Р.п. 5р
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Рабочая программа 2 вида по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений по Программе под редакцией Т.А.Ладыженской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._r.5.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

                                1. Пояснительная записка

 

Рабочая программа  2 вида по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе Программы под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. Сборник Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы,- М., «Просвещение»,  2010год.

Программа составлена, потому что в учебном плане школы и государственной программе не совпадает количество учебных часов: в учебном плане школы 238 часов, в программе – 204 часа. Учебные часы добавлены в следующие  разделы программы: «Повторение изученного в 1-4 классах», «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», «Фонетика. Графика и орфография. Культура речи», «Лексика. Культура речи», «Морфемика. Орфография. Культура речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное»,  «Повторение и систематизация пройденного в 5 классе» и к урокам по развитию речи учащихся.

Цели и задачи обучения русскому языку

  Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность. Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

   Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

  Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

   Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

   Общепредметными задачами работы по русскому языку являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Таблица тематического распределения количества часов

                   Разделы, темы.

                        Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1.

Язык – важнейшее средство общения.

2

2

2.

Повторение пройденного в 1-4 классах.

17

22

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

29

33

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

15

18

5.

Лексика. Культура речи.

8

12

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

22

24

7.

Самостоятельные и служебные части речи.

1

1

8.

Имя существительное.

20

24

9.

Имя прилагательное.

12

14

10.

Глагол.

36

36

11.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе.

6

13

12.

Развитие речи.

36

40

                                            Итого:

204

238

   

2. Содержание обучения

Язык – важнейшее средство общения  (2+1ч)

Повторение пройденного в 1-4 классах (22+3ч)

  1. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи.

    Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

   Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

   Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

   Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание –тся  и –ться;  раздельное написание не с глаголами.

  Наречие (ознакомление).

  Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

  1. Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (33+7ч)

  1. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

  Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

  Грамматическая основа предложения.

  Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

   Нераспространённые и распространённые предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

   Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

    Обращение, знаки препинания при обращении.

    Вводные слова и словосочетания.

    Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

    Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед  и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

    Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

    Диалог. Тире в начале реплик диалога.

  1.       Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
  2.    Речь  устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные  диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.   (18+3ч)

  1.    Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

     Фонетический разбор слова.

      Орфоэпические словари.

     Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

     Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

      Орфографический разбор.

      Орфографические словари.

  1. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требования учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

   Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфографических).

  1.   Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи.  (12+2ч)

  1.      Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
  2.    Умение пользоваться толковым словарём, словарём антонимов и др. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
  3.     Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображённого на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи.  (24+4ч)

  1.    Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

  Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

  Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож- - -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

  1.   Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
  2.   Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Самостоятельные и служебные части речи. (1)

    Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное   (24+5ч)

  1.    Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

    Существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имён существительных: изменение существительных по падежам и числам.

 Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов.

 Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

  Склонение существительных на –ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.

  1.   Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определён неверно (например, фамилия, яблоко).

  Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т.д.).

  Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

  1.   Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное  (14+5ч)

  1.    Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

    Полные и краткие прилагательные.

    Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую.  Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

    Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.

  1.   Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

  Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

  1.   Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол   (36+6ч)

  1.    Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

   Неопределённая форма глагола (инфинитив на –ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание  -ться и –чь (-чься) в неопределённой форме (повторение).

   Совершенный и несовершенный вид глагола; 1 и 2 спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

    Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

  1.      Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

     Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

    Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов.

  1.     Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе   (10+4ч)

3.  Практические работы

Контрольные диктанты – 8

Контрольные сочинения – 1

К. д. р. -    2  

 Адм. к. р. -  2                               

 Изложения – 9

  Сочинения – 16

 Тесты – 5

                      4. Требования к подготовке учащихся по предмету

             

  К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  По орфографии.  Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.

  Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

 По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

 Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

 Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

 Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.            

                         

                   5.   Список учебно-методической литературы

  1. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская  «Русский язык. 5». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. 34-е издание, Москва, «Просвещение», 2012.
  2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя / Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2012.