Тестовая технология как способ аутентичного оценивания учащихся.
статья по русскому языку по теме

Стать о преимуществах тестого контроля ЗУН обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testovaya_tehnologiya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

    Носкова И.Ф.

муниципальное общеобразовательное

  учреждение

“Муромцевский  лицей№1”

Муромцевского муниципального района

Омской области

Тестовая технология

как способ аутентичного оценивания учащихся

     Сегодня, как никогда, учащиеся и их родители заинтересованы в получении, а государство – в обеспечении  качественного образования. Для этого необходимо использовать новые,  эффективные технологии оценки и контроля учебных достижений. В современных условиях идет обсуждение, апробация различных подходов к оцениванию.  Аутентичное, т.е. “подлинное,  оценивание реальных достижений обучающихся базируется на стандартах обучения, построено на концепции компетентности и на конечных результатах образования.  Аутентичным оцениванием занимается педагогическая квалиметрия (область науки, объединяющая методы количественной оценки качества продукции), одной из важных задач которой является быстрое и надежное оценивание знаний ученика.

     Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты). Такой стандартизированной процедурой оценки учебных достижений является тестирование.

     Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий в тесте должно быть таким, чтобы пропорционально отражать основное содержание предмета. Комбинации тестовых заданий различных трудностей должны обеспечить равную сложность   различных вариантов тестов. Дифференцирующие   силы  используемых тестовых заданий, в свою очередь, должны обеспечивать надёжную дифференциацию уровня подготовленности различных учащихся. Педагогическая квалиметрия предъявляет к заданиям в тестовой форме следующие общие требования:

     -логическая форма высказывания;

     -краткость, понятность задания;

     -правильная форма заданий;

     - правильность расположения элементов задания;

     - одинаковость инструкции для всех испытуемых;

     - одинаковость правил оценки ответов.

     Основным достоинством тестового способа оценки учебных достижений является  его объективность, т.е. независимость от многих возможных действий, неизбежно присутствующих при традиционном способе оценки знаний, в том числе и от взаимных отношений между учащимися и учителями. Кроме того, тесты являются не только инструментом оценки, но диагностики, позволяющим установить причину итоговой неудачи. Не менее важным достоинством тестирования является возможность объективного сравнения учебных достижений, показанных  учащимися различных учреждений и регионов в текущем году и по отношению с предыдущими годами.

    На современном этапе российского образования тестирование широко используется в практике учебных заведений:

    - для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний;

    - для обучения и самопроверки учащихся;

    -для оценки качества преподавания;

    - для оценки самих испытательных материалов.

    Каждый тест имеет несколько составных частей:

    - тестовую тетрадь с заданиями;

    - руководство по работе с тестом;

    - стимулирующий материал или аппаратуру (по необходимости);

    - лист ответов;

    - шаблоны для обработки данных.

    Тест обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечиваются предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Тесты обученности очень популярны в массовой практике. Кратковременный опрос всех учащихся на каждом уроке с помощью тестов имеет несколько преимуществ. Во – первых, занят и продуктивно работает весь класс. Во – вторых, за короткий отрезок времени можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимости прочности знаний. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения. Индивидуальная дифференцированная  работа с учащимися по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании.

     Для диагностики успешности обучения в педагогической квалиметрии разработаны специальные методы: тесты учебных достижений, тесты успешности, дидактические тесты и тесты учителя. По численности тесты учебных достижений занимают первое место. Они предназначены для того, чтобы оценить успеваемость  овладения конкретными знаниями и даже разделами учебных дисциплин, и являются более объективными показателями обученности чем оценка. Тест достижений диагностирует прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.

Обычно тесты достижений включают несколько десятков заданий. Это позволяет более полно охватить все разделы курса. При этом используются два вида заданий:

     а) требующие от учащихся самостоятельного составления ответа (задания с конструктивным типом ответа) – открытая форма теста;

    б) задания с выборочным типом ответа – закрытые тесты. В последнем случае учащийся выбирает из числа предъявленных ответов тот, который он считает правильным.

      Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях закрытого теста достижений. Но предложенные в заданиях закрытой формы готовые ответы на выбор снижают самостоятельность и творчество обучающихся из–за того, что гораздо легче выбрать готовый ответ, чем его сформулировать. Поэтому метод выбора ответов успешно может быть использован при изучении описательного и ознакомительного материала.      

      Тесты открытого типа развивают самостоятельность мышления учащихся и их творчество, но  тоже имеют недостаток, который состоит в необъективности их оценок. Так, разные преподаватели и нередко даже один и тот же ставит разные оценки за один и тот же ответ. Кроме того, чем больше свободы в ответе у учащегося, тем больше и вариантов оценки преподавателей.                              

       Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать преподаватель. При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил:

        - нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися;

       - неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными;

       - правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке;

      - вопросы не должны повторять формулировки учебника;

      - ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие;

      - вопросы не должны содержать “ловушки”.

      Помимо разработки теста и оценки его качества, процесс тестового контроля предполагает применение тестов. Тестирование – это специально разработанная процедура, позволяющая оценить уровень достижений обучающихся и выразить результат рейтингом, характеризующийся следующими параметрами: объект проверки, количество заданий, рейтинг.

При подготовке учащихся в форме тестирования выделяются следующие задачи:

       - организация тестового контроля в соответствии с инструкциями разработчиков;

       - подготовка учащихся к тестированию, работа с ними во время контроля и после него;

      - создание необходимых материально-технических условий для качественной организации тестового контроля;

      - создание благоприятных психологических условий для положительного отношения к тестированию;

      - разработка оптимальной системы подсчета баллов, методов интерпретации и представления данных.

     При использовании тестовых технологий на занятиях рекомендуется применять следующие формы:

     - лекция по теме (тематический материал + углубленный);

     - работа с тренировочными тестами;

     - домашнее задание (по той же теме);

     - проверка домашнего задания;

     - контрольный и итоговый тесты.

     Работа с тестами на занятиях проводится поэтапно. На первом зачитывается инструкция по правильной организации работы. Учащимся рекомендуется внимательно читать задания с целью однозначного их понимания, рационально распределять время на выполнение заданий разного уровня, обязательно проверять выполненный тест, чтобы избежать механических ошибок и т.д. Второй этап – выполнение теста. На третьем осуществляется проверка знаний учащихся. На четвёртом этапе проводится работа над типичными ошибками, выполняются дополнительные задания. Пятый этап – ответы учителя на вопросы учеников. Такая организация работы помогает решить одну очень важную задачу: возможность переноса акцентов с деятельности учителя на деятельность учащегося, т.е. деятельность последнего осуществляется в единстве компонентов: учебная задача – учебное действие – самоконтроль – самооценка.    

     Практическое использование современных тестов дает учащимся возможность объективно оценить уровень своих знаний, подготовиться к ЕГЭ, а также определить своё место среди множества российских учащихся. Несомненно, что тестирование, как вид аутентичного оценивания имеет положительные качества:

     - объективность,  исключение воздействия на результаты оценивания таких факторов, как настроение преподавателя;

    - многофункциональность тестов;

    - универсальность, охват всех стадий процесса обучения;

    - экономия времени при оценивании учебных достижений учащихся.

    Использование тестовой технологии требует много усилий. Но в то же время результаты работы дают чувство удовлетворения учащимся, а опыт работы является важным фактором профессионального роста учителя.