Простое осложнённое предложение. 10 класс.
методическая разработка (русский язык, 10 класс) по теме

Слатинская Елена Валентиновна

  Данный урок русского языка в 10 классе по теме "Простое осложнённое предложение" является обобщающим. Его целесообразно проводить как урок подготовки к ЕГЭ. В качестве дидактического материала используются примеры из художественной литературы, изучаемой в 10 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Простое осложненное предложение. 10-й класс

Слатинская Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы 

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка 


Цели урока:

  1. систематизация знаний по теме «Простое осложнённое предложение»;
  2. закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными членами предложения, однородными членами, уточняющими членами, вводными конструкциями, обращениями;
  3. расширение кругозора учащихся по русскому языку и литературе.

Оборудование: интерактивный комплекс, презентация (Приложение 1), карточки с заданием (Приложение 2).

Ход урока

I. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы систематизируем знания по теме «Простое осложнённое предложение», тем самым продолжая подготовку к ЕГЭ по заданиям А19, А20, А21, В5. Примеры для работы взяты из текстов художественной литературы, изученных вами в 10 классе.

II. Орфографическая разминка.

Слайд 2. Из данных словосочетаний выписать слова, распределяя их по группам:

  1. с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова»;
  2. с орфограммой «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»;
  3. с орфограммой «Чередующаяся безударная гласная в корне слова».

Соприк..сновение с действительностью, ..патия ко всему, созд..вал улучшения, ярко забл..стали, р..в..люционные д..мократы, прогр..ссивная инт..лл..генция, соб..рается прославиться, неприм..римо вр..ждебные силы, подп..рать ногами.

Далее идет взаимопроверка, потом сравнивают с правильным вариантом. (Слайд №3) Учащиеся выставляют карандашом оценку своему однокласснику.

III. Беседа по изученному с помощью схемы, самостоятельно составленной учащимися.

1) Самостоятельно составьте схему, как может осложняться простое предложение.

2) Проверка. Слайд 4.

3) Фронтальный опрос.

  1. Раскройте понятие однородных членов предложения.
  2. Что такое обособленные члены предложения? Какие члены предложения могут быть обособленными?
  3. Дайте понятие уточняющим членам предложения.
  4. Что такое вводные конструкции?
  5. Что такое обращение?
  6. Какие синтаксические конструкции грамматически не связаны с предложением?

IV. Практическая часть.

1) Слайд 5. Расставьте знаки препинания. Чем осложнены данные предложения? Из какого произведения примеры? Кто его автор?

  1. Ни над собой ни вне себя ни внутри себя он не признаёт никакого регулятора никакого нравственного закона никакого принципа.
  2. Небольшая низенькая комнатка была очень чиста и уютна и убрана довольно роскошно но без особого вкуса.
  3. Под влиянием различных смутных чувств сознания уходящей жизни желания новизны она заставила себя дойти до известной черты заставила себя заглянуть за неё – и увидала за ней даже не бездну а пустоту… или безобразие.

Проверка. Слайд 6.

2) Слайды 7-9. Работа с заданием А19 ЕГЭ по русскому языку.

3) Слайд 10. Исправьте пунктуационные ошибки. Укажите, чем осложнено каждое предложение? Попробуйте назвать произведения, примеры из которых здесь приведены. Кто их автор?

  1. Николай Петрович быстро обернулся, и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнажённую красную руку.
  2. То был человек лет тридцати двух-трёх от роду среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами гулявшими, беспечно по стенам.
  3. Сидя подле неё разговаривая с нею, о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск её глаз, и улыбки относившейся не к говорённым речам, а к её внутреннему счастью.

Проверка. Слайды 11-13.

4) Слайды 14-16. Работа с заданием А20, В5 ЕГЭ по русскому языку.

5) Слайд 17. В предложениях из романа И.А. Гончарова «Обломов» расставьте знаки препинания, выделите вводные слова, обращения.

  1. Счастливый, сияющий, точно «с месяцем во лбу» по выражению няньки пришёл он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: «Ольга».
  2. К зиме однако ж свидания их становились всё реже наедине.
  3. Дом Обломовых бог знает отчего всё беднел, мельчал, и наконец незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами.
  4. Что же погубило тебя Илья?

Проверка. Слайд 18.

6) Слайды 19-20. Работа с заданием А21 ЕГЭ по русскому языку.

7) Выпишите только простые осложнённые предложения. Обоснуйте свой выбор. Из каких произведений примеры? Кто автор? Слайд 21.

Раскольников разглядел худенькое, но милое личико девочки, улыбавшееся ему и весело на него смотревшее. Человек помолчал и вдруг глубоко, чуть ли не до земли, поклонился ему. Все расступились, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину.

Проверка. Слайды 22-23.

V. Выполнение теста по теме урока. Работа по карточкам.

Сдача самостоятельной работы.

VI. Выводы по уроку, задание на дом, выставление оценок.

(слайд 24)

  1. Какой теме был посвящён урок?
  2. Чем могут осложняться простые предложения?
  3. Какие литературные произведения сегодня вспомнили?
  4. Как вы думаете, для чего писатели используют такие виды предложений?

Д/з упр. 117.

VII. Урок окончен.

Спасибо за работу.

Используемая литература:

  1. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 47-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Литература 19 века на уроках русского языка. Пособие-практикум для старшеклассников и абитуриентов. – СПб.: «Паритет», 2002.
  4. ЕГЭ 2009. Русский язык универсальные материалы для подготовки учащихся / авт-сост. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько. ФИПИ – М., Интеллект-Центр, 2009.
  5. Варианты ЕГЭ – 2011. Русский язык / авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. ФИПИ М., Интеллект-Центр, 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Карточка 1.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: 

1. Весенний воздух был наполнен ароматом сирени ( ) и ласковым воркованием горлинок.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член.

2. Придёт время и всё изменится.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член.

А 20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Рассыпанные по подоконнику (1) жареные семена подсолнечника привлекли внимание синичек (2) суетливо прыгающих по ветвям берёзы (3) и (4) что-то высматривающих на земле.

1) 1, 2                    2) 2, 3, 4                3) 2                        4) 1, 2, 3, 4

2. В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2)и (3)неподвижно устремив (4) глаза свои в траву.

1) 1, 2, 3, 4     2) 2, 3      3) 1      4) 3, 4

А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1.Бесчисленные золотые звезды (1) казалось (2) тихо текли все наперерыв, мерцая, по направлению Млечного Пути, и (3) право (4) глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли.

1) 3, 4      2) 1, 2, 3, 4     3) 1, 2       4) 2, 3

2. Иногда случается, что лес и горы имеют привлекательный и веселый вид, так (1) кажется (2) и остался бы среди них навсегда, а иногда (3) наоборот (4) горы кажутся угрюмыми и дикими.

1) 1, 2      2) 3, 4      3) 1, 2, 3, 4      4) 2, 3, 4


Карточка 2.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: 

1. Накануне было ветрено ( ) и море по-прежнему выбрасывало на берег какие-то темные водоросли.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2. Лось замер, затаился ( ) и настороженно стал всматриваться в мелкий кустарник у воды.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна: есть общий второстепенный член.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А 20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Паруса (1) уже наполненные ветром (2) и (3) готовые к полету (4) звенели (5) натянутой тетивой.

1) 1, 2, 4    2) 1, 4      3) 2, 3, 4     4) 1, 4, 5

2. Дом (1) стоявший на опушке леса (2) и (3) освещаемый солнцем (4) принадлежал леснику.

1) 1, 2, 3, 4   2) 1, 2, 3    3) 1, 3     4) 1, 4

А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. «Покой нам только снится...» — через много лет печально констатировал Александр Блок. Быть может (1) во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. Однако (2) всё же (3) мы жаждем душевного покоя, в котором (4) пожалуй (5) только и возможен творческий и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям.

1) 1, 2, 3, 4, 5      2) 1, 4, 5    3) 1, 2, 3       4) 2, 3, 4, 5

2. Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определённой ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперёд и (4) следовательно (5) должна быть заменена.

1) 1, 2, 3, 5     2) 1, 2, 4, 5    3) 1, 3, 4      4) 2, 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Простое осложнённое предложение" для учащихся 11 классов.

Тест проводится после изучения темы "Синтаксис простого предложения"....

Простое осложнённое предложение. Обобщение 11 класс . Подготовка к ЕГЭ

Ситема подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Обобщение материала по теме "Простое осложнённое предложение"  позволяет применить различные методиы на пути  освоения материала. Презентации и раз...

Урок русского языка в 6 классе: "Повторение изученного в начальной школе по теме "Простое осложнённое предложение" по учебнику С. И. Львовой

Сведения об авторе: Митина Таисия Александровна, учитель русского языка и литературыПредмет: технологическая карта к уроку русского языка в 6 классеКласс: 6Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-...

Самостоятельная работа по русскому языку в 9 классе по теме "Простое осложнённое предложение"

Данную работу можно проводить и в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ, можно использовать как зачётную, добавить задания по орфографии....

Сценарий открытого урока "Простое осложнённое предложение". 8 класс

Сценарий открытого урока по русскому языку для 8 класса "Простое осложнённое предложение"...

Сценарий открытого урока "Простое осложнённое предложение". 8 класс

Сценарий открытого урока по русскому языку для 8 класса "Простое осложнённое предложение"....

Простое осложнённое предложение. (Понятие об осложнённом предложении)

Презентация к уроку русского языка в 8 классе....