Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Наума-грамотника
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Шестакова Наталья Анатольевна

Это мероприятие проведено в декабре и приурочено к Дню Наума-грамотника 14 декабря. Цель данного мероприятия: мотивировать интерес к изучению родного языка и родной истории, воспитывать любовь к русскому языку, расширять кругозор учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Шестакова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1

Г. Данилов Ярославской области

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня я пригласила вас на нашу новую встречу,  где вы продолжите знакомство с русской стариной, с жизнью, бытом и культурой наших предков. Мы проведём необычный урок, урок – игру, он посвящён двум событиям: Дню славянской письменности и Дню Наума Грамотника. День славянской письменности отмечается в мае, а вот День Наума Грамотника по народному календарю отмечается СЕГОДНЯ – 14 декабря. (Слайд №1)

Наум Грамотник считается покровителем ребят – учеников. Не зря говорят: «Батюшка Наум, наведи на ум». Этот день отмечался как праздник грамоты.

Обучение на Руси начиналось осенью, поэтому ко Дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы приглашали учителя, чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Дети тоже радовались. Они старались сдать этот экзамен успешно. Кому же хотелось опозориться перед отцом, да еще и нарваться  на наказание? Сегодня, накануне праздника, я думаю, что вы тоже покажете свои знания и не ударите в грязь лицом.

Вступление

Учитель:

Нынче к нам на урок

Поутру невесть откуда,

Глянь, прислали сундучок –

Чудо цвета изумруда,

В малахитовых разводах.

 Он окован серебром...СЛАЙД 2

Ученик:

Вот бы знать нам, что таится

В сундучке старинном том! —

Ученик: 

Может, в нем таится клад

И сокровища лежат?

Учитель:

Гляньте: грамотка на нем!

Мы сейчас ее прочтем.

СЛАЙД 3

«Здесь, дружок, таится клад

И сокровища  лежат.

А какие — угадай.

Но сундук не открывай,

А взгляни скорей на крышку:

Коли есть чуть-чуть умишка

И смекалки хоть на грош,

Надпись здесь ты разберешь.

Надпись хитрая гласит,

Что сундук в себе таит».

Сегодня мы не просто так пришли сюда, каждый из классов привёл с собой дружную команду Знатоков, которые и посоревнуются между собой за почётное звание «Грамотника», а зрители и товарищи будут активно помогать им в этой нелёгкой задаче.

1 задание командам

 Учитель: На крышке сундучка вразброс лежат буквы,  из которых нужно составить слово, и тогда вы узнаете,  что таится в нашем чудо - сундучке.

 Команды составляют слово «письменность».

Учитель: Правильно, это слово «письменность». Сегодня на уроке вы узнаете, как человек создал письменность, как появился русский алфавит. Вы узнаете много нового и вспомните все, что связано с русской письменностью. Итак, тема нашего урока «Сокровища сундучка» (слайд №4).

Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован: ну и «сокровище» — письменность! Вы, наверное, ждали монет золотых или камней драгоценных, а тут... И все же можно с полным основанием утверждать, что письменность — это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на две с половиной тысячи лет назад. Вот вам картинка из далекого прошлого.

 Сценка «Картинка далёкого прошлого».

Появляются скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.

Ски ф: Я принес тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел. (Подаёт поднос царю.) на слайде № 4 изображения

Ц а р ь: Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщать мне этим скифские вожди?

С к и ф: Мне велено передать это тебе молча и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит) 

Царь: Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать это послание доньне непокорных скифов. Уже сколько времени мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю — и все без толку! Неужели они решили сдаться нам? Мышь... она живет в земле. Лягушка... она живет на земле, а птица — в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу!

Гобрий: Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность и воинственность. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел».

Затем оба, недоуменно поглядев на предметы и пожав плечами, уходят.

Учитель: Вот так в древности и обменивались люди информацией, посылая с гонцами разные предметы или целые наборы предметов. И громоздко получалось, и не особенно понятно. И постепенно люди стали изобретать то, что лежит сейчас в нашем сундучке... Ой, да мы про него совсем забыли! А он ждет нас. Кстати, половину своих сокровищ сундучок подарит вам. Только сундучок этот не простой. Вот и сейчас крышка его на миг откроется — и сразу захлопнется. А уж как ее во второй, третий, четвертый раз открыть — сам сундучок нам подскажет. А пока нам надо успеть загадку отгадать и, когда откроется он — а это произойдет после того, как прозвучит правильный ответ, — надо успеть достать то, что лежит сверху.

Черные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд — сразу заговорят.

Учащиеся: Буквы.

Учитель: Вы правильно отгадали, наш сундучок открывается.

После отгадывания загадки крышка сундучка откидывается(МЕНЯЕТСЯ СЛАЙД №8), ученик достает оттуда плакат: по окружности расположены буквы, окрашенные через одну в два цвета: МКЕИФРОИДЛИЛЙ, внутри круга – изображение книги.

Учитель: В нашем сундучке – какие – то разноцветные буквы (показывает на НОВЫЙ СЛАЙД№9).

 Ученик:

«И слова здесь — не простые

И секрет в себе таят.

Выбирай из них любые —

Вперемешку и подряд.

Раз – и фраза получилась,

Крышка — раз! — и приоткрылась.

И тогда уж не зевай,

Что успеешь — доставай!»

2  задание командам

Учитель: Итак, снова командам задание: составляем  рассыпавшиеся пословицы и записываем их на свои листы. Какая команда закончит первой, та и первая отвечает. Болельщики тоже тихо могут записывать пословицы, но чур – не подсказывать игрокам.

Зачитываем пословицы, которые получились. Если команда составила не все пословицы, то болельщики 1 раз могут ей подсказать.

Пословицы:

  1. Всяк кулик своё болото хвалит.
  2. И волки сыты, и овцы целы.
  3. На безрыбье и рак рыба.
  4. Соловья баснями не кормят.
  5. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  6. Видна птица по полёту.

 Учитель: Вот сундучок наш снова приоткрылся и показал следующий предмет

 (СЛАЙД 10)

Вот посмотрим какие из вас говоруны: попробуйте отгадать зашифрованную здесь скороговорку и произнести её очень быстро. (игра с залом)

СВИРИСТЕЛЬ СВИРИСТИТ СВИРЕЛЬЮ

НА СЦЕНУ ПОДНИМАЮТСЯ ДВА УЧЕНИКА:

1-й учащийся. Хорошо бы посмотреть на древнерусскую школу!

2-й учащийся. А я такие слова знаю волшебные – куда хочешь перенесут.

1-й учащийся. Не бывает таких слов!

2-й учащийся. Не бывает? А вот послушай (шепчет на ухо).

Занавес открывается. На сцене лавка, на которой сидят ученики. Перед ними за столом – дьякон.

Дьякон. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. В ученье книжное явились? А рядиться мне с кем?

Ученики шепчутся.

Дьякон. Что, дерзить мне? Супротив учителя молвить? (Бьет плеткой.)

Ученик. Простите!

Дьякон. То-то же, чадо! (подает книгу.) Склады разумеешь? Читай!

Ученик. Аще научише себе во младости, то будет ти покой и честь во старости.

Дьякон. Как ты читаешь, собачий сын! Изыди вон! (Хватает за ухо, вытаскивает из-за стола.)

Занавес закрывается. Выбегают учащиеся.

1-й учащийся. Кошмар! Вот это учитель! Чуть что – драться!

2-й учащийся. А мы еще на своих учителей обижаемся! Дисциплину нарушаем!

1-й учащийся. А может, нам вместо «двойки» – розгу?!

2-й учащийся. Ой, не надо! Лучше в нашей школе учиться! Без розг и без дьякона!

1-й учащийся.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, –

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

2-й учащийся.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Учитель: Вот видите, ребята,  как  проходило обучение в старорусской школе. А вы знаете, почему такие необычные названия букв. Откуда они взялись?

Конечно, это названия букв славянской азбуки, которая появилась на Руси ещё  в 863 году. По заданию моравского князя Ростислава два брата — ученых монаха — составили славянский алфавит. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами — для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. Они же перевели на старославянсквй язык несколько важнейших церковных книг. За этот подвиг братья позже, уже после их смерти, были объявлены святыми, и день этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности.

Учитель: Имена этих братьев зашифрованы на нашем экране-ключе, с помощью которого мы открываем наш сундучок. Кто первым расшифрует и прочтет их?

Буквами одного цвета записано имя Кирилл, другого — Мефодий. Расшифровывая первое имя, надо читать буквы одного цвета, а сначала — найти, с какой из них начинается слово в круге.

Ученики: Кирилл и Мефодий.

Учитель: Посмотрите на экран, вы видите памятник Кириллу и Мефодию в Москве (слайд № 11). От имени одного из братьев было образовано и название древней славянской азбуки — кириллица, вот так она выглядела
(слайд № 12). Так и появилась в славянских странах своя письменность. Шло время, она изменялась, совершенствовалась, исчезали буквы, которые оказывались лишними, изменялось начертание букв. Каждый славянский народ изменял ее по-своему, приноравливая к своему языку. И если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500, даже 100 лет назад, то очень многое не поймем. Давайте заглянем в тот уголок сундучка, который хранит письмена тех далеких дней. Итак, снова составляем три слова.

СЛАЙД 13

— А теперь ответьте на вопросы:

1.Как вы думаете, сколько букв записано здесь?

Ученик: Всего четыре. В старину названия у славянских букв были длинные и напоминали слова.

2. Какое слово можно составить из этих четырех букв?

Ученик: Беда.

З. Кирилл и Мефодий придумали одно новое славянское слово, составив его из полных названий двух славянских букв с этих листов. Кто первым назовет это слово?

Ученик: Азбука.

Учитель: Буквы на плакате — это знакомые вам, дошедшие до нашего времени буквы, только сократившие свои названия сейчас: буки – б, аз – а… А вот около десятка букв из той первой славянской азбуки вообще не дошли до нашего времени, исчезли из нее.

Слайд 14

«В любой старинной книжице

Могли вы прочитать

Такие буквы: «ижица»,

«Фита», «омега», «ять»,

И букву «пси»,

И букву «кси»,

«Зело», а также «ер».

Писали люди на Руси

Их на какой манер?»

3  задание командам

Попробуйте себя в роли переводчика или толмача, как сказали бы наши предки

Каждой команде даётся запись на древнерусском языке. Нужно записать эту фразу на современном языке. СЛАЙД 15

1.

Перевод: В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

4  задание командам

Древнерусская школа учила детей быть послушными, однако дети во все времена любят пошалить. Однажды археологи, изучающие древности Великого Новгорода, нашли кусочек бересты с написанными, вернее процарапанными в два ряда буквами. Это оказалась шутка — загадка, которую мы попробуем отгадать. СЛАЙД 16-17

Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т

Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А

Ключ к загадке: нужно читать по вертикали сначала букву первой строки, затем букву второй и так до конца. В результате получается: «Невежя писа, не дума каза, а хто се цита...» («Невежа писал, не думая, сказал, а кто читает…»)

Учитель. Не правда ли напоминает известную детскую шутку: «Кто писал, не знаю, а я — … читаю...»

Учитель: Эта дразнилка в современном языке известна в таком виде (прочитаем все вместе): «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю». Теперь понятно, что на оторванном клочке бересты были какие-то обидные слова в адрес читающего головоломку, вот он и порвал его. В таком виде и нашли бересту в наше время ученые. А теперь вернемся от проказ маленьких школяров к древней русской книге. Книг на Руси требовалось все больше и больше, писцы не успевали их переписывать, хотя и шрифт постепенно начали упрощать. И опять прослышали ученые люди, что в чужеземных странах научились книги печатать с помощью специального станка. И вот в 16 веке такой станок был создан и на Руси замечательным русским мастером, фамилия которого тоже хранится в этом сундучке. Откроем его нашим способом, с помощью слов, и достанем... еще одну шифрованную запись. Иван Фёдоров   СЛАЙДЫ 18-19

Вспомним того, кто повинен в сегодняшнем празднике НАУМА-ГРАМОТНИКА

По давнему заведенному обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум - грамотник.  Значит, в школу дети шли 14 декабря, а не 1 сентября.

Для нерадивых учеников сложили пословицу:

«Фита, ижица - плетка ближится».

А сейчас  загадки об ученье:

Какая водица только для грамотных годится?

(чернила)

Хорошо видит, а слепой.

(неграмотный)

Жалованья не получаю, а учу днем и ночью.

(книга.)

Давайте вспомним поговорки о грамоте:

  1. Пророк Наум поставит ………………………….на ум.
  2. Голова без ума, что фонарь …………………….без свечи.
  3. Кто грамоте горазд, тому ……………………….не пропасть.
  4. Корень учения горек, да плод …………………..его сладок.
  5. Красна птица перьем, а …………………………..человек - ученьем.
  6. Не учась,  и лаптя не ……………………………..сплетешь
  7. Аз, буки и веди -  страшат, ……………………….что медведи.

Учитель: Вот, ребята, и добрались мы до самого дна нашего сундучка. Глубоким  оказался сундучок, и много смекалки, знаний и любознательности потребовалось проявить нам, чтобы докопаться до того, что лежит на самом его две. А что же там? Во – первых, здесь пожелание вам от Наума Грамотника, давайте мы его прочитаем все вместе:

В книгах — своя глубина.                   СЛАЙД 20

Кто доберется до дна.

Тот и получит в награду

Слов драгоценные клады

Вы все сегодня успешно показали свои знания, поэтому награды вручаются всем.

Каждому пятикласснику вручается удостоверение Грамотника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Святого Валентина.

 Я - учитель начальных классов, но, т.к. сама очень люблю петь, решила провести у старшеклассников внеклассное мероприятие " О любви немало песен сложено", посвящённое Дню Святого Валентина. Буду рада...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Международному женскому дню 8 Марта

Цели:  1). Воспитание любви к родителям, гордости  за своих матерей....

Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Всероссийскому Дню баяна и аккордеона «Музыкальный сюрприз»

Это сценарий мероприятия для учащихся народного отделения школы искусств и их родителей. Мероприятие проводится во время празднования Всероссийского Дня баяна, аккордеона и гармоники, который ежегодно...

методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого М. Ю. Лермонтову

Аннотация Данное мероприятие -  урок-концерт – является внеклассным, не входит в рамки школьной программы по литературе. Главной целью  урока является развитие УУД: личностных, познавательны...

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО РОЖДЕСТВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (21 СЕНТЯБРЯ)

Цели:        обучающие:      расширить знания и представления учащихся об истории возникновения праздника Рождества Пресвятой Бо...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Международному женскому дню 8 Марта

      Методическая разработка внеклассного мероприятия содержит как теоретические, так и практические материалы по организации воспитательного процесса  в  Центре ...

методическая разработка внеклассного мероприятия посвящённого 20 летию конституции

Внеклассное мероприятие построенное в форме игры "Умники и умницы"...