Игра "Лингвистический бой"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Лингвистический бой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Нетрадиционные формы контроля

 на уроках русского языка и литературы

 (из опыта работы)

 Автор: Малышева О.М.,

                       учитель русского языка и литературы

Бийск  2009

Нетрадиционные формы контроля знаний учащихся

на уроках русского языка и литературы

(из опыта работы)

В последнее время в методической литературе много внимания уделяется  моделированию уроков инновационного типа (урок – игра, - презентация, -спектакль,- фестиваль,- путешествие,..), которые, безусловно, способствуют реализации и развитию творческих способностей учащихся, так как позволяют создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ребенка комплекс тревожности, связанный с отсутствием веры в собственные силы. Такие уроки построены на занимательности, что усиливает интерес к содержанию предметного курса, способствует повышению качества обучения.

Каким же образом и систему контроля ЗУНов (знаний, умений, навыков) подчинить не только специальным задачам преподавания русского языка и литература, но и сделать ее по возможности более гибкой, разнообразной,  учитывающей психологические особенности детей  разного возраста, позволяющей разглядеть в каждом своем ученике личность яркую, талантливую? Поэтому я стараюсь подойти к составлению контрольных заданий творчески, приучая детей к тому, что  интересно не только учиться , но и демонстрировать свои знания, применять и облекать их в самые неожиданные формы. Конечно, они пишут  и сочинения, и изложения, и различные диктанты, сдают зачеты, выполняют тесты…Но больше всего детям нравятся  уроки – контроля нетрадиционной формы, такие, как  зашифрованный диктант: ученики должны записать только условные обозначения, которые обязательно оговариваются заранее. Учитель может «шифровать» новые понятия, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки, …

Например, на обобщающем уроке по теме «Глагол» в 6 классе учитель таинственно сообщит детям, что необходимо зашифровать все, что они знают о наклонениях глагола, но так, чтобы эта информация не просочилась к ученикам 6 (а, б,…) , которые их еще не изучали. На доске записать условные обозначения: И - изъявительное наклонение, П - повелительное, У - условное. Учитель медленно диктует текст:

« -  Не кричи,- сказала мама,- был бы ты воспитанным человеком, ты никогда не повышал бы голоса.

  -  А я и не кричу, - ответил я, - просто мне нравится, когда голос звучит по – командирски. Эх, если я стал бы вдруг генералом, мне никто бы тогда не сказал: «Не кричи!»

У детей в тетрадях должна появиться запись: п  и  у  у  и  и  и  и  у  у  п

Комментируя оценки за диктант – «шифровку», не забывайте об элементах игры, обязательно посетуйте, что не все ребята поняли тайный шифр. Чтобы стать настоящими разведчиками(агентами), нужно обязательно еще раз прочитать теоретический материал в учебнике на странице_ и выполнить упражнение №_.

Очень эффективны тематические  уроки – зачеты, на которых учащиеся работают с целым текстом  ( обязательно нужно использовать несколько вариантов).

Например, по окончании изучения причастия можно предложить такой тест.

1 вариант

I. Прочитайте текст, спишите его. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Добрый свет огня

1.( С)давних времен огонь был необходим человеку для света  т_пла  пр_готовления  пищи.2. Нашлись люди захотевш_  и_пользовать огонь ради наживы.3. Так огонь пор_дил огн_стрельное  оруж_е (не)сущее людям смерть.4. Мы н_кому (не) грозим огнем, мы за добрый огонь обращ_ый  к мирным д_лам.5. Соб_раются у зажж_ного костра ребята в лагере в д_лекой тайге г_рят походные к_стры геологов отважно штурму_щих  н_кем (не)исследова_ые места. 6.Огонь вырыва_тся из наших  могучих ракет п_могает человеку поднят_ся в космос.

7.Мы за добрый огонь. 8.За пламя (в) топках заводов (за)окна домов ярко освещ_ые электрическими огнями.9. Мы (за)огонь человеческих сердец люб_щих жизнь труд радость.10. Мы (за)огонь (не)рушимой дружбы зажигающ_ся в чаше над Олимпийским стадионом. 11.Мы (за)людей работа_щих_ с огоньком помога_щих своим трудом строить совсем хорошую новую жизнь.(121 слово)

                                                                                       ( По Л.Кассилю)

II.Грамматические задания.

Ответьте да или нет.

1.В 1 абзаце есть причастные обороты.

2.В 1 предложении нет однородных членов.

3.Предложене 5 – простое.

4.В последнем абзаце есть действительные причастия настоящего времени.

5.Во 2 предложении у причастия окончание –ее.

6.У причастия (не)исследованные из предложения 5 есть пояснительные слова.

7.В предложении 7 две основы.

8.Захотевш_ - это страдательное причастие настоящего времени.

9.В предложении 8 есть причастный оборот, который нужно выделить запятыми.

10.В последнем абзаце 6 причастий.

2 вариант          

I. Прочитайте текст, спишите его. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Лесной великан

1.(На)краю открывш_ся поляны у к_стерочка на  корточках с_дел человек.2.Шапка и плечи запорошены снегом руки зя_ко пр_стерты (над)огнем.3.В (не)скольких шагах (под)дер_вом ст_ял подрамник с (не)оконч_ым  этюдом – рыжий дуб (на)краю опушк_.

4.Снег_пад внезапно пр_кратился. 5.(По)запорош_ной поляне  промчалась синяя тень убега_щей тучи и снова  все вокруг засияло молодо и радос_но.6.Дуб облюбова_ый художником  ярко вспыхнул (на)солнце бронзовыми вихрами перезимовавш_й листвы и (от)бросил от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявш_хся мол_дых березок на другом ее конце.

7.Живописец  схватил  кисть он работал сосредоточенно и быстро, будто боялся что внезапное (не)настье может снова погасить краски.8. Я сл_дил, как постепенно, после точных и (не)уловимых мазков кистью, ож_вал и (от)ветк_ к ветк_ заж_гался солнечным светом лесной великан. (122 слова)

                                                                                             (По Е.Носову)

II.Грамматические задания.

Ответьте да или нет.

  1. В предложении 1 есть причастный оборот.
  2. В предложении 2 есть краткие причастия.
  3. В 1 абзаце – 5 причастий.
  4. Предложение 8 – сложное.
  5. В предложении 6 причастный оборот стоит после определяемого слова.
  6. В причастии убегающ_ из предложения 5 – окончание –ий.
  7. (По)запорошенной (поляне) – это действительное причастие настоящего времени.
  8. В последнем абзаце есть причастный оборот.
  9. В предложении 6 нет однородных членов.
  10. В предложении 1 – одна основа.

На уроках литературы вот уже на протяжении многих лет в качестве проверки знания текстов лирических произведений провожу поэтические  «пятиминутки», на которых звучат стихи ,уже изученные и совсем еще не знакомые, учащиеся определяют автора, выразительные средства, рифму, звукопись,…пишут стихи по памяти. Чем  больше строк вспомнит ученик, тем выше оценка. Зная о такой системе контроля, дети внимательнее относятся к орфографическому и пунктуационному оформлению стихотворения.

В качестве промежуточного контроля на уроках литературы можно использовать и ассоциативные кроссворды : в клеточки заранее подготовленной «решетки» нужно вписать слова, имеющее отношение к данной теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты, названия журналов, в которых публиковались произведения данного автора…Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям .В результате вся решетка заполняется буквами, которые, на первый взгляд, не образуют слова. Но достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом легко уже будет найти все остальные. Найденным словам нужно дать толкование, объяснить свои литературные ассоциации.

Например, ассоциативный  кроссворд «Жизнь и  творчество М.Е.Салтыкова – Щедрина» (8 класс).

щ

е

л

и

ц

е

с

д

о

в

ц

й

а

р

п

з

ы

п

т

и

у

а

н

ы

и

н

л

п

и

п

р

а

г

о

р

ю

Щедрин – литературный псевдоним  писателя М.Е.Салтыкова.

Сатира – прием, используемый практически во всех произведениях Щедрина.

Лицей – учебное заведение, которое окончил писатель.

Пыпин – литературовед, имя которого упоминается в истории глуповцев.

Глуповцы – новое название головотяпов, героев «Истории одного города».

Запорю – с этим словом начались исторические времена в городе Глупове.

Говоря о нетрадиционных формах контроля на уроках русского языка и литературы, нельзя не остановиться на использовании информационных технологий. Все больше и больше  компьютер  становится электронным посредником между учителем и учеником, позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, дает возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также освобождает учителя от ряда утомительных функций: бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.

Предлагаю Вашему вниманию урок контроля  в 5 классе по теме  «Лексика»  (учебник  под ред. Т. Ладыженской), занятие  рассчитано  на 2 часа, проводится в форме игры с применением ИКТ.

Цель: 1.Проверить знания учащихся по теме « Лесика»; умение находить в тексте однозначные и многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, паронимы и правильно употреблять их в речи.

            2. Развивать логическое мышление, навыки работы в команде, образное видение предмета.

            3. Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения.

Ход занятия

1.Вступительное слово учителя  о целях урока и форме его проведения.

2.Знакомство учащихся с условиями игры.

3.Игра «Лингвистический бой» (Приложение 1).

4.Итоги урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                                                                            Приложение 2

Лингвистический бой

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

3

4

5

6