Наклонение глагола
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме

Урок рассчитан на 2 академических часа. Предполагается использование дополнительной литературы. Ребята выполняют исследовательскую работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка.

Работа построена таким образом, что ребята ,объединившись в группы, вместе справляются с заданиями. Тема  рассчитана на 2 спаренных урока. Дети не утомляются, так как делают всё вместе.

 Тема “Наклонение”

Цели:

1) определить особенности каждого наклонения;

2) развить навык нахождения глаголов в тексте;

3)продолжить систематическую работы по развитию речи.

Оборудование: солнышки, на лучиках которых написаны задания, толковый словарь, учебники по русскому языку, палитра для выставления оценок.

Ход урока

I.Огранизационный момент. Слово учителя.

Здравствуйте. Сегодня у нас с вами нестандартный урок, т.к. вы распределены на группы. Цель урока:провести исследовательскую работу, это новый тип урока для вас. Вам необходимо будет сопоставить материал в двух книгах и сопоставить сведения. Тему урока мы определим позже.

II.Основная часть. Исследовательская работа.

Перед вами текст. Я сейчас его прочту, вы внимательно следите.(текст перед каждым учеником и на проекторе)..  Ваша задача: определить

 1) основную мысль ( т.е. о чём говорится) ( на Солнце нельзя смотреть невооружённым глазом или обычным биноклем);

2) тип текста (повествование);

3) стиль (научный);

4) озаглавить;

5) определить позицию автора. Слайд 2.

Текст. Слайд 3.

1.Со́лнечная систе́ма — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг неё.

2.Солнечная система входит в состав галактики Млечный Путь 3.Наблюдение Солнца требует использования специального оборудования и специальной подготовки перед наблюдением. 4.Это обусловлено тем, что Солнце имеет достаточно большую яркость, то есть, следовательно, светосила телескопа должна быть не очень большой. 5.Хотя здесь следует отметить, что Солнце является не самой мощной звездой во Вселенной, а ее яркость обусловливается лишь близостью к Земле (поэтому наша Звезда светит 500 000 раз ярче полной Луны). 6.Именно из-за этой яркости не наблюдайте Солнце днем невооруженным глазом или обычным биноклем и телескопом: это вредно и опасно для зрения. 7.Для этого требуются специальные затемняющие светофильтры, которые приглушали бы солнечную яркость. 8.Они устанавливаются перед объективом бинокля или телескопа. 9.Хотя, несмотря на эффективность светофильтров, пользуйтесь другим способом наблюдения – проецируйте солнечное изображение через телескоп на белый экран и изучайте солнечные пятна на поверхности Солнца уже непосредственно с экрана. 10.Поэтому, конечно, лучше , если бы вы наблюдали Солнце с высокой горы, где атмосферный слой гораздо тоньше. 11.Недаром многие обсерватории расположены на большой высоте, откуда всё кажется прекрасней.

Перед вами словарь. Определите с помощью него  значения слова “солнце”.Заполните лучики значениями:

-небесное тело, светило;

-свет, тепло;

-шар, звезда;

-источник, жизненно необходимый человеку.

Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Слайд 3.

 Выпишите из текста глаголы. Цифры соответствуют номерам предложений.

10

н

а

б

л

ю

д

а

л

и

9

и

з

у

ч

а

й

т

е

11

к

а

ж

е

т

с

я

5

с

л

е

д

у

е

т

5

о

о

т

м

е

т

и

т

ь

6

н

а

б

л

ю

д

а

й

т

е

3

т

р

е

б

у

е

т

8

у

с

т

а

н

а

в

л

и

в

а

ю

т

с

я

7

и

з

л

у

ч

а

л

и

7

т

р

е

б

у

ю

т

с

я

Какое слово получилось по вертикали?  Поэтому тема урока “Наклонение”.

Учитель: Глагол имеет 3 наклонения: изъявительное, условное, повелительное. Глагол изменяется по наклонениям, т.е. один и тот же глагол можно употребить в форме  этих наклонений. Поэтому команды будут называться “Изъявительное наклонение”, ”Повелительное наклонение”, ”Условное наклонение”. Задача каждой команды: найти в учебниках материал о своём наклонении, сравнить эти сведения, заполнить лучики у солнышек. Затем рассказать о своём наклонении (рассказ от первого лица).

Прим.: В результате лучики должны быть заполнены следующим образом (первая колонка уже заполнена на лучиках):

Изъявительное наклонение

1 лучик.Ч то обозначает?

Действие, которое происходит, происходило или будет происходить (пример).

2 лучик. Как изменяются?

По временам

3 лучик. Как образуются?

Прош: основа инфинитива+суффикс –л-, иногда без него (нёс);

Наст: с помощью  личного окончания.

Условное наклонение

1 лучик.  Что обозначает?

  1. Действие, которое может произойти только при определённых условиях.
  2. Желание или возможность.

2 лучик. Что выражает?

Пожелание, чтобы действие совершилось.

3 лучик. Как образуется?

  1. Глагол в прошедшем времени + частица бы, которая может стоять в любом месте предложения.
  2. От основы неопределённой формы глагола + суффикс-л- + частица бы.

4 лучик. Как изменяется?

  1. По родам и числам.
  2. По числам, в единственном числе – по родам.
  3. Не имеет времени и не изменяется по временам

5 лучик. Опознавательный сигнал

-л-, бы.

Повелительное наклонение

1 лучик. Что обозначает?

Действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника.

2 лучик. Что выражает?

Приказ, пожелание, просьба, совет.

3 лучик. Как образуется?

Основа настоящего времени + суффикс –и- + окончание –те (во множ.числе). Частицы пусть, пускай, давай.

4 лучик. Как изменяется?

По временам.

5 лучик. Опознавательный сигнал

Суффикс –и, частицы пусть, пускай, давай.

Задания.

Хорошо! Вы справились с исследовательской работой. А сейчас я предлагаю вам следующие 2 задания. Каждый из вас может выбрать то, с которым справится и которое ему интереснее. Обязательное условие: в группе должны быть выполнены 2 задания.

Для команды “Изъявительное наклонение”: написать мини-сочинение по первой строчке “В окна школы светит яркое солнце…”

Для команды “Условное наклонение”: написать мини-сочинение по первой строчке “Если б я был солнцем…”

Для команды “Повелительное наклонение”: написать мини-сочинение по первой строчке “Пусть всегда будет  солнце…”

Общее задание: выбрать из текста(первоначального) глаголы и распределить их по колонкам:

Изъяв.н.

Требует

Входит

Имеет

Быть

Следует

Отметить

Требуется

Обусловливается

Устанавливается

кажется

усл.н.

прислушались бы

наблюдали бы

повел.н.

наблюдайте

пользуйтесь

проецируйте

изучайте

III.Подведение итогов.

Чтение сочинений.

Итак, вы сегодня только познакомились с наклонениями глагола, а на последующих уроках вы изучите подробнее все особенности образования наклонений и их употребления в речи.

Ребята, поменяйтесь своими солнышками и поближе познакомьтесь с другими наклонениями.

IV.Рефлексия.

А сейчас поставьте оценку своей работе в группе.(красный -5, зеленый -4, синий – 3).

V. Домашнее задание: найти тексты, в которых встречаются глаголы в трёх наклонениях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

” Тема “ Наклонение ”

Слайд 2

Ваша задача: определить 1) основную мысль ( т.е. о чём говорится); 2) тип текста; 3) стиль; 4) озаглавить; 5) определить позицию автора.

Слайд 3

1 .Со́лнечная систе́ма — планетная система , включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты , вращающиеся вокруг неё. 2. Солнечная система входит в состав галактики Млечный Путь 3. Наблюдение Солнца требует использования специального оборудования и специальной подготовки перед наблюдением. 4. Это обусловлено тем, что Солнце имеет достаточно большую яркость, то есть, следовательно, светосила телескопа должна быть не очень большой. 5. Хотя здесь следует отметить, что Солнце является не самой мощной звездой во Вселенной , а ее яркость обусловливается лишь близостью к Земле (поэтому наша Звезда светит 500 000 раз ярче полной Луны ). 6 .Именно из-за этой яркости не наблюдайте Солнце днем невооруженным глазом или обычным биноклем и телескопом: это вредно и опасно для зрения. 7. Для этого требуются специальные затемняющие светофильтры, которые приглушали бы солнечную яркость. 8. Они устанавливаются перед объективом бинокля или телескопа. 9. Хотя, несмотря на эффективность светофильтров, пользуйтесь другим способом наблюдения – проецируйте солнечное изображение через телескоп на белый экран и изучайте солнечные пятна на поверхности Солнца уже непосредственно с экрана. 10. Поэтому, конечно, лучше , если бы вы наблюдали Солнце с высокой горы, где атмосферный слой гораздо тоньше. 11. Недаром многие обсерватории расположены на большой высоте, откуда всё кажется прекрасней.

Слайд 5

Домашнее задание : найти тексты, в которых встречаются глаголы в трёх наклонениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.

Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...