Обучение новой форме общения - СМС.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

При закреплении различных видов сложноподчиненных предложений и знаков препинания в них, а также для привития интереса к урокам русского языка, мною был разработан данный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_9_klass.zip1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Тема: Обучение новой форме общения – СМС.

(Употребление СПП с письменной речи учащихся.)

Цель: развитие интереса к познанию через виртуальное общение.

Задачи: 

Образовательные:  научить учащихся общаться при помощи СМС;

Развивающие:  развивать умение правильно строить СПП, предложения с  

        обращениями, вежливыми словами; слышать себя и  

        оформлять свои мысли;

Воспитательные: воспитывать уважение к собеседнику.

Оборудование: презентация, карточки с заданием, шаблоны сотовых телефонов.

Ход урока:

Язык не только лучший показатель

            общей культуры, но и лучший      

воспитатель человека.

Д. С. Лихачев

  1. Сообщение темы и целей урока.

В преддверии этого урока я провела анкетирование, целью которого было выяснить, любят ли учащиеся общаться и какой из способов общения они предпочитают. Да, учащиеся любят общаться и называют различные способы общения, одним из которых является общение при помощи СМС.

        Поэтому, изучая сложные предложения, сегодня мы будем учиться использовать их в нашей речи, а в частности в письменной, в написании СМС именно сложных предложений. А если быть точнее, научимся новой форме общения - СМС с использованием СПП.

        Для многих это уже и не новая форма. Мы научимся правильно строить СПП, расставлять в них знаки препинания, употреблять вежливые слова в адрес собеседника, тем самым выражая свое отношение к тому, с кем вы общаетесь.

  1. Работа с эпиграфом.

Прочитайте эпиграф и объясните его значение.

  1. Повторение. (Лексическая разминка.)
  1. Предложение, в котором две или несколько основ. (Сложное.)
  2. Сложное предложение, в котором части связываются подчинительными союзами. (СПП)
  3. Независимое предложение в составе сложноподчинённого предложения. (Главное.)
  4. Зависимое предложение, подчинённое по смыслу и грамматически. (Придаточное.)
  5. Как называется разговор двух и более лиц? (Диалог.)
  6. Как оформляется диалог?
  7. Что такое обращение?
  8. Какие знаки препинания используются при обращении и в СПП?

Обращение к собеседнику – самый яркий знак, показывающий, что мы начинаем общаться. Вот почему в речевом этикете обращению уделяется большое внимание.

-  Что такое этикет?

Этикет – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

-  Одинаково ли вы обратитесь к знакомому и незнакомому собеседнику?

-  Чем отличается обращение к знакомому человеку? (Цель его не столько привлечь внимание, сколько выразить к нему свое отношение.)

     4.  Изучение нового материала.

        Для того чтобы написать СМС нам необходимо обратиться к тому, кому оно адресовано. А для начала скажите,

            - Что такое СМС? (Сообщение.)

SMS  (англ. Short Messadge Service  – служба коротких сообщений) – система, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения при помощи сотового телефона.

  1. SMS, как правило, доставляются в течение нескольких секунд. Отправитель может получить уведомление о доставке сообщения.
  2. Можно отправить сообщение на выключенный или находящийся вне зоны обслуживания телефон. Как только адресат выйдет на связь , он получит сообщение. Если отправитель получает уведомление о доставке, то таким образом можно определить момент выхода на связь получателя.
  3. Можно отправить сообщение абоненту, который в данный момент занят разговором.

История развития SMS весьма интересна. (Сообщение.)

        Начиналось же все в далеком 1991 году, когда институт стандартов в области телекоммуникаций (ETSI)  предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями. В декабре 1992 года инженер компании Vodafone Нейл Пэпуорс (Neil Papworth) со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS-сообщение, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством. На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру.

Новую перспективную технологию признали не сразу.

Примерно в конце прошлого века телефон постепенно стал превращаться из способа коммуникации менеджеров и профессионалов в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение SMS – оказавшаяся «мобилизованной» молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения.

В анкете вы назвали и такой вид общения, как через ММС.

- А что такое ММS? (Сообщение.)

ММS  (аббр. англ.  Multimedia Messadge Service – служба мультимедийных сообщений) – это система, позволяющая посылать и принимать мультимедийные (изображения, мелодии, видео) сообщения при помощи сотового телефона.

На данный момент времени в России этот сервис только начинает развиваться, и пока обмен ММС между операторами сотовой связи находится в начальной стадии.

ММS (Multimedia Messadge Service) – это сервис мультимедийных сообщений. Благодаря этой технологии появляется возможность отсылать и принимать на свой мобильный телефон и прочие устройства не только текст, но также графику, музыку и видео.

ММS во многом напоминает SMS (Short Messadge Service), но в отличие от последней обеспечивает обмен мультимедийными сообщениями. Это означает, что отправляемый текст может быть отформатирован, иллюстрирован рисунком (GIF и  JPEG) или фотографией, а при необходимости снабжен аудио- или видеоклипом (MPEG, MP3 и MIDI).

5.Упражнения для закрепления.

Упражнение 1.  Прочитайте предложения из СМС. Это сложные предложения. Составьте  и запишите СПП и расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их расстановку. Составьте схемы этих предложений.

  1. Буш дома звякни мне.

(Когда будешь дома, позвони мне.)

  1. Сижу в норе предки не пустили в клаб.

(Я сижу дома, потому что родители не отпустили в клуб.)

  1. Диск кот. Ты  взял Жеке дай.

 (Диск, который ты взял, отдай Жене.)

Упражнение 2. Прочитайте диалог двух друзей, представляющий собой СМС-переписку. Найдите в нем ошибки, исправьте их. В правую колонку запишите правильный ответ.

  1. Превед-) чувак
  2. Прет.
  3. Эй ты как дела
  4. Норм.
  5. Чво делашь?
  6. Ниче
  7. Чувила пшли гулять
  8. Ок.-)
  9. А ты чво?
  10. В комп рубаюсь, весело
  11. Кода дорубаеш пшли гулят?
  12. Лан. Бай
  13. Бай

- Назовите предложения с обращениями. (1,7)

- Назовите СПП. (11)

- Какие знаки препинания ставятся при обращениях и в СПП?

        Недопустимо коверкание русских слов и употребление жаргонизмов.

Прочитайте высказывание Н. И. Формановской: «Человек рождается, растет и очень быстро овладевает языком, не зная его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится и с тем, как устроен язык, из чего состоит и как функционирует. Если человека этому не учить, в его осмыслении, понимании культуры вообще, и своей национальной культуры в частности, наступит глубокое зияние».

Упражнение 3. Составьте и запишите СМС на заданную тему с помощью СПП и с использованием обращения.

  1. объясни маме свое долгое молчание…
  2. сообщи любимой девушке, когда ты ей позвонишь…
  3. напиши, за что тебе объявили благодарность…
  4. объясни учителю причину своего отсутствия в школе…
  5. договорись о месте и времени встречи с любимой…
  6. попроси денег у отца…
  7. пожелай здоровья бабушке…
  8. поздравь маму с днем рождения….
  9. Объясни другу, почему ты не отвечаешь на его звонки…

6.  Тест.

1. В каком году было отправлено первое СМС – сообщение?

        - 1992;                  - 2000;                  - 2002.

2. Придаточное предложение в составе СПП всегда стоит после главного?

        - да;                          - нет;                         - иногда.

3. Обращение в предложении всегда выделяется запятой?

        - да;                        - нет.

4. Как называется это изображение?

        - фото;                - картинка;                - смайлик.

5. Какой из них ты бы поместил в свое сообщение?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся».

Доклад на МО  «Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся»....

Поиск новых форм и методов обучения истории в условиях реализации ФГОС ООО второго поколения

Материалы выступления на педагогическом совете "Введение ФГОС второго поколения в основной школе: чему и как учиться учителю"....

ЛИНГВОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ (ДФО) ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Речевая деятельность, а именно, устная речь, проявляется в актах говорения и слушания, и является одной из основных целей обучения иностранному языку в школе, а также средством обучения, предшествуя ч...

Овладение непосредственной формой общения при обучении иностранному языку детей начальных классов первого года обучения

Расширение и качественные изменения характера международных связей нашей страны, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранный язык востребованным в практической и интеллектуальн...

Научная конференция "Первые шаги в науку". Тема : SMS – сообщения как новая форма общения 21 в.или Такие разные письма...

Научная конференци   "Первые шаги в науку".   Тема : SMS – сообщения  как новая форма общения 21 в.или  Такие разные письма......