дидактический материал к урокам русского языка
материал по русскому языку (9 класс) на тему
Дидактический материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах и на элективных курсах по русскому языку в предпрофильном и профильнолм филологическом обучении.Материал разнообразен: включает в себя стилистическую правку текста, редактирование сочинений, дидактические игры и эксперименты, разноуровневые тесты по темам " Фонетика" и "Местоимение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические и методические материалы к элективному курсу по русскому языку « Уроки мастеров слова»
Словообразовательная игра наряду с игрой на основе многозначности – один из самых популярных в анекдотном творчестве принципов построения комического эффекта. В анекдотах используются самые разнообразные принципы словотворчества: и создание окказионализмов, и неверная интерпретация происхождения слов, и игра, построенная на явлении многозначности, и принцип народной этимологии. Решение задач, проблемных ситуаций- увлекательное и познавательное занятие. Именно поэтому часто использую задания, связанные с речевыми ситуациями, которые лежат в основе анекдотов, детской речи, речи юмористов- сатириков. Приведу пример нескольких заданий.
Индивидуальные карточки к занятию по теме « Явление многозначности»:
Муж жене: - Ну и идиотка же ты! - Вышла бы замуж за генерала, была бы генеральшей. На каком языковом явлении построен данный анекдот? Вспомните или придумайте анекдот, построенный на основе данного языкового явления. |
Анекдоты этой группы построены на основе искажения норм грамматики ( морфологии и синтаксиса). В школе. Учительница спрашивает ученика: - « Я красива»- какое это время? - Прошедшее, Мария Ивановна. На уроке русского языка. Учитель: - Вовочка, разбери предложение: «Папа ушел на собрание». - Папа- подлежащее, ушел – сказуемое, на собрание- мама говорит, что это предлог.
На основе какого языкового явления построены эти анекдоты? Вспомните анекдот ( историю, фрагмент юмористической передачи), в котором использовалось бы подобное явление. |
Сидит рыбак на берегу с удочкой. Ни поклевки. Вдруг на другом берегу из палатки вылезает мужчина и кричит: - Эй, рыбак, клёва сегодня не будет: клёво было вчера. Какое языковое явление придает комический смысл данным анекдотам? Вспомните или придумайте анекдот ( историю), основанный на подобном явлении. |
Задания по теме « Изобразительные средства речи. Метафора.» Подчеркните метафоры и заполните пропуски в стихотворении С.Есенина: Поет зим а - аукает. Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою ___________ в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, ___________ у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И ________ все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная В ________ солнца, ясная Красавица весна.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания по теме « Лексическая сочетаемость слов». Вспомните основные законы сочетаемости слов. В предложениях устраните нарушение лексической сочетаемости слов. Обоснуйте свой вариант правки. 1. В нашем ПТУ мы традиционно изготовляем ювелирные тиски, ножовки. Можем выполнять и другую продукцию. 2. Открытие сыграет должный эффект в развитии экономики. 3. Эти функции поручаются отделам пропаганды и рекламы. 4. То, что видят люди, не бывшие в нашей стране год, потрясает. 5. Олег Васильев, уже второй год обучающийся в Нотр-Дамском университете, является там признанным лидером. 6. Практически все опрошенные говорили о неудовлетворении организацией досуга детей и подростков. 7. Было задание- строительство дома, и задание получилось на славу. |
Не изменяя основного содержания текста, исправьте основные стилистические
ошибки и неточности. Укажите характер ошибок.
Что мы знаем о создателе « Слова о полку Игореве»?
(отрывок из школьного сочинения)
Мы ничего не знаем о создателе « Слова о полку Игореве». Нам неизвестно, когда он родился и умер, в какое время написал свое произведение. Но кто бы он ни был, бесспорно, это был человек очень мужественный, мудрый, настоящий патриот, не побоявшийся рассказать открыто об ошибках и поступках русских князей.
Неведомый поэт наверняка был участником похода: потому, что посторонний человек не мог бы так точно воспроизвести все детали. Или он был приближенным к князю человеком, так как простой Боян не мог так хорошо знать по имени всех русских князей и их ошибки. Автор « Слова» не согласен с творческой манерой своего предшественника Бояна, он не хочет говорить неправду, как это делал раньше Боян, « растекался мыслью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». Автор «Слова» предвидит будущее Руси, и поэтому он хочет поведать нам в своем произведении о том, что эти несчастья идут от ссор русских князей.
Поход Игоря был написан в очень темных красках. Будущий создатель « Слова» участвовал в походе и замечал, что их войско идет, сопровождаемое зловещим вниманием хищников, следующих по пятам за войском и ждущих добычи на полях будущих сражений. Волки прячутся по оврагам. Люди и звери, ожидающие их погибели, идут вместе все дальше на юг.
Автор « Слова» очень умный и мыслящий человек, и поэтому он сильно осуждает князей в своем произведении, которые и были причиною всех остальных бедствий на Руси. Но для него не только важно, «кто виноват?», но и «что делать?». Дальше он проводит в своем произведении мысль о том, что для отражения нападений врагов нужно всем князьям объединиться. Поэма « Слово о полку Игореве» современна и в наше время, хотя и была написана неведомым нам героем восемь столетий назад. История всегда повторяется. И поэтому сейчас «Слово» звучит нам как отголосок древности, к которому автор заставляет нас прислушиваться.
Задания по теме «Фразеология. Типы, характеристика, значения фразеологизмов. Предупреждение стилистических ошибок: уместность употребления. Изобразительные возможности фразеологизмов».
1.
Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов: 1. Стилистически не оправданное изменение состава фразеологизма ( случайная шальная пуля, тяжёлый сизифов труд.) 2. Искажение образного значения фразеологизма.( Музыкальный театр выпустил в свет балет « Белеет парус одинокий») 3.Контаминация различных фразеологизмов.( предпринять меры, уделить значение.)
Отредактируйте предложения, отметьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов, укажите характер каждой ошибки: непонимание значения слова, смешение паронимов, тавтология, употребление слова с несоответствующей стилистической окраской и т.п. 1. Стремление к психологической конкретности изображаемого человека побуждало художника фиксировать внимание на отдельных чертах лица и подчеркивать их. 2 Вопрос о напечатании этих очерков усугубляется тем, что большинство из них уже напечатаны. 3. Документом для романа « Как закалялась сталь» была собственная жизнь Н. Островского. 4 В театр был приглашен режиссер, обладавший определенной ярко выраженной программой и интересными постановочными идеями. 5 В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка и упорство. 6. Фирма « Русский мир» выявляет таланты, дает им крылья, стимулирует рост, прокладывает путь к сценическим высотам. 7. Никогда в России капитал не сможет править бал, потому что для русского человека главное- душа. 8 Вначале молодым специалистам было трудно работать, но, преодолевая силу воли, они на своем примере показали, как надо работать. |
2.Найдите в тексте речевые штампы, укажите их стилистическую функцию.
На службе много лет подряд «Мероприятье провернув»,
Он жил без прегрешения. По форме ставил галочки.
Он « пересматривал свой взгляд» Он попадал все время в кон,
И «преломлял решения». Хотя и не был гением.
« В разрезе темы», не моргнув, Начальник речь держал, а он
Читал он по шпаргалочке. « Вооружался мнением».
( С.Эйдлин. « В разрезе» и «на уровне»)
Упражнения по теме « Синонимы.. Абсолютные и контекстуальные синонимы. Градация.»
1 Пользуясь словарем синонимов, подберите синонимы к следующим словам и составьте с ними предложения.
Договор, доказательство, жестокий, кудрявый, нападение, пасмурный, победить, привыкать.
- Найдите возможные синонимы для прилагательных в приводимых ниже словосочетаниях.
Влажные руки_____________________________________________________________
Длинный путь______________________________________________________________
Четкий рисунок_____________________________________________________________
Частый лес__________________________________________________________________
Посторонний человек_________________________________________________________
Забавный случай_____________________________________________________________
Верный друг________________________________________________________________
Большой пакет______________________________________________________________
- Найдите в текстах художественной литературы предложения, в которых синонимы выполняли бы свои основные стилистические функции : уточнения, разъяснения, сопоставления, противопоставления, замещения.
ПРИМЕР. Так вышло, что необщительный, даже нелюдимый художник оказался у Невредимовых ( С.Н.Сергеев – Ценский)- функция уточнения.
Упражнения по теме « Антонимы».
- Укажите стилистические функции антонимов.
- Я царь- я раб, я червь- я бог! ( Г.Р.Державин)_________________________________
- Дома новы, а предрассудки стары(А.С.Грибоедов)_____________________________
- Твой взор насмешлив и ужасен, ты безобразен, он прекрасен ( А.С.Пушкин)____________________________________________________________
- Ты богат- я очень беден. Ты прозаик- я поэт( А.С.Пушкин)______________________
- Час разлуки, час свиданья им не радость, не печаль(М.Ю.Лермонтов)_____________
- И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь горит в крови ( М.Ю.Лермонтов)__________________________________________________________
- День цветем, неделю вянем (М.Горький)______________________________________
- Ученье-свет, а неученье- тьма ( пословица)____________________________________
- Боль моя, моя отрада, отдых мой и подвиг мой! ( А.Твардовский)_________________
- Мягко стелет, да жестко спать( пословица)____________________________________
Индивидуальная карточка по теме « Синонимы».
Укажите стилистическую функцию синонимов слова « умереть» в отрывке из « Двенадцати стульев» И.Ильфа и Е. Петрова.
- Умерла Клавдия Ивановна,- сообщил заказчик.
- Ну, царство небесное,- согласился Безенчук.- Преставилась, значит, старушка…Старушки, они всегда преставляются…Или богу душу отдают- это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее- та, считается, богу душу отдает…
- То есть как считается? У кого это считается?
- У нас и считается. У мастеров. Вот, вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них говорят: « А наш-то, слышали, дуба дал».
Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
- Ну, а когда ты помрешь, как про тебя скажут?
- Я- человек маленький. Скажут: « Гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.
Упражнение по теме
«Изобразительные возможности синтаксиса. Инверсия.»
Предложения, нуждающиеся в правке, отредактируйте. Объясните, чем вызваны ошибки в порядке слов.
- Особенно наступает горячая для бригадира нашей бригады пора летом.
- К купленным машинам более бережливо фермеры стали относиться.
- В часы отдыха по очереди они вслух читают.
- Хорошо выполнила учебную практику вторая группа второго курса, где старостой Петрова А.И., которая в этом году значительно увеличилась в объеме.
- Хозяйка дома и ее дочери по очереди читали стихи, шел разговор о судьбе Марины Цветаевой, а закончилось все сладким столом, сервированным совместными усилиями и чаем из самовара.
- Англия- владычица морей, разбила турецкий флот, обученный англичанами в Средиземном море.
- В это время в реках и в водоемах ловля рыбы запрещена всеми способами.
Отзыв о применении программы элективного курса по русскому языку « Уроки мастеров слова»
Программа элективного курса по русскому языку « Уроки мастеров слова» использовалась в 9-ом предпрофильном классе нашей школы. Программа содержит и теоретические сведения, и практические занятия и хорошо себя зарекомендовала во время учебного процесса. Программа содержит в себе как понятия, сведения и знания, получаемые при изучении школьной программы, так и расширенное, углубленное изучение тем по русскому языку: по фонетике, лексике, синтаксису. Большое внимание уделяется предупреждению ошибок, в первую очередь речевых и стилистических, что очень важно для выпускников в ходе подготовки к ГИА и в дальнейшем к ЕГЭ.
Цели и задачи программы достигаются через смену видов деятельности, разнообразные виды работы, методы и приемы: это и лекции, т.е.теоретические занятия, и редактирование текстов, и стилистическая правка текста, и задания, и творческие работы, и сообщения – т.е. практические занятия. Имеется богатый дидактический материал: задания и задачи, разнообразные тексты, упражнения, сочинения учащихся, выдержки из СМИ, творческие задания, исследовательские работы. Это повышает активность, интерес учащихся во время занятий и приносит пользу, облегчая подготовку к ГИА.
Ценно в программе и то, что наряду с работой над предупреждением ошибок, редактированием тексов, стилистической правкой идет большая работа с текстами ( прежде всего художественными) как с образцами, текстами мастеров слова: наблюдение над словом, изобразительными возможностями художественных приемов и средств, « проба пера» самих учащихся. Это позволяет расширить словарный запас учащихся, учит их более внимательно относиться к слову, помогает постичь все богатство языка, воспитывает культуру речи.
Данная программа может использоваться и в 10, 11 классе с подбором тексов разных стилей речи, соответствующих возрасту и изучаемой программе.
Директор МБОУ СОШ № 14
Дидактические и методические материалы к урокам русского языка в 10-11-х профильных классах по программе В.В.Бабайцевой
Трехуровневый тест по фонетике (10 класс)
Первый уровень теста дает возможность проверить знания определений и правил.
Второй уровень - для проверки осознанности понимания определений и правил и умения применять знания при решении практических задач.
Третий уровень теста для профильного класса содержит задания повышенной сложности.
Вопросы и задания | Первый уровень сложности ответы | анализ |
1.НЕ имеют парных звуков твердые согласные… | ||
2. НЕ имеют парных звуков глухие согласные... | ||
3. алфавит – это… | ||
4.роль букв Е,Ё,Ю,Я… | ||
5.фонема – это… | ||
6. дайте определение фонетических понятий: а) озвончение б) оглушение в) редукция г) стяжение д) выпадение е) смягчение | ||
7. сколько гласных и согласных фонем в русском языке? | ||
8. слабые позиции для гласных звуков… | ||
9. слабые позиции для согласных звуков… | ||
10. закрытый слог – это… вопросы и задания | Второй уровень сложности ответы | анализ |
Выделите верные варианты ответов 1.эти слова состоят из одного звука: а) я; б) к; в) мы; г) ров | ||
2. в этих словах букв больше, чем звуков: а) шесть; б) местный; в) стая; г) льет; д) яма | ||
3. в этих словах буквы е, ё, ю, я произносятся как два звука: а) день; б) подъезд; в) ёлка; г) поют; д) печём; е) рубят | ||
4. в этих словах имеются только звонкие согласные: а) рука; б) тело; в) дерево; г) защита; д) звери; е) птицы | ||
5. буква е обозначает звук, близкий к и в словах : а) белый; б) деловой; в) целый; г) несла | ||
6. эти слова различаются одним согласным звуком: а) том, ток; б) топь, тон; в) дам, дом | ||
7. в этом слове имеется один закрытый слог: а) маяк; б) всплеск; в) буря; г) съел | ||
8. расставьте ударение в словах: алфавит, жалюзи, дозвонишься, водопровод, добела, верба, досуг, туфля, свекла, маркетинг, отрочество, клялась. |
Вопросы и задания | Третий уровень сложности ответы | анализ |
1.В каком слове все согласные звуки мягкие: а) цель; б) жилище; в) смеяться; г) сияниес | ||
2. в этих словах все буквы е, ё, ю, я произносятся как один звук: а) свечка; б) одеяло; в) простыня; г) поел; д) бережём; е) подъём; ж) люблю; з) шагаю | ||
3. в этих словах имеются только звонкие согласные: а) б) в) На каждом дереве горит г) д) е) румяный пышный плод (Н.Некрасов). | ||
4.Буква е обозначает звук, близкий к и ,в словах: а) светит; б) весёлый; в) инженер; г) вчера | ||
5. в этих словах имеется согласный звук, который имеется в слове поле : а) б) Первый солнечный день в) г) После больших дождей. д) е) По лесу я иду ж) В резиновых сапогах. (В.Берестов) | ||
6. эти слова состоят из двух звуков: а) ты; б) яд; в) я; г) звук; д) ель | ||
7. в этих словах букв меньше, чем звуков: а) союз; б) радостный; в) возьму; г) строят; д) объединяющий; е) безболезненный | ||
8. в этом слове имеется один открытый слог: а) рожь; б) решето; в) съел; г) мгла; д) соло; е) я 9. в каком слове все согласные звуки твердые: а) тишь; б) надпись; в) образование; г) каталог | ||
10 в каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук: а) издАвна б) дозвОнишься в) киломЕтр г) кАучук д) жАлюзи е) щавЕль ж) водопрОвод з) дОсуг и) мизАнтроп к) мАркетинг | ||
11. запишите транскрипцию текста. Какие фонетические явления (озвончение, редукция, стяжение и т.д.) наблюдаются в словах? Любовь к языку – составная часть любви к Родине. Экология языка имеет нравственную сторону . Нация не может смириться с деградацией своего языка. |
Трехуровневый тест по теме « Местоимение»
Вопросы и задания | Первый уровень сложности ответы | анализ |
1 Определите местоимение как часть речи | ||
2. На какие разряды подразделяются местоимения ? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |
3.укажите синтаксическую роль местоимений. | ||
4. Охарактеризуйте начальную форму местоимения | ||
5. Каким грамматическим значением и какими признаками обладает возвратное местоимение себя? | ||
Второй уровень сложности | ||
6.Из группы местоимений выделите те, которые указывают на предмет (1) и признак (2): 1 некоторый 2 чей-либо 3 что-то 4 я 5 кое-кто 6 что-нибудь 7 он 8 какой-то 9 некто 10 сам | ||
7 определите разряд местоимений в предложениях 1 Простимся дружно, о юность легкая моя. 2. Друзья! К чему весь этот шум? 3. Эти за мной пойдут в огонь и в воду. 4. Никто из присутствующих не проронил ни слова. 5. Сколько было слез святых, высоких, благородных. 6. Всякий должен был почувствовать уважение. 7. Санин узнал розу. которую он подарил накануне. | ||
8. Исправьте ошибки в употреблении личных местоимений. 1 У его на столе лежало много книг. 2 Неподалеку остановился велосипедист, друзья подошли к ему. 3. Клумбы пестрели цветами- около их чувствовался тонкий аромат осени. | ||
9. Определите, где употреблено наречие (1), а где местоимение с предлогом(2): 1 (За)чем ты пришел ко мне? Я пришел к тебе за книгой. 2. (За) чем ты пришел ко мне? Я пришел к тебе посоветоваться. 3. Не(за)чем прятаться от родителей. 4. (При)чем был, при том и остался. | ||
10. Вставьте пропущенные буквы, выберите слитное или раздельное написание. 1. Вошел н…кто иной, как Иван Петрович. 2. Н…кто иной не может выполнить это задание, только Синицын. 3. Только это средство, и н…что иное может помочь. 4. Он достал из портфеля н…что иное, как пропавший документ. | ||
Третий уровень сложности | ||
11. Определите способ образования местоимений: 1. какой-то 2. никакой 3. кое-кто | ||
12. Найдите и устраните недочеты, связанные с неудачным использованием местоимений. 1. Реформа 1861 года не освободила крестьянство: гражданских прав они так и не получили. 2. Дворянство в романе изображено реалистично: они воспринимаются читателем как реально действующие лица. 3. Мать попросила сына повесить свое пальто. 4. Своя будущая профессия мне очень нравится. 5. Я люблю читать фантастику. Еще я люблю читать о войне. 6. Напиши свою автобиографию 7. Ивашка увидел старика. Он решил ему помочь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактический материал к уроку русского языка по теме "Сложное предложение"
дидактический материал к уроку...
Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"
Карточка для учащегося к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...
Дидактический материал к уроку русского языка "Н-нн в прилагательных"
Дидактический материал к уроку русского языка "Н-нн в прилагательных"...
Дидактический материал к уроку русского языка в 6 классе "Вопросы для викторины (имя числительное)"
Дидактический материал к уроку русского языка в 6 классе....
Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Дидактический материал, используемый на уроках русского языка в 6 классе....
Дидактический материал к урокам русского языка 9класс
Самостоятельная работа по русскому языку в 9классе...
дидактический материал к урокам русского языка и литературы
Дидактический материал , который можно использовать при изучении сложноподчиненных предложений в 9 классе.Материал при изучении и повторении темы "Союзы" 7 класс.Тесты " Причастие " 7 клас...