КВН юных филологов
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Чикунова Людмила Борисовна

Занимательный материал к неделе русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_yunyh_filologov.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

КВН юных филологов

Встречаются две команды «Восклицание» и «Запятая»

Эпиграф: Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

1. Чтение стихотворений о русском языке.

     1. Русский язык

Я люблю родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ многолик,

Как держава наша могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете

За круглым столом
        Разговаривайте на нём;

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

(А.Яшин)

      2.  Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

                           (И.С.Тургенев)

2. Приветствие.

3. Разминка.

1. Найти устойчивые сочетания слов (фразеологические обороты)

Оказался молодцом, смог осмыслить ношу –

Не ударил в грязь лицом и не сел в колошу;

За домом едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

         2. Дать толкование найденных фразеологизмов.

Не ударить в грязь лицом – успешно справиться с чем-либо, не оплошать.

Не сесть в калошу – спустя рукава – работать кое – как, засучив рукава – работать не жалея сил (много и усердно).

3. Поставить правильно ударение в первых словах следующих словосочетаний.

Развитый ребёнок, развитой язык, развитое общество, языковое (явление), языковая (колбаса).

      4. Творческая командировка.

- С какой целью писатели используют в художественном произведении портрет литературного героя?

(по два писателя от команды, чтобы создать портретную характеристику одного из своих одноклассников).

      5. Кроссворд.

3

т

е

1

к

2

1

л

е

к

с

и

к

а

и

т

н

ц

4

т

3

р

о

д

2

о

м

о

н

и

м

ы

и

н

5

а

и

с

л

м

у

е

ы

5

ф

о

н

е

т

и

к

а

ф

т

и

4

о

с

н

о

в

а

к

ы

с

е

Вопросы к кроссворду

По вертикали:

  1. Непостоянный морфологический признак глагола.
  2. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение.
  3. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
  4. Слова, употребляемые жителями той или иной местности.
  5. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали:

  1. Все слова языка.
  2. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению.
  3. Постоянный морфологический признак имени существительного.
  4. Часть слова без окончания.
  5. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Филология – наука изучающая духовную культуру народа, выраженную в письменных  памятниках, в том числе и в литературных произведениях.

      6. Литературный конкурс.

1) Наш рыцарь внешней красотой не отличался:

Неповоротлив, неуклюж и молчалив.

Но он в мечтах своих спасать кого-то мчался, себя в тяжёлые доспехи облачив.

           (Вася из рассказа Ю.Яковлева «Рыцарь».)

2) «Идёт, в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а широворот разорван; но ничего, не конфузится».

                       (Левша из рассказа Николая Семёнович Лескова).

3) «(Вася)… был одет исправно и обут в башмаки, лицо имел небольшое и глаз не сводил с машины».

«Он с малолетства уже полный человек, а у него ещё всё впереди…»

                                        (Вася из рассказа А.П. Платонова «Корова»).

4) «(Настя) была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».

                                                  (Настя)

5) «(Митраша) был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. А носик его чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.

(«Мужичок в мешочке»)    (Митраша. «Кладовая солнца» Пришвина).

6) «Глаза у маленького человека были сначала тусклые, мёртвые, но вдруг в них загорелся. (Митраша на болоте).

7. Конкурс болельщиков.

Закончить строфу, назвать стихотворение и его автора.

  1. Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

      Туда, где за тучей болеет гора;

      Туда, где синеют морские края,

      Туда, где гуляли лишь ветер… да я!

                                      (А.С. Пушкин «Узник»)

2) Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка надо мной блестит.

                               (А.С.Пушкин. «Зимнее утро»)

  1. Два крыла, как два огромных горя,

            Обняли холодную волну,

      И рыданью горестному вторя

      Журавли рванулись в вышину.

или

      Только там, где движутся светила,

      В искупленье собственного зла

      Им природа снова возвратила

      То, что смерть с собою унесла.

                                (Н. А. Заболоцкий «Журавли»)

     

  1. Теперь прошёл я тысячи дорог –

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…

Нет отчима,

И бабка умерла…

Спешите делать добрые дела!

                       (А. Я. Яшин «Спешите делать добрые дела»)

  1. Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит.

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит.

                      (Н.А.Некрасов «Железная дорога»)

  1. Коль дать ей вздумаешь поблажку,

      Освобождая от работ

      Она последнюю рубашку

      С тебя без жалости сорвёт.

                            (Н.А Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»)

8. Домашнее задание.

  1. Д/з команда  Запятая».

В королевстве Пунктуации.

Придворный. Ваше величество королева Пунктуация! В королевство пришёл чужестранец! Нечёсаный, лохматый...! И главное нас, знаки препинания, не признаёт, вперёд идёт напролом.

Королева. Ничего мы проучим его, мы научим с нами считаться.

             (Входит Федя).

Федя. Какие деревья страшные. И там кажется, что там кто-то сидит. Во чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева (поправляет корону). Как смеешь ты говорить так со мною, с королевой самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией. За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя. Федя.

Королева. Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может быть, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь – жив будешь, неправильно – умрёшь.

Федя. Давайте ваше предложение и запятую. Вот так: Казнить, нельзя помиловать.

Королева. Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

Федя. Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» Так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Королева. Ладно, думай. Но смотри, ошибёшься, домой не попадёшь.

Федя. Ну куда же ляпнуть её. Думай, Федя, думай. О. Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева. Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение, чужестранцу!

Федя. Не надо, мне домой, если можно.

Королева. Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставить в предложении Не надо мне домой если надо?

Федя (ставит запятые). Не надо, мне домой, если надо

Королева. Ну, теперь ясно. Беги, Федя.

  1. Д/з команды «Восклицание».

Восклицание

 Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным Знаком. Познакомились, разговорились.

- У меня большие неприятности – сказал Ноль. – Я потерял свою палочку. Представляете моё положение: Ноль – и без палочки.

- Ах! – воскликнул Восклицательный Знак. – Это ужасно!

- Мне очень трудно, продолжал Ноль.- У меня такая умственная работа. При моём научном и жизненном багаже без палочки никак обойтись.

- Ох! – воскликнул Восклицательный Знак. Это действительно ужасно!

- И как я появляюсь в обществе? Со мною просто не станут считаться.

- Эх! – воскликнул Восклицательный Знак и больше не нашёл, что восклицать.

- Вы меня понимаете, - сказал Ноль. – Вы первый, кто отнёсся ко мне с настоящим чувством. И знаете, что я подумал? Давайте работать вместе. У Вас и палочка есть.

- Ах! – воскликнул Восклицательный Знак. – Это чудесно!

- Мы с Вами прекрасно сработаемся, продолжал Ноль. – У меня содержание, у Вас чувство.

- Эх! – ещё больше обрадовался Восклицательный Знак. – Это действительно чудесно!

 И стали они работать вместе. Получалась удивительная пара, и теперь, кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным Знаком, обязательно воскликнет: «О!» А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.

9. Конкурс капитанов (литературный).

1) Знакомством с кем был поглощён герой? Как его звали? Какое литературное произведение?

С этих пор я весь был поглощён моим первым знакомством. Вечером, ложась в постель, и утром, вставая, я только и думал о предстоящем визите на гору.

                     (С Валеком и Марусей. Вася. «Дети подземелья».)

2) Чей домик увидел герой? Кто этот герой, Из какого произведения?

Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора.

         Вскоре завидел он домик.

                        (Домик  Дубровского. Троекуров. «Дубровский».)

3) О каком герое, из какого произведения?

Излишества всякого рода изнурили его здоровье и наложили на нём свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность…

                    (Князь Верейский. «Дубровский»)

4) О каком герое идёт речь? Из какого произведения?

Он грубо расталкивал испуганных людей, наступал на ноги, пихал корзины и наконец очутился у самого борта, с тем, чтобы первому выскочить на пристань, как только причалят.

             («Усатый» «Белеет парус одинокий»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КВН юных филологов" 6 класс

"КВН юных филологов" - внеклассное мероприятие для шестиклассников.  Цели: 1. Прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.2.Разв...

Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»

Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому язвку, но и по литературе. Проводится это мероп...

Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»

Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому языку, но и по литературе. Проводится это мероп...

Внеклассное мероприятие «КВН юных филологов»

Цели мероприятия: проверить теоретические знания и практические навыки учащихся;активизировать творческие силы, развивать их способности, интерес к изучению русского языка;воспитывать у учащихся ...

Игра "Юный филолог" (9 класс)

Занимательные и познавательные задания по русскому языку и литературе выявят юных филогов Вашего класса...

КВН юных филологов

Данное внеклассное мероприятие идеально подходит для игры между классами. Обязательное условие: конкурсные задания необходимо ограничивать по времени....

КВН юных филологов

Внеклассное мероприятие по русскому языку, проводимое в рамках "Недели русского языка и литературы"...