Урок русского языка в 8 классе на тему: "Связь слов в словосочетании"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Мухаметзянова Рамзия Зуфаровна

Урок русского языка в 8 классе ( учебник Бархударова) по технологии "Развитие критического мышления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема: Связь слов в словосочетании.

    Цель урока: Научить различать три типа словосочетаний по особенностям грамматической связи.

    Ход урока:

1 этап. Этап вызова.

Слайд               деревянный дом

                         думать о друге

                         читать громко

Учитель: -Что вы скажете об этих синтаксических единицах?

(это словосочетания)

-Почему?

(так как есть главное и зависимое слово, от главного слова можно задать вопрос, слова между собой связаны по смыслу и грамматически)

слайд               деревянный дом

                         думать о друге                         словосочетания

                         читать громко    

                                          слайд

                 -На доске дан небольшой текст. Внимательно прочитайте и выпишите все словосочетания в первую колонку таблицы. Сделайте синтаксический разбор.

слайд Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В темной пучине колеблются яркие звезды.

Знаю, умею

Хочу узнать

Узнал

   н.         х    гл.                        

тихо спустился

(ученики выписывают)

Каким способом связаны слова в этом словосочетании?

11 этап. Этап осмысления.

  1.                                           пр.            х сущ. в м.р.,ед.ч.,им.п.

                слайд               деревянный дом

(делаем синтаксический разбор словосочетания)

-Значит, в словосочетаниях этого типа зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

-Требуется доказательство? Меняем род (деревянная изба), меняем число (деревянные постройки), меняем падеж (к деревянной избе).

-Делаем вывод: зависимое «слово на все согласно», лишь бы стоять рядом с этим главным словом. Как вы думаете, как называется такой способ связи?

(выслушиваются ответы учеников)

-Такой способ связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже, называется согласованием.

-Теперь придумаем примеры.

(выслушиваются ответы)

-А если это мой дом, первый учитель, думающий человек?

(зависимое слово в согласовании может быть выражено не только прилагательным, но и местоимением, порядковым числительным и местоимением)

слайд                                 м.   х с.

                                       мой дом

                                                ч.           х  с.

                                       первый учитель

                                                     прич.          х  с.

                                       думающий человек

2. слайд                         х  гл.        сущ. в м.р.,ед.ч.,пр.п.          

                                 думать о друге

(делаем синтаксический разбор)

-Поиграем, изменим форму главного слова, оно стоит в форме инфинитива, поставьте в форму прошедшего времени (думал о друге), будущего времени (буду думать о друге), в форму 1 лица настоящего времени (думаю о друге), в форму деепричастия (думая о друге)

-Независимо от того в какой форме главное слово, зависимое слово остается в той же форме. В данном словосочетании главное слово требует, чтобы зависимое стояло в определенном падеже, то есть оно управляет падежной формой зависимого слова. Как может называться такой способ подчинительной связи?

(выслушиваются ответы)

-Такой тип связи называется управлением.

-Теперь придумаем примеры

слайд                    х  гл.      сущ.

                         люблю маму

                                х  гл.   мест.

                         вижу тебя

                               х гл.         суб.числ.      суб.прич.

                         слышу первого, отдыхающего

-Сделайте вывод.

(зависимым словом в управлении может служить сущ, мест., субст. числит, прич.)                         х гл.        нар.

3.    слайд               читать громко

(делаем синтаксический разбор)

-Какая связь? Можем определить окончание, падежную форму зависимого слова? (нет). Почему?

(наречие – неизменяемая часть речи)

А как связаны два слова в словосочетании?

(по смыслу)

-Значит, зависимое слово просто примыкает по смыслу к главному, и такой способ связи как может называться?

(выслушиваются ответы)

-Такой способ связи называется примыканием.

-Зависимое слово выражено неизменяемой частью речи. Какие еще неизменяемые части речи или формы слов есть в русском языке?

(деепричастие и неопределенная форма глагола)

слайд                            х гл.   нар.

                                сижу тихо

                                       х гл.         деепр.

                                сидит разговаривая

                                       х гл.        нфг

                                любит спать

-А в роли главного слова?

 слайд                                       х н.

                                очень громко

                                                    х пр.

                                очень громкий

(в роли главного слова может выступать глагол, наречие, прилагательное, причастие)

4. Закрепление

-Выполняем 70 упражнение. Выписываем словосочетания и определяем способ подчинительной связи.

111 этап. Рефлексия.

-Что вы сегодня научились делать?

(по грамматическим признакам определять тип подчинительной связи в словосочетании)

-Закончим работу в таблице?

Знаю, умею

Хочу узнать

Узнал

   н.         х    гл.                        

тихо спустился

   х гл.                   сущ.

дремлет над морем

        пр.         х сущ.

полярная ночь

     пр.         х сущ.

в темной пучине

  пр.         х сущ.

яркие звезды.

Каким способом связаны слова в этом словосочетании?


Примыкание


Управление


Согласование


Согласование


Согласование

-Как вы назовете наш сегодняшний урок?

(выслушиваются ответы)

-Домашнее задание:

1 группа: подготовить сообщение о способах подчинительной связи

2 группа: в словосочетаниях упражнения 72 определить типы подчинительной связи

Есть главное и зависимое слово

Главное и зависимое слово связаны по смыслу и грамматически

От главного слова можно задать вопрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...

Урок русского языка 6 класс по теме "Сложносокращенные слова "

Предмет : русский языкТема урока: Сложносокращенные словаТип урока: урок «открытия» нового знанияВид урока: урок путешествиеЦели урока: познакомить учащихся со сложносокращенными словамиОб...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Междометия и звукоподражательные слова. Дефис в междометиях и знаки препинания при них.

Предложена информация, дидактика и задания по теме для самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения....