрите внимательно на слова в этом предложении. Какие орфограммы вы здесь видите? Как проверить безударные гласные, как пишутся слова с предлогами, обозначьте приставки в словах сделайте, перезимовать.

- Какие ещё предложения мы увидели в тексте? (Пов., вопрос., воскл.)

Давайте их найдем.

1-я группа записывает вопросительное предложение.

2-я группа – повествовательное.

- Найдём грамматическую основу в каждом. 1-я гр. находит основу на листке повест. предложения, а 2-я гр. – вопросительного.

- Прочитаем эти предложения (напоминаю об интонации).

VI. Ф И З М И Н У Т К А .

(Физминутка подойдёт любая, направленная на позвоночник: скручивание, растягивание, сгибание. Ребята сидели, поэтому страдает, прежде всего, позвоночник.)

Продолжаем урок.

- Вы уже обратили внимание, что в тексте есть восклицательные предложения. Прочитайте их.

- Попробуем определить, какое это предложения по цели высказывания? (Повествовательное)

- Заполним таблицу, которая лежит у вас на парте. Этой таблицей мы будем пользоваться на других уроках.

- Мы говорили сегодня с вами о том, что нужно помогать птицам, сделать для них кормушки. А разве только птицы нуждаются в помощи? Придумайте предложения, в которых содержится просьба беречь цветы, лес, животных (одно из предложений записать, найти грамматическую основу, прочитать, соблюдая интонацию).

- Придумать повествовательные и вопросительные предложения, записать одно из них, найти грамматическую основу, прочитать. (Предложения должны быть о природе)

- С помощью текста о птицах мы познакомились с разными видами предложений. Назовите эти предложения.

VII.  Домашнее задание.

- Закрыть тетради, открыть дневники: параграф 28 или таблица помогут повторить материал урока;

1-ягруппа упр. 139, внимательно прочитать задание, разобрать (прочитать так, как требует учебник, найти слово с приставкой, записать, обозначить приставку).

2-я группа упр. 141 или составить текст по образцу (о бережном отношении к лесным цветам, речке, деревьям и т.д.).

Приложения:

Текст, по которому ребята работали во время урока.

Таблица для заполнения устного материала.

Презентация по теме “Виды предложений”.

Литература.

№ 1. Текст

    Рядом с нами живут соседи. Знакомы ли вы с ними?

    Рано утром они весело щебечут под окнами наших домов. Узнали?

    Конечно, это птицы. Серенькие воробышки, проворные синички в чёрных шапочках, коричневые овсянки. Летом в лесу слышим стук дятла, а зимой прилетят красногрудые красавцы-снегири.

   Эти птицы живут с нами и зимой, и летом. Сейчас осень, и у птиц много корма. Но наступит зима, засыплет снегом лес и поле. Птицам нечего будет есть. А ведь не так страшен мороз, как голод.

   Сделайте же для птичек кормушки. Помогите им перезимовать. И как же весело они запоют для вас весной и летом!

 

№ 2 Таблица

Виды предложений

Цель высказывания

Интонация

Знак в конце предложения

                                                                                                                                                                                                                       

№ 4.

Литература

Тетрадь по русскому языку для 5 класса. Г. А. Богданова.

Уроки русского языка в 5 классе. Г. А. Богданова.

Учебник “Русский язык” 5 класс. Т. Ладыженская.

“Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса”.

Урок № 2                                                                                                                                              "Действительные и страдательные причастия"

Цели и задачи урока:

дать понятие о действительных и страдательных причастиях; развивать пунктуационные навыки; повторить безударную проверяемую и непроверяемую гласную, времена глаголов;

продолжить прививать навыки успешной сдачи ЕГЭ.

Методы: объяснение учителя, частично-поисковый, самостоятельная работа, работа с учебником, таблицей.

Оборудование: таблица, индивидуальные карточки, учебник.

                                                                    Ход урока

1. Организационный момент.

2. Лингвистическая разминка (групповая работа).

– В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая ударением гласная в корне?

                                                                                                            2 группа

            1 группа                                                               а) ст…нционный, пол…скать

а) т...лежка, к…мпьютерный                                          б) т…мнота, к...юта

б) с…деющий, к…дировать                                             в) к.роткий, проб.рат            

в) пол…жение, прод…вать                                              г) ф…гурный, св...зать

г) к…мпания (людей), докр...сна        

– В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая ударением гласная в корне?                 3 группа                                                                                          4 группа

а) р…скошный, в…риант                                                  а) р...вноправие, ин...циатива

б) к…мпьютер, пр...цедура                                             б) к…мпьютер, пр...цедура                                                                              

в) д...агностика, амн...стировать                                   в) бл…стеть, натв...рить

г) пл...вчиха, предпол...гать                                            г) проф…ль, в...льсировать    

(Из каждой группы к доске по очереди выходят ученики, находят нужный ряд и объясняют правописание каждого слова.)

3. Презентация нового материала.

1) Опрос-повторение.

– Что такое причастие?

– Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия?

2) Постановка целей урока.

– Сегодня мы узнаем, что причастия бывают действительными и страдательными, и научимся их различать.

3) Практикум.

Запись предложений под диктовку в тетрадях и на доске.

а) Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.

б) Тайга источала густой запах прелой древесины, приправленный ароматом плесени.

– Назовите причастия (покрывающих, приправленных).

– Кто совершает действия в каждом причастии?

-Сам предмет.

-Действует другой предмет.

– Таким образом, признак, который возник в результате действий самого предмета – действительные причастия, а признак, который возник под действием другого предмета – страдательные причастия.

4) Чтение правила в учебнике на странице 38.

– Действительные и страдательные причастия могут быть только настоящего и прошедшего времени. Данные причастия образуются от глагола– инфинитива при помощи определенных морфем.

– При помощи какой морфемы образовалось действительное причастие покрывающих? (суффикс -ющ-)

– Страдательное причастие приправленных? (суффикс -нн-)

– Рассмотрим таблицу “Действительные и страдательные причастия”

– Обратите внимание на то, что действительные причастия содержат шипящие суффиксы, а страдательные причастия их не содержат.

– Перепишите таблицу в общую тетрадь для подготовки к  ЕГЭ.

4. Практика под руководством учителя.

1) Записать в два столбика действительные и страдательные причастия, образованные от данных глаголов, обозначить суффикс.

Исполнять, сооружать, творить, облаивать, изменять, освежать.

2) Выполнение упражнения 83.

3) Работа по индивидуальным карточкам (групповая форма работы).

1-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.

а) на пестреющем лугу;

б) о движущемся предмете;

в) опавшие с тополя;

г) отнятая игрушка;

д) разлившаяся по небу.

2-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.

а) написанная учеником;

б) распиленная плотником;

в) ведущая в парк;

г) посаженные весной;

д) опрокинутый котенком.

3-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.

а) плескавшиеся волны;

б) построенный дом;

в) проверенная учителем;

г) летящим самолетом;

д) переданная людям.

4-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.

а) засыпанные аллеи;

б) покрашенный забор;

в) сидящая девочка;

г) борющийся за свободу;

д) рассказывающий о путешествии.

5. Самоконтроль, самооценка, взаимооценка учащихся.

6. Подведение итогов урока.

– Какие причастия называются действительными?

– Какие причастия называются страдательными?

– От каких морфем образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

7. Домашнее задание. § 14, упражнение 84.

Урок № 3                                                                                                                                                             Тема: "Вводные слова "с использованием технологии деятельностного метода.

Цели урока:

Дидактическая: ввести понятие вводных слов как средство выражения субъективной оценки высказывания; способствовать выработке навыков постановки знаков препинания при вводных словах.

Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, развитию умений находить вводные слова в тексте, определять их значение; развивать память, умение слушать другого и понимать его речь.

Воспитательная: воспитывать аккуратность выполнения записей на доске и в тетрадях; формировать любознательность, пробуждать интерес ко всему, что нас окружает.

                                                     Ход урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я вижу, что у вас хорошее настроение, и оно останется в течение всей работы.

- Открываем тетради, записываем дату. Классная работа.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

-Обратите внимания на предложения, записанные на доске.

-Прочитайте эти предложения, перепишите их в тетрадь.

-Произведите синтаксический разбор данных предложений. Но только по членам предложений (без характеристики).

                                      На доске записи:

Первый ряд

Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно.

Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца.

Второй ряд

В результате быстрого таяния снега возможно наводнение.

В мае возможно будут заморозки.

Третий ряд

Удостоверение, выданное секретарем, действительно до конца года.

Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода.

(Во время данной работы трое учеников работают у доски. Выполняют синтаксический разбор предложения).                                                                                                                                                                                 -Давайте проверим.

Один ученик работал у доски, подчеркнул грамматическую основу, второстепенные члены предложения.

Упражнение (что должно быть сделано?) должно быть выполнено (как?) чисто и аккуратно.

Слова должно быть являются сказуемым.

Другой ученик работал со вторым предложением, записанным на центральной доске.

Наводнение (каково?) возможно. Возможно в результате чего?

В результате таяния снега. В данном предложении слово возможно является сказуемым.

Третий ученик работал с предложением, записанным на доске с правой стороны.

Удостоверение (каково?) действительно(насколько?) до конца года.

Слово действительно является сказуемым, потому что связано с подлежащим и отвечает на вопрос сказуемого.

-Молодцы!

-А теперь давайте рассмотрим вторые предложения, записанные на доске.

К доске выходят другие ученики и пытаются разобрать данные предложения по членам.

Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца.

Выделяем грамматическую основу предложения:

Ученик (что делал?) торопился и (что сделал?) не продумал.

Не продумал (что?) задания.

Затруднения вызвало слово должно быть.

-Возникает вопрос: "Каким членом предложения является это слово?"

Разбираем следующее предложение: В мае возможно будут заморозки.

Выделяем грамматическую основу предложения:

Заморозки (что будут делать?) будут. Будут (когда?) в мае.

Возникает вопрос: "Каким членом предложения является слово возможно?"

Разбираем последнее предложение: Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода.

Выделяем грамматическую основу предложения:

Погода (что делала?) стояла. Стояла (как долго?) в течение всего сентября.

Возникает вопрос: "Каким членом предложения является слово действительно?"

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

-Ребята, а почему мы не смогли определить, какими членами предложения являются слова должно быть, возможно, действительно, во вторых предложениях, записанных на доске?

(К данным словам нельзя задать вопрос, не связаны грамматически с другими членами предложения, произносятся с определенной интонацией).

- Попробуйте изменить место этих слов в предложении. Где могут стоять такие слова в предложении? Изменится ли от этого смысл предложений?

(Данные слова можно поставить в любое место предложений и смысл не изменится).

- Так какова же цель нашего урока?

-Определить, как называются такие слова.

-Каково значение данных слов, зачем они нужны в предложении?

-Построение выхода из затруднения.

-Давайте вспомним, что мы узнали о данных словах, как их можно назвать, зачем они нужны в предложении?

(Учащиеся вспоминают то, о чём уже говорили).

     В это время учитель вывешивает на доску признаки данных слов (не являются членами предложения, могут стоять в любом месте предложения, не связаны грамматически с другими членами в предложении).

-Ребята, как вы думаете, зачем они нужны в предложении?

(При помощи этих слов говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает).

-Что выражает слово возможно в предложении?(Слово возможно выражает меньшую степень уверенности).

-Что выражает слово действительно в предложении?( Слово действительно выражает большую степень уверенности).

- Как вы думаете, как можно назвать такие слова?

(Могут быть разные варианты).

- Тогда какую тему урока запишем?

(Могут быть разные варианты).

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

-Мы сказали, что в русском языке существуют специальные слова, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

-Давайте откроем учебник на странице 163 и посмотрим, как называются такие слова. Прочитайте определение вводных слов, рассмотрите таблицу со значениями вводных слов. Какие значения имеют вводные слова?( Учащиеся называют различные значения вводных слов, приводят примеры).

- Предлагаю вам выполнить следующее задание: 1)  из упражнения 364 выпишите 1, 4 предложения, расставьте знаки препинания. Найдите вводные слова, определите их значение.( Один ученик выписывает на доску 1 предложение, второй - 4 предложение).

2) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Найдите карточку № 1. Там записаны предложения. Вам нужно расставить знаки препинания, определить значение вводных слов.

     Учащимся предлагаются карточки, с записанными предложениями. В первой карточке знаки препинания не расставлены, во второй дан образец постановки знаков препинания и значение вводных слов.

По мнению тренера наша команда победит.

Итак завтра будет интересная лекция.

К несчастью был сплошной туман.

- На выполнение данной работы вам отводится 3 минуты.

-Проверяем по образцу (карточка № 2).

- Выполните самопроверку: если всё верно, то "+", если неверно, то " ? " .

- Давайте проверим каждое предложение. Поднимаете красную карточку, если верно, синюю, если неверно.

   Во время проверки учитель быстро фиксирует количество ошибок - синих карточек, записывает на доске. Разобрать ошибки, сравнить с таблицей значений вводных слов.

- Но не переживайте, у вас в дальнейшем всё получится. Значит, есть над чем нам работать.

  1. Рефлексия деятельности на уроке.

- Ребята, что вы нового узнали на уроке?

(Ещё раз проговорить о вводных словах, их значении).

- Кто сможет найти вводное слово в предложении и определить значение вводного слова?

-  Что ты нового открыл для себя сегодня на уроке?

- Над чем ещё надо поработать?

- Оцените свою деятельность на уроке.

  1. Самооценка.

       Все понял, могу выполнять задания самостоятельно и могу объяснить новый материал другому ученику.

       Все понял, могу выполнять простые задания, но другому ученику объяснить пока не готов.

       В основном понял новый материал, могу выполнять задания по образцу, могу объяснить с помощью учителя.

       -Перед вами лежат листочки, в которых вы можете отметить то высказывание, какое считаете нужным.

- Спасибо за работу. До свидания.

  1. Домашнее задание: Упражнение 366 или составить шесть предложений, включив в них вводные слова с различным значением.



Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Сегодня по всей России, в том числе и на Кубани, идет широкомасштабная реализация приоритетного национального проекта «Образование». Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.  Медицинские исследования  последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. За годы школьного обучения  и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Каждый из нас знает, что сегодня  в листе здоровья  на предпоследней страничке журнала почти нет  детей, у  которых была бы запись «здоров». Поэтому одной из приоритетных задач                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий,  устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

     Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. К каждой из этих составляющих можно подобрать как педагогическое,  так и медицинское определение. Взгляд на здоровье можно представить  в виде четырехкомпонентной модели как совокупности соматического, физического,  психического и нравственного компонентов.

       Что может сделать учитель на уроках русского языка и литературы? Прежде всего, учитель не должен  допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока включать многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, а у учащихся формирует оценочное суждение.    Видами релаксации могут быть различного рода  движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации учитель не ставит перед учащимися цель – запомнить программный  материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров. 1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе. 3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д.

  Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего,  на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. То есть в центр образовательной системы необходимо поставить  личность ребёнка, стараться обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Для сохранения здоровьесбережения  можно использовать и педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся позволяет и использование на уроках  технологии  уровневой дифференциации обучения. Один из способов работы по данной технологии - групповая работа. Класс делится на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей  к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и  приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям «слабой» группы. Можно применять также различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что  позволяет избежать монотонности на уроке. Спокойная, доброжелательная обстановка урока положительно влияет на работоспособность учащихся.

   Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование  компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране,  требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий  характер. В своей практической деятельности я использую, например, грамматические сказки, разного рода презентации, работу с ЦОР.  Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но  дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить  индивидуальное задание на тренажерах по русскому языку. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа  материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.

   Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий   является  творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.  Например, можно использовать «линию времени». В начале изучения новой темы  продемонстрировать слайд, на котором  начерчена «линия времени» с обозначенными на ней этапами изучения материала, формами контроля. Учитель рассказывает  о самых важных периодах работы, требующих от учащихся особого внимания. Линия времени позволяет ученикам  увидеть, какой материал они должны усвоить, определить срок изучения темы.  Это позволяет детям заранее настроиться на изучение нового материала, правильно распределить свои силы. Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, с использованием ролевых игр, инсценирования, написания текстов по началу или по заданным рифмам.

  По-прежнему основной формой организации учебы является урок, на котором учитель должен задействовать все свое умение, знания,  опыт, для того, чтобы «вдохновлять каждого ученика радостью мышления, стремлением к богатой жизни в мире мысли» (Сухомлинский). На каждом уроке  должен рождаться интерес к предмету, захватывающий сердца и мысли детей. Каждый новый урок- это  ступень в знаниях ученика, вклад в развитие его духовной, умственной культуры. Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой  посильный вклад  в сохранение здоровья молодого поколения  должен стремиться внести каждый учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроке русского языка"

Презентация с методическими рекомендациями проведения урока русского языка по здоровьесберегающим технологиям, физминутка для учащихся 5-6 классов....

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...