Словарная работа на уроках русского языка в школе VIII-го вида.
статья по русскому языку на тему

Основная задача - словарной работы уточнить словарь, расширить его, активизировать. Закреплению правильного орфографического образа слова способствует работа с орфографическим толковым словарем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках русского языка в школе VIII-го вида.

        Учитывая особенности лексической стороны речи умственно-отсталых школьников, программа по русскому языку придает большое значение словарной работе.

        На протяжении всего учебного года изучаются слова с непроверяемыми безударными гласными.

        Систематическое проведение словарной работы повышает уровень общего развития умственно-отсталого школьника. Усвоение традиционных написаний этого типа основывается на простом запоминании орфограмм каждого слова. Закреплению правильного орфографического образа слова способствует включение максимального числа компонентов письма.

        Однако работа над словом не дает должного результата если будет осуществляться без опоры на наблюдение детей, на их практическую деятельность. Только тогда значение слова будет воспринято и усвоено ребенком точно и полно, когда полными будут его представления об изученном предмете. Учитывая это положение, основным приемом уточнения или раскрытия значения нового слова учитель должен сделать показ соответствующего предмета, признака или действия. Организуемые наблюдения должны быть активными. Детям предлагается выделить части, признаки или явления. При этом помощь может быть различной: показ другого, резко отличного предмета, при сравнении двух сходных, демонстрация предмета, его изображение в целом или фрагмента, направляющие вопросы,  запись плана наблюдения. Наибольшая степень активности наблюдений учащихся достигается в практической деятельности, когда дети не просто рассматривают предмет, а сами принимают участие в изменении его признаков.

        Весьма действенным приемом объяснения значения слова является прием контекста, в котором находится слово. Очень часто слова, непонятные детям оказываются понятными вполне в предложении /крохотный птенчик выпал из гнезда/. Предлагаемые упражнения должны использовать зрительную, моторную, речедвигательную память ребенка, пять-шесть минут отводится на знакомство с написание слова. Петрова предлагает следующий ход работы при первоначальном знакомстве со словом:

а) прослушивание загадки с выбором картинки отгадки, называние слова;

б) называние предметной картинки;

в) воспроизведение по памяти слова из текста, учебника, из выполняемого упражнения.

2. Уточнение семантики слова: учащиеся объясняют значение слова путем словотолкования.

3. Демонстрация карточки со словом, где орфограмма выделена красным цветом, прикрепление карточки под соответствующей картинкой.

4. Проговаривание этого слова по словам и хором.

5. Запись слова в тетрадях.

6. Подбор родственных слов и запись их.

7. Составление предложения с этим словом.

8. Закрепление написания слова на следующих уроках.

        В вспомогательной школе могут быть использованы и другие приемы: разложение общего понятия на части /инструменты: молоток, долото/.  Объяснение с помощью других слов /окружная дорога – дорога, которая окружает село/. Этот прием больше приемлем для старших классов, т.к. у младших школьников недостаточен объем словаря. В практике школы выполнение всех задач развития речи протекает одновременно. Основной упор в словарной работе должен быть сделан на оптимизацию их словаря, т.к. он очень беден у умственно отсталых детей.

        В связи с этим изучаемые слова должны повторяться в серии различных упражнений. Не менее важно, чтобы закрепляемое слово включалось в различные контексты, сочеталось с другими словами /играть роль, играть в мяч, играть на скрипке/. Выяснение значения одного и того же слова в сочетании с другими словами подводит учащихся к пониманию многозначности слова /длинная девичья коса, острая коса в углу/, упражняет в употреблении слов в переносном значении /свежий хлеб – свежий ветер/. Словарная работа проводится по единой системе. Однако  в зависимости от специфики урока /чтение, письмо, развитие речи/ ее направление теряется, в какой-то степени изменяются виды упражнения.

        На уроках грамматики и правописания словарная работа ведется не только по линии усвоения смысла слова, но и их грамматических признаков и правописания на уроках письма отрабатываются слова с непроверяемыми безударными, а так же те слова, которые разбираются в связи с изучением различных грамматических категорий.

        Работа над словами предполагает такие виды упражнений: классификация слов по темам, составление таблиц, ведение словарей, различного рода словарные диктанты.

        Прочное усвоение учащимися написания словарных слов достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях.

        Чтобы словарная работа была интересная и давала результат, ее надо разнообразить.  Для первоначального знакомства со словом собрала загадки и предметные картинки, а так же демонстрационные карточки со словарными словами. В каждом классе – свой набор. Одни используют при первом знакомстве, а другие – с пропущенными орфограммами при закреплении правописания. У детей сигнальные карточки, на которых буквы для вставки     /а, о, у, ю, я, е, и, ы, е/. С помощью этих карточек провожу диктант  – молчанку:  картинный диктант.

        В каждом классе делю словарные слова по темам.

                5 класс. Школа. Труд. Почта. Пища. Вещи. Родина. Вежливые слова.

        В последующих классах по этим темам слова добавляются. Задание дается : выписать слова на одну из тем.

                7 класс. Добавляю темы. Профессия. Место работы людей. Тема «Школа» разделяется на предметы /география, биология, математика, труд/. У доски могут работать сразу три ученика по разным темам. Они ставят ударения, подчеркивая гласную, которую надо запомнить.

        Если допущена ошибка, дети хлопают. Если ответственный не нашел ошибку, выходить ученик с его ряда. Выигрывает тот ряд, чей ответственный не получил ни одного хлопка. Детям нравится этот вид работы, каждый старается быть внимательным.

        Слова по темам записаны на альбомных листах, по 7-10, в них пропущены орфограммы, отвечающий у доски, объясняет орфограмму и одновременно объясняет значение этого слова. Это задание удачно в 6-9 классах. Чтобы подготовить учащихся к этому виду работы,  на уроке работаем за ранее над значение слов, вывешиваем на несколько дней и слово и его толкование.

        Провожу комментированное  письмо словарных слов. Начинает его ученик, сидящий на первой парте. Он называет любое изученное слово, объясняет его значение, указывает ударение, выделяет непроверяемое. Все вслед за ним пишут это слово. Каждый ученик поочередно называет свое изученное слово. Если ошибся, его поправляют. Дети обмениваются своими тетрадями, проверяют написанное.

        Использую выборочные диктанты, для них составила тексты по классам /6-8 кл./. Ученики записывают только словарные слова.

        Составила вопросы, ответом на которые является словарное слово.  /Как называется предмет, где изучаются растения? Как называют рабочего, который на станке изготовляет металлические детали?/. Широко применяю загадки при закреплении правописания словарных слов, а так же кроссворды. В словах отгадках выделяют буквы, которые надо запомнить и ставят ударения. Приготовила лото-загадки 4-5-6 кл. На большом листе записаны отгадки, такие листы у каждого учащегося, у учителя загадки, отгадка – словарное слово. У кого она на листе, тот объясняет его написание и закрывает его фишкой или кружком. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл и записал слова без ошибок. Игра развивает мышление, память, речь.

        У этого лото может быть и второй вариант. На листе учащегося загадки. Показываю картинку-отгадку, а дети ищут у себя подходящую загадку.

        Даю новое задание: выписать пять слов из словаря на указанную букву /километр, клиент, кабинет, континент/, после идет объяснение значения слова.

        Использую словарные слова с целью развития связной речи для составления небольшого рассказа.

                Зима, мороз, коньки, каток.

                Завод, рабочие, работа, машина, мастер

                Работа, комбайнер, урожай, пшеница.

        В 8 классе предлагаю собрать слоги – ти, -сан, -метр; -та, -пла, -не.

        Найти выпавшие гласные – к.нст.т.ц.. .

        В 5-8 кл. по теме «Имя существительное» закрепляем правописанием одновременно словарных слов.

        а) выписать 5 сущ. из словаря;

        б) выписать сущ. муж. р., ж.р., ср.р.;

        в) записать рядом с существительным муж. рода существительное ж.рода /пассажир - пассажирка, мужчина – женщина/;

        г) образовать множественное число (адрес – адреса);

        д) выписать из словаря 6 слов, определить склонение;

        е) изменить, ставя существительное в нужном падеже /о победе, нет победы/;

        ж) просклонять словарное слово.

Тема «Состав слова».

        Снова использую возможность работать со словарными словами:

        а) выписать слова с одним корнем – инженер;

        б) выписать слова, где есть корень и окончание – конфета;

        в) к данным подобрать однокоренные – свобода,  свободный, освободить

        г) подобрать однокоренные с суффиксом – чик, ик /вагон – вагончик, билет – билетик/;

        д) с приставками – город-пригород, мороз-заморозил.

        При изучении темы «Имя прилагательное» - использую словарные слова в следующих заданий:

        а) от слов – Родина, смородина, партизан, образовать прилагательное /родной, смородиновый, партизанский/;

        б) поставить в нужном падеже словосочетания – пассажирский вагон-пассажирского вагона;

        в) просклонять словарное слово прилагательное – прекрасный.

        Использую игру «Аукцион» - кто больше назовет словарных слов, определенную часть речи.

        Благодаря разнообразию работы со словарными словами появляется интерес к слову, развивается речь, мышление, накапливается словарный запас, формируется основной навык написания и правильного употребления трудных слов. Эта работа нужна и для общего развития учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"

Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....

Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"

Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....

Презентация на тему "Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"

Данная презентация рассказывает о системе работы учителя по обогащению словарного запаса учащихся школы-интерната 5 вида, о формах работы на уроках и подготовке учащихся к написанию экзаменационного и...

Словарная работа на уроках русского языка в СКОШ VIII вида

В презентации представлены этапы изучения словарного слова на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида....

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида...

Доклад на тему: «Коррекционная работа на уроках русского языка в школе VIII вида»

На уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах...