Контрольно-диагностические материалы по подготовке к ГИА по русскому языку 9 класс.
тест по русскому языку (9 класс) по теме

Сергеенко Людмила Вячеславовна

Контрольно-диагностические материалы помогут учителю проверить уровень подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Контрольно-диагностические материалы.      

                Учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №8 г.Томмот

 Сергеенко Людмила Вячеславовна.

Практическая работа №1.

1) Прочитайте текст.

В 1836 году русский критик Н. И. Надеждин писал: " У нас нет языка разговорного общего: у нас есть разговор мужика, разговор купца, разговор учёного, разговор военного, разговор помещика: Одно и то же слово имеет совершенно разные, часто противоположные смыслы в этом вавилонском смешении разговоров:"

Перед нами рассказ А. П. Чехова "Новая дача". Герои его - образованный барин, инженер Кучеров с женой и деревенские мужики. Живя бок о бок на общей земле, они не понимают не только действий друг друга, но и - языка. То, что говорит Кучеров мужикам, понимается ими превратно, а иногда в противоположном смысле.

Инженер спрашивает крестьян, зачем они пускают скотину в его огород и сад, рубят деревья в лесу, перекопали дорогу. Он говорит: "Вы же за добро платите нам злом. Вы несправедливы, братцы. Подумайте об этом. Убедительно прошу вас, подумайте. Мы относимся к вам по-человечески, платите и вы нам тою же монетою".

Из всей его речи мужики уразумели только то, что они должны платить барину монетой.

В другой раз, встретив крестьян, Кучеров, возмущённый бессмысленностью их поступков по отношению к нему и его семье, говорит, что скоро начнёт презирать мужиков. Но крестьяне поняли, что барин хочет их призреть, то есть приютить, принять их под свою опеку, ведь глаголы презирать и призирать звучат одинаково.

Как видим - полное непонимание. Случайность? Слишком забитые мужики или чересчур сложно выражающийся барин? Ни то, ни другое. Эта ситуация - красноречивое отражение разобщённости социальных слоёв во всём, что касалось материальной и духовной жизни. Замкнутость существования каждого из них порождали и специфические черты в их языке, определяли разное понимание одних и тех же слов.

(По Л. П. Крысину) (257 слов)

2) Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.

1. Какое название отражает проблему этого текста?

А) Жители "разных миров".

Б) Плоды просвещения.

В) Любовь к родному языку.

Г) Долг платежом красен.

2. Вам предлагаются пункты плана, расположите их так, чтобы они соответствовали композиции текста.

1) Крестьяне перепутали слова "презирать" и "призирать".

2) Инженер просит крестьян "платить ему той же монетой".

3) Каждое сословие живёт в своём замкнутом мире.

4) Надеждин пишет о том, что "у нас нет общего языка".

3. Какое значение в этом тексте имеет слово ПРЕВРАТНО? (Предложение № 6).

А) просто

Б) ложно

В) непостоянно

Г) легко

4. Какой вывод делает автор из приведённых примеров?

А) Всё происшедшее - досадная случайность, которая вызвана невнимательностью.

Б) Непонимание возникло вследствие невежества крестьян.

В) Причина путаницы кроется в том, что инженер любил использовать иностранные слова.

Г) Из-за социальной разобщённости нет взаимопонимания между людьми разных сословий.

3) Напишите сжатое изложение.

Обратите внимание на цитату в начале текста. В ней содержится важный тезис, который будет раскрываться далее. Чтобы передать основной смысл этой цитаты, запишите её, используя косвенную речь.

  1. Сделайте переход к рассказу А.П. Чехова.
  2. Коротко передайте изображённую в нём ситуацию.
  3. Выберите какой-то один случай, который показывает полное непонимание между людьми.
  4. Сделайте вывод о том, что социальная разобщённость привела к тому, что люди одной страны перестали понимать друг друга.

1) Определите микротемы в данном тексте.

2) Какие основные приёмы сжатия вы употребите?

3) Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью обобщения, какие - с помощью исключения.

                                             

                                              Практическая работа № 2.

Прочитайте текст и выполните задания.

Хорошее внимание – настоящий капитал. Часто именно им объясняются успехи в учебе или работе; невнимание, напротив, влечет ошибки, промахи, неудачи. Неслучайно индивидуальные особенности внимания проверяют при поступлении ребенка в школу, при профессиональном отборе и определении здоровья человека. В некоторых ситуациях от внимания зависит сама жизнь – своя или других людей.

Иногда быть внимательным не просто, даже если мы честно прикладываем усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то важном. Что делать, если необходимо собраться, а не получается?

Легче справиться с рассеянностью и неспособностью сконцентрироваться, если поняты их причины. Тогда ясно, в каком направлении двигаться. Скучно – значит, нужно попробовать пробудить в себе интерес к предмету, найти смысл, изюминку даже в самом скучном и нелюбимом занятии, проявить творческих подход. Пришла усталость – необходимо отдохнуть, переключившись на другую деятельность; захлестнуло волнение – прежде всего надо успокоиться.

Очень важны условия, в которых человек пытается сконцентрироваться. Давно замечено, что лучше и быстрее всего данный процесс протекает в привычном месте, где человек постоянно работает. Сама атмосфера рабочего кабинета, стол или кресло как бы предрасполагают к продолжению обычных занятий. Важно и окружение: если на полную мощь включен магнитофон, из соседней комнаты доносятся звуки любимой передачи, близкие громко обсуждают какую-либо животрепещущую проблему, шансы сосредоточиться весьма малы. Но и создание стерильной обстановки, когда «слышно, как муха летит», тоже, как ни странно, может помешать. Физиолог Сеченов вспоминал, как в одной крупной библиотеке оборудовали специальные комнаты для научных сотрудников. Сюда не проникали никакие шумы извне, а звуки, возникающие внутри, поглощала обивка. Казалось бы, мертвая тишина обеспечивала комфортные условия для умственного труда. Но продуктивно работать никто не мог: через некоторое время ученые просто погружались в дремоту.

Бывают, конечно, случаи, когда все наши усилия тщетны и мы не можем справиться с собственной рассеянностью и неспособностью сосредоточиться. Тогда необходима помощь специалистов. Но, как правило, мы можем сконцентрировать свое внимание собственными силами.

- А теперь посмотрим на вариант сжатого изложения данного текста.

         Быть сосредоточенным на каком-то предмете непросто. Нужно понять причины рассеянности. Если причина в скуке, надо найти в волнующем предмете что-то интересное; если усталость, необходимо отдохнуть. Важна обстановка, в которой человек находится, должны быть созданы условия, в которых человеку будет комфортно находиться.

Если все равно справиться не удается, нужно обратиться к специалисту.

- Удачно ли это изложение? Почему?

       ( Передано основное содержание, но пропущено несколько микротем.)

- Значит, чтобы успешно написать сжатое изложение, нужно обязательно полноценное понимание исходного текста.

- Давайте вспомним этапы работы с текстом.

  1. Определение темы текста
  2. Определение идеи текста
  3. Определение структуры текста
  4. Определение микротем текста как частей общей темы
  5. Моделирование сжатого изложения

- Какова тема текста?            (Внимание)

- Какова идея?          («Хорошее внимание – настоящий капитал»)

- Сформулируйте микротемы и выделите ключевые слова.

  1. Умение быть внимательным очень важно в жизни.
  2. Но иногда сосредоточиться очень трудно, даже если это необходимо.
  3. Прежде всего надо понять причину невнимательности и постараться устранить ее.
  4. Для поддержания внимания очень важны условия: легче сосредоточиться в привычном месте работы; надо, чтобы не мешали окружающие; правда, абсолютная тишина может не помочь вниманию, а погрузить в дремоту.
  5. Если ничего не помогает, нужно обратиться к специалисту, но обычно человек способен сосредоточиться и сам.

 - Соотнесите микротемы и абзацы. Может ли один абзац включать не одну, а несколько микротем?

- Итак, сжимая текст, мы помним, что должны прозвучать все микротемы и каждая микротема должна быть сжата. Постарайтесь использовать различные приемы сжатия.

   -Проверяем работу

Хорошее внимание – настоящий капитал. Часто именно им объясняются успехи в учебе или работе; невнимание, напротив, влечет ошибки, промахи, неудачи. Неслучайно индивидуальные особенности внимания проверяют при поступлении ребенка в школу, при профессиональном отборе и определении здоровья человека. В некоторых ситуациях от внимания зависит сама жизнь – своя или других людей.

  Сжатый вариант:

        Хорошее внимание – основа для качественной и продуктивной деятельности. Именно им объясняются личные успехи. Внимание не зря проверяют при поступлении в школу или профессиональном отборе – это важная составляющая работоспособности. Иногда от него зависит жизнь.

.        Иногда быть внимательным не просто, даже если мы честно прикладываем усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то важном. Что делать, если необходимо собраться, а не получается?

Легче справиться с рассеянностью и неспособностью сконцентрироваться, если поняты их причины. Тогда ясно, в каком направлении двигаться. Скучно – значит, нужно попробовать пробудить в себе интерес к предмету, найти смысл, изюминку даже в самом скучном и нелюбимом занятии, проявить творческих подход. Пришла усталость – необходимо отдохнуть, переключившись на другую деятельность; захлестнуло волнение – прежде всего надо успокоиться.

Очень важны условия, в которых человек пытается сконцентрироваться. Давно замечено, что лучше и быстрее всего данный процесс протекает в привычном месте, где человек постоянно работает. Сама атмосфера рабочего кабинета, стол или кресло как бы предрасполагают к продолжению обычных занятий. Важно и окружение: если на полную мощь включен магнитофон, из соседней комнаты доносятся звуки любимой передачи, близкие громко обсуждают какую-либо животрепещущую проблему, шансы сосредоточиться весьма малы. Но и создание стерильной обстановки, когда «слышно, как муха летит», тоже, как ни странно, может помешать. Физиолог Сеченов вспоминал, как в одной крупной библиотеке оборудовали специальные комнаты для научных сотрудников. Сюда не проникали никакие шумы извне, а звуки, возникающие внутри, поглощала обивка. Казалось бы, мертвая тишина обеспечивала комфортные условия для умственного труда. Но продуктивно работать никто не мог: через некоторое время ученые просто погружались в дремоту.

   Сжатый вариант:

        Быть сосредоточенным на каком-то предмете непросто. С этим легче справиться, когда понятны причины рассеянности. Если причина в скуке, надо найти в нелюбимом предмете что-то интересное; если усталость, необходимо отдохнуть. Также важна обстановка, в которой человек находится – нельзя допускать ни громкого шума, ни мертвой тишины. Должны быть созданы условия, в которых человеку будет комфортно находиться, лучше такие, к которым он уже привык.

      Бывают, конечно, случаи, когда все наши усилия тщетны и мы не можем справиться с собственной рассеянностью и неспособностью сосредоточиться. Тогда необходима помощь специалистов. Но, как правило, мы можем сконцентрировать свое внимание собственными силами.

Сжатый вариант:

Если все равно справиться с невнимательностью и рассеянностью не удается, нужно обратиться к специалисту. Но, как правило, мы можем сконцентрировать внимание собственными силами.

        

Практическая работа № 3.

Прочитайте текст и выполните задания.

                                                Географические названия.

    (1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.

    (2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.

    (3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

   (7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут

 1. О чём говорится в этом тексте?

а) о страхе древних людей перед богами;

б) о переселении древних людей;

в) о названии рек;

г) о завоевательных войнах древности.

2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?

а) почти невозможно установить их происхождение;

б) они почти никогда не менялись;

в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;

г) в них отражена история древних междоусобиц.

3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?

а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;

б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;

в) названия рек невозможно перевести на другой язык;

г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.

4. Найдите опорные слова в каждой части текста и, используя их, составьте план текста.

Закончите план этого текста.

1) Названия рек - _______________________________ .

2) Древние люди боролись за _____________________ .

3) Пришельцы почему-то никогда _________________ .

4) Два предположения о том, почему _______________

Примерный вариант выполнения задания №4.

1) Названия рек - старейшины в мире географических названий.

2) Древние люди боролись за удобные для жизни места.

3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков.

4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы.

5.Дополните этот фрагмент примерами из текста.

   Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («____________» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения №4 и ____ ), __________ («как шумная река»). Слово разговорного стиля («____________» из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.

                       

                      Примерный вариант выполнения задания №5.

 Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («благоговейно» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения №4 и № 5), сравнение («как шумная река»). Слово разговорного стиля («поди » из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.


VII. Работа по написанию
  сжатого изложения.

  1. прочитайте абзац и определите в нем основ ную, дополнительную и избыточную информацию;
  2. подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информа цию;
  3. опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;
  4. опустите предложения, которые представля ются вам избыточными;
  5. переделайте предложения, обобщая инфор мацию микротекста. (Если необходимо, объедини те два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматичес ких конструкций и др.)

1.(Запишите главную часть первого предложения.)

________________    ___________________    _______________________

2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ .

3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегда сохраняли (что?) __________ .

4.Мы не знаем, почему ________ .

5.Может быть, они __________    _____________   _____________ .

6. Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ .

7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________

        Имена рек – старейшины в мире географических названий.

    Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками.

    Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек.

    Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе - названия рек сохраняются  и ныне, переходя от поколения к поколению.

                                 

        

                              Практическая работа  №4.

Работа с текстом в рамках подготовки к ГИА с использованием компьютерных технологий.

Притча о цветке

Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед жизненной силой тех, кто породил ее».

Но никто не услышал этого, а по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.

За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы. (О.М. Безымянская, С.А Лукьянов.)

Вопросы к тексту (в виде компьютерного теста):

1. Какова основная мысль текста?

А) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира;

Б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты;

В) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому;

Г) Человек должен быть благодарным за доставленное счастье.

2. Каковы тип и стиль речи текста?

А) Художественный, описание;

Б) Публицистический, рассуждение;

В) Публицистический, повествование с элементами рассуждения;

Г) Художественный, повествование.

3. Что собой представляет последнее предложение текста?

А) Тезис;

Б) Вывод;

В) Мораль.

4. В каком предложении заключена основная мысль текста?

А) Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного;

Б) Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее;

В) За именем великим нужно уметь разглядеть тех, без которых не было бы ни имени, ни славы.

5. Какие средства выразительности использованы в тексте?

А) Эпитеты и гиперболы;

Б) Метафоры и эпитеты;

В) Эпитеты, олицетворение, перифраза;

Г) Инверсия, эпитеты.

                                 Практическая работа № 5.

Прочитайте текст и выполните задания:

Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть – вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне – есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории и выдавать за нее нечто совсем другое.

Поэзия же истинная состоит, как правило, из известных слов, знакомых, если угодно, даже привычных, на которые душа воспринимающего искусство вибрирует особенно сильно. Люди любят слушать знакомую музыку. Это не потому, что они не хотят слушать нового… Человек, слушающий знакомое ему (мазурку Шопена) так же, как перечитывающий знакомое стихотворение, ждет, когда наступит особенно яркий поворот мелодии (или гармоническая смена, известная ему заранее!), чтобы ощутить трепет сердца. Вот в чем дело!

  1. Почему люди любят слушать знакомую музыку?
  2. Дайте толкование слова ГАРМОНИЯ.
  3. Заполните таблицу.

Микротема 1

Микротема 2

                                        Практическая работа № 6.

Прочитайте текст.

(1) Машина катилась, и ее равномерное движение вызывало простые и спокойные мысли. (2) Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. (3) И тот и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки. (4)Загадочны и потому прекрасны темные чащи лесов, глубины морей; загадочен крик птицы и треск лопнувшей от теплоты древесной почки. (5) Разгаданная загадка не убивает волнения, вызванного зрелищем земли. (6) Чем больше мы знаем, тем сильнее желание жить.

1.В каком предложении содержится главная идея текста?

А. 2

Б. 3

В. 5

Г. 6

2.  Каково значение слова СОВЕРШЕНСТВО в рассмотренном тексте? Запишите синонимы к этому значению.

3. Какое из предложений содержит описательную информацию и его можно исключить без ущерба для понимания текста?

4. Выпишите из текста ключевые слова и словосочетания.

                                     Практическая работа № 7.

Прочитайте текст.

Здесь, на вершинах Урала, - начало жизни рек. Здесь, в поднебесье, лежат вечные снега, питая острые родники теми скупыми каплями, из которых потом рождаются великие реки, то яростно, то степенно идущие до самого Каспийского моря.

Реки рождаются в блаженной, вечной тишине. Рождение не терпит суеты, рождению нужен покой. Низкое, скупое на тепло и щедрое на свет солнце все же оплавляет спрессованные, тяжелые, как свинец, валы снегов, и разбегаются во все стороны юркие ручейки. Еще малые, еще хилые, тут же совсем близко сходятся они вместе и вперехлест, весело заплетаясь на ходу, катятся вниз по камням и осыпям. Вниз! Вниз! С хохотом и звоном. И уже не остановить их, не вернуть. Реки что человеческие судьбы: у них много поворотов, но нет пути назад.

Задание:

  1. Что общего у рек и человеческих  судеб?
  2. Где начало жизни русских рек?
  3. Выпишите из текста антонимы.
  4. Объясните значение слова ЮРКИЕ.
  5. Подберите заглавие для текста:

А. Рождение рек.

Б. Начало жизни рек.

В. Реки что человеческие судьбы.

Г. От скупых капель – к великим рекам.

6. Определите отношение автора текста к рекам.

7. Напишите сжатое изложение, заполнив пропуски.

Здесь, (где именно?), - начало (чего?). Именно в поднебесье лежат (кто?), (какие?), из которых… Реки рождаются (при каком условии?). Солнце постепенно (что делает?), об которые разбегаются (кто?). Тут же маленькие сходятся (как?) и (что делают?). реки – это человеческие судьбы: много у них поворотов, но (чего нет?).

Практическая работа № 8.

Прочитайте текст.

Люблю историю… Когда-то к событиям давно минувших веков я относился с молодой страстностью. Я лютой ненавистью ненавидел Святополка Окаянного и восторженно почитал Святослава Игоревича. Все столетия были переполнены моими личными друзьями и недругами. Детское неравнодушие, им частенько болеют даже прославленные историки.

Давно уже нет у меня личного отношения к Святополку Окаянному. Плох он или хорош, наивный вопрос. Он просто часть того времени,  той далекой жизни, той почвы, из которой выросли мы с вами. Если бы Иван  Калита оказался человеком благородным, то вряд ли ему удалось бы под татарским игом сколотить сильное Московское княжество. Беспринципная лесть и неразборчивое ловкачество – оружие Калиты, не будь его, как знать, сколько долго существовала бы еще татарщина и как бы выглядела теперь наша Россия?

Люблю историю такой, какая она есть! Что бы ни случилось со мной, со страной, со всем миром, я уже знаю – бывало и не такое, ничему не удивляюсь.  (В.Тендряков)

Задание:

  1. Какие типы речи представлены в тексте?

А. Описание.

Б. Повествование.

В. Рассуждение.

Г. Повествование с элементами рассуждения.

  1. Подчеркните главную информацию каждого абзаца. Оставьте второстепенные факты.
  2. Выберите заглавие для своего излоржения.

А. Люблю историю.

Б. Детское неравнодушие.

В. Татарщина и Иван Калита.

Г. Ничему не удивляюсь.

     4. Прочитайте текст еще раз Напишите сжатое изложение.

Люблю историю… Когда-то к событиям давно минувших веков я относился (как?). Все столетия были переполнены (кем?).

Каждый из героев прошлого – (кто? кем являлся для современников?)

Люблю историю такой (какой?). Что бы ни случилось (с кем?), я уже знаю – (что знает автор?).

Практическая работа № 9.

Прочитайте текст.

Может быть, самый емкий литературный жанр – древняя притча. В одной притче, состоящей из нескольких фраз, бывает сказано так много, что хватает потом на долгие века для разных народов и разных социальных устройств. Возьмем хотя бы притчу о блудном сыне. Когда блудный сын, промотав свои деньги, возвратился в родительский дом, отец на радостях зарезал теленка. Другой сын, неблудный, обиделся: как же так, он не проматывал отцовских денег, каждый день добросовестно трудится, и ему ничего. А этому лоботрясу и теленка. За что же?

В нескольких строчках, как в хорошем романе, три разных ярких характера: отца, блудного сына и неблудного сына. Характеры даны во взаимодействии. Эта притча как зернышко, в котором таится большое дерево. По этой притче можно писать роман, ставить фильм. Сколько живописных полотен уже написано!

Но главное состоит в том, что в притче присутствует колоссальный обобщающий момент, благодаря которому частный, казалось бы, случай применим к тысячам случаев во все времена и у всех народов.      (В.Солоухин)

Задание:

  1. Почему В.Солоухин считает самым емким литературным жанром притчу?
  2. Что такое притча? Найдите определение в словаре.
  3. Напишите значение слова ЕМКИЙ.
  4. С чем автор сравнивает притчу?
  5. В чем заключается самое главное значение притчи?
  6. Озаглавьте текст.

А. Древняя притча.

Б. Зернышко, в котором таится большое дерево.

В. Притча о блудном сыне.

Г. Актуальность притчи.

  1. Заполните таблицу:

Микротема 1

Микротема 2

Микротема 3

  1. Подумайте, какую информацию можно опустить, сохранив при этом смысл текста.
  2. Напишите сжатое изложение.

                                Практическая работа № 10.

Прочитайте текст.

Елочка поселилась у дороги в ольховнике. Деревья росли тесно, густо и были злы друг на дружку, на дикий хмель, что витками оплетал их снизу доверху. Сначала они не обратили внимания на зеленый ершик. Наверное,  так рассудили: зачахнет. Но елочка укрепилась и пошла тянуться вверх, красивая, как стрела. Теперь уже все соседки заприметили ее и обозлились: нам самим не хватает места, а тут еще эта колючка откуда-то взялась.

И стали выживать. Ольха слева нарочно уронила толстую сухую ветку прямо на вершинку, ольха справа сунула в середку, в грудь елочке, сук, острый, как штык, а другие деревья сговорились закрыть от нее солнце.

Скособочилась елочка, от гнета соседей стала грустной. Но упорствовала. Упорствовала и жила надеждой: авось выручит неведомый друг. Ветер не помог. Птицы пролетали мимо. Приходили и уходили равнодушные туманы.

Был солнечный день. Светло-желтые пятна шевелились на лесной дороге. Я шагал в соседнюю деревню. И увидел елочку. Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, еще и смелостью: одна живет в ольховнике. Подошел поближе и охнул: как они тебя! Надобна срочная подмога. Снял с вершинки ветку, вынул сук, коловший елочкину грудь, и отломил его, отвел в стороны две ветки, грозившие зажать вершинку. Сказал:

- Дыши. Живи. Я к тебе еще наведаюсь.

Через неделю шел той же дорогой, обрадовано вспомнил о елочку и прибавил шаг. Еще издали увидел ее: стояла в зеленой юбочке, свободно раскинув ветви. И была она такой веселой, что и самому захотелось улыбнуться.  (В.Бочарников)

Задание:

  1. Почему елочку стали выживать?
  2. Сопротивлялась ли она?
  3. Чем поразила елочка рассказчика?
  4. Продолжите план текста.

а/ Елочка в…

б/ Стали…

в/ Упорство…

г/ Неожиданная…

г/ Радость…

  1. Выпишите сказуемые относящиеся к слову ЕЛОЧКА.
  2. Запишите основную мысль текста.
  3. Подчеркните в тексте главную информацию. Определите микротемы.
  4. На основе подчеркнутых предложений напишите сжатое изложение. Особое внимание уделяйте средствам связи предложений в тексте (лексический повтор, синонимичное выражение, слова-заместители и.т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к ГИА по русскому языку 9 класс

Пройдя по данной ссылке, вы получите  информацию, необходимую для подготовки  К ГИА по русскому языку 9 класс...

"Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе"

В ходе подготовки учащихся к экзаменам, у меня накопился методический материал, который я использую в своей работе. Систематизировав его по отдельным темам, у меня получился «Сборник материалов для по...

Сборник материалов для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Данное пособие адресовано учащимся 9 классов, готовящихся к сдаче экзамена по русскому языку. Оно предназначено для  эффективной подготовки к экзамену, поскольку содержит систематизированные и об...

Материалы для подготовки к ГВЭ по русскому языку в 9 классе

Материалы для подготовки к ГВЭ по русскому языку в 9 классе...

«Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе ».2016-2017 уч.год.

Подготовка к итоговой аттестации  по предметам филологического цикла    (в т.ч. в  альтернативной форме) обучающихся, испытывающих трудности в обучении ....

Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку в 6 классе

Материалы предназначены для подготовки к ВПР по русскому языку в 6 классе. Каждый вариант включает 5 различных типов заданий. В материалах даны 17 вариантов....

Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку в 7 классе

Данная методическая разботка представляет собой справочный материал для обучающихся 7 класса для подготовки к ВПР по русскому языку...