дидактический материал к урокам русского языка
материал по русскому языку (9 класс) на тему

Дидактический материал  может быть использован на уроках русского языка в старших классах и на элективных курсах по русскому языку  в предпрофильном и профильнолм филологическом обучении.Материал разнообразен: включает в себя стилистическую правку  текста, редактирование сочинений, дидактические игры и эксперименты, разноуровневые тесты по темам " Фонетика" и "Местоимение". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические и методические материалы  к элективному курсу по русскому языку « Уроки мастеров слова»

    Словообразовательная игра наряду с игрой  на основе многозначности – один из самых популярных в анекдотном творчестве  принципов построения  комического эффекта. В анекдотах используются  самые разнообразные принципы  словотворчества: и создание окказионализмов, и неверная интерпретация  происхождения слов, и игра, построенная на явлении многозначности, и принцип народной этимологии. Решение задач,  проблемных ситуаций- увлекательное и  познавательное занятие. Именно поэтому часто использую задания, связанные с речевыми ситуациями, которые лежат в основе анекдотов, детской речи, речи юмористов- сатириков. Приведу пример нескольких заданий.

   Индивидуальные карточки к занятию по теме « Явление многозначности»:

  Муж жене:

- Ну и идиотка же ты!

- Вышла бы замуж за генерала, была бы генеральшей.

На каком языковом  явлении построен данный анекдот?

Вспомните  или придумайте анекдот, построенный на основе данного языкового явления.

   Анекдоты этой группы построены на основе искажения норм грамматики ( морфологии и  синтаксиса).

     В школе. Учительница спрашивает  ученика:

       - « Я красива»- какое это время?

      - Прошедшее, Мария Ивановна.

    На уроке  русского языка. Учитель:

     - Вовочка, разбери предложение: «Папа ушел на собрание».

     - Папа- подлежащее, ушел – сказуемое, на собрание- мама говорит, что   это предлог.

 

       На основе какого языкового явления построены эти    

  анекдоты?  Вспомните анекдот ( историю, фрагмент    

  юмористической передачи),  в котором использовалось бы  

 подобное явление.

Сидит  рыбак на берегу с удочкой. Ни поклевки. Вдруг на другом берегу

    из палатки вылезает мужчина  и кричит:

       - Эй, рыбак, клёва сегодня не будет: клёво было вчера.

     Какое языковое явление придает комический смысл данным

   анекдотам? Вспомните или придумайте анекдот ( историю),

    основанный  на подобном явлении.

               

Задания по теме « Изобразительные средства речи. Метафора.»

Подчеркните метафоры и заполните   пропуски в стихотворении С.Есенина:

                                                   Поет зим а - аукает.

Мохнатый лес баюкает

    Стозвоном сосняка.

   Кругом с тоской глубокою

            ___________ в страну далекую

                                                         Седые облака.

                                                  А по двору  метелица

      Ковром шелковым  стелется,

Но больно холодна.

                                                 Воробышки игривые,

                                                 Как детки сиротливые,

                                                ___________ у окна.

                                                 Озябли пташки малые,

                                                 Голодные, усталые,

      И жмутся  поплотней.

                                                 А вьюга с ревом бешеным

         Стучит по ставням свешенным

        И ________  все сильней.

  И дремлют пташки нежные

                                                Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

                                                И снится им прекрасная

                                                В ________ солнца, ясная

Красавица весна.

  1. Проверьте, угадали ли вы те слова, которые были у С.Есенина. Почему  поэт выбрал именно эти слова:  плывут, прижались, злится, улыбках?
  2. Что вы в природе любите сильнее всего:  лес, море, скалы, деревья или что-то другое? Попытайтесь рассказать об этом явлении природы, используя метафоры и сравнения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 Задания по теме « Лексическая сочетаемость слов».

Вспомните основные законы сочетаемости слов. В предложениях  устраните  нарушение  лексической сочетаемости слов. Обоснуйте  свой вариант правки.

 1. В нашем ПТУ мы традиционно  изготовляем  ювелирные тиски, ножовки.  Можем выполнять и другую продукцию.

2. Открытие сыграет должный эффект в развитии экономики.

3. Эти функции поручаются отделам пропаганды и рекламы.

4. То, что видят люди, не бывшие в нашей стране год, потрясает.

5. Олег Васильев, уже второй год обучающийся в Нотр-Дамском университете, является там признанным лидером.

6. Практически все опрошенные говорили о неудовлетворении организацией досуга детей и подростков.

7. Было задание- строительство дома, и задание получилось на славу.

              Не изменяя основного содержания текста, исправьте основные   стилистические

           ошибки и неточности. Укажите характер ошибок.

Что мы знаем о создателе « Слова о полку Игореве»?

(отрывок из школьного сочинения)

    Мы ничего не знаем о создателе « Слова о полку Игореве». Нам неизвестно, когда он родился и умер, в какое время написал свое произведение. Но кто бы он ни был, бесспорно, это был человек очень мужественный, мудрый, настоящий патриот, не побоявшийся рассказать  открыто об ошибках и поступках русских князей.

    Неведомый поэт наверняка был участником похода: потому, что посторонний  человек не мог бы так точно воспроизвести все детали. Или он был приближенным к князю человеком, так как простой Боян  не мог так хорошо знать  по имени  всех русских князей и их ошибки. Автор « Слова» не согласен с творческой манерой своего предшественника Бояна, он не хочет говорить неправду, как это делал раньше Боян, « растекался мыслью по древу, серым волком  по земле, сизым орлом под облаками». Автор «Слова» предвидит будущее Руси, и поэтому он хочет поведать нам в своем произведении  о том, что эти несчастья идут от ссор  русских князей.

    Поход Игоря был написан в очень темных красках. Будущий создатель « Слова»  участвовал в походе и замечал, что их войско идет, сопровождаемое  зловещим вниманием хищников, следующих по пятам за войском и ждущих добычи на полях будущих сражений. Волки прячутся по оврагам. Люди и звери, ожидающие их погибели, идут вместе  все дальше на юг.

    Автор « Слова» очень умный и мыслящий человек, и поэтому  он сильно осуждает князей в своем  произведении, которые и были причиною всех остальных бедствий  на Руси. Но для него не только важно, «кто виноват?», но и «что делать?». Дальше он проводит в своем произведении мысль  о  том, что для отражения нападений  врагов нужно всем  князьям объединиться. Поэма « Слово о полку Игореве» современна  и в наше время, хотя и была написана  неведомым нам героем  восемь столетий назад. История всегда повторяется.  И поэтому  сейчас «Слово» звучит нам как отголосок  древности, к которому  автор заставляет  нас прислушиваться.    

    Задания по теме «Фразеология. Типы, характеристика, значения фразеологизмов. Предупреждение стилистических ошибок: уместность употребления. Изобразительные  возможности фразеологизмов».

   1.

Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

1. Стилистически не оправданное изменение  состава фразеологизма ( случайная  шальная пуля, тяжёлый сизифов труд.)

2. Искажение образного значения фразеологизма.( Музыкальный театр выпустил в свет балет « Белеет парус одинокий»)

3.Контаминация различных фразеологизмов.( предпринять меры, уделить значение.)

 

 Отредактируйте  предложения, отметьте ошибки, связанные с употреблением  фразеологизмов,  укажите характер каждой ошибки: непонимание значения слова, смешение паронимов, тавтология, употребление слова  с несоответствующей стилистической окраской и т.п.

   1. Стремление к психологической конкретности изображаемого человека  побуждало художника фиксировать внимание на отдельных чертах лица и подчеркивать их. 2 Вопрос о напечатании этих очерков усугубляется тем, что большинство из них уже напечатаны. 3. Документом для романа « Как закалялась сталь» была собственная жизнь Н. Островского. 4 В театр был приглашен   режиссер, обладавший  определенной ярко выраженной программой  и интересными постановочными идеями. 5 В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка и упорство. 6. Фирма « Русский мир» выявляет таланты, дает им крылья, стимулирует рост, прокладывает путь к сценическим высотам. 7. Никогда в России капитал не сможет править бал, потому что для русского человека главное- душа.     8  Вначале молодым  специалистам было трудно работать, но, преодолевая  силу воли, они на своем примере  показали, как надо работать.

      2.Найдите в тексте  речевые штампы, укажите их стилистическую функцию.

         На службе много лет подряд                          «Мероприятье провернув»,

         Он жил без прегрешения.                                 По форме ставил галочки.

         Он « пересматривал свой взгляд»                   Он попадал все время в кон,

         И «преломлял решения».                                   Хотя и не был гением.

        « В разрезе темы», не моргнув,                        Начальник речь держал, а он

         Читал он по шпаргалочке.                               « Вооружался мнением».

                               

                                                                                  ( С.Эйдлин. « В разрезе» и «на уровне»)

     Упражнения по теме « Синонимы.. Абсолютные и контекстуальные синонимы. Градация.»

   1 Пользуясь словарем синонимов, подберите  синонимы к следующим словам и составьте с ними предложения.

   Договор, доказательство, жестокий, кудрявый, нападение, пасмурный, победить, привыкать.

  1. Найдите возможные синонимы для прилагательных в приводимых ниже словосочетаниях.

Влажные руки_____________________________________________________________

Длинный путь______________________________________________________________

Четкий рисунок_____________________________________________________________

Частый лес__________________________________________________________________

Посторонний человек_________________________________________________________

Забавный случай_____________________________________________________________

Верный друг________________________________________________________________

Большой пакет______________________________________________________________

 

  1. Найдите в текстах художественной литературы  предложения, в которых синонимы  выполняли бы  свои основные  стилистические  функции : уточнения, разъяснения, сопоставления, противопоставления, замещения.

ПРИМЕР.  Так вышло, что необщительный, даже нелюдимый художник оказался у Невредимовых ( С.Н.Сергеев – Ценский)- функция уточнения.

Упражнения по теме « Антонимы».

  1. Укажите стилистические функции антонимов.

  1. Я царь- я раб, я червь- я бог! ( Г.Р.Державин)_________________________________
  2. Дома новы, а предрассудки стары(А.С.Грибоедов)_____________________________
  3. Твой взор насмешлив и ужасен, ты безобразен, он прекрасен                                                            ( А.С.Пушкин)____________________________________________________________
  4. Ты богат- я очень беден. Ты прозаик- я поэт( А.С.Пушкин)______________________
  5. Час разлуки, час свиданья им не радость, не печаль(М.Ю.Лермонтов)_____________
  6. И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя  ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь горит в крови ( М.Ю.Лермонтов)__________________________________________________________
  7. День цветем, неделю вянем (М.Горький)______________________________________
  8. Ученье-свет, а неученье- тьма ( пословица)____________________________________
  9. Боль моя, моя отрада, отдых мой и подвиг мой! ( А.Твардовский)_________________
  10. Мягко стелет, да жестко спать( пословица)____________________________________

Индивидуальная карточка по теме « Синонимы».

Укажите стилистическую функцию  синонимов  слова « умереть» в отрывке из      « Двенадцати стульев» И.Ильфа и Е. Петрова.

 - Умерла  Клавдия Ивановна,- сообщил заказчик.

 - Ну, царство небесное,- согласился Безенчук.- Преставилась, значит, старушка…Старушки, они всегда преставляются…Или богу душу отдают- это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая  и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее- та, считается, богу  душу отдает…

 - То есть как считается? У кого это считается?

 - У нас и считается. У мастеров. Вот, вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли.  А который человек  торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул.  Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора  или из начальства кто, то считается, что дуба дают.   Так про них говорят: « А наш-то, слышали, дуба дал».

    Потрясенный этой странной классификацией  человеческих  смертей, Ипполит Матвеевич  спросил:

   - Ну, а когда ты помрешь, как про тебя скажут?

   - Я- человек маленький. Скажут: « Гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.

Упражнение по теме

«Изобразительные возможности синтаксиса. Инверсия.»

Предложения, нуждающиеся в правке, отредактируйте. Объясните, чем вызваны ошибки в порядке слов.

  1. Особенно наступает горячая для бригадира нашей бригады пора летом.
  2. К купленным машинам более бережливо фермеры стали относиться.
  3. В часы отдыха по очереди они вслух читают.
  4. Хорошо выполнила учебную практику вторая группа второго курса, где старостой  Петрова А.И., которая в этом году значительно увеличилась в объеме.
  5. Хозяйка дома и ее дочери по очереди читали стихи, шел разговор о судьбе Марины Цветаевой, а закончилось все сладким столом, сервированным совместными усилиями и чаем из самовара.
  6. Англия- владычица морей, разбила  турецкий флот, обученный англичанами в Средиземном море.
  7. В это время в реках и в водоемах ловля рыбы запрещена всеми способами.

Отзыв о применении  программы элективного курса по русскому языку « Уроки мастеров слова»

   Программа элективного курса по русскому языку « Уроки мастеров слова» использовалась в 9-ом  предпрофильном классе  нашей школы. Программа содержит  и теоретические сведения, и практические занятия и  хорошо себя зарекомендовала во время учебного процесса.  Программа содержит в себе как понятия, сведения и знания, получаемые при изучении школьной программы, так и расширенное, углубленное изучение тем по русскому языку: по фонетике, лексике, синтаксису. Большое внимание уделяется  предупреждению ошибок, в первую очередь речевых и стилистических, что очень важно для выпускников в ходе подготовки к ГИА и в дальнейшем к ЕГЭ.

     Цели и задачи программы достигаются  через смену видов деятельности, разнообразные виды работы, методы и приемы: это и лекции, т.е.теоретические  занятия, и  редактирование текстов, и стилистическая правка текста, и задания, и творческие работы, и сообщения – т.е. практические занятия. Имеется богатый дидактический материал: задания и задачи, разнообразные тексты, упражнения, сочинения учащихся, выдержки из СМИ, творческие задания, исследовательские работы.  Это повышает активность, интерес учащихся во  время занятий и приносит пользу, облегчая подготовку к ГИА.

   Ценно в программе и то, что наряду с работой над предупреждением ошибок, редактированием тексов, стилистической правкой  идет большая работа с текстами ( прежде всего художественными) как с образцами, текстами мастеров слова: наблюдение над словом, изобразительными возможностями художественных приемов и средств, « проба пера» самих учащихся. Это позволяет расширить словарный запас учащихся, учит их  более внимательно относиться к слову, помогает постичь все богатство языка, воспитывает культуру речи.

    Данная программа может использоваться и в 10, 11 классе с подбором тексов разных стилей речи, соответствующих возрасту и изучаемой программе.

                                      Директор МБОУ СОШ № 14

  Дидактические и методические  материалы к урокам русского языка в 10-11-х профильных  классах по программе  В.В.Бабайцевой

Трехуровневый  тест  по фонетике (10 класс)

Первый уровень теста дает возможность проверить знания определений и правил.

Второй уровень - для проверки осознанности  понимания определений и правил и умения  применять знания при решении практических задач.

Третий уровень теста для профильного класса содержит задания повышенной сложности.

Вопросы и задания

Первый уровень сложности

ответы

анализ

1.НЕ имеют парных звуков твердые согласные…

2. НЕ имеют парных звуков глухие согласные...

3. алфавит – это…

4.роль букв Е,Ё,Ю,Я…

5.фонема – это…

6. дайте определение фонетических понятий:

а) озвончение

б) оглушение

в) редукция

г) стяжение

д) выпадение

е) смягчение

7. сколько гласных и согласных фонем в русском языке?

8. слабые позиции для гласных звуков…

9. слабые позиции для согласных звуков…

10. закрытый слог – это…

вопросы и задания

Второй уровень сложности

ответы

анализ

Выделите верные варианты ответов

1.эти слова состоят из одного звука:

а) я; б) к; в) мы; г) ров

2. в этих словах букв больше, чем звуков:

а) шесть; б) местный; в) стая; г) льет; д) яма

3. в этих словах буквы е, ё, ю, я произносятся как два звука:

а) день; б) подъезд; в) ёлка; г) поют; д) печём; е) рубят

4. в этих словах имеются только звонкие согласные:

а) рука; б) тело; в) дерево;

г) защита; д) звери; е) птицы

5. буква е обозначает звук, близкий к и в словах :         а) белый; б) деловой; в) целый; г) несла

6. эти слова различаются одним  согласным звуком: а) том, ток; б) топь, тон; в) дам, дом

7. в этом слове имеется один закрытый слог: а) маяк; б) всплеск; в) буря; г) съел

8. расставьте ударение в словах:

алфавит, жалюзи, дозвонишься, водопровод, добела, верба, досуг, туфля, свекла, маркетинг, отрочество, клялась.  

Вопросы и задания

Третий уровень сложности

  ответы

анализ

1.В каком слове все согласные звуки мягкие:

а) цель; б) жилище; в) смеяться; г) сияниес

2. в этих словах все буквы е, ё, ю, я  произносятся как один звук: а) свечка; б) одеяло; в) простыня; г) поел; д) бережём; е) подъём; ж) люблю; з) шагаю

3. в этих словах имеются только звонкие согласные:

      а)               б)         в)

На каждом  дереве  горит

    г)                д)             е)

 румяный  пышный  плод (Н.Некрасов).

4.Буква е обозначает звук, близкий к и ,в словах:

а) светит; б) весёлый; в) инженер; г) вчера

5. в этих словах имеется согласный звук, который имеется в слове поле :

 а)                б)

Первый  солнечный  день  

  в)          г)

После  больших дождей.

д)      е)

По  лесу  я  иду

                           ж)                              

В резиновых  сапогах.

   (В.Берестов)

6. эти слова состоят из двух звуков:

а) ты; б) яд; в) я; г) звук;

д) ель

7. в этих словах букв меньше, чем звуков:

а) союз; б) радостный; в) возьму; г) строят; д) объединяющий; е) безболезненный

8. в этом слове имеется один открытый слог: а) рожь; б) решето; в) съел; г) мгла;

д) соло; е) я

9. в каком слове все согласные звуки твердые:

а) тишь; б) надпись; в) образование; г) каталог

10 в каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:

а) издАвна

б) дозвОнишься

в) киломЕтр

г) кАучук

д) жАлюзи

е) щавЕль

ж) водопрОвод

з) дОсуг

и) мизАнтроп

к) мАркетинг

11. запишите транскрипцию текста. Какие  фонетические явления  (озвончение, редукция, стяжение и т.д.) наблюдаются в словах?

Любовь к языку – составная часть любви к Родине. Экология языка имеет нравственную сторону . Нация не может смириться с деградацией своего языка.

Трехуровневый  тест по теме « Местоимение»

Вопросы и задания

Первый уровень сложности

ответы

анализ

1 Определите местоимение как часть речи

2. На какие разряды подразделяются местоимения ?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3.укажите синтаксическую роль местоимений.

4. Охарактеризуйте начальную форму местоимения

5. Каким грамматическим значением и какими признаками обладает  возвратное местоимение себя?

Второй уровень сложности

6.Из группы местоимений выделите те, которые указывают на предмет (1) и признак (2):

1 некоторый

2 чей-либо

3 что-то

4 я

5  кое-кто

6 что-нибудь

7 он

8 какой-то

9 некто

10 сам

7 определите разряд местоимений в предложениях

1 Простимся дружно, о юность легкая моя.

2. Друзья! К чему весь этот шум?

3. Эти за мной пойдут в огонь и в воду.

4. Никто из присутствующих не проронил ни слова.

5. Сколько было слез святых, высоких, благородных.

6. Всякий должен был почувствовать  уважение.

7. Санин узнал розу. которую он подарил накануне.

8. Исправьте ошибки в употреблении личных местоимений.

1 У его на столе лежало много книг.

2 Неподалеку  остановился велосипедист, друзья подошли к ему.

3. Клумбы пестрели цветами- около их чувствовался тонкий аромат осени.

9. Определите, где употреблено наречие (1), а где  местоимение  с предлогом(2):

1 (За)чем ты пришел ко мне? Я пришел к тебе за книгой.

2. (За) чем ты пришел ко мне? Я пришел к тебе посоветоваться.

3. Не(за)чем прятаться от родителей.

4. (При)чем был, при том и остался.

10. Вставьте пропущенные буквы, выберите слитное или раздельное написание.

1. Вошел н…кто иной, как Иван Петрович.

2. Н…кто иной не может выполнить это задание, только Синицын.

3. Только это средство, и н…что иное может помочь.

4. Он достал из портфеля н…что иное, как пропавший документ.

Третий уровень сложности

11. Определите способ образования местоимений:

1. какой-то

2. никакой

3. кое-кто

12. Найдите и устраните недочеты, связанные с  неудачным использованием  местоимений.

1. Реформа 1861 года не освободила крестьянство: гражданских прав они так и не получили.

2. Дворянство в романе изображено реалистично: они воспринимаются читателем как реально действующие лица.

3. Мать попросила сына повесить свое пальто.

4. Своя будущая профессия мне очень нравится.

5. Я люблю читать фантастику. Еще я люблю читать о войне.

6. Напиши свою автобиографию

7. Ивашка увидел старика. Он решил ему помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...

Дидактический материал к уроку русского языка "Н-нн в прилагательных"

Дидактический материал к уроку русского языка "Н-нн в прилагательных"...

Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Дидактический материал, используемый  на уроках русского языка в 6 классе....

Дидактический материал к урокам русского языка 9класс

Самостоятельная работа по русскому языку в 9классе...

дидактический материал к урокам русского языка и литературы

Дидактический материал , который можно использовать при изучении сложноподчиненных предложений в 9 классе.Материал при изучении  и  повторении темы "Союзы" 7 класс.Тесты " Причастие " 7 клас...