Урок русского языка «Разделы лингвистики... Пунктуация». 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Сырых Наталья Михайловна

 

Цели: - систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлять схемы предложений;
            - развивать внимание, память, такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение;
             - воспитывать интерес к предмету. 
              
Оборудование: учебник С. И Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 7 класс» , карточки с кроссвордами, пособие С. И. Львовой «Язык в речевом общении», доска, мел. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_kl_razdely_lingvistiki...punktuaciya.odt22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

   

«Разделы лингвистики... Пунктуация»

7 класс  

 

Цели: - систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлять схемы предложений;

            - развивать внимание, память, такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение;

             - воспитывать интерес к предмету.

             

Оборудование: учебник С. И Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 7 класс» , карточки с кроссвордами, пособие С. И. Львовой «Язык в речевом общении», доска, мел.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

2. Разминка.

- Наш урок мы начнём как обычно — с разминки. Сегодня наша разминка теоретическая.

- У вас на партах карточки с кроссвордами. Возьмите в руки ручки или карандаши. Слушайте вопрос, а ответ записывайте в нужной колонке. Понятно задание?

2.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

3.

о

р

ф

о

э

п

и

я

4.

ф

о

н

е

т

и

к

а

5.

г

р

а

ф

и

к

а

6.

т

е

к

с

т

о

в

е

д

е

н

и

е

7.

м

о

р

ф

е

м

и

к

а

8.

с

л

о

в

о

о

б

р

а

з

о

в

а

н

и

е

9.

г

р

а

м

м

а

т

и

к

а

м

о

р

ф

о

л

о

г

и

я

11

с

и

н

т

а

к

с

и

с

12

о

р

ф

о

г

р

а

ф

и

я

 

(Такая запись получится у детей после того, как они ответят правильно на все вопросы).

- Сначала отгадаем слова по горизонтали.

2.  Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

3. А этот раздел науки о языке изучает постановку ударения в словах, произношение звуков речи и их сочетаний.

4. Раздел языкознания, изучающий звуки речи.

5. Этот раздел науки о языке занимается изучением букв алфавита.

6. Без этого раздела языкознания мы ничего не узнали бы о текстах.

7.  Раздел науки о языке, изучающий состав слова.

8.  А этот раздел языкознания изучает способы образования слов.

9. Очень важный раздел науки о языке, который в свою очередь тоже имеет разделы.

10. Изучением частей речи занимается...

11. Словосочетание и предложение изучает...

12. Без этого раздела лингвистики не было бы правильного написания слов.

 

- А по вертикали получится слово, объединяющее все записанные вами термины. Если вы правильно их назвали, то слово по вертикали - ...      (1. Лингвистика).

3. Фронтальный опрос.

- Что же такое лингвистика?

- Назовите ещё раз её разделы.

- А что можно сказать о морфологии и синтаксисе?  

4. Формулировка темы и целей урока.                  

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Дети отвечают, учитель обобщает).

- Запишите тему урока  (на доске есть запись) Разделы лингвистики...

- Поставьте многоточие. К этому мы ещё вернёмся.

5. Работа над темой урока.

- На прошлых уроках мы уже повторили многие разделы лингвистики, вспомнили их в теоретической разминке.

- О каком разделе мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами. А поможет нам текст.

Работа с текстом.

- Откройте упражнение 264.

Чтение текста.

- Прочитайте текст про себя. Он вам знаком. Но насколько вы были внимательны, мы проверим.

- Читаем текст вслух.

Текстоведческий анализ.

- Какова тема текста?

- Основная мысль?

- Перечислите основные признаки текста.

- Определите стиль текста. Докажите.

- Какие средства художественной выразительности встретились в тексте?

- Каков тип речи текста?

6. Проверка домашнего задания.

- Ребята, я не случайно сказала, что текст вам знаком. Дома вы группировали орфограммы, встретившиеся в тексте. Назовите их.

Списывание текста

- Спишите текст.

Беседа

- Ребята, только ли знание орфографии нам нужно для того, чтобы грамотно писать? ( Нет, нужно знание пунктуации ).

7. Конкретизация темы  

- Сегодня мы поговорим о пунктуации. Допишите тему урока  

                      Разделы лингвистики... Пунктуация

Работа с текстом

- Как и орфография, пунктуация имеет свои разделы. Назовём их.

- Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? Докажите на примерах из текста.

- С каким знаком препинания в конце предложения мы не встретились? Придумайте предложение с восклицательным знаком  в конце.

- Что вы можете сказать о многоточии? ( Ответы детей ).

Анализ лингвистической сказки.

- Послушайте лингвистическую сказку. О чём она?

Три точки

Сошлись три точки, разговорились.

- Как жизнь, что нового?

- Да ничего.

- Всё стоишь в конце предложения?

- В конце.

- И я в конце.

- И я.

- Как это несправедливо, - говорит Первая Точка, - о нас вспоминают лишь тогда, когда предложение уже закончено и мы ничего не успеваем сказать.

- Да, - соглашается Вторая Точка, - так хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя.

- Не пустят, - сомневается Первая Точка, - посчитают ошибкой и вычеркнут.

- А что если нам всем вместе попробовать, - предлагает Третья Точка, - в отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроём попробуем. Коллектив — большая сила. Это всюду написано., только бы найти подходящее предложение.

Точки настораживаются и начинают следить за текстом. Это законченное, это — законченное...вот! Точки бросаются в незаконченное предложение и как ни в чём не бывало становятся за последним словом. Очередное слово, которое уже готово было сорваться с пера, чтобы занять своё место в предложении, вдруг замечает Точку.

- Откуда вы взялись? Вы здесь не стояли.

- Нет, стояла, - заявляет Третья Точка.

- Вы не могли здесь стоять.

- Не скандальте, пожалуйста, - вмешивается в разговор Вторая Точка, - она стоит лично за мной, а вот вас я что-то не видела.

- Но вы здесь тоже не стояли, - возмущается слово, болтаясь на кончике пера.

- Она не стояла? - изумляется Первая Точка, - придите в себя, она же стоит за мною.

Слово видит, что точкам этим не будет конца и отправляется обратно в чернильницу, а Точки стоят и посмеиваются:

- Три точки — это вам не одна в предложении, три точки кое-что значат.

- Как вы поняли сказку? Что значат три точки в предложении? Почему в теме урока мы тоже поставили многоточие?

( Для справки: многоточие ставится в конце предложения в том случае, когда мысль не закончена; когда возникают перерывы в речи, связанные с волнением, с переходом к новой мысли, главной для автора. Автор специально делает паузу, чтобы читатель понял: дальше будет сообщаться о чём-то важном, о главном предмете изложения ).

- Да, знаки препинания о многом говорят и помогают в характеристике предложения.

Синтаксический анализ предложения.

- Выпишите предложение

Потом цвет озера стал оловянным.

- Выполним синтаксический разбор этого предложения.*                 ( 1 ученик работает у доски ).

(*Помочь учащимся в определении сказуемого).

Беседа

- Вы сказали, что это предложение неосложнённое.

- А чем может быть осложнено простое предложение?

- Какие случаи встретились в тексте?

- Мы нашли в тексте осложнённые предложения. А есть ли в тексте сложные предложения?

- Они чем-то похожи? ( Оба сложноподчинённые ).

- Составим схемы этих предложений.

- Схему какого предложения составить будет сложнее?

- Предоставим эту возможность тем, кто недавно успешно выступил в школьной олимпиаде.

- Остальные работают с другим сложным предложением.

- Проверяем.

- О каком разделе пунктуации мы ещё не сказали? ( О предложениях с прямой речью ).

- Есть ли в тексте такие предложения? ( Да ).

- Перестройте это предложение так, чтобы слова автора были вначале.

8. Подведение итогов урока.

- О каком разделе лингвистики мы сегодня говорили?

- Что изучает пунктуация?

- Какие разделы русской пунктуации вы знаете?

Можно предложить детям продолжить предложение "Сегодня на уроке я..."

9. Домашнее задание.

( Творческое, разноуровневое ).

Написать сочинение-рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?»

- Кому это задание покажется слишком сложным, составьте устное высказывание на тему «Разделы русской пунктуации», используя таблицу упражнения 263.

- А кому задание покажется слишком простым, напишите лингвистическую сказку, которая начиналась бы так: «Однажды в царстве Знаков Препинания начался переполох...»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисковые задачи на уроках русского языка. Разделы русского языка

Деятельностный подход   в обучении. Поисковые задачи на уроках русского языка....

Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе по темам: "Славянские боги" и " Обобщение знаний по пунктуации".

Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе по темам: "Славянские боги" и " Обобщение знаний по пунктуации"....

Тест к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация" 5 класс c использованием системы голосования "PROCLasse"

Тест к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация" 5 класс с использованием системы PROCLasse...

Тест к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация 1", 5 класс с использованием системы голосования "PROCLasse"

Тест к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация 1", 5 класс с использованием системы  голосования "PROCLasse"...

Презентация к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация"

Презентация к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе....

Презентация к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Синтаксис и пунктуация"...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Пунктуация" 11 класс

Известно, что до  XV века в книгах не было знаков препинания. Об этом мы узнаем из работ академика Д.С.Лихачева, который перевел на современный язык «Слово о полку Игореве».О значении...