Главные вкладки

    Обучение анализу прозаического текста учащихся 5-х классов.
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

    Красильникова Ирина Георгиевна

     

            У школьников – пятиклассников есть уже опыт работы с текстом. Без сомнения, в школе начального обучения  учителями проделывается большая работа в этом направлении. И все же ученики не соотносят предмет литературы с жизнью и воспринимают художественное произведение как нечто отвлеченное от действительности.  

           Исходя из вышесказанного, моей целью на уроках становится  системная работа над текстом, что позволяет научить детей видеть связь литературы с жизнью. Как  учитель- филолог, я ставлю перед собой задачу – дать будущему выпускнику необходимые знания, умения и навыки работы с текстом, что позволяет решить еще одну проблему - проблему коммуникативного  воспитания, так как это является  залогом  успешного формирования социально активной личности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obuchenie_analizu.docx26.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности обучения анализу прозаического текста учащихся 5- Х                                       классов.  

              Дети, пришедшие в пятый класс, заметно отличаются от учеников четвертого класса. Они по-прежнему активны, они тянут руки и готовы идти к доске, но при одном условии – они должны знать, для чего им это нужно. Для чего нужна математика, биология, русский язык, литература.   Если учащиеся не понимают, какую роль в их жизни играет изучение того или иного предмета, их интерес к нему падает.  

            У школьников – пятиклассников есть уже опыт работы с текстом. Без сомнения, в школе начального обучения  учителями проделывается большая работа в этом направлении. И все же ученики не соотносят предмет литературы с жизнью и воспринимают художественное произведение как нечто отвлеченное от действительности.  

           Исходя из вышесказанного, моей целью на уроках становится  системная работа над текстом, что позволяет научить детей видеть связь литературы с жизнью. Как  учитель- филолог, я ставлю перед собой задачу – дать будущему выпускнику необходимые знания, умения и навыки работы с текстом, что позволяет решить еще одну проблему - проблему коммуникативного  воспитания, так как это является  залогом  успешного формирования социально активной личности.  

            Необходимо помнить и учитывать , что пока ученик сам не  осознает важности своей деятельности,   его интерес  к тексту может так и остаться только интересом к отдельному тексту. Чтобы выработать у детей нужную мотивацию, учитель, по моему мнению, должен стать равноправным собеседником, а не просто руководителем процесса чтения.  

          Следовательно, для того, чтобы научить школьника  осознанно прочитывать и анализировать текст, помочь формированию ребенка как активной личности, помочь овладеть умениями и навыками анализа текста,  нужно решить следующие задачи :    

    Помочь  ученику  овладеть необходимыми теоретическими (базовыми знаниями) по  предмету.  

    Научить пользоваться базовыми знаниями.  

    Развить умение  самостоятельной работы с текстом.  

         Работу в классе  строю, учитывая индивидуальные, психологические особенности детей. Стараюсь учитывать и  разные уровни  интеллектуального развития школьников.  

            В пятом классе обучение анализу текста начинаю с того, что учу детей  определять его тему ,  идею  и проблему. В учебной , справочной и даже научной литературе  термин «тема» толкуется по-разному.  «Одни понимают  под темой  жизненный материал, взятый для  изображения.  Другие – основную общественную  проблему, поставленную в произведении», -   пишет  Г.Л. Абрамович [2] , склоняясь ко второму толкованию, но не исключая и первого.  В понятии «тема» в этом случае объединяются два совершенно разных значения. Более четко они разграничены в «Литературном энциклопедическом словаре», что исключает, по крайней мере , смещение понятий. Иногда тема даже отождествляется  с идеей произведения.  

            Считаю,  что в пятом классе  необходимо научить детей  четко разграничивать и сами термины «тема»,  «проблема» , «идея», и – главное – стоящие за ними уровни художественного содержания, избегая дублирования понятий. Для пятиклассников упрощаю данные понятия и говорю, что тема произведения  определяется ответом на вопрос : «О чем это произведение?» Проблему тоже можно определить вопросом : «Что же заставило автора взяться за перо? Какой вопрос, которым он хочет поделиться с нами,  его волнует?» А идея – это главная мысль произведения,  проще можно сказать так : это то, чему автор хочет нас научить.  Иногда идея уже прописана в  тексте, например, в басне. (Вспоминаем басни, которые им известны, и выясняем, что мораль басни и есть ее идея.)  

           Не могу согласиться с  учителями, осуждающими тех, кто  «перескакивает» через проблему. Согласна , что анализом проблематики пренебрегать нельзя, но,  учитывая  подбор детей в классе в обычной школе, надо понимать, что в этом возрасте учащимся очень трудно без подготовки выйти на проблему. Поэтому на начальном этапе работы учу определять только тему и  идею.    

            Значительно облегчает задачу тот факт, что  изучение литературы в пятом классе начинается  с раздела  «Фольклор».  На примере сказок  дети  быстро учатся определять  тему. Затруднения возникают в том, чтобы изложить ее кратко.  Начиная  формулировать тему, многие принимаются пересказывать сюжет (это термин ребятам известен с начальной школы).  В этом случае я тактично останавливаю отвечающего и обращаюсь с вопросом к классу:  « В чем ошибка?»  На первых порах только два – три человека могут ее   увидеть .  Но к концу первой четверти подавляющее большинство пятиклассников  умеют излагать тему кратко и четко. Параллельно учу детей определять идею текста. Вот тут они делают для себя открытие: оказывается, идея текста может быть у каждого своя! Читая сказки в начальных классах,  они твердо усвоили, что «сказка – ложь, да в ней намек…» А намек в большинстве случаев сводился к тому, что добро побеждает зло. На этом этапе важным моментом считаю умение  задать наводящий вопрос, который заставляет  учеников посмотреть на сюжет в « объемном изображении». Схема примерно такова:  

            ТЕМА--- наводящие вопросы ( задает учитель)-----  ИДЕЯ----ИНТЕРПРЕТАЦИЯ  

          Данную  схему   предлагаю  рассмотреть  на  примере  русской  народной  сказки  «Два  Ивана  солдатских  сына»  [3; Стр. 23 – 35. ].После самостоятельного прочтения  сказки  дети  определяют  ее  тему: победа над  змеем.  По  мнению  пятиклассников,  идея  заключается  в  том,  что  надо  быть  смелым,  добрым,  сильным,  тогда зло  будет  наказано,  а  добро  восторжествует.  

            Соглашаюсь  с  учениками,  но  предлагаю  поработать  с  текстом  повнимательнее,  предлагаю  поиграть  в  «зацепки» ,  т.  е.  начинаем   «цепляться»   за  разные  эпизоды.   

     ЭПИЗОД  № 1. …  Пошли  мальчики  в  рост… научились  грамоте  и  боярских,  и  купеческих  детей  за  пояс  заткнули – никто  лучше   их  не  умеет  ни  прочитать,  ни  написать,  ни   ответу  дать.   Боярские  и  купеческие   дети   позавидовали,  и  давай  близнецов  каждый  день  поколачивать  да    пощипывать .      

    ВОПРОС  УЧИТЕЛЯ:  Какие  качества  проявились  у  близнецов,  а  какие  у  боярских  и  купеческих  детей?  

    ОТВЕТ  УЧАЩИХСЯ:  Близнецы  стали  грамотнее  всех,  а  боярские  да  купеческие  дети  им  завидовали  и  обижали   братьев.

    В. :  Как  вы  думаете,  почему  сложилась  такая  ситуация ?    

    О. :  Наверное,  потому,  что  братья  были  старательными  и  трудолюбивыми,  им  неоткуда  было  ждать  помощи.  А  купеческие  да  боярские  дети  привыкли  жить  на  всем  готовеньком  и  быть  лучше  всех,  а  когда  увидели,  что  солдатские  дети   умнее,  стали  их  обижать.  

    В. :  А  как  вы  оцениваете  поведение  боярских  и  купеческих  детей?  

    О. :  Они неправы,  так  как  завидуют  Иванам  и  вместо  того,  чтобы  постараться  и  быть  грамотнее  братьев  ,  начинают  их  унижать,  пользуясь  своим  положением.    

    ЭПИЗОД №2.  …  Долго  ли  нас  колотить  будут?  Давай – ка  расправляться  с  ними  по ----своему  …,  как  пошли  сдачу  сдавать :  тому  глаз  долой ,  тому  руку  вон… Всех  до  единого  перебили.  

    В. :  Как  вы   оцениваете  поведение  братьев?  

    О.:  Мнения  детей  разделяются :  одни  одобряют  братьев,  другие – осуждают.  

    В. :  А  как же  тогда  быть  с  идеей,  которую  вы  только  что  определили  (  необходимо  быть  добрым,  сильным,  чтобы  победить  зло)?    

             Важно  во  время  обсуждения  подвести  учеников  к  мысли ,  что  жестокость  никогда  не    может  быть  оправдана,  но  мы  можем  понять ,  почему  тот  или  иной  человек  бывает  злым  и  безжалостным.  

    В.:  А  как  вы  думаете,  почему  царь  велел  освободить  зачинщиков  и  сказал:  « Они  не  виноваты:  на  зачинщиков  Бог!»  

            В  процессе  обсуждения  приходим  к  выводу:  жестокость  всегда  наказуема.  Вспоминаем  золотое  правило  общения :  «Поступай  с  другими  так,   как  бы  ты  хотел,  чтобы  поступали  с  тобой».  

              Думаю,  именно  такие  моменты  особенно  важны  для  формирования  межличностных  отношений  в  социуме.  

    ЭПИЗОД №3. …   Прости  нас,  дедушка.  Что  прошли  не  здороваясь…    

    В. :   В  чем  значимость  данного  эпизода?  

    О. :   Подчеркивается  важность  уважительного  отношения  к  старшим  и   ко  всем  окружающим.  Хочешь,  чтобы  тебя  уважали – уважай  других!      

                 Обращаю  внимание   пятиклассников  на  то,  как  выдерживается  поучительность  сказки.   Казалось  бы,  ничего  не  значащие   моменты,  но  они  имеют  глубокий  смысл.                

    ЭЛИЗОД №4. … - Ну,  сынки,  верно,  вы    не  кормильцы  мне…  

    В. :  Почему  мать  так  говорит  сыновьям,  неужели  они  могут  оставить  ее  в  старости?  

    О. :  Нет,  сыновья  не  бросают  мать,  просто  она  понимает,  что  ее  дети  рождены  для  каких – то  важных  дел,  и  она  дает  им  свое  благословение.    

                 Напоминаю  учащимся,  что  всегда  на  Руси  существовал  обычай:  начинать  любое  дело  с  благословения  родителей.

    В. :  Как  по – вашему ,  зачем   нужно  благословение?  

    О. :  Родители  мудрее  нас,  им  виднее,  доброе  ли  дело  мы  затеяли,  будет  ли  оно  для  нас  успешным.  Родителям  важно,  чтобы  их  дети  были  счастливы.  У  старших  есть  жизненный  опыт,  они   ошибаются  очень  редко.  

    ЭПИЗОД № 5. … Ну.  Братец,  я  посильнее  тебя,  давай  поеду  влево  да  посмотрю.  Отчего  может  мне  смерть  приключиться?  А  ты  поезжай  направо:  авось   Бог  даст – царем  сделаешься!  

    В. :  Чему  учит  нас  этот  эпизод?  

    О. :  Старший  должен  всегда  оберегать  младшего,  заботиться  о  нем,  отвечать  за  него,  может  быть,  даже  решать  его  проблемы.  В  этом  сила  семьи.  

    ЭПИЗОД № 6. ... Водовоз  приехал  к  синему  морю…  

    Царевна  заплакала:  

    - Не  режь  меня…  

    - Скажи  отцу,  что  я  тебя  от  змея  избавил,   так  помилую.  

    Нечего  делать.  Согласилась.  

    В. :  Чем  интересен  этот  момент?  

    О. :  Водовоз,   запугав  царевну,    присваивает  себе  чужой  подвиг,  он  поступает  подло.  

    В. :  А  почему  же  царевна  не  расскажет  отцу  правды?    

    О. ( весьма  интересны):  а)  Она  же  обещала.  б) Она  девушка,  и  она,   наверно,  просто   боится,  у  нее  и  доказательств  нет.  в)  А  может,  ей  было  все  равно,  лишь  бы   живой  остаться.  

    В. :  А  водовоз  вам  никого  не  напоминает?  

    О. :  Напоминает  боярских  и  купеческих  детей.  Он  тоже  подлый  завистник.  

    ЭПИЗОД № 7.  … Начали  они  биться  смертным  боем… Он  обернул  саблю  и  давай    рубить  змея,  срубил  ему  все  двенадцать  голов…  

    В. :  Чему  нас  учит  этот  эпизод?  

    О. :  Иногда  даже  самая  малая  помощь  может  сказаться  на  исходе  всего  дела,  поэтому  помогать  нужно  тем,  что  в  твоих  силах .  

    ЭПИЗОД № 8.  … Потом  берет  саблю  и  хочет  рубить  львице  голову…  начала   слезно  плакать и  просить  прощения… пустил  ее  на  волю  вольную.  

    В. :  Почему  так  поступил  Иван,  ведь  сестра  трех  змеев  чуть   не  погубила  и  его  брата,  и  его  самого?  

    О. :  Мы  ведь  уже  говорили,  что  нельзя  на  жестокость  отвечать  жестокостью,  так  может  продолжаться  бесконечно.  Кто – то  же  должен  остановиться  первым.  Кроме  того,  ведь  львица  слезно  молила  и  просила  прощения.  Надо  прощать  тех,  кто  раскаивается  в  своих  проступках.  

              После  того  как  сказка  разобрана,  вновь  предлагаю  ученикам  подумать  и  выделить  идею.  Все  варианты  записываем,  их  бывает  множество:  

    -  Сказка  учит  уважать  людей.  

    -  Идея  в  том,  что  подлость  и  жестокость  всегда  наказуемы,  и  не  приносят  счастья  тем,  кто  поступает  подло  и  жестоко.  

    -  Главная  мысль  сказки  заключается  в  том,   что  надо  уметь  прощать.  

    -  Нельзя  завидовать  успехам  других  и,  пользуясь  силой,  унижать  тех,  кто  успешнее  тебя.  Нужно  самому  добиваться  успеха  в  чем – то ,  чтобы  тебя  уважали.  

    -  Главная  сила - это  семья,  хорошо,  когда  родители  тебя  понимают  и  помогают  тебе.  

                   Дети  по – новому  осмыслили  сказку,  увидели  связь  художественного  произведения  с  жизнью.  Я  заостряю  их  внимание  на  том,   что  теперь( после  разбора  сказки)  каждый  вынес что-то  новое  для  себя.  Забегая  вперед,   проговариваю,  что  такое  интерпретация  произведения.    

                  Интерпретация – это  толкование,  постижение  смысла.   Акцентирую  внимание  детей   на  том,  что  это  сугубо  личное  ( свое )  понимание  текста,  оно  может  не  совпадать  с  пониманием  текста  вашими  одноклассниками,  но  это  не  значит,  что  кто- -то   понимает  текст  правильно,  а  кто – то  нет.  Примером  может  послужить  анализ  эпизода № 6 ,  когда  дети  по – разному   оценили  поведение  Царевны.  

               Учащиеся  имеют  право  на   свое  истолкование  и  даже  ошибку,  но,  ненавязчиво  корректируя  их  восприятие  текста,  помня  о  том,  что  искажения  неизбежны,  так  как  детям  трудно  выразить  художественный  смысл  словесно – понятийными  средствами,  подвожу  их  к  истине.  

               Итак,  разобрав  сказку  «Два  Ивана  солдатских  сына»,  дети  приобретают теоретические  знания ( тема,  идея,  интерпретация ),  развивают  навыки  и  умения  пользоваться  данными  терминами,  учатся  не  просто  самостоятельно,  а  осознанно  работать  с  текстом.  Кроме  того,  выполняется  воспитательная  функция  произведения,  которая  заключается  в  том,  что  дети  исподволь  развивают  свое  мышление  и  чувства,  следовательно,  стали  духовно  богаче.  Они  по – новому  осмыслили  сказку,  получили  от  нее   наслаждение,  испытали  положительные  эмоции,  которые  способствуют  развитию  эстетического  восприятия  текста.  Пятиклассники  получили  возможность  самовыразиться;  непринужденная  беседа  раскрепощает  даже  детей  с  невысоким  уровнем  знаний,  и  у   них  появляется  желание  высказаться,  а  это  приводит  к  тому,  что  ребенок ,  попадая  в  ситуацию  успеха,  на  следующий  урок  приходит  с  желанием   работать.  

    Используемая  литература:    

    Бройтман  С.Н.   и  др. ( Под  ред. Чернец Л.В. ) « Введение  литературоведение :  основные  понятия  и  термины».   Учебное  пособие. – М. : Высшая  школа; издательский  центр «Академия».  

    Есин  А. Б. « Принципы  и  приемы  анализа  литературного  произведения».  Учебное  пособие. – М. Флинта, Наука 1998 – 245 с.  

    Кутузов А.Г.,  Леденева В. В., Романичева Е.С.,  Киселев А.К.  Учебное  издание. « В   мире  литературы». 5  класс. В  двух  частях. – М., издательский  дом  «Дрофа». 2002.