Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку (6 класс) по теме

Чеснокова Елена Ивановна

Проект по применению здоровьесберегающих технологий на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_zdorovesb.tehn_.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ СОШ №15

Проект

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выполнила  учитель

русского языка и литературы

Чеснокова Е.И.

Тольятти, 2010г.

Здоровьесберегающие технологии на уроках

русского языка и литературы

Содержание

I. Введение.

II. Требования к здоровьесберегающему уроку.

III. Виды физкультминуток.

       I V.Содержание урока и здоровьесберегащие технологии.

V. Педагогическое общение как здоровьесберегающая технология.

VI. Выводы.

V. Список использованной литературы.

I. Введение.

Сегодня по всей России идет широкомасштабная реализация приоритетного национального проекта «Образование». Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.  Медицинские исследования  последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. Большое количество детей поступает в школу, уже имея различного рода заболевания, среди которых особо надо отметить неврологические (а следствием их часто являются гиперактивность, рассеянное внимание). За годы школьного обучения  и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Искривление позвоночника, желудочно-кишечные заболевания – вот, что «получают» дети вместе с образованием. Поэтому одной из приоритетных задач    нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий,  устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Таким образом,  перед учителем встаёт проблема: как при отсутствии физической нагрузки и при увеличивающейся психической нагрузке во время урока способствовать сохранению здоровья ученика.

Цель данного проекта – представить  здоровьесберегающие технологии как неотъемлемую часть современного урока. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-рассмотреть основные образовательные технологии с точки зрения зоровьесбережения;

- рассмотреть требования к здоровьесберегающему уроку;

-представить различные виды физкультминуток (подвижные зарядки, гимнастики для глаз, расслабляющие упражнения, самомассаж);

как решить проблему внимания на уроке;

- рассмотреть педагогическое общение как часть здоровьесберегающей технологии.

 Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. К каждой из этих составляющих можно подобрать как педагогическое,  так и медицинское определение. Взгляд на здоровье можно представить  в виде четырехкомпонентной модели как совокупности соматического, физического,  психического и нравственного компонентов. 

                                  II. Требования к здоровьесберегающему уроку.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки  по здоровому образу жизни, научить  использовать полученные знания в повседневной жизни. И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, применяются некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Приведём оценку этих направлений:

-личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.

-педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Один из способов работы по данной технологии - групповая работа. Класс делится на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей  к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и  приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям «слабой» группы. Можно применять также различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что  позволяет избежать монотонности на уроке. Спокойная, доброжелательная обстановка урока положительно влияет на работоспособность учащихся. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

-технология уровневой дифференциации обучения. Уроки строятся с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше

По-прежнему основной формой организации учебы является урок, на котором учитель должен задействовать все свое умение, знания,  опыт, для того, чтобы «вдохновлять каждого ученика радостью мышления, стремлением к богатой жизни в мире мысли» (Сухомлинский).                          

                                   Требования к здоровьесберегающему уроку:

Гигиенические условия в классе: чистота, температура, рациональность освещения.

Число видов учебной деятельности, нормой считается 4-7 видов за урок (опрос, письмо, чтение, слушание, рассматривание наглядности и др.)

Средняя частота и продолжительность чередования видов учебной деятельности 7-10 минут.

Не менее 3х видов преподавания за урок (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа). Чередование видов преподавания через 10-15 минут.

Использования методов, способствующих активизации творческого самовыражения уч-ся (методы свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, свобода творчества и т.д., активные методы – ролевая игра, дискуссия, семинар и т.д.,, методы, направленные на самопознание и развитие).

Позы уч-ся и их чередование от характера выполняемой работы.

Физкультминутки. Норма – на 15-20 мин. урока по 1 мин. из 3х лёгких упр. с 3-4 повторами каждого.

Включение в содержание урока вопросов, связанных со здоровьем.

Наличие у уч-ся мотивации к учеб. деятельности на уроке. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.

Благоприятный психологический климат на уроке. Проявление доброжелательности учителя, улыбчивости, наличие эмоциональных разрядок.

Темп и окончание урока: отсутствие «скомканности», время на вопросы уч-ся и дом.зад.

Структурными элементами уроков выступают:

приветствие;

опрос самочувствия;

релаксация;

оздоровительные упражнения;

рефлексия;

прощание

        Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит  все элементы от приветствия до прощания. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

нагрузка от дополнительных занятий в школе;

занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п         

           Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока. Для реализации здоорвьесберегающего урока предлагаются педагогические методы и приёмы обучения:

1. Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится!  Я справлюсь! Мне всё по силам!" б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе" в) рисование на полях тетради  различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.

2.  Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, самомассажа, дыхательной гимнастики, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости, а значит сохранение, укрепления и развития своего здоровья, релаксации. Ребята осваивают и используют эти способы снятия напряжения и усталости.

3. Учёт ведущей модальности, темперамента.

4. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети научатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственною позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.

5. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер.

6. Идти от реальных индивидуальных способностей ребёнка.

7. Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя.

8. Включение в уроки заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.

9. Личный пример учителя. Благодаря позитивному примеру учителя дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятие иной точки зрения, умением слышать и слушать, умением понять и принять другого человека, овладевают способами формирования правильной осанки и т.д.

            10. Организация саморефлексии. Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делают на уроке, что им помогает и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы.

                                                        III. Виды физкультминуток.

                      Физкультминутки на уроках могут быть разнообразными: гимнастические упражнения, знакомые ребятам по урокам физкультуры, точечные массажи ушных раковин, «третьего глаза», гимнастики для глаз, зарядки-  релаксации.  Некоторые из них рекомендованы СанПиНом.

Виды физкультминуток:

 упражнения для снятия общего или локального утомления;

  упражнения для кистей рук;

  гимнастика для глаз;

  гимнастика для слуха;

 упражнения, корректирующие осанку;

  дыхательная гимнастика.

Требования к проведению физкультминуток:

комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;

физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст.

            При планировании урока можно включать многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, а у учащихся формирует оценочное суждение.    Видами релаксации могут быть различного рода  движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации учитель не ставит перед учащимися цель – запомнить программный  материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров.

1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.

2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.

 3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д.

 На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты) – послушать хорошую музыку, связанную с темой урока, посмотреть слайд с изображением пейзажа, обсудить увиденное и услышанное.

Упражнения для глаз, зрительная гимнастика

Выполнять сидя или стоя, с максимальной амплитудой глаз.
                 
Упражнение 1.
              Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мыщцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
               
Упражнение 2.
              Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
             
Упражнение 3.
        Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15
             
Упражнение 4.
               Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.
             
Упражнение 5.
                    Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.
         
Упражнение 6.
           Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
               
Упражнение 7.
            При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо, после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6.

Упражнения на снятие зрительного переутомления.

            Упражнения выполняются через каждые 20-25 минут зрительной работы.

            Исходное положение каждого упражнения – стоя или сидя.

Совершите 15 колебательных движений глазами по горизонтали: справа-налево, затем слева-направо.

Совершите 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.

Совершите 15 круговых вращательных движений глазами слева-направо.

То же самое, но справа-налево.

Совершите 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, а затем в левую сторону.

                      Для профилактики нарушения осанки у обучающихся, рекомендуются следующие упражнения:

·        Исходное положение – сидя на стуле, ноги вместе. На счет раз – выполнить захват ножек стула ногами изнутри; на счет два – вернуться в исходное положение; на счет три – захват ножек стула снаружи; на счет четыре – вернуться в исходное положение. Упражнение выполнить 8 – 10 раз.

·        Исходное положение – стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок и обратно.

I V.Содержание урока и здоровьесберегащие технологии.

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование  компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране,  требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий  характер.  Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но  дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа  материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.

 Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий   является  творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, с использованием ролевых игр, инсценирования, написания текстов по началу или по заданным рифмам.

Ученики могут завести «Словарь мудрых мыслей» …» и делать в нем записи:

 Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды”,

“По яблоку в день – и доктор не нужен”,

“Ешь просто - доживёшь лет до ста”,

«Здоров на еду, да хил на работу».

«Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест».

“Хороший смех оздоравливает душу”,

“Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём”,

“Улыбка – лучшая таблетка”.

“Пешком ходить - долго жить”,

“Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься”,

“Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье”,

“Воздух, солнце и вода – три кита здоровья”.

На уроках русского языка широко использовать для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматривать режим дня школьника с последующим его обсуждением. Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.

V. Педагогическое общение   как здоровьесберегающая технология

    С учителя начинается все. Он – начало всех начал. Сила действия урока целиком зависит от учителя, его обаяния, выразительности поведения, оригинальности личности, основой которой всегда является высокоразвитая органика, т. е. от умения общаться.

   Важным и наиболее сложным звеном в деятельности учителя является достижение эмоционального контакта. Естественно, что речь идет о положительных эмоциях, которые, будучи самоценностью, выполняют в учебно-воспитательном процессе побуждающую функцию.

Общение – это не только и, не столько природный дар, сколько технология.

Приемы здоровьесберегающего общения

Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дарит.

О, улыбка! Беглая, щедрая, ангельская, лисья, лучистая, доверчивая, милая, усталая, глупая, ослепительная, широкая, любезная…

         Улыбка «открывает» нас, делает доброжелательнее, доверительнее.

Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.    

      Давайте выясним, каков же арсенал средств общения, которые может использовать учитель.

Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, интонация, паузация, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика.

Экстралингвистические средства: смех, вздохи, касания, имидж учителя, выразительность и обаяние.

Кинесические средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, физические воздействия, визуальный контакт.

Проксемические средства: пространственные передвижения и расположение в пространстве, расстояние между комм

Речевой артистизм

Римский учитель красноречия Квинтилиан писал: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».

        Наиболее часто встречающийся недостаток речи учителя – это так называемое «быстроговорение» - очень быстрая речь, результат которой – «проглатывание» или «съедание» начала и конца слова. Еще некоторые, весьма серьезные для педагогической профессии недостатки – невнятность, нечеткость речи, затрудняющая не только понимание отдельных слов, но и общий смысл высказывания; частое использование слов иностранного происхождения, слов, непонятных ученику.

         Уметь общаться, быть хорошим речевым партнером для учителя – не роскошь и не желаемое приложение, а жизненная необходимость. Магия словесного общения с аудиторией – это энергетика речи, ее интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, интонационное богатство, безупречная дикция.

Правильное интонирование

    «Когда нужна истинная сила речи – забудьте о громкости  и помните об интонации с ее верхами и низами…» - говорил Константин Сергеевич Станиславский (русский режиссер и актер – 1863 -1938гг.)   Интонацию называют зеркалом нашей эмоциональной жизни. Наша речь – это та же музыка, пение. Порой она бывает гипнотической.   Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем эффективнее воспринимается информация, сообщаемая коллегам, детям

Невербальная выразительность и общение

         А.С.Макаренко говорил: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение».

Невербальная выразительность – одна из составляющих успешного педагогического общения. (жесты, мимика, позы, взгляд, манеры слушать)

VI. Выводы

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

обеспечивает сохранение психического и физического здоровья учащихся, способствует лучшему овладению ими системой знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе.

направлено на цель — обеспечение психического здоровья учащихся.

опирается на принципы  природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

достигается через средства — учёт особенностей аудитории (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, сохраняющих интерес детей к учебному материалу; создание условий для самовыражения; инициация разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

приводит к результатам — предотвращает усталость и утомляемость; усиливает мотивацию к учебной деятельности.

зависит от ресурсов — личный пример педагога; использования специальных педагогических технологий, эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.

V. Список использованной литературы

1.Педагогические советы:оптимизация учебно-воспитательного процесса.  Здоровьесберегающие технологии.- Вып.5/ авт.-сост. В.В.Гордеева, Г.И.Викулова.- Волгоград: Учитель, 2008.

2. www. edu54.ru

3. www.open chass.ru

4. razvivaus.ucoz.ru

5. malahovaelen.rusedu.net

6. СанПиН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.

Данный материал содержит рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. Включает в себя примерные задания , виды работ на уроке, методические рекоменд...