«Имя числительное».
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Виноградова Нина Павловна

Урок –  закрепление  темы «Имя  числительное».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6 класс47 КБ

Предварительный просмотр:

Н.П. Виноградова

Урок –  закрепление  темы «Имя  числительное».        

 Русский язык -  6  класс.

Цели  урока:      1) повторить пройденный материал, подготовиться к контрольной

                                  работе; использовать   методы, развивающие  навыки, связанные с

                                  употреблением  числительных  в речи;

                             2)  совершить заочную  экскурсию в прошлое  города, в котором живем,

                                  привить  чувство  любви  и интерес к своему городу.

Оборудование:   применение ИКТ – презентация.

                       

Ход   урока:

Учитель:

- Ребята, сегодня  мы совершим заочную  экскурсию  в прошлое нашего города, перелистаем  страницы, из которых узнаем  об его истории  и достопримечательностях, а  заодно вы убедитесь, какая  важная часть  речи – числительное, ведь цель нашего урока – повторить все, что мы о нем знаем, тренироваться  в умении  правильно употреблять  числительное  в речи, соблюдать  нормы   произношения.

- Объясните  название  «числительное».

  (название  «числительное» является производным  от слова  «число», образованном  по

    аналогии   с наименованиями других  именных  частей речи: существительное,

    прилагательное).

По  частоте употребления  числительное занимает  8-е место. Среди   девяти  тысяч самых частотных слов   55 числительных, самыми  частотными  из них  являются  ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ,  ПЯТЬ, ДЕСЯТЬ,  СЕМЬ,  ШЕСТЬ.

Вам  было дано задание: познакомиться  с текстами  № 1 и № 2 о числительном  и на  основе этих текстов  и пройденного  материала  подготовить  рассказ  о числительном, о его  важности в речи.

На  доске    тексты.

Текст    № 1. Числительные  считают.  Они могут  называть  точное  количество предметов ( три ), в этом случае  их называют  количественными;  если числительные обозначают точное количество как  единство ( трое), то это собирательное числительное; наконец, они могут считать по порядку ( четвертый ). Числительное  счет любит! Не сразу человек научился считать  и создал  имя числительное.  Из всех  имен  эта часть речи  самая молодая. ( В. М. Бурмако)

Текст  № 2.  Имя числительное в русском языке ( как и в других языках) насчитывает всего  несколько десятков слов: от нуля до десяти,  от  одиннадцати  до двадцати, от тридцати  до ста,  от ста до тысячи, затем миллион, миллиард   и малоупотребительные единицы  более  высоких разрядов.  Новыми словами  эта часть речи  не пополняется, однако  и при таком  ограниченном словарном материале  возникают  трудности  о выборе подходящей формы.( Н.Н. Кохтев.)

Задание 1. Числительное как  часть речи. Назовите основные  тезисы, опираясь на

                   параграф  учебника  и прочитанные  тексты.

(1.Имя  числительное – самостоятельная часть речи, обозначающая  количество,

   число и порядок предметов при счете, отвечает на   вопросы  сколько? какой?

2.Имена числительные делятся на количественные  и порядковые:   три, третий.

3.Разряды количественных числительных:

   а) числительные, обозначающие целые числа: семь, десять

   б) дробные: 1/5, 6/4

   в) собирательные: двое, пятеро

4.Простые  и составные  числительные:  один,  двадцать один.

5. У числительных от 5 до 20  и 30  на конце  Ь: шесть, пятнадцать

    У числительных  от 50 до 80  и от 500 до 900 после первого корня  Ь: семьсот

6. В    Р., Д. и П. падежах у количественных  числительных от 11 до 19  в окончании

    пишется   буква    И:   к   восемнадцати   часам

7. При склонении  дробных числительных изменяются обе части:

    И.п.  два  восьмых     Д.п. двум  восьмым

8. В составных  порядковых  числительных  склоняется только последнее слово:

        В тысяча  девятьсот  двадцать  пятом году.

9. В предложении  числительное  может быть  любым  членом предложения.)

Задание 2. Комментированное  письмо.

             Три  столетия  назад  Петр  Великий  вывел  русские  войска  на берега  

Финского залива и приступил к  строительству новой столицы Российской империи.

            16 мая 1703 года на Заячьем  острове заложили крепость – Санкт – Петербург.

Петербург раскинулся на 101 острове в дельте реки Невы. Берега 68 рек, каналов   и

проливов, которые пересекают город, соединяют 300 мостов. Это чуть меньше, чем  в

Венеции.

- С какими числительными вы встретились  в тексте?  Произведите   морфологический  

  разбор  числительного  16.

Проверка: морфологические   признаки  числительного, группы числительных,  разряды количественных числительных,  орфограммы, связанные  с правописанием числительных.

Задание 3.   Запись  предложения.

В  1703 году  на строительстве  крепости и города трудились около  20  тысяч работных людей.

- Прочитайте, правильно  выговаривая окончания  числительных, какие они по значению?

Задание  4.   Определите, какие числительные по значению  встречаются  в тексте.

                      Как они изменяются ?     Запишите  их словами.

   Наводнения  в основном  происходят  осенью. Наиболее  сильные  были в  сентябре  1777  года, высота воды  - 3,1 метра;  в ноябре  1824 года -  4,1 метра; в ноябре  1924 года – 3,69 метра; в октябре 1955 года – 2,93 метра.

Задание  5.

На  доске  следующее  предложение: В январе  1722 года  уровень воды  поднялся    на

2,5 метра,  в январе  1925 года уровень воды  составлял  2,14 метра;  в  1975 году – 2,7 метра.

 - Прочитайте предложение. Назовите  дробные  числительные. Самостоятельно     просклоняйте    их.  Назовите окончания  в Р, Д. и П. падежах.

Задание  6. Запишите примеры  словами. Выделите окончание, обозначьте падеж.

  1)   3, 5 ( бассейн, река)        2)    7, 8 ( дорога,  лес)      3) 4, 3  ( центнер, километр)

Задание  7. Отгадайте  загадки.  Определите разряд  числительных.

1) Семеро  соловьят на подушках сидят. (Пчелы.)  2) Двое прядут, четверо бегут, тысячи

    погоняют.(Животные.) 3) Идет  свинья  к овину – на обоих  концах  по рылу.( Носилки).

 

Задание  8. Вспомните  нормы  употребления  числительных  ОБА, ОБЕ.

                    Исправьте  ошибки  в  употреблении   этих  числительных.

1) По обоим  сторонам дороги тянулись  поля.   2) Русла  обоих рек песчаные.

3) Склоны  обеих оврагов  размыты  ливнями.  4) Обоим  спортсменкам  не повезло в финале.  5) Держи книгу обоими  руками.

Задание 9. Прочитайте  текст.  Выпишите   числительные,  определите  разряд, объясните  правописание.

      Памятник   Петру Первому, который  вознесся на  Петровской площади ( ныне площадь  Декабристов ) был установлен в конце  18 века по проекту скульптора

Э.- М. Фальконе.  «Гром – камень», на котором  укреплен  памятник, весит  около  1600 тонн.      

  .

Задание  10. Ребята, докажите  словообразовательную  активность числительных.

                  ( подбираются  примеры  разных  частей речи, в состав которых входит число).

Существительные: одиночка, одногодок, двойка, двойник.

Прилагательные:   одинокий, однообразный, двойной, двуглавый, двухэтажный,

                                 семицветный,  двухъярусный.

Наречия:                 однажды, дважды, трижды.

Глаголы:                  удвоить, утроить.

Причастия:              двухсаженный,  удвоенный

Деепричастие:        удвоив.

Задание 11.  Найдите  и отметьте в каждом столбике  числительное.

а) сотня                                                             б) третий

   миллиард                                                            пятерка

   тройной                                                              десяток

   единица                                                              множество

Задание 12. Определите слово, которое не является  числительным.

а) миллион                                                          г) полтора

б) сорок                                                               д) тысяча

в) единица

Задание 13. Вспомните, ребята, в каких числительных  пишутся двойные согласные,

                     приведите примеры, запишите.

1. Миллиарды  звезд  светили в небе.    2. Миллионы  людей выступают против войны.

3. Время  приближалось  к одиннадцати.

Задание 14. Исследовательская  работа: найти и выписать  из фразеологического словаря

                     фразеологизмы   с числительными. Определить  лексическое  значение.

В один миг, в одну кучу валить;  в двух словах,  два сапога пара;  в три погибели, в три ручья;  за семью  печатями, семи  пядей во лбу, до седьмого пота и др.

15. Игра    «Кто  больше?».  

 -  Таинственное  число «семь».  Оно  особое, в нем есть некое  волшебство: семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете.

Подберите  пословицы  и  фразеологизмы  с числительным   СЕМЬ.

(  Семеро одного не ждут.  Семь раз  отмерь, один раз отрежь. Семи пядей во лбу.

   До  седьмого пота.    Семь бед – один ответ.  Почувствовать себя на седьмом небе.

   Семь  верст до небес с все лесом. За семью печатями и др.)

Проверка.

16 .Итоги урока.  Что повторили ? Что нового узнали?

Домашнее  задание:  составить  предложения  о любимых местах  своего  города, используя  числительные; подготовиться к контрольной работе.

Литература:

        1.   Русский язык  6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

              М. «Просвещение»  2010.

        2.   Большой толковый словарь  русского языка. Автор и руководитель

              проекта  главный редактор  д.ф.н. С. А. Кузнецов. Санкт-Петербург  

              «НОРИНТ» 2008.

        3.   Краеведческое  пособие  «Город на Неве» Лениздат  1990.